Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

V. По форме проявления




IV. По юр характеру взаимодействия участников

III. По особенностям объекта

I. Исходя из основных функций ФП.

II. В охранительных правоотношениях.

Эти правоотношения возникают в случае нарушения прав или невыполнения обязанностей. Одно из сторон правоотношения всегда является компетентный субъект (носитель властных полномочий) обладающий правом применять меры гос принуждения.

Другой стороной является лицо или орган, к которому эти меры применяются и который обязан их претерпевать.

Право применять меры гос принуждения для омпетентного субъекта является одновременно обязанностью

 

Виды финансовых правоотношений.

 

1. Охранительные правоотношения

2. Регулятивные правоотношения.

а. Относительные (двусторонние индивидуализированные) – в них управомоченному лицу противостоит не всякий, а конкретный субъект

б. Абсолютные (односторонние индивидуализированные) – в них управомоченному лицу противостоит неконкретный субъект, а всяк и каждый

II. По характеру ф/п норм

1. Материальные

2. Процессуальные

1. Имущественные

2. Неимущественные

а. Бюджетный процесс

б.Финансовый контроль

в.И др.

1. Горизонтальные

2. Вертикальные

1. Двусторонние – реализуются на основе волеизъявления 2ух сторон

2. Многосторонние – в которых участвуют более 2ух сторон. Каждая и которых реализует индивидуальную волю.
Их необходимо отличать от двусторонних со множеством участников на каждой из сторон, которые реализуют не индивидуальную а коллективную волю.

 

 

Финансовый контроль (ФК)

 

В литературе контроль и надзор определяют как проверку или наблюдение с целью проверки. Однако это разные понятия.

Отличия:

1. Контроль обычно основан на ведомственном или ином подчинении субъектов, поэтому в его рамках возможны проверки. Только подведомственных субъектов.
В отличии от надзора где возможна проверка 3их, неподчинённых лиц.

2. Главным при осуществлении надзора является проверка законности деятельности. А для контроля это лишь одно из его проявления. А главным является проверка целесообразности деятельности.

3. В отличии от надзора контроль наделён активной формой власти. Которая позволяет не только выявлять нарушения. Но и непосредственно их устранять

 

Наиболее разработанным понятие контроля является в науке управления, где его рассматривают в 3ёх аспектах:

1. Как одну из управленческих функций – систематическую и конструктивную деятельность органов управления и руководителей

2. Как завершающую стадию процесса управления, главным в которой является механизм обратной связи, с помощью которой управляющая система получает информацию о действительном состоянии управляемого объекта и исполнении им управленческих решений.

3. Контроль как неотъемлимая составляющая процессов принятия и реализации управленческих решений. Участвующая в этих отношениях от их начала и до их завершения

 

С точки зрения науки управления контроль – это одна из управленческих функций, которая выражается в системе наблюдения и проверки функционирования управляемого объекта с целью оценить обоснованность и эффективность принятых управленческих решений выявить степень их реализации, наличия отклонений и иных неблагоприятных ситуаций.

 

 

 

 

Признаки ФК:

 

Первая особенность.

Прежде всего финансовый контроль это одна из функций финансовой деятельности (посмотреть функции финансовой деятельности).

Функция – это обособившееся часть самой деятельности направленная на выявления обратной связи в достижении конкретного результата. Она направлена на проверку обоснованности процессов формирования распределения и использования государственных и муниципальных финансовых фондов.

Контроль нельзя сводить только к одной проверке, которая является лишь разновидностью метода, а не конечным результатом контроля. Поскольку за ним следуют меры обеспеченья справедливости и защиты нарушенных прав и интересов.

Целью финансового контроля, как функции является получение результатов по формированию, распределению и использованию гос и муниципальных финансов, а также своевременное и адекватное реагирование на выявленные нарушения

Объектом ФК являются распределительные процессы по всем направлениям организации гос и муницип финансов, движения всех видов финансовых фондов, а именно эффективность и целесообразность всех стадий формирования, распределения и использования денежных фондов, сопровождающие их финансовая отчётность, бухучёт, акты финансового планирования и иная документация

 

Вторая особенность.

В рамках финансового контроль сочетаются возможности воздействия не только на подведомственный объект, но и на 3их не подчинённых лиц, однако в отличии от надзора, только в пределах установленных законом. Т.е. ФК имеет некоторые черты надзора.

 

ФК – это обособившаяся часть (функция) финансовой деятельности по выявлению её результатов и обеспеченью обоснованности и справедливости процессов формирования распределения и использования гос и муницип фин фондов целях создания финансовых условий для расширенного воспроизводства и удовлетворения соц потребностей.

