Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Микроанализ




Лекция 5 Микроанализ взаимодействия и конфликтология

Концепция парадоксального психотерапевтического метода, который построен на фундаментальных идеях психоанализа, но длится не пять лет, а 25 секунд. Это достигается за счет нового понимания работы бессознательного. Автор противопоставляет традиционным концепциям бессознательного, общей чертой которых был тезис о его символичности (знаменитая максима Ж. Лакана: «Бессознательное структурировано как язык») свой тезис, в соответствии с которым бессознательное — не склад вытесненных «плохих» содержаний, а сокровищница позитивных смыслов. Бессознательное внесемиотично, поэтому неверно говорить о «языке бессознательного». Автор разрабатывает методику цепочек ассоциаций, которые пробегают через сознание несопоставимо быстрее фрейдовских свободных ассоциаций. Происходит это благодаря тому, что новая модель бессознательного позволяет, будучи транссемиотической, пройти цепочку ассоциаций, даже минуя эти 25 секунд, то есть мгновенно. Бессознательное знает всё еще до того, как сознание об этом подумает.

Интерактивный ритуал является социально-коммуникативной

технологией организации группового взаимодействия, поскольку

способен воздействовать на элементы социальной действительности

посредством организации и управления процессами коммуникации и

интеракции. При этом основой социально-коммуникативной

технологии признается комплекс взаимосвязанных процессов

интеракции и коммуникации, а сама коммуникация рассматривается в

рамках неклассической парадигмы, которая включает в себя

информационный обмен между субъектами, но не ограничивается им.

Использование интерактивного ритуала как технологии не ограничено

контекстуально. В разных сферах (политическая, интеллектуальная,

образовательная, религиозная и т.д.) групповые взаимодействия,

организованные в соответствии с технологическими принципами

интерактивных ритуалов, играют важнейшую роль, напрямую или

опосредованно способствуя достижению поставленных целей

структуры, в рамках которых они реализуются

И рвинг Гофман (кто-то пишет в двумя «ф», кто-то с одной).

«Представление себя другим в повседневной жизни» (1959), «Порядок взаимодействия», «Анализ фреймов».

Американская пост-парсонианская социология.

По germ theory (как-то так, точно не уверена) – вся американская культура – это развитие европейских традиций. Американцы спорят с этим. Пост-парсон. черпал силы из прагматизма, чикагской школы (методология) и гораздо меньше из европейских традиций.

Гофмана интересует «микроанализ» прежде всего, сосредоточен на анализе повседневной жизни. Ориентирован на изучение акта взаимодействия (отсылка к интеракционизму). Не настаивает на том, что микроанализ может объяснить макрокультуры, переход этот его мало интересует. Своя часть социальной реальности со своей динамикой – микромир. Макроанализ задает общее направление и форму взаимодействия, но не объясняет его динамику. Нормы и культурные ценности не навязывают культурные стандарты, лишь представляют альтернативу в ситуации взаимодействия. За основу – правила межличностного контакта, вскрыть внутреннюю логику взаимодействия.

Объяснить микросоциологическое микросоциологическим именно эти правила и формируют у действующего чувство реальности. Основная тема – порядок взаимодействия => драматургия Гофмана. Разные планы для рассмотрения взаимодействия. Взаимодействие – разыгрывание взаимодействия как в театре и наполнено динамикой, напряжением и является срежессированным. Культурный сценарий, манипулирование представлением, сцена, аудитория.

Индивиды осознанно подают знаки, несущие информацию другим о том, как на них реагировать. Взамен использование этих знаков => формирование определения ситуации у действующих. Согласованное определение ситуации позволяет сформировать план совместных действий – соглашение о том, чьи представления и о чем будут приняты во время взаимодействия. Складывается в ходе представления индивидами себя (разыгрывания). Человек – не когнитивная конструкция, он разыгрывается в действии, представление – не спонтанно, есть правила.

7 типов правил:

1) front – физическое окружение, декорации (environment), которые должны произвести впечатление.

А) экспрессивное оснащение – эмоции, способность моделировать выражение этих эмоций по силе.

Б) внешний вид, свидетельствующий о социальном статусе, позиции, принадлежности к социальному слою.

В) манера – та роль, которую намерен играть представляющий в данном взаимодействии.

Согласовать и установить компоненты фронта – самое важное. Непротиворечивая согласованность.

2) Dramatic realization – использование жестов и знаков, сигнализирующих о данном определении ситуации.

3) Идеализации – попытки представить себя в понятиях, принятых в данном обществе ценностей. Особенно важно для оказавшихся в чужой среде, супер мобильных.

