Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предупреждение неосторожных преступлений

Для предупреждения неосторожных преступлений имеют боль­шое значение мероприятия по укреплению трудовой и общественной дисциплины, усилению борьбы с пьянством и алкоголизмом, расшире­нию и совершенствованию правового, экологического, антиалкоголь­ного воспитания. Они помогают устранять недостатки в планирова­нии, управлении, несовершенства в технологии производства, органи­зации контроля, подготовке и подборе кадров, способствующие со­вершению неосторожных преступлений, а также ограничивают и де­лают возможной ликвидацию тех криминогенных деформаций группо­вой и индивидуальной психологии, которые являются причинами дан­ных преступлений.

Важную роль в борьбе с неосторожными преступлениями играют и меры специальной профилактики. К их числу относятся: разработка и внедрение новых, наиболее эффективных средств и правил техники безопасности и охраны природы; совершенствование законодательства об ответственности за неосторожные преступления и создающие для них почву «фоновые» правонарушения; улучшение организации и ме­тодики работы контролирующих органов, расследования и судебного разбирательства дел о неосторожных преступлениях различных видов и прокурорского надзора за исполнением законов об охране труда, охране окружающей среды. Правовоспитательная работа с лицами, склонными к совершению неосторожных преступлений, обеспечение общего и специального превентивного эффекта уголовно-правовых мер тоже занимают важное место.

Успешное предупреждение неосторожных преступлений возмож­но только при систематическом принятии мер борьбы с ними. Дело в том, что устранение недостатков в использовании техники, в модерни­зации технологии, организации управления производством, контроля требует, как правило, длящегося применения комплекса мер. Для устранения дефектов технологии, нарушающих безопасность произ­водства, необходимо не только внедрять новые технические средства, но и обучать рабочих пользоваться ими. Это, в свою очередь, выдвига­ет задачу повышения их квалификации, изменения системы контроля и т. д. Длящимся характером и комплексностью характеризуется и при­менение мер, направленных на воспитание у руководителей предприя­тий и организаций, работников инспекций и служб позиции макси­мального внимания к вопросам техники безопасности и охраны при­роды, добросовестного отношения к возложенным на них обязанно­стям, честности, принципиальности и иных качеств личности, необхо­димых для успешной борьбы с нарушениями названных правил и ины­ми неосторожными преступлениями. Более длительная и упорная ра­бота требуется для формирования правильной позиции общественного мнения по указанным вопросам, основанной на четком осознании их социальной значимости.

Только при таких условиях дадут должный эффект организаци­онно-управленческие меры по информационному обеспечению органов и служб, ведущих борьбу с преступными нарушениями правил техники безопасности и охраны природы; по координации их деятельности, со­вершенствованию методики и техники контроля.

 

5.Криминологические особенности и предупреждение автотранспорт­ных преступлений.

В статистике неосторожных преступлений наибольшую долю со­ставляют автотранспортные преступления. Автотранспортные пре­ступления - собирательное криминологическое понятие, охваты­вающее следующие составы предусмотренных уголовным законом преступлений: нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств лицами, управляющими этими средствами (ст. 264 УК РФ), выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств (ст. 266 УК РФ); приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ); угон транспортных средств (ст. 166 УК),а также нарушение действующих на транспорте правил (ст. 268 УК РФ).

Следует отметить, что автотранспортные преступления, специ­фика их причин, условий, механизм преступного поведения их участ­ников наиболее типичны для преступлений в области использования техники, а их предупреждение требует иных, специфических форм и методов, чем профилактика неосторожных преступлений против личности.

Проблема предупреждения автотранспортных преступлений ста­ла особенно острой в последние годы. До 1984г. наблюдалась тенден­ция снижения автотранспортных преступлений из расчета на 10 тыс. единиц автотранспорта, а также сокращения числа погибших (за по­слевоенный период число погибших, приходящихся на 10 тыс. единиц автотранспорта сократилось в пять раз1). За 1991-1995 гг. в 1,5 млн. дорожно-транспортных происшествий погибло 250 тыс. и получили ранения 1,5 млн. человек. Свыше 70% погибших составляли люди тру­доспособного возраста. В 2002 году в 184,4 тыс. ДТП погибло 33243 человека, а увечья получили 215678 человек. Достаточно сказать, что потери от ДТП в несколько раз больше, чем от железнодорожных катастроф, по­жаров и несчастных случаев. Тяжесть последствий ДТП в России в несколько раз выше аналогичных показателей других стран.

