Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Показатели эффективности использования оборотного капитала




Длительность нахождения капитала в обороте зависит от влияния внешних и внутренних факторов. Внешние – не зависящие от деятельности предприятия (экономическая ситуация в стране, отраслевая особенность и др.). Внутренние – ценовая политика, структура активов, условия и сроки расчётов, кредитная политика и др.

Оборачиваемость оборотных активов определяется исходя из времени, в течение которого денежные средства совершают полный оборот.

Оборачиваемость выражается с помощью системы коэффициентов:

1. Коэф оборачиваемости Коб

2. загрузки оборотных средств на 1 р. реализованной продукции Кз

 

 

Коэффициент загрузки(капиталоёмкость) – показатель обратный коэффициенту оборачиваемости, используется для планирования и показывает величину оборотных средств, затрачиваемых на каждый рубль реализованной продукции

КЗок/ВР=1/Коб

Пример:

в базовом периоде 10074/2480=0,406

в плановом периоде 10080/25920=0,389

базовый 1/2,466=0,406 плановый 1/2,571=0,389

Данные показывают, что рост эффективности использования оборотных средств положительно отразился на ускорении оборачиваемости оборотных средств.

Длительность одного оборота, дней определяется делением оборотного капитала на однодневный оборот, определяемый как отношение объёма реализации к периоду дня.

Длок*Д/ВР

Для расчёта длительности одного оборота используем 3 метода:

Период 1й метод 2й метод 3метод
формулы Длок*Д/ВР Дл=Д/Коб Дл=Д*Кз
базисный 10074*360/24840=146дн 360/2,466=146дн 360*0,406=146дн
плановый 10074*360/25920=140дн 360/2,571=140дн 360*0,389=140дн

 

Длительность одного оборота снизилась со 146 дней до 140, снизился коэффициент загрузки с 40,6 коп на рубль реализуемой продукции до 38,9.

Длительность оборота товаро-материальных запасов

Д=Стмз*Д/ВР

Стмз – средний объём величины товаро-материальных запасов

Пример:

Стмз – базисный период 6,175 млн. р., плановый - 6,210

базисный период 6175*360/24840=89,5 дней

плановый 6210*360/25920=86,2 дней

Длительность оборота дебиторской задолженности

Ддздз*Д/ВР

Пример:

Дебиторская задолженность в базисном периоде составляла 2 млн. 80 т. р., плановый период – 1,96 млн. р.

базовый период 2080*360/24840=30,1 дней

плановый 1960*360/2590=27,2 дней

Длительность оборота кредиторской задолженности

Дкзкз*Д/ВР

Пример:

Кредиторская задолженность в базовом периоде 2,76 млн., в плановом – 2,39

базовый 2760*360/24840=40 дней

плановый 2390*360/25920=33,2 дней

Длительность оборота денежных средств – время с момента оплаты производственных запасов до момента получения выручки от реализации.

Ддстмздзкз

базисный 89,5+30,1-40=79,6 дней

плановый 86,2+27,2-32,2=80,2 дней

Вывод: длительность оборота денежных средств может быть снижена за счёт:

1. сокращение длительности оборота тмз

2. сокращение длительности дебиторской задолженности

3. увеличение периода кредиторской задолженности

Высвобождение оборотных средств в результате ускорения их оборачиваемости может быть абсолютным и относительным. Абсолютное высвобождение – прямое уменьшение потребности в оборотных средствах для выполнения плановых работ. Относительное высвобождение оборотных средств происходит, когда при наличии оборотных средств в пределах плановой потребности, обеспечивается перевыполнение плана производства, т.е. тем ростопроризводством опережает тем ростом остатка оборотных средств.

Расчёт экономии Эок оборотных средств может производить различными способами.

Пример:

Коэффициент роста производства 1,044

1 способ: Сок пл – Сок базр=10080-10074*1,044=432 т.р.

2 способ: Эок=ВРплл базл пл)/360=25920(146-14-)/360=432 т.р.

3 способ: Эок=ВРплоб пл – ВРплоб баз=25920/2,5714-25920/2,4657=432 т.р.

Финансовый результат от ускорения оборачиваемости составит 432 т.р.

 

Основной капитал и источники его финансирования

Основной капитал предприятий – часть производительного капитала, который полностью и многократно принимает участие в производстве товара и переносит свою стоимость на новый продукт по частям в течение ряда периодов.

К основному капиталу относится та часть авансированного капитала, которая затрачена на постройку зданий, сооружений, на покупку машин, оборудования, инструментов. После реализации товара основной капитал по частям возвращается в денежной форме предприятию. Основной капитал подвергается физическому и моральному износу.

Физический износ – постепенная утрата основными капиталами потребительской стоимости, которая постепенно переносится на продукт частями и возвращается в виде амортизации.

Моральный износ происходит из-за роста производительности труда и технического прогресса и ведёт к обновлению основного капитала до того, как он изнашивается физически.

Основной капитал – денежные средства, вложенные в основные фонды, он меняет свою вещественную форму и проходит следующие стадии:

1) инвестирование, денежная форма – основные фонды в реальные активы, т. е. здание, сооружение, машины и оборудование и др., а не в финансовые активы (акции, облигации).

2) производство (материально-вещественная форма), потребление в виде амортизации. Это процесс постепенного перенесения стоимости средств труда по мере их физического и морального износа на производимый продукт.

3) возмещение – начисленная амортизация превращается в денежную форму (себестоимость – выручка). За счёт этих денег происходит вновь закупка оборудования и т. д.

В состав основного капитала входит:

1) основные средства – часть имущества, используемые в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, либо для управления в течение периода превышающего 12 мес. или стоимостью свыше 20 т. р. В составе основных средств учитываются находящиеся в собственности организации земельные участки, объекты природопользования и другие материальные ценности, имеющие длительный срок службы.

2) Незавершённые долгосрочные инвестиции – затраты на создание, увеличение размеров, а также приобретения внеоборотных активов длительного пользования, не предназначенных для продажи, за исключением долгосрочных финансовых вложений в государственные ценные бумаги, уставные капиталы и ценные бумаги других предприятий.

3) нематериальные активы – объекты интеллектуальной собственности. В составе нематериальных активов учитывается также деловая репутация (гудвил) и организационные расходы (расходы, связанные с образованием юридического лица), программные продукты, информационные продукты, товарные знаки и т.д.

4) долгосрочные финансовые инвестиции – инвестиции в государственные ценные бумаги, облигации, ценные бумаги других организаций, вклад в уставные капиталы других организаций, а также займы, предоставленные другим организациям

Оценка основных средств

1) первоначальная стоимость – балансовая оценка стоимости создания или приобретения основных фондов в ценах того года, когда эти фонды были созданы или приобретены.