 

Задачи ФК

 

1. Активное воздействие на процесс распределения нац дохода и обеспечение его рационального и справедливого перераспределения

2. Определение эффективности экономических методов в финансовой сфере и их воздействия на хоз механизм государства

3. Обеспеченье сохранности денежных ресурсов от различных финансовых правонарушений

4. Выявление причин и условий порождающих финансовое правонарушение и принятие мер к их устранению

5. Обеспеченье соблюдения фин дисциплины укрепление законности в сфере финансов

6. Создание условий для режима экономии и выявление неиспользованных резервов

7. Обеспеченье точного ведения учёта, отчётности, декларирования.

 

 

Виды и органы ФК.

 

Схема «виды финансового контроля»

 

Виды финансового контроля.

 

 

Общегосударственный финансовый контроль.

 

Он осуществляется законодательными и исполнительными органами общей компетенции, т.е. которые кроме ФК осуществляют и другие функции.

Осуществляют ФК они:

1. По средствам права законодательной инициативы, т.е. могут предложить проект любого ф/п акта.

2. По средствам принятия ф/п актов

3. В ряде случаев они заслушивают или готовят информацию о ходе реализации ф/п нормативных и финансово-плановых актов.

4.

 

Последующий контроль они осуществляют, утверждая отчёты об исполнении финансово-плановых актов.

Таким образом они осуществляют ФК как органы общей компетенции.

 

В их структуре создаются специальные органы, основу компетенции которых составляет осуществление финансового контроля. У Федерального Собрания это счётная палата.

 

Задачи счётной палаты:

1. Контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов. (смотри Бюджетный процесс)

2. Определение эффективности и целесообразности расходования гос средств и управление федеральной собственностью (по средствам проведения проверок)

3. Контроль за законностью и своевременностью движения федеральных средств в центральном банке и кредитных организациях

4. Оценка проектов федерального бюджета и внебюджетных фондов.

5.

 

Счётная палата также проводит финансовую экспертизу проектов федеральных актов предусматривающих федеральные расходы. Она регулярно представляет информацию о ходе исполнения финансово-плановых актов проводимых контрольных мероприятиях. Готовит предложения по устранению выявленных нарушений.

По результатам контрольных мероприятий счётная палата выносит представления и предписания, которые обязательны для исполнения, а также направляет материалы в компетентные органы принимающие конкретные меры к нарушителям.

 

Специальным органом контроля при президенте РФ является контрольное управление администрации президента.

Основными задачами контрольного управления являются:

1. Контроль и проверка исполнения федеральными, региональными и иными органами нормативных актов.

2. Контроль за реализацией общенациональных проектов

3. Контроль и проверка исполнения поручений президента

4. Контроль за реализацией ежегодных посланий, бюджетных посланий и иных программных документов президента.

5. Информирование президента о результатах проверок

 

Управление для реализации возложенных на него задач имеет право:

1. Создавать комиссии с привлечением сотрудников правоохранительных и иных контрольных органов.

2. Направлять работников управления на заседания и совещания в органы исполнительной власти по вопросам контроля

3. В праве вносит предложения о привлечении к дисциплинарной ответственности и о временном отстранении от выполнения обязанностей гос служащих

4. Вызывать должностных лиц для дачи устных и письменных объяснений

5. Направлять в правоохранительные органы материалы о выявленных нарушениях

6. Запрашивать и получать необходимые материалы от органов гос власти, МСУ, организаций и должностных лиц.

 

Межведомственный финансовый контроль.

 

(Смотри тему органы осуществляющие финансовую деятельность)

 

Валютный контроль.

Его целью является обеспеченье соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Он осуществляется правительством РФ, а также органами (ЦБ и ФС «по финансово бюджетному надзору») и агентами (уполномоченные банки, внешэконом банк, профессиональные участники рынка ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы) валютного контроля.

 

Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями. А также валютными биржами осуществляет ЦБ.

Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами осуществляют органы и агенты валютного контроля. Правительство осуществляет координацию деятельности всех указанных выше органов и агентов.

Органы и агенты валютного контроля вправе:

1. Проводить проверки соблюдения валютного законодательства

2. Проводить проверки полноты и достоверности учёта и отчётности по валютным операциям

3. Запрашивать и получать документы и информацию в течении 7 дней.

 

Органы валютного контроля дополнительно имеют право:

1. Выдавать обязательные для выполнения предписания, об устранении выявленных нарушений

2. Применять установленные законодательством меры ответственности за нарушения валютного законодательства

 

Ведомственный ФК.