В общей структуре транспортных преступлений следует выделить преступления, совершенные водителями индивидуальных транспортных средств. По их вине ежегодно возникает в среднем 100-120 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в которых погибает 25-30 тыс. и оказываются ранеными 150-200 тыс. человек. На долю указанной кате­гории водителей приходится в среднем 65-70 % ДТП, а погибших и ра­неных примерно 70-75%2. За малым исключением подобные проис­шествия есть следствие виновного нарушения установленных правил, одна из форм противоправного, антиобщественного поведения. Почти каждое дорожно-транспортное происшествие (9 из 10) является резуль­татом противоправного поведения за рулем водителя автомобиля. Ис­следователями установлено, что существует непосредственная связь между противоправным поведением водителей в виде администра­тивных проступков и транспортными преступлениями, к которым эти проступки приводят с известной степенью вероятности.

Кроме того, противоправное поведение водителей, выражаю­щееся в умышленном нарушении правил дорожного движения, во мно­гом определяется личностью водителя. Это относится ко всем катего­риям водителей. Если же иметь в виду дорожно-транспортные пре­ступления, где обычно на первый план выдвигается личность, то это, как правило, неосторожные преступления. На неосторожность деяния в процессе совершения транспортного преступления, указывается и в Уголовном кодексе. Вместе с тем бывают случаи, когда происшествие возникает в результате умышленных действий субъекта, направленных против жизни и здоровья людей, на причинение ущерба, материально­го вреда. Однако такие умышленные действия не квалифицируются как дорожно-транспортные преступления. Это иного рода деяния. Тран­спортное преступление не может быть умышленным. Умышленным может быть лишь нарушение правил дорожного движения, а данное преступление, как правило, следствие этого нарушения, причем независимо от того, умышленное оно или нет.

За последние 10-15 лет существенно изменился парк автотранспортных средств. Например, с 1975 г. число единиц индивидуального транспорта увеличилось почти в 5 раз. В структуре автопарка Рос­сии количество индивидуальных транспортных средств почти в 3,5 раза превышает весь государственный транспорт в 6,5 раза - коли­чество грузовых автомобилей. Следует отметить, что в отдельные годы (например, в 1985-1990г.г.) прирост транспортных преступлений опережал рост числа индивидуальных автомобилей. Повышалась степень их тяжести, на каждые 100 пострадавших на дорогах у нас приходилось 13 погибших, в настоящее время 18 в Германии и Чехии - 4, в США - 1,3, в Японии - 0,8.

Структура автотранспортных преступлений включает несколько видов, соответствующих нарушениям таких правил безопасности дви­жения и эксплуатации транспорта, как выбор скорости, обгон, проезд перекрестков, запрет управлять транспортным средством в состоянии опьянения, переход дороги и т. п. Эти нарушения вызывают послед­ствия в виде столкновений с другим автотранспортным средством (велосипедами, гужевым транспортом), с животными; наездов на лю­дей; опрокидывания транспортных средств и выпадения людей из них. Две трети автотранспортных преступлений (и три четверти аварий) связаны с нарушением только со стороны водителей; треть - со «смешанной виной» в совершении нарушений с другими участниками движения. Каждый третий водитель находился в момент преступления в состоянии опьянения.

Преобладающая часть автотранспортных преступлений прихо­дится на окончание рабочего времени (17 - 19 час.) и вечерние часы (22 - 24 час.), причем в вечернее время большинство виновных – водители личного транспорта. «Пик» аварийности у последних - апрель (выезд после длительной зимней стоянки транспортного средства). Среди по­гибших или получивших тяжкие телесные повреждения в результате автотранспортных преступлений 20% -несовершеннолетние.

В сельской местности происходит половина дорожно-транспортных происшествий и 70% - со смертельным исходом.

Криминологическая характеристика личности участников неосторожных дорожно-транспортных преступлений показывает, что в своем большинстве они относятся к категориям ситуативных и неустойчивых преступников. Вместе с тем определенная их часть, как и лиц, совершающих неосторожные преступления других видов, соответствует по своим личностным качествам, систематичности и злостности нарушений типу злостных преступников (разумеется, с некоторыми отличиями от умышленных преступников этого типа).