2) восстановительная стоимость – стоимость приобретённых ранее основных средств; переоценивается в современных условиях. Переоценку, как правило, производят 1 раз в год путём индексации или методом прямого пересчёта по рыночным ценам.

3) остаточная стоимость – стоимость с учётом физического и морального износа, определяется как разность между первоначальной или восстановительной стоимостью и суммой износа за данный период эксплуатации. Не подлежат переоценке: природоохранные объекты, здания природопользования, здание жилищного фонда, земли, лесопарки, водные объекты и имущество госорганов

4) ликвидационная стоимость – стоимость реализации изношенных или снятых с эксплуатации отдельных объектов основных средств.

Источники формирования и воспроизводства основного капитала

Основные средства – денежные средства, инвестированные в основные фонды производственного и непроизводственного назначения. Они оказывают многоплановое и разностороннее влияние на финансовое состояние и результаты хозяйственной деятельности.

Первоначальное их формирование происходит при учреждении организации, за счёт уставного капитала. В момент приобретения основных средств и принятие их на баланс их величина совпадает со стоимостью основных средств. В дальнейшем по мере участия в производственном процессе стоимость основных средств раздваивается: одна часть, равная износу, переносится на готовую продукцию, другая – выражает остаточную стоимость действующих основных фондов.

Сношенная часть стоимости основных средств, перенесённая на готовую продукцию, по мере реализации продукции, накапливается в денежной форме в амортизационном фонде и используется на воспроизводство основных средств.

остаточная стоимость основных фондов
основные средства
первоначальная стоимость основных средств по балансу
Кругооборот стоимости основных фондов

основные средства

износ основных фондов
капитальные вложения
фонд развития производства
амортизационный фонд

 


источники финансирования:

1. Прибыль и другие собственные финансовые ресурсы

2. Акционерный и долевой капитал

3. Долгосрочный кредит

4. Бюджетные ассигнования

5. Средства внебюджетных фондов

Основные средства подразделяются по вещественно-натуральному составу: здания и сооружения, рабочие силовые машины, оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги, прочие сооружения (плотины, дамбы) и т. д.

Также в составе ос учитываются капитальные вложения на коренное улучшение земель, капитальные вложения в арендованные объекты ос.

Материально-технической основой производства на любом предприятии являются производственные фонды, в процессе воспроизводства фонды находятся в непрерывном кругообороте и в зависимости от способа перенесения стоимости на создаваемый продукт делятся на основные и оборотные.

Собственные источники ос

1) Амортизация

2) Износ нематериальных активов

3) Прибыль, остающаяся в распоряжении организации

Привлечённые источники ос

1) Кредиты банков

2) заёмные средства других организаций

3) денежные средства, получаемые от эмиссии ценных бумаг, паевых и иных взносов

4) денежные средства, поступающие в порядке перераспределения из инвестиционных фондов других объединений

5) средства внебюджетных фондов

6) ассигнования из бюджетов различных уровней

7) средства иностранных инвесторов

8) средства физических лиц

Показатели эффективности использования ос

Общая рентабельность

Ро = Пб*100%/(Ссргос)

Пб – прибыль балансовая (общая)

Ссрг – среднегодовая стоимость основных производственных фондов

Сос - среднегодовая стоимость оборотных средств

Расчётная рентабельность

Рр = (Пб – Пп)*100%/(Ссрг+ Сос)

Пп – различные платежи и налоги их общей прибыли (чистая прибыль)

Показатели использования основных фондов

Фондоотдача показывает, какова общая отдача от использования каждого рубля, затраченного основными производственными фондами (опф), насколько эффективно они используются

Фо = Ввсрг

Вв – валовая выручка

Ссрг – среднегодовая стоимость опф

Фондоёмкость – обратный показатель фондоотдачи, он показывает долю затрат на каждый рубль валовой продукции

Фе = Ссргв = 1/Фо

Повышение фондоотдачи и снижение фондоёмкости свидетельствуют о повышении эффективности использования основных фондов и ведёт к экономии капитальных вложений. Сумма этой экономии рассчитывается по формуле Э = ИФ*В

ИФ – изменение фондоотдачи

В – выручка за анализируемый период

Относительная экономия капитальных вложений

Эк = (100+dКф/100*ИФе)*В

ф – процентное изменение фондоотдачи

ИФе – изменение фондоёмкости

Коэффициент фондовооружённости

Кфв = Ссргр

Ссрг - среднегодовая стоимость основных производственных фондов

Чр – среднесписочная численность рабочих

Относительное высвобождение работающих за счёт лучшего использования основных фондов

Эр = ИВ/W

Эр – количество высвобожденных работающих

ИВ – изменение выручки

W - средняя выработка на предприятии в руб. на 1 чел.

Коэффициент энерговооруженности

Кэв = Мэр

Мэ – мощность установленных двигателей и аппаратов в кВт

Чр – численность рабочих

Коэффициент механовооружённости

Кмв = Срмр

Срм – среднегодовая стоимость рабочих машин и оборудования

Роль амортизации в процессе финансирования воспроизводства основного капитала

Существует 2 формы финансирования основного и оборотного капитала – внешнее и внутреннее.

Внутреннее финансирование осуществляется за счёт денежных средств, формируемых в результате начисления амортизации и получение прибыли, остающейся в распоряжении организации.

Амортизация включается в состав внутренних финансовых ресурсов по 2м причинам:

1) амортизация не изымается у организации на всём протяжении её начисления

2) накопленные амортизационные начисления за весь срок службы основных фондов до момента их выбытия являются временно свободными денежными средствами.

Амортизация – стоимостная оценка износа основного капитала за определённый период времени. На основе этой оценки происходит ежегодное списание части стоимости основных фондов - так называемы амортизационные отчисления.

Способы начисления амортизации

В налоговом учёте существует 2 способа – линейный и нелинейный (метод уменьшаемого остатка)

В бухгалтерском учёте их 4 – линейный, нелинейный, метод списания по числу лет полезного использования и метод списания стоимости, пропорционально объёму продукции

1 способ – линейный.

К = 1/n*100%

n – количество лет полезного использования

Пример: предприятие купило оборудование за 1 млн р, СПИ – 10 лет, найти норму амортизации

1/10*100=10%

10%/12 – месс

2 – нелинейный способ

Норма амортизации начисляется в процентах к остаточной стоимости имущества

К = 2/n*100%

2/10*100%=20%

аморт ост. ст-ть

1 год 1000000 2000000 8000000

2 8000000 16000000 64000000

3 640000 128000 512000

4 512000 102400 409600

Предприятия, относящиеся к малому бизнесу могут в 1 год эксплуатации списывать до 50% первоначальной стоимости.

