Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Цена и ценообразование в условиях рыночной экономики




Понятия, функции и виды цен.

Цена – это денежное выражение стоимости товара.

Ценообразование процесс формирования цен, определение их уровней и соотношений.

Цена, как экономическая категория позволяет косвенно измерить затраченное на производство товара (работы, услуги) рабочее время, которое в стоимостной форме выражается через издержки. Продукт, проходя всю цепочку производственного процесса, добавляет на каждой стадии вновь созданную стоимость, т.е. издержки, связанные с оплатой труда, и прибыль.

Пример: держим в руках конденсатор. В производство этого товара вложен различный труд. Геолог – исходные данные – руда (прошлый труд). В наше время: сборка – значительная часть прошлого труда и настоящего.

Следовательно цена должна покрывать все издержки:

- производственные

- товародвижения

- продаж.

Сущность цены проявляется в ее функциях. В рыночных условиях цена выполняет следующие функции:

Ι. Учетная и измерения Выявляет затраты ресурсов (средств производства и рабочей силы) т.е. общественно необходимые затраты на производство и реализацию продукции. Учетная функция цены позволяет оценить эффективность работы предприятия и выбрать рациональную стратегию в условиях рынка.

ΙΙ. Стимулирующая позволяет за счет получаемой прибыли предприятия повышать эффективность производства, в частности, внедрять новую технику, технологии, обеспечивать выпуск конкурентоспособной продукции. Перевооружение возможно только из чистой приыли.

ΙΙΙ. Распределения и перераспределения – предполагает формирование и перераспределение национального дохода между производственной и непроизводственной сферами; различными отраслями внутри производственной сферы за счет налогов, включаемых в цену товаров. (например: налог на прибыль, акциз на подакцизный товар; налог на добавленную стоимость НДС). Прибыли стараются показывать как можно меньше.

ΙV. Сбалансирования спроса и предложения.

Выражается в том, что через цены осуществляется связь между:

производством и

потребителем;

предложением и

спросом

и установлением равновесной цены.

В рыночной экономике объективно действуют многие экономические законы: (вспоминаем какие)

Закон стоимости: экономический закон, регулирующий обмен товаров в соответствии с их общественной стоимостью. Т.е. количеством затраченного на их производство общественно необходимого труда. Закон стоимости – регулятор общественного производства. Под влиянием спроса и предложения цены товар колеблется вокруг их стоимости.

Стоимость: осуществленный в товаре труд товаропроизводителей. Величина стоимости товара определяется количеством труда затраченного на его производство. Является основой конкурентной борьбы.

Стоимость рабочей силы: стоимость жизненных средств для поддержания в жизненных сил рабочего, его семьи, включая культурные потребности.

Наиболее важным для установления цены является закон стоимости, закон спроса, закон предложения, закон рыночного ценообразования.

Закон стоимости и предложения проявляется в том, что в условиях свободного рынка, конкуренции цены отражают общественно необходимые затраты труда. Предприниматель постоянно ищет пути для снижения затрат и тем самым способствует успеху предпринимательства.

Между ценой и величиной спроса существует обратная связь. Экономисты называют эту связь – Законом спроса.

Между ценой и количеством предлагаемой продукции существует прямая связь. Эта связь называется законом предложения.

С законом спроса и предложения связаны законы рыночного ценообразования. В чем заключается механизм этого закона просьба вспомнить из курса экономической теории и сдать на следующем занятии. И переходим к следующему пункту Виды цен.

Механизм их заключается в следующем:

1. Цена стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению.

 

Р И С У Н К (Г Р А Ф И К)

 

 

Покажем графически цену равновесия и отклонения от нее.

В точке равновесия

Это означает, что

Если Е – точка равновесия, то Це – равновесная цена, Qе – объем проданного товара.

Совокупная выручка составит = Цеͯ х Qе

Т.о. главную роль в отношениях между продавцом и покупателем играет цена. Особенно важно понятие равновесной цены, т.е. цены уравновешивающей в результате действия конкурентных сил.

2. Если под влиянием НЕ ценовых факторов (например, мода) вырастает спрос при неизменном предложении или уменьшается предложение при неизменном спросе, то цена возрастет.

При неизменном предложении уменьшение спроса или при неизменном спросе увеличение предложения ведет к понижению цены.

 

Деньги – мера стоимости, средство обмена – это редкостный ресурс, выполняющий роль всеобщей ликвидной ценности. Служат как средства:

платежа

обмена

накопления.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.