Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И их роль в процессе воспроизводства




Финансы современного общества

ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВА НА ФУКЦИОНИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНО-ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ

Лекция 13

План:

 

1. Финансы современного общества и их роль в процессе воспроизводства

2. Государственный бюджет: его дефицит и профицит

3. Налоги и их виды. Налоговая и фискальная политика. Кривая Лаффера

 

 

Всякая экономическая структура общества не может нормально работать без четко организованного потока денежных ресурсов. При этом деньги обособляются от обращения товаров и приобретают относительную самостоятельность. В результате такого движения формируются денежные средства государства, фирм и населения и собственно денежное обращение. Устойчивые денежные потоки отражают реальные процессы жизни общества, устанавливают связи и отношения между физическими и юридическими лицами (фирмами, акционерными обществами, корпорациями и другими ассоциациями).

Используя финансовый механизм, государство реализует свои полномочия по управлению, контролю и аудиту функционирующими производственными и финансовыми структурами. Тем самым финансы, с одной стороны, способствуют росту национального производства и благосостояния народа, а с другой – тормозят развитие негативных тенденций в макроэкономике. Они стимулируют снижение издержек производства, корпораций и фирм и повышение их конкурентоспособности на мировом рынке, формируют структуру производства, межотраслевые и территориальные пропорции.

Финансы непосредственно связаны с функционированием денег. Однако сущность финансов проявляется не в деньгах, как таковых, а в тех экономических отношениях, которые возникают в процессе движения денежных фондов. Следовательно, финансы – это сложная система отношений, складывающихся в обществе по поводу производства, распределения и потребления денежных фондов денежных средств в процессе общественного воспроизводства.

Финансы (лат. financia – доход, платеж) возникли в условиях устойчивого товарно - денежного обращения, появления государства и роста потребностей в денежных средствах.

Многие столетия большая часть потребностей государства удовлетворялась путем взимания различного рода повинностей и сборов, а денежные средства использовались только в армии. Основными расходами рабовладельческих и феодальных государств были затраты на ведение войн, содержание двора монарха, государственных чиновников, строительство общественных сооружений – храмов, каналов, оросительных систем, водопроводов, дорог и портов. Основными доходами были поступления от государственного имущества и принадлежащих монарху отдельных промыслов и торговли определенными товарами, военная добыча, дань с покоренных народов, натуральные и денежные сборы, повинности, пошлины и займы.

На первых этапах существования государства разграничения между финансовыми ресурсами государства и его главы не существовало: монархи распоряжались финансами страны, как своей собственностью. Лишь с образованием государственной казны и полным отделением её в xvi – xvii веках от собственности монарха возникли понятия: государственный бюджет, государственные финансы, государственный кредит.

2. Государственный бюджет: его дефицит и профицит

 

Государственный бюджет – основное звено финансовой системы и основная финансовая категория. Он представляет собой финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона после его утверждения законодательными органами власти – парламентами.

По материальному содержанию государственный бюджет является документом образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, а по социально – экономическому – основным инструментом перераспределения национального дохода.

Когда государство проводит стимулирующую политику при недостатке бюджетных средств, образуется бюджетный дефицит, который есть ничто иное как сумма, на которую за данный год расходы правительства превосходят его доходы. Он не может быть бесконечно большим, считается, что он не должен превышать 2,5-3 % от производимого в стране валового национального продукта. Если расходы правительства строятся на государственных займах, то это неизбежно ведет к возникновению государственного долга, под которым понимается сумма задолженности государства по выпущенным и непогашенным займам.

Если доходы государства превосходят его расходы, то полученные денежные средства остаются неиспользованными. Такой излишек называется процифит, а государственный бюджет – профицитным.

У экономистов нет единого мнения относительно критериев правильности проводимой бюджетно-налоговой политики. Некоторые из них считают, что ежегодно балансируемый бюджет не является экономически нейтральным, а потому и не всегда нужным. Так, в период спада он неизбежно будет отрицательным, а на этапе подъема политика повышения налоговых ставок компенсирует возникший дефицит.

Другие склонны считать, что ежегодное или циклическое балансирование бюджета является второстепенным вопросом. Главным для государства является поддержание устойчивости и макроэкономической стабильности. При этом они исходят из того, что налоговая система устроена таким образом, что налоговые поступления растут с ростом экономики, правительство имеет возможность практически безгранично финансировать дефицит, да и сами проблемы дефицита не столь уж трагичны.