3 – метод списания по числу лет СПИ

Годовая сумма амортизации определяется исходя из первоначальной стоимости и соотношения числа лет срока службы объекта.

Пример: объект основных фондов первоначальная стоимость 100000 р, СПИ – 5 лет

Решение:

условные годы 1+2+3+4+5=15 условных лет

Год Норма амортизации Сумма амортизации
  5:15*100%=33,3% 100000*0,333=33330
  4:15*100%=26,67% 100000*0,2667=26670
  3:15*100%=20% 100000*0,2=20000
  2:15*100%=13,33% 100000*0,1333=13330
  1:15*100%=6,67% 100000*0,0667=6670

Этот метод применяется в химической промышленности, т. е. в тех отраслях, где быстро изнашиваются основные фонды

4 – метод списания стоимости пропорционально объёму продукции

Пример: организация купила автомобиль стоимостью 350 т.р. со СПИ 5 лет и предполагаемым пробегом 500 тыс. км. В отчётном периоде пробег составил 50 тыс. км. Найти сумму амортизации.

Решение: 1) 350000р:500000км=0,7р/км

2) 0,7*500000=35000р

Ответ: амортизация за отчётный период составит 35000р

Особенности формирования амортизационных отчислений по арендованным основным средствам и по лизинговому имуществу

Лизинг – вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определённую плату.

Лизинг – товарный кредит в основные фонды, по форме он схож с инвестиционным финансированием, различия между ними заключено в том, что при инвестиционном финансировании клиент берёт кредит и сам приобретает оборудование, при лизинге оборудование числится у лизингодателя.

Условия договора при лизинге бывают различными:

1) чистый лизинг – все расходы по обслуживанию принимает на себя лизингополучатель

2) полный лизинг – когда лизингодатель принимает на себя все расходы по обслуживанию имущества

3) частичный лизинг – лизингодатель берёт на себя только часть услуг

Лизингодатель как собственник основных фондов рассчитывает на получение за их использование арендной платы. Лизингопользователь может получить право на приобретение данного имущества. Чтобы принять правильное решение, необходимо рассчитать размер оплаты за лизинговые услуги, определить годовую процентную ставку и сравнить её со ставками банковского кредита. Применяют 2 метода:

1) метод простых расчетов рассчитывается на основе данных о первоначальной стоимости объекта, установленных ежегодных взносов в счёт погашения стоимости объекта, а также процентной ставки, установленной лизингодателем. Исчисляется средняя сумма задолженности и расходы за приобретённые лизинговые услуги.

2) 2)дисконтирование

цена лизинговых услуг может быть рассчитана на основе лизинговых платежей по формуле:

ЦФЛ = (ЛП-НА)*(1-КН)/1-УЗ

ЦФЛ – цена финансового лизинга в %

ЛП – годовой размер лизинговых платежей в %

НА – годовая норма амортизации активов в %

КН – коэффициент налогообложения

УЗ – уровень затрат по приобретению активов на условиях финансового лизинга к стоимости этих активов, выраженных в десятичных дробях.

Пример: среднегодовая задолженность организации перед лизингодателем 750 млн р; договорная стоимость объекта лизинга 1 млрд 500 млн р; годовой размер лизингового платежа составляет 18%, а годовая норма амортизации 10%; расходы по приобретению активов на условиях финансового лизинга, которые не входят в лизинговую ставку в годовом исчислении составляют 65 млн р или 0,04, коэффициент налогообложения 0,22; цена финансового лизинга составит:

ЦФЛ = (18-6,5)*(1-0,22)/1-0,04=6,5%

Цена финансового лизинга не должна превышать цену банковского кредита.

Основными недостатками лизинга являются:

1) высокий уровень цены лизинговых услуг

2) высокий уровень ответственности лизингополучателя в случае нарушения условий договора.

Особенности формирования амортизационных отчислений для целей налогообложения

Формирование амортизационной политики регламентируется для целей бухучёта ПБУ 6/01, а для целей налогообложения глава 25 налогового кодекса.

Учитывая, что АО включаются в себестоимость, а не влияют на величину налога на прибыль и налога на имущество. Налог на имущество рассчитывается как произведение ставки 2% на среднегодовую стоимость имущества, при расчёте этого налога основные фонды берутся исходя из остаточной стоимости (восстановительной). Следовательно, начисление ускоренной амортизации ведёт к снижению остаточной стоимости и уменьшает платежи по налогу на имущество.

Уровень платежей по налогу на прибыль зависит от величины и динамики АО, включаемых в себестоимость в целях налогообложения и непосредственно снижает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

Уменьшение налога на прибыль происходит опосредованно за счёт уменьшения налогооблагаемой прибыли на сумму налога на имущество.

К современному инструментарию амортизационной политики относятся:

1) методы ускоренной амортизации

2) переоценка и оценка основных фондов

Использование этих методов можно оценить с помощью критериев чистый поток денежных средств, складывающийся из величины АО и чистой прибыли предприятия.

К современным методам ускоренной амортизации относятся нелинейный метод, списание стоимости по сумме чисел лет СПИ (коммулятивного метода).

Источники финансирования ос на предприятии

Ремонт основных фондов удлиняет срок их службы, повышает производительность, уменьшает потребность в прямых инвестициях. Различают текущий, средний и капитальный ремонт.

Текущий – мелкие поломки, замена отдельных деталей.

Средний – планово-предупредительный замена отдельных узлов, деталей один раз в год

Капительный – ремонт базовых деталей, узлов, двигателя периодичностью более 1 г, капитальный ремонт зданий, сооружений

Все виды ремонтов включаются в состав затрат, предприятие может самостоятельно создавать ремонтный фонд, на основе технико-экономических расчётов определяет общий объём работ и норму формирования ремонтного фонда. На основе утверждённых норм организации ежемесячно проводят начисления ремонтного фонда и включают его в себестоимость равными долями. В случае необходимости фактические затраты по ремонту основных фондов можно относить на расходы будущих периодов с последующим их списанием.

Финансирование ремонта основных фондов непроизводственного назначения производится из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Нематериальные активы и источники их приобретения

К НМА относятся объекты интеллектуальной собственности, деловая репутация (гудвил), организационные расходы.

Интеллектуальная собственность – обобщённое понятие, включает права, относящиеся к литературным, художественным и научным произведениям, исполнительской деятельности, изобретениям, научным открытиям, промышленным образцам, товарным знакам, фирменным наименованиям, а также другие права, относящиеся к интеллектуальной собственности в соответствии с пунктом 8 статьи 2 конвенции, учреждающей всемирную организацию интеллектуальной собственности.

