Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Следующая типологическая группа включает в себя слушателей, рассматривающих музыку исключительно как средство развлечения

Вопрос 3.

Исследования культуры в западной социологии ХХ века (Т.Адорно, А.Моль)

 

Социология музыки Т.Адорно (1903-1969)

Наиболее весомый вклад в разработ­ку теоретических основ современной западной социологии культуры был внесен Теодором Адорно.

Это социальный философ XX в., представитель «Франкфуртской школы соци­альных исследований».

Крупнейший социолог, музыкаль­ный критик, создатель многочисленных радиопередач, которые транслировались по каналам самых известных западных радиостан­ций («Голос Америки», ВВС), руководитель отдела, занимающего изучением музыкальных интересов и предпочтений слушателей в исследовательской корпорации «Radio Research Pro­ject».

Автор книг (1960-е гг.):

· «Философия новой музы­ки»,

· «Введение в социологию музыки»,

· «Музыкальные моменты»,

· «Заметки о современной литературе» и др.

Наиболее полно социологические воззрения Адорно изложены в книге «Введение в социологию музыки». В ней затрагивается широкий круг проблем: от определения предмета социологии музыки до прогноза развития социокультурной ситуа­ции в ближайшей перспективе:

1. что такое социология музыки

2. типология слушателей

3. судьбы легкой, а также оперной и камерной му­зыки

4. причины деградации легкой, оперной и камерной музыки

5. проблемы классовой природы музы­ки

6. общие проблемы развития культуры

1.

С точки зрения Адорно, социология музыки представляет собой науку, имеющую цель «познать отношения между слушателями му­зыки как обобществленными индивидами и самой музыкой».

Социология музыки — это неотъемлемая часть социологии культуры.

Раскрытие взаимоотношений слушателей музыки с самой музы­кой должно начинаться с построения типологии слу­шателей.

Анализ типов слушателей позволяет раскрыть связь между типом общества, его классовой, профессиональной и демографической структурами и содержанием той музыки, которая пользуется популярностью в различных стратах.

Даже вся общественная проблематика и вся ее сложность выражаются «в противоречиях между производством музыки и ее восприятием обществом, даже в струк­туре слушания музыки как такового».

По твердому убеждению Адорно, слушание музыки с полным основанием может рассматри­ваться как социологический показатель, по которому можно судить о глобальных процессах, протекающих в социуме.

2.

Можно выделить следующие типы слушателей музыки:

1. К первому типу относятся так называемые эксперты. Характеризуются:

- адекватным восприятием музыкальных произведений,

- глубокими знаниями в области теории му­зыки,

- способностью критически оценивать музыкальное произведение и игру музыкантов.

- их числен­ность крайне незначительна. Это профессиональные музыканты и любители, получившие музы­кальное образование.

2. Представители второго типа («хороший слушатель») слушателей музыки характеризуют­ся:

- они понимают музыкальные произведения,

- способны наслаждаться совершенством музыкальной формы, композиторскими находками, чистотой стиля,

- высказывать обоснован­ные суждения.

- они понимают музыку примерно так, как люди понимают свой родной язык, т.е. ничего не зная или зная мало об его грамматике и синтаксисе.

- наиболее широкое распространение этот тип получил в аристократических кругах общества, а также среди представителей крупного промышленного и финансового капитала.

- сегодня их число постепенно сокращается, ибо и в этой среде стремительно нарастает процесс пе­реоценки ценностей, расширяется круг людей, ориентированных на ценности массовой культуры.

3. Третий тип слушателя музыки самый распространенный («потребитель музыки»). Характери­зуются:

- ярко выраженной прагматической установкой и стремлением не создавать, а потреблять художественные ценно­сти.

- слушают много музыкальных произведений, являются за­всегдатаями концертных залов, имеют абонементы в оперу, посе­щают выступления всех знаменитостей, много читают книг о музы­ке и музыкантах, помнят наизусть ряд музыкальных произведений и способны их воспроизвести в домашнем исполнении, имеют до­машние аудиотеки.

- «они уважают музыку как нечто такое, что нужно знать для того, чтобы повысить свой вес в обществе». Их стремление к повышению своей музыкальной культуры, расширению круга зна­ний о музыке, наличие установки на совершенствование своего вкуса определяется не внутренней потребностью, а привходящими обстоятельствами. Подобные слушатели становятся в той или иной мере знатоками музыки благодаря необходимости выглядеть обра­зованным человеком в глазах представителей референтной группы, мнение которой для них является определяющим. Забота о прести­же является для них главным мотивом, определяющим их актив­ность.