Профицит федерального бюджета РФ по итогам 2007 г. состави 1 трлн. 728 млрд руб., или 7% от ВВП. Доходы ВВП составили 7 трлн 649 млрд руб (102,8 % от годовых назначений с учетом уточненного плана на текущий год). Расходы в размере 5 трлн 921 млрд руб., или 97,7% от плана

Размер Стабилизационного фонда на 1.1 2008 г. Достиг 3836 млрд руб., резервного фонда – 30 69 млрд руб. (использовано)размер фонда национального благосостояния на момент его формирования 1.02.2008 составил 767,8 млрд руб.

Основная тенденция в области расходов государственного бюджета – это постоянное их увеличение. Происходят существенные изменения и в структуру налогов – основного дохода государственного бюджета. Если в XIX веке главными были косвенные налоги, включаемые в цены товаров, то в XX веке, особенно во второй его половине, резко повысилось значимость прямых налогов и главных из них – подоходного налога с физических лиц и налога на прибыль корпораций.

Государственный бюджет выполняет следующие функции:

1. Перераспределение национального дохода;

2. Государственное регулирование и стимулирование экономики;

3. Финансирование социальной сферы;

4. Контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

1. Федеральный бюджет – основное орудие перераспределения национального дохода и ВВП. Через бюджет перераспределяется около 20% ВВП России. Бюджет используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов, для обеспечения наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры на территории России, включая республики, края, области, районы. Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению пропорций, более эффективному использованию государственных средств.

2. Через расходы и налоги бюджет выступает важным орудием регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Государственная поддержка оказывается важным отраслям хозяйства – авиастроению, космическим программам, атомной промышленности и другим отраслям.

3. Важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. Развитие человеческих способностей и охрана здоровья – главный двигатель человеческого прогресса, усиления гарантий социальных и экономических прав граждан. Бюджет обеспечивает средствами учреждения не производственной сферы.

4. В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное соотношение между централизованными и децентрализованными фондами денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов, концентрируемых в финансовых планах предприятий, а также осуществляется контроль за финансово – хозяйственной деятельностью народного хозяйства.

Расходы федерального бюджета классифицируются:

1. По своей роли в процессе воспроизводства – на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы;

2. По функциональному назначению – на расходы по финансированию народного хозяйства, социально – культурные мероприятия, оборону страны, содержание аппарата управления, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, фундаментальные исследования и содействия НТП, расходы по обслуживанию государственного долга.

Все расходы бюджета делятся на текущие и капитальные. Текущие расходы включают закупки товаров и услуг, оплату труда государственных служащих, начисления на заработную плату, платежи по внутренним займам и государственному внешнему долгу.

Капитальные расходы включают капитальные вложения в основные фонды, капитальное строительство и капитальный ремонт.

В условиях перехода к рыночным отношениям структура расходов федерального бюджета существенно изменяется – резко сокращаются бюджетные ассигнования на народное хозяйство, прежде всего на централизованные капиталовложения.

В расходах на народное хозяйство главное место занимают дотации угольной промышленности, сельскому хозяйству, жилищно-коммунальному хозяйству и др.

Расходы на социально-культурные мероприятия включают затраты на образование, здравоохранение и физическую культуру, социальное обеспечение, социальную помощь, культуру и искусство, средства массовой информации. Наибольшие суммы направляются на финансирование образования. Приоритетом остается бесплатность образования и здравоохранения. Гарантируется получение бесплатного общего и, на конкурсной основе, профессионального образования.

Расходы на оборону вызваны необходимостью сохранения и развития комплекса оборонной промышленности, поддержания боеготовности армии, продолжения разработки новейших образцов вооружений, а также усилением социальной защищенности военнослужащих и членов их семей, повышением окладов офицерскому составу, ростом цен на военную продукцию и рядом других причин.

3. Налоги и их виды. Налоговая и фискальная политика.

Кривая Лаффера

 

Доходы государственного бюджета в большей своей части формируется за счет налогов. Например, в Российской Федерации в последнее время на налоговые доходы приходится около 85% доходов Федерального бюджета. Обязанность граждан платить налоги устанавливается государством и закрепляется в законодательных актах страны: в Конституции и в Налоговом Кодексе.

Под налогами понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства.

От налога следует отличать сбор, представляющий собой обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков юридически значимых действий государственными органами, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Использование налогов в качестве инструмента централизованного воздействия на экономическое развитие государства впервые было применено еще в Римской империи во II веке до нашей эры.

По мере развития отношений обмена и экономической цивилизации, денежные налоги вытеснили другие виды платежей и стали господствующими.