 

Он осуществляется внутри федерального министерства, федеральной службы, федерального агентства специальными структурными подразделениями.

Его организация возложена на руководителя ведомства.

К задачам этого вида контроля относится:

1. Оценка финансового состояния ведомства в целом

2. Эффективность использования материальных и финансовых ресурсов

3. Проверка достоверности учёта, отчётности и осуществление внутрихозяйственного контроля.

 

Его особенностью является прямое подчинение контрольно-ревизионных структур непосредственно руководителю ведомства.

В качестве примера: служба главного аудитора ЦБ.

 

Главный аудитор подчинен непосредственно председателю ЦБ. Является членом совета директоров, но без права голоса по медицинскому. Социально-бытовому обслуживанию приравнивается к заместителю председателя ЦБ.

Служба главного аудитора обеспечивает организацию внутреннего контроля. путём

1. независимой оценки финансового состояния ЦБ,

2. анализа эффективности выполнения им отдельных операций и функций

3. Участия в оценке достоверности публикуемой ЦБ бухгалтерской отчетности и иной финансовой информацией.

 

Внутренний аудит – это контроль осуществляемый по средствам регулярных. Документальных ревизий финансово-хозяйственной деятельности, подразделений и учреждений ЦБ, проведение целевых аудиторских проверок, выполнения банком РФ отдельных операций. Соблюдение подразделениями и учреждениями ЦБ нормативных актов

Служба главного аудитора состоит из:

1. Департамента внутреннего аудита и ревизии ЦБ. Который осуществляет общую организацию и методическое обеспечение контрольно-ревизионной деятельности. А также непосредственно проводит ревизии и целевые проверки учреждений и организаций подчинённых банку РФ.

2. Ревизионные отделы (управления) территориальных учреждений банка РФ.

3. Департамент полевых учреждений у дирекция центрального хранилища

 

 

Внутрихозяйственный ФК.

 

Он осуществляется внутри любого ЮЛ. Ответственность за его ведение возложена на руководителя организации.

В крупных организациях создаются специальные контрольные (контрольно-ревизионные) службы. Кроме руководителя контрольным полномочиями также обладают главный бухгалтер и подчинённые ему бухгалтерская служба.

Его проведение в основном основано на законе «о бухгалтерском учёте и отчетности.»

 

Невластные виды ФК.

Общественный ФК.

Он основан для конституционных правах граждан и их объединений на непосредственное участие в управлении делами государства. А также на праве каждого знакомиться с документами и материалами непосредственно касающимися его прав и свобод, на праве на объединения и свободе деятельности общественных объединений.

Характерными особенностями этого вида контроля являются:

1. Осуществление негосударственными и немуниципальными органами

2. Добровольность и инициативность

3. Отсутствие властных полномочий

4. Как правило, безвозмездность осуществление.

 

Формами общественного контроля являются:

1. Индивидуальное участие граждан
Возможен через привлечения граждан государственными и муниципальными органами во внештатные контрольные инспекции. Общественные комиссии и т.п.

2. Коллективный контрол ь, в основном через общественные объединения.
Проводится силами трудовых коллективов и их органов. Например советов трудовых коллективов.
Контроль общественных объединений наиболее показателен в деятельности профсоюзных организаций.

 

Аудиторский невластный контроль.

Он регулируется законом «об аудиторской деятельности».

Аудиторская деятельность – это деятельность по проведению аудита, т.е. независимой проверки бухгалтерской (финансовой) отчётности аудируемого лица, в целях выражения мнения о её достоверности, а также оказанию сопутствующих аудиту услуг (их перечень устанавливается федеральными стандартами аудиторской деятельности) аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами.

 

Аудиторы и аудиторские организации имеют исключительную правоспособность, т.е. вправе осуществлять исключительно аудиторскую деятельность, а также прочие связанные с аудиторской деятельность услуги, перечень (исчерпывающий) которых закреплён в законе.

Например: налоговое консультирование, оценочную деятельность. Разработку и анализ инвестиционных проектов и др.

 

Аудитор – это ФЛ получившее квалификационный аттестат аудитора и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

 

Квалификационный аттестат такому лицу выдаётся при условии:

1. Оно имеет высшее образование, полученное в аккредитованном вузе

2. Оно сдало квалификационный экзамен

3. Оно имеет стаж работы связанный с осуществлением аудиторской деятельности или ведением бухучёта и отчётности не менее 3 лет, причём не менее 2ух лет из последних 3ёх должны приходится на работу в аудиторской организации.