Исследования опровергают бытующее мнение, будто лица, совершающие преступления рассматриваемого вида, по нравственно-психологическим свойствам не отличаются от законопослушных граж­дан, что в автотранспортных преступлениях ведущей при взаимо­действии личности и ситуации обычно оказывается последняя. Сама по себе дорожная ситуация даже при ярко выраженной сложности никог­да, минуя личность, не способна стать причиной преступлений (в отли­чие от аварий непреступного характера). В данном случае всегда проявляется пренебрежение правилами безопасности, предосторожности как личностное свойство, хотя и выраженное в разной степени.

Характеристика личности участников дорожно-транспортных преступлений - законных водителей транспорта и водителей-угонщиков различна. Внутри первой группы по ряду показателей, на­пример, возрасту, полу, образованию, имеются различия между водите­лями-профессионалами и водителями личного транспорта.

Среди законных водителей и угонщиков преобладают мужчины (97 - 98%). Женщин среди угонщиков менее одного процента.

В последние годы отмечается тенденция возрастания доли жен­щин среди водителей, совершающих неосторожные преступления за счет главным образом увеличения парка личных автомобилей индиви­дуального пользования, которыми нередко управляют женщины. Тем не менее, различия по полу в структуре контингента участников авто­транспортных преступлений относительно стабильны, так как связаны с типичной психологией женщин-водителей. Последние предпочитают остановить автомобиль, нежели усиливать риск аварийной обстанов­ки, гораздо реже управляют транспортом в состоянии опьянения (среди женщин доля лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения, в 1,5 раза ниже), более строго соблюдают правила дорож­ного движения.

Что касается возрастной характеристики, то наибольшую долю в контингенте водителей, совершивших автотранспортные преступле­ния, составляют лица в возрасте 18-24 лет. Это обусловлено неболь­шим опытом вождения машин в сочетании с завышенной оценкой сво­их психофизиологических возможностей, склонностью к лихачеству, частым потреблением спиртных напитков.

Анализ уровня образования и профессиональной подготовки среди преступников-водителей показывает, что среди них преобладают лица с неполным средним образованием и пониженной профессио­нальной квалификацией. Особенно низкой профессиональной квали­фикацией отличаются автолюбители, на долю которых приходится каждое второе дорожно-транспортное происшествие.

Социально-ролевая характеристика участников автотранспорт­ных преступлений не имеет существенных отличий от аналогичной характеристики законопослушных участников движения. Отмечается лишь значительно более высокая доля лиц (среди водителей-профессионалов), неоднократно менявших место работы. Доля лиц, не занятых общественно полезным трудом, среди законных водителей не­велика - 3%, а неработающие и неучащиеся угонщики составляют бо­лее двух третей.

Общий рецидив у преступников-водителей ниже в три раза, чем во всей преступности. Среди угонщиков доля рецидивистов значитель­но больше.

Хотя водители, совершающие автотранспортные преступления, отличаются сниженным профессиональным и образовательно-культурным уровнем, повышением его они, как правило, не занимают­ся. Значительная их часть злоупотребляет спиртными напитками. Так, вопреки строгому запрету управлять автомобилем в нетрезвом виде, до 15 — 30% лиц, совершивших рассматриваемые преступления, находи­лись за рулем в состоянии опьянения. Среди угонщиков доля автотран­спортных преступлений, совершенных в состоянии опьянения, достига­ет 60%.

Каждый третий из числа привлекавшихся к уголовной ответственности по ст. 264 УК РФ ранее привлекался к административной, дисциплинарной, общественной ответственности за различные нару­шения правил дорожного движения (чаще всего за управление тран­спортом в нетрезвом виде и превышение скорости).

Каждый десятый из совершивших наезд водителей скрывался с места происшествия (независимо от степени вины в содеянном). По­добные действия квалифицируются как самостоятельное преступление: заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению (ст. 265, 125 УК РФ). Статистика судебно-медицинских экспертиз по делам об автотранспортных происшествиях свидетельствует, что во многих случаях оказание потерпевшему своевременной помощи спасло бы его от смерти и значительно уменьшило вред здоровью.