НМА

организационные расходы
деловая активность
программы ЭВМ
базы данных
топологии интегральные
селекционные достижения
товарные знаки
промышленные образцы
полезные модели
изобретения
интеллектуальная собственность

 

 


Деловая репутация гудвил появляется у предприятия в том случае, если им была совершена покупка другого предприятия. В этом случае деловая репутация определяется как разница между покупной ценой и стоимостью предприятия по бухгалтерскому балансу.

НМА могут создаваться на предприятии или приобретаться со стороны, вноситься учредителями в счёт вкладов в уставный капитал. Создание, использование, приобретение и выбытие НМА осуществляется на основании договоров гражданско-правового характера. В зависимости от вида НМА это могут быть: договор о создании и передаче научно-технической продукции, авторский договор, лицензионный договор, договор о передаче ноу-хау и т. д.

Сущность инвестиций и их классификация

Термин «инвестиции» происходит от латинского слова инвест – вкладывать.

Инвестирование представляет собой вложение капитала с целью его увеличения.

Определение дано в ФЗ №39 от 25.02.99.

Инвестиции – денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в т. ч. имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской или иной деятельности в целях получения прибыли или достижения иного полезного эффекта.

Типы инвестиций

1) инвестиции в физические активы

2) и в денежные активы

3) и в нма

Под физическими активами понимаются производственные здания, сооружения, а также любые виды машин и оборудования с полезным сроком службы свыше 1 года.

Денежные активы – права на получение денежных сумм от других физических и юридических лиц. Например, депозитов в банке, облигаций, акций и т. п.

НМА – ценности, приобретаемые в результате повышения квалификации персонала, разработка торговых знаков, приобретение лицензий и т. д.

Инвестиции в ценные бумаги принято называть портфельными, а инвестиции в физические активы - инвестиции в реальные активы.

Основные группы инвестиций

1) инвестиции в повышение эффективности производства

2) и в расширение производства

3) и в новое производство

4) и для удовлетворения требований госорганов

Все возможные инвестиции можно разбить на 2 группы:

1) пассивные, т. е. такие, которые обеспечивают в лучшем случае неухудшение показателей прибыльности вложений, это замена устаревшего оборудования, подготовка нового персонала взамен уволившегося и т. д.

2) активные инвестиции – те, которые обеспечивают повышение конкурентоспособности фирмы и её прибыльности.

Классификация инвестиций по признакам:

1) в зависимости от объектов вложений средств различают реальные и финансовые инвестиции.

2) по характеру участия выделяют прямые и непрямые инвестиции

3) по периоду инвестиций различают краткосрочные и долгосрочные

4) по формам собственности инвесторов выделяют частные, государственные, иностранные, совместные

5) по региональному признаку различают инвестиции внутри страны и зарубежом

Субъекты инвестиционной деятельности

Основными субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители и пользователи.

Инвесторы – субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение средств в форме инвестиций.

Основные права:

1) право осуществлять инвестиционный выбор

2) право контролировать целевое использование средств при инвестициях

3) право инвестора передать по договору свои права по инвестициям другим лицам

4) право инвесторов приобретать в собственность объекты, созданные в результате инвестирования

Заказчики – субъекты инвестиционной деятельности, которые уполномочены инвесторами осуществить реализацию инвестиционного проекта.

Исполнители работ – лица, наделённые определёнными полномочиями по реализации проекта в силу заключённого с ними договора.

Пользователи – субъекты, для которых создаётся объект инвестиционной деятельности.

Управление инвестициями

Управление инвестиционной деятельностью направлено на обеспечение реализации наиболее эффективных форм вложения капитала.

Этапы управления:

1) анализ инвестиционного климата страны

2) выбор конкретных направлений инвестиционной деятельности

3) выбор конкретных объектов

4) оценка ликвидности инвестиций

5) определение необходимого объёма ресурсов

6) управление рисками

Основные формы реального инвестирования

1) новое строительство

2) реконструкция

3) техническое перевооружение

4) расширение производства

5) приобретение НМА

6) приобретение предприятия

Стадии инвестирования

1) прединвестиционный этап, в процессе которого идёт выбор объекта

2) реализация проекта инвестирования

3) постинвестиционный этап – эксплуатация объекта

Инвестиционный проект должен содержать перечень основных разделов:

1) краткая характеристика

2) основная идея

3) анализ рынка и концепция маркетинга, обоснование материальных затрат

4) характеристика технических основ проекта

5) место расположения

6) организация управления

7) необходимые трудовые ресурсы

8) график реализации проекта

9) характеристика финансового обеспечения и оценка эффективности проекта

Субъекты инвестиционной деятельности

1) индивидуальный инвестор

2) институциональный – финансовый посредник

3) стратегичесий: цель – приобретение контрольного пакета

4) портфельный инвестор вкладывает инвестируемые средства в различные проекты

Понятие портфеля ценных бумаг, принципы его формирования

Портфель ЦБ – все ценные бумаги, которыми располагает инвестор, портфель состоит из секций: облигационных, обычных акций, преф акций и др ЦБ.

Состав зависит от целей инвестора и его характера (консервативный, агрессивный и тд).

Портфель считается сбалансированным, если составлен т. о., что инвестор получает оптимальное сочетание безопасности, доходности, роста капитала и ликвидности.

Принципы формирования инвестиционного портфеля

1) обеспечение реализации инвестиционной политики, вытекающие из необходимости достижения соответствия целей формирования инвестиционного портфеля целям разработанной и принятой инвестиционной политики.

2) обеспечение соответствия объёма, структуры инвестиционного портфеля объёму и структуре формирующих его источников с целью поддержания ликвидности и устойчивости предприятия

3) достижение оптимального соотношения доходности, риска и ликвидности исходя из конкретных целей формирования инвестиционного портфеля, для обеспечения сохранности средств и финансовой устойчивости предприятия.

4) диверсификация инвестиционного портфеля – включение в его состав разнообразных инвестиционных объектов, в т. ч. и альтернативные инвестиции для повышения надёжности, доходности и снижения риска вложений.

5) обеспечение управляемости инвестиционным портфелем, что предполагает ограничение числа и сложности инвестиций в соответствии с возможностями инвестора, т. е. анализ основных характеристик инвестиций (доходность, риск, ликвидность и др.)

Основные виды ценных бумаг

Акция – единичный вклад в уставный капитал АО с вытекающими из этого правами.

Облигация – единичное долговое обязательство на возврат денежной суммы через установленный срок с уплатой или без уплаты определённого дохода.