 

Аттестат выдаётся без ограничения срока действия. Однако каждый аудитор обязан в течении каждого календарного года проходить обучение по программам повышения квалификации утверждённым саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой он является.

Аудиторская организация – это коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организация аудиторов.

Требования к членству в аудиторских организациях аудиторов в саморегулируемой организации аудиторов:

I. Общие

1. Безупречное деловая репутация

2. Наличие и соблюдение правил осуществление внутреннего контроля качества работы

3. Уплата взносов в саморегулируемую организацию аудиторов

4. Уплата взносов в компенсационный фонда саморегулируемой организации аудиторов

II. Для организаций

1. Любая организационно-правовая форма за исключением ОАО и государственного или муниципального унитарного предприятия

2. Доля уставного капитала принадлежащего аудиторам или аудиторским организациям должна быть не менее 51%

3. Численность аудиторов в коллегиальном исправительном органе должна быть не менее 50% от его состава.

III. Для индивидуальных аудиторов

1. Наличие квалификационного аттестата

 

Аудиторская организация и индивидуальный аудитор могут быть членом только одной саморегулируемой организации аудиторов.

Аудиторская деятельность не подменяет государственный и муниципальный ФК. Она является независимой, поэтому аудиторские организации и аудиторы не вправе осуществлять действия влекущие возникновения конфликтов и интересов. Т.е. когда заинтересованность аудиторской организации или аудитора может повлиять на мнение о достоверность бухгалтерской или финансовой отчетности аудируемого лица. Кроме того порядок выплаты и размер денежного вознаграждения за проведение аудита не могут быть поставлены в зависимость от содержания выводов указанных в аудиторском заключении.

 

Права и обязанности аудиторских организаций и аудиторов

 

Права:

1. Самостоятельно определять формы и методы проведения аудита. А также количественный и персональный состав аудиторской группы

2. Исследовать в полном объёме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью, а также проверять фактическое наличие любого имущества отражённого в ней.

3. Получать от аудируемого лица разъяснения и подтверждение в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудита вопросам.

4. Отказаться от проведения аудита в случае непредставления всей необходимой документации для проверки или выявление обстоятельств способных оказать влияние на аудиторское заключение

5. Страховать свою ответственность

6. Осуществлять иные права вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.

 

Обязанности:

1. Предоставлять по требованию аудируемого лица обоснования и замечаний и выводов. А также информацию о членстве в саморегулируемой организации аудиторов

2. Передавать в установленный договором срок аудиторское заключение

3. Обеспечивать хранения документов, получаемых в ходе проведения аудита в течении не менее 5 лет.

4. Исполнять иные обязанности вытекающие из договора об оказании аудиторских услуг

 

Права и обязанности аудируемого лица.

 

Права:

1. Требовать и получать обоснования замечаний и выводов от аудиторской организации или аудитора, а также информацию об их членстве в саморегулируемой организации аудиторов

2. Получать аудиторское заключение в установленный договором срок

3. Осуществлять иные права вытекающие из договора об оказании аудиторских услуг

 

Обязанности:

1. Содействовать аудиторской организации или аудитору в своевременном и полном проведении аудита и создавать для этого необходимые условия

2. Не предпринимать действий, направленных на сужение вопросов подлежащих выяснению, а также на сокрытие информации и документации. Запрашиваемой аудиторами

3. Своевременно оплачивать аудиторские услуги даже в случае если заключение не согласуется с позицией аудируемого лица.

4. Исполнять требования федеральных стандартов аудиторской деятельности и иные обязанности вытекающие из договора об оказании аудиторских услуг.

 

Основным документом составляемым по итогам аудиторской проверки является аудиторское заключение, т.е. официальный документ предназначенный для аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или аудитора о достоверности бухгалтерской или финансовой отчётности.

В законе закреплено понятие «заведомо ложного аудиторского заключения», т.е. заключения которое было дано без проведение аудита либо составлено по результатам аудита, но явно противоречащее содержанию представленных и рассмотренных в ходе аудита документов.

Контроль за деятельностью аудиторских организаций и аудиторов осуществляют Минфин и саморегулируемые организации аудиторов, которые вправе применять меры дисциплинарного воздействия:

1. Вынести предписание обязывающие устранить выявленные недостатки

2. Вынести предупреждение вы письменной форме о недопустимости нарушений

3. Наложить штраф

4. Принять решения о приостановлении членства в саморегулируемой организации аудиторов, на срок не более 180ти дней до устранения выявленных нарушений.

5. Исключить из членов саморегулируемой организации аудита

6. И иные меры

 

Иные классификации ФК:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 484; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.095 сек.