Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Движение старообрядцев

Церковная реформа (из­менение порядка службы, введение крещения троеперстием вместо двоеперстия и т.д.), начатая по инициативе патриарха Никона (1605—1681), вызвала раскол в церкви. Приверженца­ми сохранения привычного порядка богослужения (старооб­рядцами) стала значительная часть боярской знати, крестьян­ства, посадских жителей.

В 1656 года в московском Успенском соборе была торжественно провозглашена анафема (отлучение от церкви) на тех, кто крестится двумя перстами. Резкость и некорректность (Никон однажды публично избил, сорвал мантию, а затем без соборного решения единолично лишил кафедры и сослал противника реформы епископа Павла Коломенского) проведения реформ вызвала недовольство среди духовенства и мирян.

В Русской православной церкви, таким образом, произошел раскол – возникло движение за «старую веру» (старообрядчество) возглавили несколько клириков: протопоп Аввакум, поп Лазарь Романовский, дьякон Фёдор и инок Епифаний и др.

Сравнение текста:

Дореформенный текст «Новообрядческий» текст
Ісусъ, (Ісъ) Іисусъ, (Іисъ)
Рожденна, а не сотворенна Рожденна, не сотворенна
Его же царствію несть конца Его же царствию не будет конца
Господа истиннаго и животворящаго Господа животворящаго

По мнению старообрядцев, взгляды Никона - отказ от естественно сложившейся на Руси богослужебной традиции (заимствованной на основе старинных греческих образцов). Старообрядцы настаивают на том, что двуперстное крестное знамение глубже трехперстного раскрывает тайну очеловечения и крестной смерти Христа, ибо на кресте была распята не Троица, а одно из Лиц Ея (очеловечившийся Бог-Сын, Иисус Христос). Не допускается стояние на коленях, крестный ход совершается по солнцу (по часовой стрелке).

Иисус. В ходе церковных реформ традиционное написание имени Христа Ісус было заменено на новогреческое Іисус. Старообрядцы продолжают придерживаться традиционного написания. Они указывают на то, что и у других славян (сербы, черногорцы) в богослужебных книгах встречается написание «Исус».

Сугубая аллилуия. Сугубое (двойное) произнесение «аллилуии», (древнеевр. - «хвалите Бога»), было заменено на трегубое (тройное). Вместо «Аллилуия, аллилуия, слава тебе Боже» стали произносить «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже». Тройное произнесение аллилуии символизирует догмат о Святой Троице. Старообрядцы утверждают, что сугубое произнесение вместе со «слава Тебе, Боже» уже является прославлением Троицы, поскольку слова «слава Тебе, Боже» - перевод на славянский язык древнееврейского слова Аллилуиа.

Иконопись. Старообрядцы собирали «дораскольные» иконы, считая «новые» «безблагодатными». Особо ценились иконы Андрея Рублёва, так как именно его работы в качестве образца называл Стоглав. Старообрядцы были основными экспертами в иконописи и иконографии при пробуждении интереса к русской иконописи на рубеже XIX—XX веков, при т. н. «открытии иконы». В крупных старообрядческих центрах сложились самостоятельные школы иконописи. Одна из наиболее известных на сегодня — ветковская икона.

Синод РПЦ запретил использование литых икон. Подобного запрета у старообрядцев не существовало, а меднолитые иконы небольшого размера, легко воспроизводимые по образцу, были удобны как при производстве, так и при использовании у преследуемых светскими и церковными властями староверов.

Старообрядцы, спасаясь от преследования, уходили в далекие леса и за Волгу, где основывали раскольничьи общины – скиты. Ответом на преследования стали акции массового самосожжения, запощевания (голодной смерти).

Наиболее мощно протест против церковной реформы проявился в Соловецком восстании. Богатый и знаменитый Соловецкий монастырь открыто отказался признать все новшества, введенные Никоном, повиноваться решениям Собора. В Соловки было послано войско, но монахи затворились в монастыре, оказали вооруженное сопротивление.

Осада монастыря длилась около восьми лет (1668 – 1676 г.). Монастырь был хорошо укреплен, в нем хранилось много продовольствия. Стояние монахов за старую веру послужило примером для многих. Только измена позволила правительственным войскам взять монастырь.

После подавления Соловецкого восстания усилились гонения на раскольников. В 1682 году были сожжены Аввакум и многие его сторонники. В 1684 году последовал указ, по которому староверов надлежало пытать, а в случае непокорения – сжечь. Однако и эти меры не ликвидировали движение сторонников старой веры.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Патриарх Никон | Конфессиональная политика
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 2169; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.