- это члены разнообразных комитетов, фон­дов, благотворительных организаций, целью которых является под­держка людей искусства.

- их деятельность приводит к отрицательным результатам, ибо они формируют обще­ственное мнение, направляют процесс развития искусства, и в ча­стности музыки, в соответствии со своими вкусами, которые далеки от идеала.

4. Существует еще одна разновидность слушателей, которая поя­вилась относительно недавно («рессантиментный» тип слушателей, т.е. воспроизводящий былые формы реакции на музыку). По своим личностным характери­стикам они резко отличаются от представителей всех остальных типологических групп. Им свойственно:

- отношение к музыке как средству, позволяющему в максимальной степени реализовывать креативные способности, которыми обладает личность.

- К этому типу принадлежат поклонники Баха, Генделя, Глюка, Вивальди, а так­же «те, кто в своих увлечениях бежит назад, в область добаховской музыки».

- данная типологическая группа формируется за счет представителей средних слоев буржуазии. Они не способны к самостоятельному мышлению. В оценках музыкальных произведений они ориентируются на тех, кто стоит выше их на социальной лестнице и кто способен реально из­менить их судьбу.

5. Пятая группа - поклонники джаза. Для них характерно:

- резко негативное отношение к классическо-романтическому идеалу музыки, который устарел и не соответствует представлениям о прекрасном и безобразном у человека XX века.

- негативное отношение к официальной культуре, которая исчерпала себя и не имеет права претендовать на роль лидера, а тем более верховного судьи.

- воспринимают себя как представителей нового, смелого, авангардистского искусства.

- эту группы в основном составляет молодежь, которая не обладает достаточно высоким уровнем музыкального образования и имеет ярко выраженную ни­гилистическую установку по отношению к классической музыке.

- эта группа формируется целена­правленно крупным бизнесом, производителями грам­записей, бытовой радиоаппаратуры, владельцами радио- и телеком­паний и т.д.

По сути, эта группа ориентирована на социальную не­зрелость и неразвитость вкуса. Они делают ставку на представите­лей делового мира, заинтересованных в расширении рынков сбыта и получении дополнительной прибыли.

- данная группа является самой большой, ибо к ней принадлежат практически все те, кто считает себя поклонни­ком и знатоком музыки

- Это те, кто:

(1) не способен работать без вклю­ченного радио;

(2) кого «парализует чувство одиночества с помощью такого слушания, которое порождает у них иллюзию присутствия»;

(3) кто в музыке видит «средство успокоения нервов»;

(4) кто музы­кально одарен, но не смог получить музыкальное образование и для которых постоянное прослушивание музыки - это процесс ликвидации лакун в их профессиональ­ной подготовке.

- К группе относятся те, кто равнодушен к музыке, у кого отсутствует потребность в наслаж­дении данным видом искусства. Стой­кое безразличие к музыке формируется у тех, кто воспитывался в семье, где главой являлась авторитарная личность, имеющая нега­тивную установку по отношению к музыке.

3.

В своих социологических трудах Адорно поднимает и ряд во­просов, касающихся судеб легкой (оперетта, мюзикл), а также оперной и камерной му­зыки.

Он показывает, что возникновение легкой музыки было связа­но с обычаем пародировать сакральные тексты и музыкальные про­изведения, который возник еще на ранней стадии развития запад­ной цивилизации.

Судьба легкой музыки печальна. В последние десятилетия она пребывает в состоянии кризиса:

- сокращение числа талантливых музыкальных произведений, создаваемых композито­рами, работающими в этом жанре,

- падение интереса пуб­лики к оперетте и даже мюзиклу, которые еще недавно пользовались большой популярностью у представителей практиче­ски всех слоев общества, а сегодня превратились в развлечение для плебса.

- опера постепенно превращается в не­что, полностью оторванное от жизни и не способное удовлетворить духовные потребности современного человека.

- проблематично будущее камерной музыки, где кризис приобрел исключительную глубину и масштаб. Сегодня является очевидным, что камерная музыка постепенно теряет свои отличительные черты.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
История социологии культуры: основные этапы и характеристики | И его представления о закономерностях развития культуры постиндустриального общества
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 755; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.