Причины автотранспортных преступлений связаны с характер­ной для их участников личностной позицией: эгоизм, социальная расхлябанность, безответственность, пренебрежительное отношение к нормам общественного поведения, адресованным участникам дорож­ного движения, и искаженная (заниженная) оценка степени опасности допускаемых в данной сфере нарушений. В действиях лиц, создающих аварийную обстановку, отмечается влияние общих нравственных и эмоционально-волевых деформаций личности, криминогенной ситуа­ции, а также специфических деформаций, связанных с функцией участ­ника движения, искажением ценностной значимости норм безопас­ности движения, их места в ценностной ориентации. Специфические деформации в наибольшей степени обусловлены дефектами воспита­тельной работы с водителями автотранспортных средств, а также с другими участниками дорожного движения, нарушениями правил профессионального отбора водителей; злоупотреблениями должност­ных лиц, разрешающих эксплуатацию технически неисправных авто­транспортных средств.

К условиям, способствующим совершению автотранспортных преступлений (создание и реализация аварийной обстановки), относят­ся:

-ненадлежащее содержание дорог, нарушение безопасных нормативов ширины проезжей части, разметки развязок, переходов (по выборочным данным, этот фактор присутствует не менее чем в 10 — 15% случаев автотранспортных преступлений);

-недостатки конструкции автотранспортных средств, затруд­няющие управление, ограничивающие возможности наблюдения, вы­зывающие повышенную усталость водителя;

-неиспользование водителем и пассажирами приспособлений, уменьшающих риск аварийной обстановки или ее тяжких последствий;

-ошибки в выборе режима регулирования движения и техниче­ских средств для этого (количество и характер дорожных знаков, све­тофоров);

-нарушения нормативов рабочего времени водителей;

-низкий уровень контроля за состоянием автотранспортных средств, дорог и технических средств регулирования движения;

-упущения в дисциплинарной, административно-правовой и уголовно-правовой борьбе с нарушениями правил безопасности дви­жения, в результате чего не обеспечиваются неотвратимость ответ­ственности нарушителей, ее гласность, дифференциация и индивидуализация (в частности, согласно результатам изучения уголовных дел, при расследовании 2/5 из них не был выяснен весь комплекс обстоя­тельств, влияющих на форму вины и степень ответственности);

-неправильное поведение пешеходов (в каждой четвертой ава­рии наряду с водителями нарушения допускали пешеходы, а в крупных городах - в каждой второй).

В формировании и реализации аварийной ситуации при автотранспортных преступлениях определенную роль могут играть особен­ности состояния здоровья водителя, пешехода, природные условия, от которых зависят видимость, величина сцепления с дорогой. Обстоятельствами, способствующими совершению автотранспортного пре­ступления, будут, однако, не они сами по себе, а игнорирование или неправильная оценка их участниками движения. Иными словами, та­кие обстоятельства взаимодействуют с другими элементами аварийной обстановки через личность участников движения.

Сказанное позволяет выделить некоторые особенности механиз­масовершения автотранспортных преступлений.

Во-первых, эти преступления являются результатом создания аварийной ситуации, которая возникает в процессе сложного взаимодействия нескольких участников дорожного движения между собой и с обстоятельствами, определяющими объективную обстановку движения. В данном случае как бы пересекаются несколько линий развития причинно-следственных связей и условий.

Во-вторых, в процессе совершения автотранспортных преступле­ний взаимодействуют процессы и явления социального, технического и природного характера (хотя криминогенное действие последних и опосредованно влияет на действия участников движения, приводящие к созданию аварийной обстановки).

Особенности профилактики рассматриваемых правонарушений связаны с необходимостью воздействия: а) на все элементы системы «человек - автомобиль – дорога» б) на всех участников дорожного движения. Следовательно, наряду и во взаимосвязи с мерами, по соблюдению водителями норм безопасности (подбор кадров, учеба, воспитание, контроль), нужны меры, обеспечивающие безопасное поведе­ние других участников движения, а равно меры, предупреждающие и устраняющие условия аварийных ситуаций, возникающих из-за плохо­го состояния дорог и транспортных средств.

