Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формализация процесса приобретения знаний в таможенном деле

Проведенный анализ интеграции интеллектуальных технологий (И-технологий) – см. п. 2.тема 10) позволяет выделить элементарные структурные единицы, на основе которых осуществляются процессы приобретения, формирования и использования знаний. Сведем полученные результаты в следующие понятия.

Определение 1. Знание об объекте понимается как фиксация существования объективных связей между предметами (элементами) реального мира (макросистемы) в виде информации структурированной (или сформированной) по тому или иному правилу.

Определение 2. Вложенной называется любая система, удовлетворяющая системному принципу иерархии: входит в большую аналогичную систему в качестве составной части (элемента) и в то же время включает в себя меньшие системы в качестве элементов.

Каждая из систем - компонент процесса приобретения знаний является вложенной системой, весь процесс приобретения знаний в его минимальной конфигурации объединяет три попарно взаимодействующие и совместно эволюционирующие вложенные системы (макросистему, метасистему и систему). Структура общего когнитивного канала (К-канала) приобретения знаний представлена на рис. 4.

 

 
 

 


Определение 3. Вложенная система называется целостной, если она удовлетворяет системному принципу эмерджентности: как единое целое она имеет свойства, присущие системе как целостному объекту, при этом каждый ее элемент как система не обладает этими свойствами.

Определение 4. Потребности, определяющие сохранение и развитие (позитивную эволюцию) вложенности систем как целостности, называются внутренними потребностями.

Определение 5. Требования (или условия) к вложенной системе как к элементу со стороны системы уровня выше называются внешними потребностями системы.

В процессе приобретения знаний синонимом понятия “потребность" являются понятия "задача", "проблемная ситуация".

Определение 6. Функциональные и структурные изменения вложенной системы называются продуктивными действиями.

Определение 7. Поступление во вложенную систему или отдельные ее элементы информации для формирования знания (несущей знание), называется далее когнитивным воздействием.

Определение 8. Когнитивное воздействие, несущее знание о продуктивных действиях, называется продуктивным воздействием.

Когнитивные воздействия происходят как между вложенными системами, так и между элементами той или иной вложенной системы (макросистемы, метасистемы и системы по рис.4). И, кроме того, как от системы уровня выше, так и в обратном направлении.

Определение 9.Интегрированное знание (метазнание) как элемент БЗ вложенной системы - это знание, отражающее результат удовлетворения системой внутренних и внешних потребностей за счет продуктивных действий при когнитивных воздействиях.

Определение 10.Когнитивным каналом (К-каналом далее) называется вложенная система, состоящая из интегрированной базы знаний и технологических средств, которые обеспечивают формирование нового знания и продуктивные действия при когнитивном воздействии.

Таким образом, знание любой системы имеет две компоненты: когнитивную I и продуктивную D. Будем считать, что продуктивное знание отражает опыт продуктивных действий, а когнитивное - опыт познания без продуктивных действий, хотя, конечно, деление такое достаточно условно.

Определение 11. Знания, сформированные в К-канале, называются когнитивным аттрактором (К-аттрактор далее).

Таким образом, К-аттрактор - это результат работы конкретной системы на актуализированной технологической платформе К-канала. К-аттрактор есть собственно знание об объекте информатизации в аспекте внешних и внутренних потребностей данной системы (Ym, Ys, Yt - на рис.4.). Как интегрированное знание К-аттрактор проявляется по отношению к смежной системе (или системам) уровня ниже, включая следующие компоненты:

информацию (знание) о внешних потребностях относительно смежной системы (и/или других смежных систем) следующего уровня;

собственно знание об объекте интеллектуализации, поступающее непосредственно в БЗ смежных систем одного уровня в аспекте их внутренних и внешних потребностей.

Определение 12. Процесс формирования К-аттрактора или метазнаний в К-канале называется когнитивным процессом (К-процессом далее ) вложенной системы.

Обобщая результаты анализа базовой парадигмы системного подхода и ее основных концептуальных ограничений, общей структуры процесса приобретения знаний в среде с гибридным интеллектом, а также целостно-эволюционного представления, сформулируем следующие основные положения:

Процесс приобретения знаний осуществляется в совокупности вложенных систем, выступающих в качестве объекта познания - макросистема, субъекта познания - метасистема, средства отображения объекта в субъекте - И-технология и результат познания - БЗ И-технологии.

Общий К-канал приобретения знаний имеет иерархическую структуру вложенных, совместно эволюционирующих (изменяющихся) К-каналов, формируемых соответствующими вложенными системами. При этом К-канал любого уровня вложенности включает в себя в качестве компонент К-каналы более низкого уровня, а также включен в качестве компонента в К-канал более высокого уровня.

Целостность общего К-канала приобретения знаний как основное его свойство обеспечивается целостностью процесса познания независимо от конкретного материального носителя любой обеспечивающей его “физической” системы. В свою очередь, процесс познания есть интегрированный процесс взаимодействия вложенных К-каналов на следующих уровнях их представления: макросистемном, метасистемном и системном.

Общий К-канал и каждый из вложенных К-каналов характеризуются соответственно общим или вложенными К-аттракторами - знаниями, сформированными в рамках соответствующего К-канала. Для вложенных систем речь идет о базах знаний, которые для разных уровней вложенности, различаются механизмами интеграции.

Эффективность И-технологии определяется, в первую очередь, целостностью процесса приобретения знаний при изменении условий работы, зависящих от динамики характеристик макро- и метасистем. В связи с этим актуальна дальнейшая конкретизация процессов, обеспечивающих целостность и эффективную интеграцию накапливаемых знаний.

В структуре общего К-канала приобретения знаний (рис.4) элементы базы знаний Zt (БЗ Zt) являются накопленными К-аттракторами К-канала системы Т (К-канал T). На метасистемном уровне К-канал системы Т входит в состав К-канала метасистемы (К-канал S), а соответствующие аттракторы представляются интегрированной базой знаний метасистемы S (ИБЗ Zs). Наконец, на макросистемном уровне К-канал метасистемы S входит в общий К-канал макросистемы (К-канал M), а соответствующие аттракторы представляются интегрированной базой знаний макросистемы М (ИБЗ Zm). Принципиальным моментом в данном представлении является иерархическая вложенность К-каналов, К-аттракторов и, соответственно, К-процессов.

Процессы взаимодействия между основными компонентами К-канала (технологическими средствами и ИБЗ) определяются соответствующими им когнитивными воздействиями двух типов:

* прямыми и обратными когнитивными воздействиями макро- (Ym, Im), мета- (Ys, Is) и системного (Yt, It) уровней, которые задают информационные характеристики процесса приобретения знаний на основе когнитивного опыта;

* продуктивными воздействиями макро- Dm, мета- Ds и системного Dt уровней воздействия, отражающими изменения технологических средств К-канала на основе результатов познания.

Все воздействия в структуре общего К-канала приобретения знаний представляют собой не физическую, а информационно-когнитивную характеристику взаимодействия каналов.

Определение 13. Процесс взаимодействия технологических средств и базы знаний К-канала по обратным когнитивным воздействиям называется процессом когнитивного взаимодействия.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Концепция управления таможенным делом на основе знаний | Определение 14. Процесс, происходящий во вложенной системе по обратным продуктивным воздействиям, называется процессом продуктивного взаимодействия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2194; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.