Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Федеральная таможенная служба

1)

2) 3. ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕ­ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Характеризуя сегодняшнее состояние внешнеэкономи­ческой политики Российской Федерации, необходимо отме­тить, что важнейшей составной частью ВЭД современной России является внешнеторговая деятельность (ВТД). В этой связи особо важную роль играет Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. «Об основах государственного регули­рования внешнеторговой деятельности» (вступил в силу в полном объеме с февраля 2004 г.), в котором изложены правила осуществления ВТД.

Этот Закон имеет принципиальное значение, поскольку закрепляет основы государственного регулирования внеш­неторговой деятельности, полномочия Российской Федера­ции и субъектов Российской Федерации в области внешне­торговой деятельности в целях обеспечения для нее благо­приятных условий, а также защиты экономических и поли­тических интересов РФ.

Он определяет федеральные органы исполнительной власти, ответственные за государственное регулирование внешнеторговой деятельности. Таковыми яв­ляются Президент Российской Федерации, Правительство РФ и федеральный орган исполнительной власти (в насто­ящее время Министерство экономического развития и торговли). Закон формулирует их правомочия, методы государ­ственного регулирования внешнеторговой деятельности, а также меры содействия ей. В нем также рассмотрены вопросы регулирования межгосударственных отношений в области внешнеторговой деятельности, в частности пробле­мы заключения международных торговых договоров и иных договоров Российской Федерации в области внешнеэконо­мических связей, а также проблемы контроля за осущест­влением внешнеторговой деятельности, ответственности за нарушение законодательства РФ о внешнеторговой деятель­ности.

В соответствии с Законом (ст. 5) торговая политика Российской Федерации является составной частью эконо­мической политики РФ. Ее целью является создание благоприятных условий для российских экспортеров, импорт ров, производителей и потребителей товаров и услуг.

Она строится на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права, а также обязательств, вытекающих из международных договоров Россий­ской Федерации. Ее реализация осуществляется с исполь­зованием методов государственного регулирования внешне­торговой деятельности, предусмотренных настоящим Зако­ном, а именно: таможенно-тарифного регулирования, нетарифного регулирования, запретов и ограничений внеш­ней торговли товарами, услугами и интеллектуальнойсобственностью, мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой дея­тельности и предусмотренных настоящим Федеральным за­коном. Иные методы государственного регулирования не допускаются.

В качестве ПРИНЦИПОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ (ст. 4) Закон определяет следующие:

1) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потреби­телей товаров и услуг.

Этот принцип означает, что государство стоит на страже законных интересов хозяйствующих субъектов. В случае их нарушения зарубежными государствами предусматривается введение ответных мер. Федеральный орган исполнительной власти собирает и обобщает информацию, связанную с нарушением иностранными государствами прав и законных интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и российских лиц. Если в результате рассмотрения посту­пившей информации этот федеральный орган исполнитель­ной власти сделает вывод о целесообразности введения ответных мер, он представляет в Правительство Российской Федерации доклад, содержащий согласованные с МИД РФ предложения о введении ответных мер. Решение по этому вопросу принимается Правительством РФ. До введения ответных мер оно может принять решение о проведении переговоров с соответствующими иностранными государст­вами;

2) равенство и недискриминация участников внешнетор­говой деятельности, если иное не предусмотрено Законом.

Этим принципом провозглашается равенство прав и обя­занностей всех участников внешнеторговой деятельности, т.е. в отношении них применяются одинаковые нормы и правила. В свою очередь все участники внешнеторговой деятельности обязаны выполнять одинаковые процедуры при перемещении товара через границу. В соответствии с духом и буквой закона не допускается предоставление каких бы то ни было преимуществ отдельным участникам внеш­неторговой деятельности, за исключением случаев, специ­ально оговоренных в Законе;

3) единство таможенной территории Таможенного союза.

В данном случае имеется в виду, что на всей таможенной территории Федерации действуют единый таможенный режим и единые правила в отношении всех перемещаемых через границу товаров.

4) взаимность в отношении другого государства (группы государств).

