Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фирма производит и продает такой товар, которому потребители полностью отдают свое предпочтение




Фирма имеет преимущество низких издержек крупного производства (эффект масштаба).

Фирма получает от государства исключительное право на производство или реализацию некоторого товара или услуги.

В подобных случаях государственная лицензия выступает в виде первопричины возникновения монополии. В ряде стран Европы, Америки и в России правительство предоставляет фирмам статус единственного продавца (транспортные услуги, связь, газоснабжение). Такое право может быть предоставлено как частной компании, так и государственной. Взамен на эти привилегии правительство сохраняет за собой право регулировать действия таких монополий, чтобы исключить злоупотребление монопольной властью, защитить интересы немонополизированных отраслей и населения, пользующихся товарами и услугами монополистов. Часто в качестве такого монополиста может выступать само государство.

Пример: история водочной монополии в России.

Рост масштабов производства приводит к экономии ресурсов и снижению долгосрочных средних издержек производства. Низкие издержки производства позволяют фирме установить контроль над всем рынком данного товара. Устанавливая низкие цены, монополия создает естественный барьер для входа конкурентов на рынок. Новым конкурентам чрезвычайно трудно войти в такую отрасль, так как это требует крупных капиталовложений. Доминирующая фирма, имея более низкие издержки производства в состоянии на время снизить цену продукции, чтобы уничтожить конкурента.

Пример: добыча и распределение природного газа в России.

Например, предпочтение, отдаваемое настоящим алмазам, основано главным образом на том историческом факте, что добытые в копях алмазы действительно когда-то превосходили по качеству искусственные. Но, принимая во внимание, что в конце концов искусственные алмазы стало совершенно невозможно отличить от настоящих, можно утверждать, что вскоре не будет никаких оснований для такого предпочтения. В результате фирма «Де Бирс» может утратить положение монополиста на рынке.

Исторически процесс возникновения монополий протекает со второй половины XIX века. В этот период начинают появляться крупные предприятия и объединения. Этому способствовало бурное развитие производства, связанное с быстрым ростом тяжелой промышленности, железнодорожным строительством, переходом к использованию электроэнергии. Происходило развитие процессов

­ концентрации капитала (т.е. сосредоточение, наращивание капитала посредством соединения капиталов разных владельцев, собственников, а также за счет превращения прибыли в капитал, капитализации доходов; сосредоточение производства, капитала в одном месте или в одних руках, преобладание на рынке одной или нескольких фирм);

­ централизации капитала (т.е. рост размеров капитала в результате объединения нескольких капиталов или поглощения одного капитала другим; важнейшая форма централизации капитала – акционерные общества).

Результатом этих процессов стало возникновение монополий, которые принимали следующие организационные формы:

1) Картель – соглашение (договор) между предпринимателями о регулировании объемов производства и количества выпускаемой продукции, условиях сбыта продукции, найма рабочей силы. Участники картеля договариваются о разделении рынков сбыта и установлении согласованных цен. Участники картеля сохраняют коммерческую и производственную самостоятельность. Самостоятельно осуществляют закупку сырья и совершенствование производства. Договор о разделе рынков предполагает устранение конкуренции между членами картеля, этому же служит и договор о единой цене. Согласование объемов производства позволяет картелю контролировать спрос и предложение на рынке.

2) Синдикат – объединение предпринимателей, осуществляющее централизованно для всех своих членов закупки сырья и реализацию производимой продукции. Участники синдиката сохраняют производственную и юридическую самостоятельность, но утрачивают коммерческую самостоятельность. Сегодня синдикат как форма организации бизнеса не имеет широкого распространения.

3) Трест – объединение, в котором участники теряю не только, снабженческо-сбытовую, но и производственную самостоятельность. Кроме того, в такой монополии может объединяться и собственность, т.е. входящие в нее фирмы теряют и юридическую самостоятельность. Реальная власть в тресте сосредоточивается в руках правления или головной компании. Преимущественное развитие тресты получили в отраслях, производящих однородную продукцию. В современный период тресты встречаются редко. Реальная власть в тресте сосредоточивается в руках правления или головной компании. Преимущественное развитие тресты получили в отраслях, производящих однородную продукцию. Впервые тресты появились в США в 1879 году.

Предприятия треста осуществляют свою деятельность на основе объединенного производственного капитала, результаты деятельности расцениваются на основе вложенного капитала. Наиболее простой способ объединения капитала – это его акционирование. Товарно-материальные ценности, объединяемые в единое производство проще всего оценить в денежной форме. Имущественный пай, оцененный в денежной форме, лежит в основе распределения прибыли. Основным принципом распределения прибыли в тресте является: «равновеликая прибыль на равновеликий капитал». Особенностью данной формы объединения является то, что это первая форма, в которой собственник капитала может выходить из дела только с денежным эквивалентом своего имущественного пая.