В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную и экономическую. Фискальная функция является основной. Она проявляется в использовании правительственных возможностей взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня экономического развития и решения различных социальных проблем. Экономическая функция связана с использованием налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода, повышения заинтересованности предпринимателей в развитии разнообразных видов деятельности по производству товаров и услуг. Оперируя этой функцией налогов, государство оказывает существенное влияние на реальный процесс производства и инвестирование капитальных вложений.

По характеру действия и методу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги уплачиваются непосредственным владельцем объекта налогообложения. К прямым налогам относятся: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налог на наследство и дарения, налог на имущество.

Косвенные налоги, в отличие от прямых, уплачиваются конечным потребителем облагаемого налогом товара, так как они включены в цену товара или услуги. К таким налогам относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), налог с продаж, акцизы (аналог налога с продаж), дополнительно начисляемые на определенные виды товаров (алкоголь, табак, деликатесы, ювелирные изделия), таможенные пошлины.

Косвенные налоги являются наиболее весомой частью налоговых платежей в федеральный бюджет. Так, например, в России в последние годы доля доходов государства, полученных за счет косвенных налогов, составила около 80% всех налоговых поступлений российского федерального бюджета.

По способам начисления на объект обложения налоги и налоговые системы подразделяются на прогрессивные, регрессивные и пропорциональные.

При прогрессивном налогообложении ставки налога увеличиваются по мере роста объекта налога. Иначе говоря, владелец большего дохода платит не только большую сумму в абсолютном выражении, но и в относительном, по сравнению с владельцем меньшего дохода.

Регрессивный налог – это налог, доля которого с увеличением дохода покупателя уменьшается. Это косвенные налоги на товары, облагаемые акцизом (например, изделия из драгоценных металлов). Государство не может установить, а продавец – получить с покупателя сумму по более высокой ставке налога с покупателя с уровнем дохода, превышающим нормативный.

Пропорциональный налог – это налог, при котором налоговая ставка остается неизменной, независимо от стоимости объекта обложения. Величина таких налогов прямо пропорциональна величине облагаемого дохода.

В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов федерального и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видов расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение (например, отчисления на социальное страхование или отчисления в дорожные фонды).

Выделяют также чистые налоги – разность между доходом правительства, полученным от взимания налогов, и правительственными трансфертными платежами.

Проблемы справедливости и эффективности распределения налогов неразрывно связаны с принципами и системой налогообложения.

А. Смит сформулировал четыре основополагающих принципа налогообложения, приемлемых для любой экономической системы. Сущность их такова:

1. Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно дохода, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Соблюдение этого принципа или, наоборот, пренебрежение им приводит к равенству (справедливости) или неравенству в налогообложении.

2. Налог, который обязан уплачивать отдельный субъект, должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).

3. Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику удобнее всего оплатить его.

4. Каждый налог должен быть задуман и разработан таким образом, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства (в противном случае сбор налога потребует такой большой армии чиновников, что заработная плата их может поглотить значительную долю поступлений от налога).

Неоправданные увеличения ставок, по мнению Лаффера, создает условия для снижения объемов производства и «ухода» от уплаты налогов. Снижение налоговых ставок до предельной оптимальной величены, наоборот, способствует подъему производства и росту доходов. Графическое изображение зависимости между доходами бюджета и динамикой налоговых ставок получило название кривой Лаффера (см. рис.1.).

На рисунке по оси ординат отложены налоговые ставки t, по оси абсцисс – поступления в бюджет. При увеличении ставки налога t доход государства в результате налогообложения Т увеличивается (LМ). Оптимальный размер ставки М обеспечивает максимальное поступление в бюджет. При дальнейшем повышении налогов стимулы к труду и предпринимательству падают; а при 100% налогообложении доход государства приближается к нулю, так как никто из предпринимателей на желает работать, не получая дохода.

 

 

Рис.1. Зависимость между доходами бюджета и динамикой налоговых ставок

 

Лаффер считал, что, если экономика находится в точке К, то сокращение налоговых ставок будет приближать налоговую выручку к уровню точки М, то есть максимальному показателю.

Многие зарубежные теоретики резко критикуют позицию Лаффера, по их мнению эллиптические исследования показывают, что нет однозначной зависимости между снижением налоговых ставок и увеличением предложений труда. Поэтому одни группы людей при ослаблении налогового бремени готовы больше трудиться. Другие, наоборот, предпочтут больше времени выделять досугу.

Вместе с тем в экономике функционирует множество факторов, которые оказывают противоречивое воздействие на связь между уровнем ставки налогов и бюджетными доходами государства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.