Вексель – письменное денежное обязательство должника о возврате долга, форма и обращение которого регулируются специальным законодательством - вексельным правом.

Банковский сертификат – свободно обращающееся свидетельство о депозитном (сберегательном) вкладе в банк с обязательством последнего выплаты этого вклада и процентов по нему через установленный срок.

Фьючерсный контракт – стандартный биржевой договор купли-продажи биржевого актива через определённый срок в будущем по цене установленной в момент сделки.

Коносамент – документ (контракт) стандартной международной формы на перевозку груза, удостоверяющий его погрузку, перевозку и право на получение.

Чек – письменное поручение чекодателя банку уплатить чекополучателю указанную в нём сумму денег.

Опцион – договор, в соответствии с которым одна из сторон имеет право, но не обязательство, в течение определённого срока продать (купить) у другой стороны соответствующий актив по цене, установленной при заключении договора с уплатой за это право вознаграждение.

Варрант –

а) документ, выдаваемый складом и подтверждающий право собственности на товар, находящийся на складе

б) документ, дающий его владельцу преимущественное право на покупку акций или облигаций какой-то компании в течение определённого срока времени и по установленной цене

Срочные ценные бумаги – ЦБ, имеющие установленные при их выпуске срок существования. ЦБ делятся на 3 подвида: краткосрочные (имеют срок обращения до 1 года), среднесрочные (свыше 1 года, до 5-10 лет), долгосрочные – (20-30 лет), бессрочные (срок ничем не регламентирован).

Классическая форма существования ценой бумаги – бумажная форма, при которой ценная бумага существует в форме документа. Развитие рынка ЦБ требует перехода многих видов ЦБ, прежде всего эмиссионных, к бездокументарной форме существования.

Инвестиционные (капитальные) ЦБ – являются объектом для вложения капитала (акции, облигации, фьючерснве контракты и др.)

Неинвестиционные ЦБ – ЦБ, которые обслуживают денежные расчёты на товарных и других рынках (векселя, чеки, коносаменты)

Государственные ЦБ – обычные виды облигаций

Негосударственные ЦБ – ЦБ, которые выпускаются в обращение корпорациями, компаниями, банками, организациями и частными лицами.

Оценка и критерии эффективности реальных инвестиций

Реальные инвестиции осуществляются в форме инвестиционных проектов. Инвестиционный проект – обоснование экономической целесообразности, объёма и сроков осуществления капитальных вложений, в т. ч. проектно-сметная документация, разработанная в установленном порядке с описанием практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).

Показатели эффективности инвестиционного проекта рассчитывают на основании денежного потока. Расчёт показателей эффективности проекта строится в текущих ценах, т. е. без учёта инфляции, потом в прогнозных ценах с учётом инфляции.

Дефлированные цены -, которые стоятся путём деления прогнозных цен на общий индекс инфляции.

Все перечисленные факторы участвуют в формировании коэффициента дисконтирования. Для его определения используется либо реальная, либо номинальная ставка процента. При этом сам коэффициент дисконтирования должен отражать альтернативную стоимость капитала, а дисконтирование применяется к денежным потокам, выраженным в текущих или дефлированных ценах.

Номинальная процентная ставка – по существу ставка, объявленная кредитором, она учитывает не только доходность кредитора, но и индекс инфляции.

Реальная процентная ставка – скорректированная ставка с учётом темпов инфляции.

Формула Фишера

rH = rp+j+rp*j

номинальная ставка

реальная ставка

темп инфляции

Методы оценки эффективности проектов

а) основанные на концепции дисконтирования

1) NPV – метод расчёта чистой дисконтированой стоимости

2) IRR – метод определения внутренней нормы доходности

3) PI – м расчёта индекса доходности

4) PP – м расчёта срока приведённой окупаемости

б) традиционные методы без учёта дисконтирования

1) м определения срока окупаемости

2) м определения средней нормы прибыли

3) м расчёта точки безубыточности

1. NPV м основан на сопоставлении величины исходной инвестиции I0 c общей суммой дисконтированных чистых денежных поступлений, генерируемых ею в течение прогнозируемого срока (PV). Ставка дисконтирования R устанавливается инвесторами самостоятельно исходя из ежегодного процента возврата, который он хочет иметь на инвестируемый им капитал.

Если предполагается единовременная инвестиция I0, то NPV будет выглядеть как PV-P0

PV – текущая стоимость денежных потоков

I0 – исходная инвестиция

Если приток денежных средств идёт в течение n лет, то PV=

NPV=-I0+

Если NPV>0 проект следует принять, если < - отвергнуть; если 0, - ни прибыльный, ни убыточный.

Пример:

Оценка приемлемости проекта по критерию чистой текущей стоимости; требуется проанализировать проект со следующими характеристиками: первоначальные инвестиции - 370 млн р; в течение 5 лет планируется денежное поступление 85 млн, 110 млн, 167 млн, 180 млн, 140 млн. Проектная дисконтная ставка 17%.

Решение:

NPV=-370+85/(1+0,17)+110/(1+0,17)^2+…=-370+72,65+80,36+104,27+96,06+63,86=47,19млн р

NPV>0, проект следует принять.

Допустим, что проектная ставка составит 22%.

NPV=-370+85/(1+0,22)+110/(1+0,22)^2+167/(1+0,22)^3…=-370+69,67+73,9+91,97+91,97+81,25+51,8=-1,4 млн р

NPV<0, проект следует отвергнуть.

Метод определения срока окупаемости PP

PP= I0/P

I0 – инвестиции, капвложения

P - ежегодный чистый доход

Если доходы поступают неравномерно, то окупаемость можно определить последовательно прибавляя доходы каждого периода до тех пор, пока получаемое значение не сравняется с первоначальной суммой капвложений.

Пример:

произведены инвестиции 150 млн р, ежегодный чистый доход проекта 50 млн р; найти срок окупаемости.

PP = 150/50 = 3 года

Пример: определить срок окупаемости проекта - инвестиции составили 150 млн, чистые доходы проекта по годам 32 млн, 41 млн, 48, 28, 30.

Решение:

1) найдём сумму дохода за 1е 4 года

32+41+48+28=149 млн р

2) не возмещено

150-149=1млн

3) PP=4+1/30=4,03 года

3. Метод расчёта индекса рентабельности инвестиций, и индекса доходности показывает относительную рентабельность проекта в расчёте на единицу вложений. Данный критерий по сути является следствием расчёта NPV, это суммарная ткущая стоимость денежных потоков PV, делённая на инвестиционные затраты.

