Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Монополистическая конкуренция. Между совершенной и несовершенной конкуренцией лежит так называемая монополистическая конкуренция




Между совершенной и несовершенной конкуренцией лежит так называемая монополистическая конкуренция.

Можно отметить следующие основные черты, характеризующие монополистическую конкуренцию:

1) На рынке функционирует множество производителей (десятки фирм), тайный сговор между которыми практически невозможен.

2) Каждая фирма действует на свой страх и риск, сама определяя свою ценовую политику. Предсказать и учесть действия всех остальных участников рынка фирма не может.

3) Фирмы производят дифференцированную продукцию (дифференциация, т.е. различие, продукта – наличие у него таких свойств, которые отличают его от аналогичных товаров конкурентов) и, хотя продукт каждой фирмы в чем-то специфичен и уникален, потребитель легко может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них. В то же время фирмы стремятся расширить свою область индивидуализации своей продукции с помощью товарных знаков, наименований, рекламной компании, уровня сервиса, ассортимента товара, его качества и стиля оформления.

4) Усиление дифференциации продукции естественно приводит к повышению степени контроля над предложением и над ценами по сравнению с совершенной конкуренцией, ведь каждый производитель (продавец) какого-либо особого (дифференцированного) товара стремится занять место своеобразного монополиста, пытается создать даже на ограниченном рыночном пространстве для этого товара ситуацию уникальности и неповторимости.

5) Экономическое соперничество влечет за собой как ценовую, так и неценовую конкуренцию (реклама, послепродажное обслуживание и т.д.).

6) Невысокие барьеры вступления с отрасль. Вступление новых фирм в отрасль сравнительно легко, хотя и может испытывать некоторые затруднения. Например, чтобы открыть парикмахерскую или заняться частной медицинской практикой, надо иметь соответствующее образование, подтвержденное дипломом.

Например, к монополистической конкуренции можно отнести рынок спортивной одежды. Приверженцы кроссовок «Рибок» готовы за ее продукцию большую, чем за кроссовки других фирм, цену, однако если разница в ценах окажется слишком значительной, покупатель всегда найдет на рынке аналоги менее известных фирм по более низкой цене. То же относится к продукции косметической промышленности, производству одежды, лекарств и т.д.

Термин «дифференциация продукта» ввел в научный оборот Э. Чемберлин, обстоятельно разработавший теорию монополистической конкуренции еще в 30-х гг. прошлого века. Он описывает ее рыночное содержание следующим образом: «Вместе с дифферен­циацией появляется монополия, и по мере усиления дифференциации элементы монополии становятся все значительнее. Везде, где в какой-либо сте­пени существует дифференциация, каждый продавец обладает абсолютной монополией на свой собственный продукт, но вместе с тем подвергается конкуренции со стороны более или менее несовершенных заменителей. По­скольку каждый является монополистом и все-таки имеет конкурентов, то мы вправе говорить о них как о «конкурирующих монополистах»; и о силах, действующих в подобной ситуации, мы можем с полным основанием гово­рить как о силах «монополистической конкуренции»... Там, где продукт дифференцирован, каждый продавец поистине является одновременно и мо­нополистом, и конкурентом».

Монополистическая конкуренция, порождаемая дифференциацией продукции, становится сегодня наиболее распространенной и даже ведущей формой конкуренции несовершенной.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 319; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.