Общесоциальные меры профилактики связаны с реализацией планов социального и экономического развития в области автомоби­лестроения, дорожного строительства, с работой среди участников транспортного движения, разъясняющей общественное значение норм безопасности и формирующей навыки дисциплинированного поведе­ния, исходящего из осознания интересов общества.

Последовательно совершенствуется конструкция автомобилей, предусматриваются лучшие условия работы водителей, разрабатываются технические средства, ограничивающие возможность тяжких последствий при аварии (ремни безопасности, неранящие стекла, вдавливающееся рулевое управление).

Важнейшее направление общесоциальной профилактики - обеспечение надлежащей подготовки и повышения квалификации водителей.

Специальные меры профилактики автотранспортных преступлений включают контроль за соблюдением правил безопасности движения; выявление и устранение конкретных обстоятельств, могущих способствовать возникновению аварийной обстановки (состояние дороги транспортных средств, водителей); выявление и устранение причин и условий конкретных преступлений; предупреждение рецидива; право воспитательная работа с водителями, техническим обслуживающие персоналом, населением (в том числе с особо виктимным контингентом - несовершеннолетними).

Главным субъектом специальной профилактики автотранспортных преступлений, включая предупреждение и пресечение аварийных ситуаций, выступают органы Государственной автомобильной инспекции МВД РФ, их помощники в лице общественных автоинспекторов и специализированных народных дружин.

ГАИ осуществляет правовоспитательную работу, направленную на обеспечение безопасности движения, среди водителей, администра­ции и всего коллектива транспортных предприятий, населения. Правовоспитательная работа с целью обеспечения безопасности движения включает и разъяснение ответственности за нарушения правил безопасности. Особое внимание ГАИ уделяет непосредственному контролю движения на дорогах, применяя при этом современные технические средства (радары, наблюдение с вертолетов).

Активно участвуют в контроле безопасности движения и других формах профилактики автотранспортных преступлений общественные автоинспектора, специализированные народные дружины и трудовые коллективы автохозяйств. В последние годы стали создаваться посты безопасности движения в сельской местности, особенно в период перевозки урожая.

Большое внимание в профилактике автотранспортных преступ­лений уделяется борьбе с употреблением спиртных напитков водите­лями и другими участниками движения. Алкоголь в любой дозе резко снижает возможность выбора правильных решений в сложной дорож­ной обстановке и многократно увеличивает время реакции (а в ава­рийной ситуации водителю приходится принимать до 15 решений в се­кунду). Кроме того, алкоголь сохраняется в организме человека дли тельное время, в связи с чем управление автомобилем даже на следующий день после его употребления небезопасно.


1 Криминология. М.,1988. С. 356.

 

1 Карпец И.И. Преступность: иллюзии и реальность. М., 1992. С.316.

1 Квашис В.Е., Каретников И.В. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений, совершаемых по неосторожности. М.,1976. С. 5 — 6.

2 Кузнецова Н.Ф. Проблемы криминологической детерминации. М.,1984. С. 72 — 73.

1 Карпец И.И.Указ.раб. С. 317.

2 Квашис В.Е., Каретников И.В. Указ. Раб. С.8.

1 Квашис В.Е.,Каретников И.В. Указ. раб. С. 10.

2 Криминология: Учебник. М.,1988. С. 358.

1 Дагель П.С. Неосторожность. Уголовно-правовые и криминологические проблемы. М., 1978, С. 128—134.

2 Дагель П.С. Причины неосторожных преступлений в СССР// Советское государство и пра­во. 1973. № З.С. 69.

 

1 Криминология. С. 359.

 

1 Кузнецова Н.Ф. Указ. Раб.С.72-74.

2 Кузнецова Н.Ф. Указ. Раб. С.74.

1 Дагель П.С. Указ. Раб. С.66.

2 Дагель П.С. Указ. Раб. С.65.

1 Кузнецова Н.Ф. Указ. Раб. С.74.

1 Совершенствование мер борьбы с преступностью в условиях научно-технической революции/ Под ред. В.Н. Кудрявцева. М.. 1980. С. 171.

 

1 Натов А.Х. Криминологический анализ и организация предупреждения ОВД ДТП, совершаемых водителями индивидуальных автомобилей. М., 1992.

2 Натов А.Х. Указ. Раб.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Причины и условия неосторожных преступлений | В. Деятельность православных просветителей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 812; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.