PI= /I0

Если Pi>1, проект следует принять

Pi<1, - отвергнуть

4. Метод расчёта внутренней нормы доходности инвестиций

IRR представляет собой рентабельность самого проекта. Метод расчёта внутренней нормы доходности технически предполагает определение такого значение коэффициента дисконтирования r, при котором NPV проекта равен 0. Для оценки эффективности инвестиционных проектов значение внутренней нормы доходности необходимо сопоставить с нормой дисконтирования.

Если IRR > r, проект имеет положительное значение NPV, его следует принять.

IRR<r – проект имеет отрицательное NPV – убыточный.

IRR=r, NPV=0 – проект ни прибыльный, ни убыточный.

IRR=ra+(rв-ra)*NPVa/NPVa-NPVв

Cложность расчёта состоит в том, чтобы найти IRR, необходимо определить NPV при различных нормах дисконта методом подбора.

пример:оценка приемлемости проекта по критерию внутренней нормы доходности. Предприятие рассматривает целесообразность принятия альтернативных инвестиционных проектов а и б с денежными потоками представленными в таблице.

 

 

Период (год) Ден.поток тыс руб пректная Дисконтная ставка
5% 6% 7% 8%
n=0 -15000 -15000 -15000 -15000 -15000
           
           
           
           
           
           
        -224 -669
               

NPV=-15000+31000/(1+0,05)+3100/(1+0,05)в квадрате

путём интерпретаций определяем ближайшие целые коэффициенты дисконтирования при которых NPV меняет знак тогда уточненное значение IRR =5+(7-6)*244/(-244)=6,521%

Решение задач.

1.

NPV=-10000 т р +5000/(1+1,1)+4000/(1+1,1)^2+…=105.18>0 – проект следует принять

2. NPV=-1000 т р +2600/(1+0,09)+2600/(1+0,09)^2…=113,09 т р

пониж. коф-т 0,8 - 201,25

 

Классификация затрат на производство и реализацию продукции. Понятие расходов.

В процессе производственной и финансовой деятельности организации несут расходы. Существует понятие расходов и затрат.

Под расходами организации признаются уменьшение экономических выгод в результате выбытия денежных средств, иного имущества и возникновение обязательств, приводящее к уменьшению капитала. Из ПБУ 10/99.

Под затратами понимаются расходы, связаные с извлечением прибыли, которые включают в себя затраты на производство и реализацию продукции, т р у.

Группировка по признакам

1. Расходы, связанные с извлечением прибыли

2. р, не связанные с извлечением прибыли

3. принудительные

Термин расходы в большей степени имеет отношение к бухучёту затрат в целях налогообложения, поскольку не все затраты признаются расходами, а только те, которые:

1. не указаны в статье 270 НК

2. документально подтверждены

3. направлены на получение дохода

4. экономически оправданы

По существу затраты – явные издержки предприятия, которые приводят в конечном итоге к получению экономических выгод, а расходы – это затраты, не приводящие к получению экономических выгод, о приводящие к уменьшению капитала организации.

издержки – затраты – расходы

экономическая категория фактическое использование в целях налогообложения

Затраты выступают в качестве более широкого понятия составной частью которого являются расходы, тк это часть затрат понесённых предприятием на изготовление и реализацию продукции, когда поступившая выручка определяет доход, а связанные с получением этого дохода затраты становятся расходами.

Классификация затрат, относимых на производство и реализацию продукции

Признаки

1. По экономическому содержанию

2. отношение к производству

3. экономические элементы расходов

4. калькуляционные статьи в соответствии с ПБУ 10/99

5. зависимость от объёма производства

6. способ отнесения на себестоимость

7. связь с технологическим процессом

8. место возникновения затрат

9. отношение к отчётному периоду

10. признак однородности

11. периодичность возникновения

12. регулирование в целях налогообложения

13. использование в системе управления

Виды затрат

1. явные и неявные

2. производственные и внепроизводственные

3. материальные затраты, расходы на оплату труда, отчисление на социальные нужды, амортизация, пр…; в смету затрат входит 5 элементов

4. 1сырьё и материалы, 2возвратные отходы, 3покупные изделия, полуфабрикаты, услуги производственного характера 4зарплата производственных рабочих 5отчисления на социальные нужды 6затраты на освоение и подготовку производства 7общепроизводственные расходы 8общехозяйственные расходы 9потери от брака 10прочие производственные расходы 11внепроизводственные расходы

5. 1условно-переменные 2условно-постоянные 3смешанные

6. 1прямые 2косвенные

7. 1основные 2накладные

8. 1затраты производственные 2затраты цехов 3затраты участков

9. 1расходы текущего периода 2прошлых периодов 3будущих периодов

10. 1одноэлементные 2комплексные

11. 1текущие 2единовременные

12. 1нормируемые 2ненормируемые

13. 1прогнозные 2плановые 3фактические

 

Внереализационные расходы, не учитываемые в целях налогообложения и не связаны с производством и реализацией продукции

В статье 270 НК расписаны все эти расходы

1. дивиденды

2. пени, штрафы

3. взносы в уставный капитал

4. приобретение или создание амортизируемого имущества

5. добровольное страхование

6. взносы в негосударственные пенсионные фонды

7. передача имущества комиссионерам

8. по договору займа

9. в качестве залога

10. суммы налогов, предъявленные покупателем

11. штрафные санкции в бюджет

12. безвозмездная передача имущества

13. целевое финансирование

14. добровольные взносы некоммерческим организациям

15. премии, вознаграждения, не связанные с результатами производственной деятельности

16. материальная помощь

17. надбавки к пенсиям

18. оплата проезда, непредусмотренная законодательством

19. подъёмные и иные компенсационные выплаты выше нормативных

20. нотариальное оформление

21. и др.

В то же время в соответствии с ПБУ 10/99есть такие расходы, которые в пределах норматива можно отнести на затраты:

1. представительские расходы в пределах 4 % от ФОТа

2. расходы на переподготовку кадров – ст.264 НК (состоящие в штате)

3. р на рекламу в пределах 1% от выручки

4. компенсации за использование для служебных поездок личного автомобиля в пределах норм – ст.264

5. проценты по долговым обязательствам в пределах норм +- 20% или не более 1,1 ставки рефинансирования ЦБ по обязательствам в рублях и ставки 15% по обязательствам в иностранной валюте

6. р на формирование резервов по сомнительным долгам – ст.266 НК

срок исковой давности 3 года у юр. лиц и сумма резерва, создаваемого по сомнительным долгам не может превышать 10% от выручки

Д/з: За отчётный год на предприятии объём товарной продукции составил 15 млн р. Её себестоимость 12 млн р, в т. ч. зарплата с отчислениями в фондв социального страхования 4,8 млн р, материальные ресурсы 6 млн р, условно-постоянны расходы в себестоимости продукции составили 50%. В плановом периоде предусматривается за счёт организационно-технических мероприятий увеличить объём товарной продукции на 15%, повысить производительность труда на 10%, среднюю зарплату на 8%. Нормы расхода материальных ресурсов в среднем снизятся на 5%, а цены на них возрастут на 6%. Определить плановую себестоимость товарной продукции и затраты на 1 рубль товарной продукции; на сколько процентов снизятся затраты, повысятся на 1 р товарной продукции.