4) Рефлексия – сохранение контроля над своими экспрессиями.

5) Неверная репрезентация – вмешательство публики во фронт делает его уязвимым для манипуляции. Форма делает взаимодействие уязвимым для манипуляции.

6) Мистификация – чрезвычайно неверное представление о роли или социальной ситуации; увеличить дистанцию между собой и другими действующим.

7) Претензия на реальность и искренность, также непосредственность представлений.

В представлении происходит упорядочивание ситуации. Коммуникация – взаимодействие осложняется, приобретаются дополнительные черты при взаимодействии двух команд (teams). Одна из них представляет, а другая – аудитория. Представление движется между front stage (авансценой) и back stage. На front stage – происходит действие, появляется активность, формирование характера действий, а back stage – пассивность, созерцательность.

Outstage (закулисье). Поддержание определении ситуации перед аудиторией, который представляет другая группа – проблема.

Большой разрыв в статусах в группе – если их много и нечеткое разделение функций => нечеткое разделение front & back stage => рассогласование => разрывы или перерывы в представлении (отдельные члены ставят под сомнение определение ситуации, которую они до этого пытались поддерживать).

2 основных вида взаимодействия (и для диадических, и для командных):

1) Фокусированное (focused) – единый когнитивный визуальный фокус внимания.

2) Нефокусированное (unfocused) – ситуация соприсутствия, но не вступление в контакт.

Есть свои правила действия в фокусированном и нефокусированном взаимодействии. Сфокусированное взаимодействие происходит в форме столкновения (encounter) –

1. взаимное предпочтение вербального контакта.

2. взаимное соответствие действия

3. экономическое (пространственное, соблюдение дистанции в зависимости от интимности) приспособление, облегчение восприятия и наблюдения.

4. чувство солидарности, эмпатии с собеседником.

5. всякое столкновение – ритуал и церемониальное обозначение входа и выхода из него.

6. в каждом столкновении есть процедуры, корректирующие отклонения в протекании взаимодействия. То encounter – объяснить, описать, понять (корректировка).

Процедуры коррекции отклонений – эта мембрана, замыкающая ситуацию взаимодействия от влияния внешнего мира (дает определенность ситуации взаимодействия, но и замыкает ее, ограничивает). Непосредствен. окружения столкновения – gathering – собрание в пространстве соприсутствующих индивидов. А собрание помещено в социальную ситуацию (не всегда social situation, а еще social occasion – имеет определенный этос и структуру, предположение должного и правильного). Столкновение выстраивается из социальных эпизодов, составляющих.

Как поддерживать эту мембрану во время взаимодействия?

1) Из взаимодействия должны быть исключены несоответствия ситуации.

2) Мембрана предполагает трансформации

3) Поддержание разговора – принцип «et cetero» по Щюцу.

4) Взаимное уважение.

Если чувство реальности удается поддержать => состояние социальной эйфории. Если нет – dysphoria – представление о том, что мир рушится, теряет свои привычные рамки. Для того чтобы поддержать отношения адекватности к существующему миру – основной механизм: ритуал как социологическая категория (отсылка к Дюркгейму). Ритуал важен для поддержания социального порядка. Действия людей неизбежно подчиняются ритуалу. Функции ритуала:

1) Мобилизация индивида для взаимодействия

2) Закрепление и освоение правил взаимодействия

3) Направление взаимодействующих во время взаимодействия

4) Налаживание разрывов во взаимодействии

2 вида ритуалов по Гофману:

1. ритуалы – отличия (difference) – выделение собеседника

2. ритуалы – манеры держаться (demeanor)

Отличие предполагает уважение к другому, желание взаимодействия, выказывание признаков приязни. Бывают двух типов:

1. avoidance – избегания и дистанции, не вмешиваясь в индивидуальные сферы другого (отношения между неравными в социальном положении людьми).

2. representation – специфические аттестации взаимодействующих; подтверждение его репрезентации.

Demeanor – элемент эмоционального поведения индивида, устанавливается через внешние информирующие признаки (одежда, акцент, внешний вид, набор слов, лексика). Образ, который индивид пытается представить внешними средствами. Через ритуалы индивид включается в контакт. Ритуалы – мобилизующие на контакт механизмы. Для взаимодействия в encounter’e ритуальное взаимодействие должно поделить роли. У Гофмана роль – то, что человек разыгрывает в ходе контакта, а не то, что за ним закреплено институционально. Играющий роль (enacting roles). Роль – не характеристика социально имманентная.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 721; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.