В соответствии с механизмом управления трестов акционеры различных предприятий передоверяют свои акции доверенным лицам или опекунам, получая взамен акции сертификат. Акционеры продолжают получать дивиденды, но отказываются от своего права голоса, полностью отдавая опекунам контроль над всеми предприятиями, вошедшими в трест.

4) Концерн – объединение предприятий, которые могут отличаться по форме товарного продукта, но они связаны между собой технологической цепочкой по производству конечного продукта. В концерн могут также входить предприятия смежных отраслей, транспорта, торговли, сферы услуг, финансовые учреждения, научно-исследовательские учреждения, учебные центры, испытательные полигоны.

Часто такая группа предприятий объединяется вокруг сильного головного предприятия (холдинга, материнской компании), которое держит в своих руках акции этих предприятий. Номинально входящие в концерн предприятия, производящие отдельные товары, расположенные в разных регионах, сохраняют хозяйственную самостоятельность, остаются юридическими лицами, являясь дочерними компаниями, филиалами головной компании. Фактически в рамках концерна может наблюдаться высокая степень централизации управления и хозяйственного подчинения, особенно в области управления финансами, инвестициями. По форме концерн может не отличаться от треста, но если трест создается для захвата рынка, то концерн – объединение прежде всего производственного характера. Иногда в качестве руководящего органа создается специальное общество – холдинговая компания, владеющая контрольными пакетами акций разных компаний. Предприятия и организации – участники концерна не могут одновременно входить в состав других концернов. На принципах диверсификации концерн возглавляет правление, которое формируется из представителей входящих в концерн предприятий и объединений. Правление решает принципиальные экономические и финансовые вопросы деятельности концерна и осуществляет контроль и общее руководство его делами. Оперативное руководство осуществляет совет директоров.

5) Конгломерат – объединение предприятий, не связанных между собой производственно или технологически. Такое объединение возникает в результат проникновения крупных корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологической связи со сферой деятельности головной фирмы, т.е. конгломерат можно рассматривать как концерн особого вида. В условиях конгломерата сохраняется высокая степень самостоятельности входящих в него фирм и децентрализация управления. Первые конгломераты появились в 1960-х гг. преимущественно в США.

Вышеназванные организационные формы монополий представляют собой искусственные монополии, так как эти объединения возникают в результате заключения между отдельными предприятиями соглашений, которые определяют объемы выпуска продукции, рынки сбыта, устанавливают цены и т.д.

Кроме этого, существуют так называемые естественные монополии – это такое состояние рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в условиях отсутствия конкуренции в силу технологических особенностей производства, которые обусловливают меньшие издержки производства на одном крупном предприятии, нежели на множестве мелких (водо-, газо- и электроснабжение, телефонная связь и т.д.).

Российское законодательство выделяет следующие отрасли, где допустимы естественные монополии:

­ транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

­ транспортировка газа по трубопроводам;

­ услуги по передачи электрической и тепловой энергии;

­ железнодорожные перевозки;

­ услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

­ услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Также может быть государственная монополия – на производство денег, наркотических средств, ядерного вооружения, водочная монополия и т.п.

В результате научно-технического прогресса и монопольного обладания фирмой каким-либо научно-техническим достижением возникает временная монополия. Такая фирма занимает монопольное положение на рынке до тех пор, пока соответствующее достижение на получит всеобщего распространения.

Если в единственном числе выступает покупатель, то такая конкуренция называется монопсонией (от греч. monos – один и opsōnia – закупка). Рыночная структура, в которой единственному продавцу противостоит единственный покупатель, называется двусторонней монополией.

Роль монополии в экономике двойственна.

Положительная сторона монополии в том, что такое крупное объединение имеет возможность

­ применять новейшие технологии, использовать преимущества массового производства и на этой основе производить продукцию с меньшими издержками и снижать цены;

­ выделять больше средств для финансирования исследований и разработок новой продукции и технологий, что способствует ускорению научно-технического прогресса;

­ противостоять конъюнктурным колебаниям рынка: в периоды кризисов крупные фирмы, а тем более их объединения, более устойчивы, они меньше подвержены риску разорения (и увеличения безработицы), чем мелкие и средние предприятия.

Таким образом, существование монополистических объединений оказывает благотворное влияние на развитие экономики.

В тоже время отрицательный эффект состоит в том, что монополия имеет возможность:

­ увеличить свои прибыли за счет повышения цен без снижения издержек производства;

­ «эксплуатировать потребителей», завышая цены против их равновесного уровня;

­ ослаблять или даже устранять конкуренцию вместе с ее благотворным влиянием на эффективность производства, качество продукции, издержки производства;

­ в условиях, когда нет конкуренции, монополия теряет стимул для повышения эффективности за счет технического прогресса.