 

Налоговые платежи, включаемые в себестоимость

Все налоги по источнику уплаты подразделяются на 3 группы:

1. налоги, включаемые в цену товара, т. е. уплачиваемые из выручки от реализации: НДС, акцизы, сельхозналог, налог на имущество местные налоги, единый налог

2. в себестоимость продукции включаются социальные налоги, ПФР – 26%, ФСС – 2,9, ФОМС – 5,1, платежи за землю, налог на добычу природных ресурсов, транспортный налог, взносы по обязательным видам страхования (травматизм), госпошлины при экспорте и при импорте.

3. из общей прибыли: налог на прибыль, налог на доходы

 

Методика планирования затрат на производство и реализацию продукции

Расчёт затрат – это формирование затрат на единицу продукции – калькулирование.

Методы калькулирования по способам расчёта:

1) метод прямого счёта или полного распределения затрат применяется на предприятиях, производящих однородную продукцию, например, добыча угля, руды, калийных удобрений, производство материалов из однородного сырья. При этом методе издержки на единицу продукции определяются делением общей суммы издержек на количество продукции.

2) расчётно-аналитический метод состоит в том, что прямые затраты определяют на основе прогрессивных норм расхода ресурсов.

3) нормативный метод применяется в отраслях с массовым и крупносерийным характером производства. Нормируются лишь прямые затраты, косвенные распределяются индексным методом

4) параметрический метод применяется для расчёта издержек производства однотипных, но разных по качеству изделий

5) метод исключения затрат состоит в том, что из всей продукции полученной в результате переработки сырья один вид считается основным, остальные – побочные. Из общих затрат на переработку сырья исключают стоимость побочной продукции, а оставшуюся относят на издержки по основной продукции

6) при коэффициентном методе все затраты распределяются пропорционально экономически обоснованным коэффициентам. Один выпускаемый продукт берут за условную единицу, остальные – приравнивают к нему по переводному коэффициенту

7) метод рационального обобщения заключается в том, что прямые затраты включаются в себестоимость напрямую, а косвенные между центрами затрат.

8) комбинированный метод применяется в нефтеперерабатывающей промышленности. Сущность сводится к тому, что большая часть продуктов относится к основным, побочная продукция исключается из общих затрат в процентах к общим издержкам. Оставшаяся сумма затрат распределяется между основными видами продукции по коэффициентам.

По объектам калькулирования:

1) по изделиям

2) позаказный

3) пооперационный

4) попередельный

5) попроцессный

Система «Директ-Костинг» - метод определения затрат в условиях рынка.

В основу системы частичного распределения затрат положен принцип контроля затрат в связи с колебаниями объёма производства или степени загрузки оборудования. Суть классического директ-костинга состоит в том, что себестоимость продукции учитывается и планируется только в части переменных затрат.

В системе директ-костинг используются 2 основных показателя: маржинальная прибыль (сумма покрытия) и операционная прибыль.

Сумма покрытия, или маржинальная прибыль, показывает, какая часть выручки от реализации продукции по рыночным ценам остаётся у предприятия после вычитания из неё прямых переменных затрат на производство продукции.

Сумма покрытия (маржинальный доход) включает в себя постоянные затраты предприятия и прибыль.

Постоянные затраты включают в себя общепроизводственные, общехозяйственные, коммерческие расходы, амортизация основных средств общехозяйственного назначения, арендная плата, транспортные затраты для целей управления и другие.

Ряд затрат относится к смешанным, например, оплата телефонных разговоров, затраты на отопление, материально-техническое обслуживание и тд…

В системе директ-хостинг текущие затраты учитываются и планируются в себестоимости только по переменным затратам. Постоянные расходы не включаются в себестоимость, а собираются на отдельном счёте и списываются на счета финансовых результатов.

1.Выручка В т.р. В=1000
2.Переменные затраты ПЗ  
3.Маржинальный доход М=В-ПЗ  
4.Постоянные затраты ПР  
5.Прибыль П=М-ПР  

Недостатки системы:

1) ведение учёта затрат только по производственной себестоимости не отвечает требованиям российского законодательства в части формирования себестоимости

2) отсутствие информации о полной себестоимости единицы продукции

 

Директ-костинг и политика цен на предприятии

При планировании ассортимента выпускаемой продукции предприятие в современных условиях применяет метод гибкого бюджетирования, делается выбор ассортимента, обеспечивающего наибольшую рентабельность. Директ-костинг разделяя затраты на постоянные и переменные, обеспечивает более корректный подход к проведению анализа, учитывая тот факт, что некоторые изделия убыточные при анализе по полной себестоимости в действительности приносят предприятию положительный маржинальный доход, что выявляется в системе директ-костинг.

Ценообразование по системе директ-костинг используется в условиях частичного контроля над ценами, т. е. переменная себестоимость + маржинальная прибыль и позволяет рассчитать цену, которая обеспечит желаемую долю маржинальной прибыли на единицу продукции. Во время экономического спада снижение цен на реализуемую продукцию является средством стимулирования спроса, при этом нижней границей цены будет маржинальная себестоимость – себестоимость, рассчитанная по прямым переменным затратам. В условиях острой ценовой конкуренции на рынке использование демпинговых цен, основанных на маржинальной себестоимости, ведёт к занятию лидирующих позиций на рынке.

При обмене сырьём полуфабрикатами между цехами внутри одного предприятия маржинальная себестоимость используется для расчета в качестве внутренней цены предприятия.

 

Пути и резервы снижения затрат на производство и реализацию продукции

Для решения проблемы снижения издержек на производство и реализацию продукции на предприятии должна быть разработана программа, которая должна ежегодно корректироваться. В программе должны быть отражены:

1) комплекс мероприятий по более рациональному использованию материальных ресурсов: внедрение новой техники, безотходные технологии, внедрение прогрессивных материалов, улучшение качества продукции и тд

2) мероприятия, связанные с определением оптимального размера предприятия, позволяющие минимизировать затраты в зависимости от объёма производства

3) мероприятия, связанные с улучшением использования основных фондов: освобождение от излишних машин и оборудования, или сдача в аренду, улучшение качества обслуживания и ремонта, многосменность, применение ускоренной амортизации, внедрение более прогрессивных машин и оборудования и др

4) мероприятия, связанные с улучшением использования рабочей силы: повышение квалификации персонала, обеспечение опережающего темпа роста производительности труда по сравнению со средней зарплатой, применение прогрессивных систем и форм оплаты труда, совершенствование нормативной базы, улучшение условий труда, механизация и автоматизация производственных процессов и др

5) мероприятия, связанные с совершенствование организации производства и труда: концентрация, специализация, кооперирование, внедрение НОД, бригадные формы организации труда, совершенствование управления, др

Комплексная программа по снижению издержек производства должна иметь чёткий механизм её реализации.

