Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Периоды жизнедеятельности человека

Этапы жизнедеятельности естественным образом связаны с возрастной периодизацией жизни человека.

Гиппократ произвел периодизацию по физиологическим циклам и назвал 10 периодов по 7 лет каждый.

Английские физиологи выделяют 5 периодов в жизни человека:

раннее детство – до 7 лет;

позднее детство – до 14 лет;

время молодости – до 25 лет;

пора зрелости – 25 лет;

старость - после 50 лет.

Советские демографы С.Г. Струмилин и Б.Ц. Урланис обосновали периодизацию, основанную на отношении к трудовой деятельности:

дорабочий: до 16 лет

рабочий: юность 16 – 24 года

зрелость 25 – 44 г.

поздняя зрелость 45 – 59 лет

послерабочий: пожилой 60 – 69 лет

ранняя старость 70 -79 лет

глубокая старость после 80 лет

В международных сравнениях наиболее часто используется классификация, предусматривающая 8 периодов:

младенчество: до 1 года;

дошкольный возраст: 1-4 лет;

школьные годы: 5-14 лет;

юношеские годы: 15-24 года;

годы наибольшей активности: 15-44 года;

средний возраст: 45-64 года;

ранний период старости: 65 – 74 года;

старость: от 75 лет.

В определении возрастных периодов нет единообразия. С точки зрения биологии и медицины проблема лежит в определении индивидуального биологического возраста и возможностей человека свободно, без ограничений осуществлять жизнедеятельность.

Возрастные периоды жизни человека оказывают выраженное влияние не только на особенности жизнедеятельности (учеба в школе, колледже, вузе, профессиональная деятельность, создание семьи, рождение и воспитание детей и т.д.), но и на физиологическую активность. Это естественным образом сказывается на работе лечебно-профилактических, рекреационных, оздоровительных и реабилитационных учреждений системы здравоохранения, министерств образования, труда и социального развития.

Формирование здоровья, развитие заболеваний отдельных органов и систем в определенной степени обусловлено возрастом. Знание этих особенностей позволяет более профессионально и эффективно оказывать медицинскую помощь населению.

Любой медицинский работник должен владеть основами медицинской демографии, понимать значение знаний закономерностей роста и развития человека, знать анатомо-физиологические и психологические особенности организма человека в разные возрастные периоды, что позволяет отдифференцировать больного человека и здорового, знать научные основы рационального питания, гигиены воспитания и обучения, профилактику старения.

Проблемы, накопившиеся в детстве, в большинстве случаев сопровождают человека и в трудоспособном возрасте. Различные профессионально-производственные факторы могут усугубить ситуацию, а нередко стать вредными для здоровья человека. Чрезвычайно опасно влияние таких факторов на репродуктивную функцию человека.

Здоровый труд в безопасных условиях может заложить хороший фундамент продолжительной жизни уже в послерабочий период. При этом все же останутся актуальными вопросы здорового образа жизни пожилых, включая физические упражнения, двигательную активность, особенности питания. Уровень медико-социальной защищенности играет заметную роль в продлении жизни пожилых людей.

Универсальные потребности человека в разные возрастные периоды

Чтобы жить, быть здоровым и счастливым, люди нуждаются в пище, воздухе, сне и т.д. Эти потребности человек самостоятельно удовлетворяет на протяжении всей жизни. Они обеспечиваются функциями различных органов и систем организма. Заболевание, вызывая нарушение функции того или иного органа, той или иной системы, мешает нормальному удовлетворению потребностей, приводит к дискомфорту.

В 1943 г. американский психолог А.Маслоу разработал иерархию потребностей, определяющих (направляющих) поведение человека (см. рис.)

Исходя из этой пирамиды, потребности более высокого уровня не могут быть удовлетворены, если нарушено удовлетворение потребностей более низкого базового уровня.

Основные потребности ребенка: дышать, есть, спать, двигаться, быть чистым, общаться, избегать опасности, учиться

Само-

выражение

Достижения.

Самостоятельность.

Личное отличие

 
 


Самоуважение

и уважение окружающих

Поощрение. Успех.

Уважение. Самоуважение.

Владение имуществом

 
 


Социальные потребности

Одобрение. Понимание. Привязанность.

Любовь. Семья и друзья.

 
 


Безопасность

Надежность. Защита. Кров. Одежда. Помощь.

 
 


Физиологические потребности

Воздух. Пища. Вода. Выделение продуктов жизнедеятельности.

Сон. Движение. Прикосновение. Секс.

 

Основные универсальные потребности человека в разные возрастные периоды:

Возрастной период Основные универсальные потребности
период новорожденности дышать, есть, спать
грудной возраст быть чистым, двигаться, общаться, играть, быть в безопасности
ранний возраст 1 и 2 период детства избегать опасности, в ласке
школьный период учиться, принадлежать к какой – либо группе
юношеский самосознание, самоутверждение, самовыражение (своего “я”)
годы наибольшей активности работать, отдыхать, профессиональный рост, самоутверждение себя в любви, сексе, карьере, семье, обществе
средний возраст признание, профессиональное мастерство, авторитет, успех в карьере, материальный достаток, положение в семье, сексе
ранний период старости физиологическое и психологическое равновесие; оценка полученного опыта, социального, профессионального и передача новым поколениям; снижение социального напряжения, отдых от активной жизни
старость переоценка жизненного опыта, желание поделиться им; общения

В случае воздействия вредных факторов на любые эти потребности возможно возникновение (развитие) болезней физических, психических, социальных.

В современных условиях сестринский персонал участвует в удовлетворении нарушенных потребностей людей, а также выполняет обучающую роль.

Для укрепления и сохранения здоровья, людям необходимы знания о тех факторах, которые могут негативно повлиять на организм; о путях и средствах борьбы с ними; о мерах, по предупреждению их воздействия. Всю эту информацию население должно получать от специалистов в процессе их просветительской деятельности.

И в первую очередь - от средних медицинских работников в поликлиниках, детских дошкольных учреждениях, в школах, по месту работы, по месту жительства и т.д.

Для проведения работы с населением медработник должен сам хорошо владеть необходимой информацией, быть в курсе современных достижений медицинской науки.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Демография Красноярского края | Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 10053; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.