Поскольку деятельность монополий может носить антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции и ограничение деятельности монополий является одной из важнейших функций государства.

Антимонопольная политика – государственная деятельность, связанная с формированием условий функционирования субъектов рыночных отноше­ний, направленная на достижение оптимального для данного места и време­ни сочетания эффективности и конкуренции.

Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного характера.

Экономические меры поддержки конкуренции и борьбы с монополиями:

­ поощрение производства товаров-заменителей;

­ поддержка новых фирм малого и среднего бизнеса (налоговые льготы, предоставление субсидий, кредитов);

­ предоставление государственных заказов;

­ привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;

­ финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;

­ государственное финансирование НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ).

Административные меры, направленные на демонополизацию рынков, опираются на соответствующие антимонопольное (антитрестовское) законодательство.

Начало антимонопольному законодательству было положено в США. Оно базируется на трех основных законодательных актах:

1) Закон Шермана (1890 г.). Этим законом запрещалась тайная монополизация торговли, сговор о ценах.

2) Закон Клейтона (1914 г.) запрещал ценовую дискриминацию, определенные виды слияний и др.

3) Закон Робинсона-Пэтмена (1936 г.) запрещал «ножницы цен», ценовую дискриминацию и др.

Современное антимонопольное законодательство имеет два направления: контроль над ценами; контроль за слиянием компаний. Следует отметить, что западноевропейское законодательство более либерально.

В России в 1991 г. принят закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и создан Государственный комитет по антимонопольной политике (ГКАП) – сейчас Федеральная антимонопольная служба. Согласно российскому законодательству доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим. Однако доминирующим может быть признано по решению Антимонопольного комитета положение фирмы при доле рынка до 35% объема продаж на соответсвующем рынке, если антимонопольными ор­ганами будут установлены барьеры входа на рынок. В отношении предприятий, занимающих доминирующее положение, Законом предусматривается целый ряд санкций, в том числе принудительное разделение.

Для сравнения, Ко­миссия Европейского Союза считает, что если фирма владеет 40-45% рынка, то она занимает доминирующее положение, а при 20-40% доля не может быть признана таковой. В США большинство судов не склонны к признанию достаточной монопольной власти при доле рынка менее 70%.

Таким образом, важным моментом антимонопольной политики является определяется факта монополизации. Законодательство разных стран расходится в этих вопросах. Вообще считается, что рынок конкурентен, если на нем фигурирует не менее 10 продавцов. Также для определения степени монолизации рынка может использоваться индекс Херфиндаля-Хиршмана:

ИХХ = å xi2,

где xi – доля фирма на рынке, выраженная в процентах (i = 1,... n, n – общее число фирм).

Например, в условиях чистой монополии, когда отрасль состоит из одной фирмы (n=1), ИХХ = 10000. Если на рынке 10 фирм, на долю каждой из которых приходится 10% рыночного оборота, то ИХХ = 1000 (10*102); слияние двух фирм в одну и увеличение ее доли до 20%, сразу увеличит ИХХ до 1200 (8*102 + 202).

Для каждого отраслевого рынка определяются нормативные значения ИХХ, отклонения от них являются сигналом о необходимости демонополизации рынка.


[1] Входной барьер при вступлении на рынок – это условие, которое затрудняет вступление фирм-новичков в отрасль, где хозяйствуют «старожилы». К основным видам входных барьеров относятся следующие:

­ Правительство наделяет фирму исключительными правами (выдача правительственной лицензии на определенный вид деятельности, например, почтовая служба, кабельное телевидение, транспортные услуги). Многие из таких барьеров тесно связаны с деятельностью естественных монополий.

­ Собственность на редкие, невоспроизводимые ресурсы. Например, профессиональный спортивный клуб препятствует образованию конкурирующих с ним клубов путем заключения долгосрочных контрактов с выдающимися спортсменами.

­ Авторские права и патенты. Фирма, чья деятельность защищена патентом, обладает исключительным правом на продажу лицензий, а это дает ей монопольные преимущества. Нередко такой тип монополии называется закрытой монополией, в отличие от открытой монополии, не имеющей защиты от конкуренции в идее патентов, авторских прав или преимуществ естественной монополии.

­ Эффект масштаба, т.е. преимущества крупного производства, позволяющие снижать издержки производства, наращивая объем выпуска продукции. Так, на рынок автомобилестроения нелегко войти новым фирмам, не обладающими значительными капиталами для создания крупномасштабного производства.

­ Вступлению в отрасль могут препятствовать и нелегальные методы борьбы с новыми потенциальными конкурентами, вплоть до угрозы физического уничтожения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 696; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.