 

Небольшое предприятие занимается производством подшипников. Составить калькуляцию изделия, определить полную себестоимость подшипника и оптовую цену его продажи, если:

зарплата по нарядам – 1620 р

прямые затраты на зарплату за выслугу лет – 21%

отчисления на социальное страхование – 28%

уральский коэффициент – 15%

накладные расходы 90% от себестоимости

рентабельность изделия 20%

цена металла 2380р за кг

вес изделия 0,54 кг

1285,2+1620+391,23(+243+631,18(=4170,61 - себестоимость

834,12 – прибыль

объём производства вырос на 10%, а постоянные затраты на 2%, удельный вес постоянных расходов в составе себестоимости 30%. определить, влияние роста объёма призводства на снижение себестоимости продукции

Понятие доходов и их классификация

Под доходами организации признаётся увеличение экономических выгод в результате поступления денежных средств, иного имущества или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала. (за исключением вкладов участников)

Так же как и расходы, доходы подразделяются на:

1) доходы от обычных видов деятельности

2) операционные

3) внереализационные

4) чрезвычайные

Не относятся к доходам:

1) суммы НДС, акцизов, экспортных пошлин и других аналогичных обязательств, подлежащих перечислению в бюджет

2) поступления по договорам комиссии

3) суммы, полученные в виде предоплаты (авансов) за товары, услуги

4) суммы, полученные задатком

5) суммы полученных залогов

6) суммы, полученные в погашение кредита, предоставленного ранее заёмщику

 

 

1) Доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции товаров, услуг. Выручка отражается в сумме исчисленной в денежном выражении, равной поступлению денежных средств и иного имущества, и величине дебиторской задолженности

В=ДС+ДЗ

ДС – денежные средства

ДЗ – дебиторская задолженность

2) К операционным доходам относятся:

1. поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации

2. прав, возникающих из патентов на изобретение, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности

3. с участием в уставных капиталах других организаций, иные доходы по ценным бумагам

4. прибыль, полученная в результате совместной деятельности

5. поступления от продажи ос и иных активов (кроме продажи иностранной валюты)

6. % полученные за предоставление денежных средств другим организациям, а так же за использование обслуживающим банком денежных средств

 

3) К внереализационным доходам отностся:

1. штрафы, пени, неустойки, полученные за нарушение условий договоров

2. активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения

3. поступления в возмещения причинённых организации убытков

4. прибыль прошлых лет, выявленная в отчётном году

5. суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истёк срок исковой давности

6. курсовые разницы

7. сумма дооценки активов, за исключением внеоборотных

8. прочие внереализационные доходы

4) Чрезвычайные доходы:

1. поступления на ликвидацию последствий чрезвычайных аварий и обстоятельств

Все приведённые доходы должны признаваться лишь в том случае, если они соответствуют следующим условиям:

1) организация имеет право на получение выручки, что подтверждается договором

2) сумма выручки может быть определена

3) есть уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдёт увеличение экономических выгод организации

4) право собственности на товар перешло от организации – покупателю

5) расходы, которые произведены, могут быть определены

Если эти условия не соблюдены, то в бухучёте признаётся как кредиторская задолженность, а не выручка.

Понятие выручки от реализации продукции

В процессе своей экономической деятельности предприятие получает доход. Доход в виде денежного потока классифицируется в зависимости от вида деятельности:

1) от основной деятельности

2) от инвестиционной деятельности (продажа внеоборотных активов, ценных бумаг, аренда)

3) от финансовой деятельности (размещение собственных облигаций)

Выручка – поступление или иное увеличение активов предприятия или выполнение обязательств, которое происходит в результате основной деятельности.

Понятие выручка от реализации и методы определения момента реализации имеют существенное значение для расчёта финансовых показателей.

В отечественной практике применяются 2 метода определения момента реализации:

1) по отгрузке – метод начислений

2) по оплате – кассовый метод

Все организации, кроме малых предприятий, должны применять метод начислений и учитывать выручку по факту отгрузки продукции, выполнения работ, услуг.

Выручкой считается и поэтапная оплата выполненных работ с длительным производственным циклом, например, в строительстве, научно-исследовательские работы, конструкторские

Если организация признаёт выручку по факту отгрузки, то обязательство по уплате налогов возникает независимо от поступления денег от дебиторов. В этих случаях организация имеет право на создание резерва по сомнительным долгам, который создаётся из прибыли до налогообложения. Сомнительным долгом считается дебиторская задолженность, необеспеченная гарантиями, срок погашения которой истёк.

Момент реализации продукции подтверждается правом перехода собственности от продавца покупателю в соответствии договора купли-продажи, обмена и тд. Это происходит в момент отгрузки товара и передачей товаросопроводительных документов.

До момента поступления денежных средств эти товары учитываются на счёте 45 «товары отгруженные».

Выручка принимается к бухгалтерскому учёту в сумме исчисленной в денежном выражении равной величине поступления денежных средств и иного имущества и величине дебиторской задолженности. Налоговый кодекс оперирует понятием реализация (п 1 ст 39 а не бухгалтерским понятиям продажи, отсюда 2 различия между ними:

1) под продажами понимаются только хозяйственные операции, связанные с обычными видами деятельности и для целей налогообложения достаточно самого факта её совершения

2) в бухгалтерском учёте продажи – это хозяйственная операция, направленная на получение дохода, те обязателен возмездный характер сделки.

Значение выручки в деятельности предприятия

1) является основным оценочным показателем результативности работы предприятия, тк по её поступлению можно судить о том, что выпускаемая продукция по объёму, качеству, цене соответствует рыночному спросу

2) от своевременности поступления выручки зависит финансовая устойчивость, размер прибыли, своевременность расчётов с бюджетом, с работниками предприятия

3) за счёт выручки предприятие покрывает свои текущие затраты и формирует прибыль

4) выручка – это источник платежей в бюджет.

валовый доход
фонд возмещения
Выручка (нетто) от продажи ТРУ

 

материальные затраты



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 880; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.605 сек.