ПРИКАЗ от 22 декабря 2011 г. № 2601 «О предоставлении режима наиболее благоприятствуемой нации» (изучить самостоятельно)

В РАМКАХ ВТО является универсально признанной основой для международной торговли.

Это означает, что отношения между государствами (груп­пами государств) строятся исключительно на основе взаим­ности в предоставлении режимов (РНБ и HP), а также конкретных условий ведения внешнеэкономической дея­тельности. Необоснованное применение в отношении российских участников внешнеторговой деятельности ограничений будет иметь следствием использование ответных мер;

5) обеспечение выполнения обязательств РФ по междуна­родным договорам и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации.

Предложения о заключении международных договоров в области внешнеэкономических связей представляются в по­рядке, установленном Федеральным законом от 15 мая 1995 г. №101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», Президенту РФ или в Правительство РФ органом исполнительной власти совместно с МИД РФ или по согласованию с ним. Вносимые другими федеральными органами исполнительной власти предложения о заключе­нии международных договоров РФ, затрагивающие вопросы внешнеэкономических связей, согласовываются с федеральным органом исполнительной власти. В случае необходимости консультаций с соответствующими органами иностранных государств они проводятся в порядке, установленном Фе­деральным законом «О международных договорах Россий­ской Федерации» по согласованию с федеральным органом исполнительной власти;

6) выбор мер государственного регулирования внешнетор­говой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необхо­димо для эффективного достижения целей, для осуществле­ния которых предлагается применять меры государственно­го регулирования внешнеторговой деятельности.

Как уже говорилось выше, Закон четко определяет мето­ды, которые могут быть использованы для регулирования внешнеторговой деятельности. В то же время приведенный выше принцип подчеркивает, что на практике должны при­меняться только те из них, которые действительно необхо­димы для эффективного достижения поставленных целей;

7) гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятель­ности.

В данном случае имеется в виду, что при разработке нормативного правового акта РФ, затрагивающего право на осуществление внешнеторговой деятельности, ответствен­ный за его разработку федеральный орган исполнительной власти предлагает субъектам Федерации, российским орга­низациям и индивидуальным предпринимателям, интересы которых могут быть затронуты его принятием, представить предложения и замечания по данному вопросу. При этом он сам определяет решение о способе и форме проведения консультаций, а также о форме доведения до заинтересован­ных лиц результатов их проведения.

В случае если это следует из международных договоров РФ, предложения и замечания могут быть направлены ком­петентным органам других государств (групп государств).

Федеральный орган исполнительной власти может принять решение не проводить указанные консультации в случае, если о мерах, предусматриваемых проектом правового акта, не должно быть известно до момента его вступления в силу и проведение консультаций приведет или может привести к недостижению целей, предусмотренных этим правовым актом. Консультации могут не проводиться, если их проведение приведет к задержке принятия правового акта, что будет иметь следствием причинение существенного ущерба интересам Российской Федерации. В соответствии с Законом консультации с российскими участниками ВЭД не проводятся при введении специальных защитных мер, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров для защиты экономических интересов российских производителей товаров.

Положения о возможности не проведения консультаций не применяются при разработке проектов федеральных за­конов, затрагивающих право осуществления внешнеторго­вой деятельности, предложений о заключении международ­ных договоров, а также методов распределения квот.

Не проведение консультаций в соответствии с Законом не может являться основанием для признания нормативно-правового акта РФ по вопросам осуществления ВЭД недействительным;

8) обоснованность и объективность применения мер госу­дарственного регулирования внешнеэкономической деятель­ности.

Этот принцип напоминает о том, что использование мер государственного регулирования должно основываться на объективной оценке ситуации и быть экономически обосно­ванным;

9) исключение неоправданного вмешательства государст­ва или его органов во внешнеторговую деятельность и нане­сения ущерба участникам ВТД и экономике РФ.

Настоящее положение Закона подтверждает зафиксиро­ванное в ряде законодательных актов РФ (в частности, в Гражданском кодексе) право участников внешней торговли на полную свободу деятельности (естественно, в рамках действующих законов), их равенство, неприкосновенность собственности, свободу договоров, равенство сторон, недо­пустимость постороннего вмешательства и т. д.;

10) обеспечение обороны страны и безопасности государ­ства.

