Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы, определяющие поведение потребителей

 

Поведение потребителей на фармрынке, характер их покупок определяются их личностными, культурными, социальными и психологическими факторами, изучение которых является одной из важнейших задач маркетологов, занимающихся фармрынком. Эта информация особенно важна при формировании структуры закупок аптечного предприятия. Напомним основные факторы, определяющие оценки и поведение потребителей.

К личностным факторам относятся возраст, стадия жизненного цикла семьи, род занятий, экономическое положение (уровень дохода на семью и на одного члена семьи), стиль жизни, тип личности и самопредставления.

Изучение личностных характеристик клиентов аптеки позволяет выявить тот сегмент потребителей, на который необходимо сориентировать свой бизнес, и соответственно сформировать ценовую и ассортиментную политику. Например, жизненный цикл семьи – совокупность отдельных стадий, которые проходит семья в своем развитии с момента создания. Выделяют следующие основные стадии жизненного цикла семьи: холостяки (молодые, неженатые люди, живущие самостоятельно от родителей); молодая семья без детей; «полное гнездо» (разные варианты в зависимости от возраста детей); «пустое гнездо» (дети живут отдельно от родителей – разные варианты в зависимости от того, работает ли глава семьи или вышел на пенсию). Изучив жизненный цикл семей, которые являются клиентами аптечного предприятия, можно более полно и правильно сформировать ассортимент аптеки, график работы и т.д. В частности, если основными клиентами аптеки являются так называемые «полные гнезда», необходимо уделить значительное внимание детским формам лекарственных препаратов и товарам для детей. Особо важным является анализ уровня доходов целевых потребителей, хотя выполнить это несколько сложно, так как зачастую имеет место сознательное занижение их уровня при проведении анкетирования.

К культурным факторам относятся культура, субкультура и принадлежность к общественному классу.

Исследования в этой области дают возможность, например, ответить на вопрос: «Отождествляет ли потребитель выбор той или иной аптеки или марки лекарств с принадлежностью к какому-то социальному классу или социальной группе?», «Связан ли объем рецептурных и безрецептурных продаж с принадлежностью к какой-то социальной группе?»

Изучение социальных факторов позволяет выявить людей или группы людей, организации, оказывающие значительное влияние на поведение потребителя. Например, кто оказывает наибольшее влияние на потребителя при выборе лекарства – семья, друзья, сослуживцы, рецепт врача, совет фармацевта, реклама, мнение известного врача, высказанное по ТВ, или общепринятое мнение в референтной группе.

Психологические факторы также оказывают значительное влияние на поведение потребителя.

Весьма интересным является изучение мотивации (побуждений) потребителя для совершения покупки. Почему совершается данная покупка лекарственного средства? Что потребитель ищет, покупая данный товар? Какие потребности пытается удовлетворить? Хотя совершенно ясно, что человек желает выздороветь и поэтому приобретает лекарство. Однако важные потребительские мотивы носят подсознательный характер. Многие потребители зачастую не в состоянии четко и явно обосновать свой выбор. Например, приобретение препаратов, которые не имеют доказанной терапевтической ценности.

Рассмотренные выше факторы являются предметом специальных маркетинговых исследований, которые необходимо проводить в аптеках.

Важнейшими направлениями изучения поведения потребителей лекарственных средств являются:

· отношение к данному аптечному предприятию;

· отношение (мнение, предпочтение) к различным торговым маркам лекарственных средств;

· уровень удовлетворения запросов потребителей (ожидания потребителей);

· намерения потребителей;

· принятие решения о покупке, определение закупочного центра (того, кто обычно осуществляет покупки для семьи);

· поведение потребителей при покупке и после нее;

· мотивация потребителей.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Портрет посетителя аптеки | Кто они, клиенты аптек?
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.