В этой связи Закон предусматривает меры, затрагиваю­щие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов. Они не носят экономического характера и необходимы для соблюдения общественной морали и порядка; охраны жизни и здоровья граждан, окружающей среды; относятся к импорту или экспорту золота или серебра; применяются для защиты культурных ценностей; необходимы для предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов и проводятся одновре­менно с ограничением внутреннего производства и потреб­ления; необходимы для приобретения или распределения товаров при общем или местном их дефиците; для выпол­нения международных обязательств РФ; для обеспечения обороны страны и безопасности государства; для обеспече­ния соблюдения не противоречащих международным дого­ворам РФ нормативных правовых актов Российской Феде­рации;

11) обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов или их должност­ных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов РФ, ущемляющих право участника внеш­неторговой деятельности на осуществление внешнеторго­вой деятельности.

В соответствии с Законом участник внешнеторговой де­ятельности вправе обжаловать действие (бездействие) государственного органа или его должностного лица, если таким действием (бездействием), по мнению участника внешне­торговой деятельности, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализа­ции либо незаконно возложена на него какая-либо обязан­ность. Решение, действие (бездействие) государственного органа или его должностного лица может быть обжаловано в суд, арбитражный суд и в случаях, установленных законо­дательством РФ, в вышестоящий государственный орган;

12) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Иными словами, действующая в данный момент система государственного регулирования (федеральные законы, за­коны и другие нормативные акты) автоматически распро­страняется на всю территорию России, а уполномоченные на то федеральные органы осуществляют контроль за ее реализацией;

13) единство применения методов государственного регу­лирования внешнеторговой деятельности на всей террито­рии Российской Федерации.

В данном случае речь идет о том, что перечисленные в Законе методы регулирования внешнеторговой деятельнос­ти единообразно применяются на территории страны. Пра­вила их применения изложены в соответствующих законах, постановлениях Правительства РФ и подзаконных актах.

В отличие от Закона 1995 г. новый Закон более подробно рассматривает вопросы применения отдельных средств внешнеторговой политики, таких, как таможенно-тарифное и нетарифное регулирование. При этом выделяется группа количественных ограничений, устанавливаемых Правитель­ством РФ в исключительных случаях, определяется порядок лицензирования и проведения предпогрузочной инспекции в целях защиты прав и интересов потребителей, противо­действия недобросовестной практике искажения сведений об импортируемых в РФ товарах.

Кроме вопросов, связанных с регулированием торговли товарами, в нем разбирается государственное ре­гулирование внешнеторговой деятельности в области внеш­ней торговли услугами (гл. 6), государственное регулирова­ние внешнеторговой деятельности в области внешней тор­говли интеллектуальной собственностью (гл. 7), рассматри­ваются особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собствен­ностью (гл. 8). В Законе определены особые режимы осу­ществления внешнеторговой деятельности, такие, как при­граничная торговля, свободные экономические зоны (гл. 9). Отдельная глава (гл. 10) посвящена государственному регу­лированию внешнеторговых бартерных сделок.

 

1) 4. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2)

Специфика отношений в сфере внешнеэкономической деятельности предполагает разнообразие регламентирующих их правовых актов. К таким отношениям применяются не только нормы международных договоров и межгосударственных актов, но и внутреннее (национальное) законодательство различных государств. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется на различных уровнях.

 

1) МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ - двух или многосторонние международные соглашения, заключенные между государствами. Международные договоры содержат унифицированные материальные и коллизионные нормы, регулирующие международный коммерческий оборот. Унификация проводится на уровне всего мирового сообщества (универсальная унификация) и в пределах отдельных регионов (региональная унификация).

Базовыми универсальными международными договорами, регулирующим внешнеэкономическую деятельность, являются:

1. Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров, Вена, 1980г. Содержит определение договора международной купли-продажи товаров, закрепляет основные материально-правовые положения о порядке заключения, содержании договора международной купли-продажи товаров.

2. Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, Нью-Йорк, 1958г. Устанавливает порядок признания и приведения в исполнение арбитражных решений, вынесенных на территории иностранных государств по спорам, сторонами которых могут выступать как юридические, так и физические лица.

3. Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге, Оттава, 1988 г. В Конвенции отражены общие правила регулирования международных лизинговых операций, которые могут быть дополнены по усмотрению сторон, в зависимости от конкретных условий. Цель Конвенции - устранение определенных юридических препятствий на пути международного финансового лизинга, адаптации норм, регулирующих традиционный договор аренды к самостоятельным трехсторонним отношениям финансового лизинга, установление единообразных норм, регулирующих правовые взаимоотношения участников лизинговой сделки.

4. Конвенция о единообразном законе о чеках, Женева, 1931 г. Устанавливает Единообразный закон о чеках, в котором закреплены определение чека, его обязательные реквизиты. Закон направлен на регулирование международного чекового обращения.

5. Конвенция о Единообразном законе о переводных и простых векселях. Устанавливает Единообразный закон о переводных и простых векселях, в котором закреплены определения переводного и простого векселей, их обязательные реквизиты, а также условия международного оборота векселей.

6. Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже 1961г. Устанавливает порядок рассмотрения споров, возникающих при осуществлении внешней торговли.

7. Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) 1956 г. Является наиболее крупным соглашением об условиях перевозок грузов в международном автомобильном сообщении. Объединяет многие европейские страны, включая Российскую Федерацию.

8. Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) 1975 г. Предусматривает составление при осуществлении международных автомобильных перевозок грузов особого таможенного документа - книжки МДП (международная дорожная перевозка), определяет ее реквизиты, порядок оформления и правила пользования ею.

9. Конвенция о международных перевозках по железным дорогам (КОТИФ), Берн, 1980 г. и Приложения А и В регулируют общие принципы международных перевозок по железной дороге.

10. Конвенция о статусе и международном устройстве железных дорог, Женева, 1923г Унифицирует организационные вопросы международного сообщения по железным дорогам.

11. Конвенция о кодексе поведения линейных конференций 1974 г. Одной из основных целей конвенции является создание баланса интересов перевозчика и грузовладельца.

12 Конвенция, унифицирующая некоторые правила, касающиеся международных воздушных перевозок, Варшава, 1929 г. Является основным международно-правовым актом о воздушных перевозках пассажиров и грузов.

К РЕГИОНАЛЬНЫМ МЕЖДУНАРОДНЫМ ДОГОВОРАМ относится 13. Конвенция стран-членов ЕЭС о праве, применимом к договорным обязательствам, Рим, 1980, которая содержит коллизионные нормы, определяющие право, подлежащее применению к внешнеэкономическим сделкам.

Базовыми региональными унифицированными актами в рамках СНГ являются:

14. Соглашение "О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности" от 20.03.92 г. Соглашение регулирует вопросы разрешения дел, вытекающих из договорных и иных гражданско-правовых отношений между хозяйствующими субъектами, находящимися в разных государствах-участниках СНГ, а также исполнение решений по ним.

4. Соглашение "Об общих условиях поставок товаров между организациями государств-участников СНГ" от 20.03.93 г. Соглашение регулирует порядок заключения, изменения, расторжения договоров поставки товаров, заключаемых между хозяйствующими субъектами государств-участников СНГ.

Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется также в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.

Важнейшие стороны ВЭД регулирует государство. К числу важнейших нормативных актов, регулирующих ВЭД, относятся:

2) ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

1. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внеш-неторговой деятельности".

 

Согласно ст. 12 Закона государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством:

· таможенно-тарифного регулирования;

· нетарифного регулирования;

· запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;

· мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности.

Таможенно-тарифное регулирование - метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин.

 

Нетарифное регулирование - метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений, распределение квот, лицензирование в сфере внешней торговли товарами, наблюдение за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров, исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры.

 

3. Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Субъекты внешнеэкономической деятельности | Хранение стеклянной тары
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.