Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В. Деятельность православных просветителей

И раннего Нового времени

Лекция 18. Культура южнославянских народов в эпоху Средневековья

План:

1. Значение христианской и византийской культурной традиции в культуре.

2. Деятельность православных просветителей.

3. Искусство и первые памятники литературы, музыки.

4. Образование.

5. Значение православной церкви в эпоху османского владычества как хранителя болгарского языка и культуры.

6. Национальная культура в период господства турок

7. Становление национального литературного языка.

 

 

Что касается христианизации, то Константин и Мефодий были уже не первыми миссионерами на этой территории. В 831 г. в Регенсбурге крестились несколько моравских князей, а в 845 г. то же проделали 14 чешских князей вместе с их дружинами. Но миссионерская деятельность тех десятилетий была тесно связана с укреплением франкского политического влияния, и, поняв это, Растислав принял меры к созданию собственного клира. Константин и Мефодий за короткое время подготовили группу кандидатов в священники.

В 867 г. Константин, Мефодий и группа их учеников отправились в Рим, и кандидаты были рукоположены. Константин в 868 г. ушел в монастырь и принял монашеское имя Кирилл, в январе 869 г. умер. Папа Гардиан II разрешил в Моравии славянскую литургию и назначил там главой церкви Мефодия. Но баварские епископы отрицательно отнеслись к славянской литургии, ведь собственное духовенство предоставляло мораванам возможность отказаться от баварских миссионеров. Мефодия заключили в темницу и продержали там три года.

После вмешательства нового папы Иоанна VIII Мефодий был отпущен, а затем, уже в сане архиепископа прибыл в Великую Моравию. Однако между Святополком и Мефодием возник конфликт: в 879 г. князь обратился к папе с жалобой, что архиепископ “учит неправильно”. Но Мефодий был оправдан.

В 880 г. вышла папская булла с одобрением письменности, созданной покойным Константином, и приказом, чтобы Христа славили на славянском языке, а также читали на нем в церквах Евангелие. Мефодию папа подчинил двух епископов - нитранского Вихинга и еще одного, имя которого нам неизвестно. Немец Вихинг интриговал против Мефодия, доносил на него папе, подделывал документы.

Мефодий перед своей смертью в 855 г. проклял Вихинга, назначив своим преемником Горазда. Смерть Мефодия означала конец славянской миссии. Святополк уже не имел интереса ее поддерживать, ученики Мефодия были изгнаны из страны, ушли в Чехию и Болгарию.

Славянская миссия продолжалась 21 год, но деятельность Кирилла и Мефодия имела большое влияние на начало славянской образованности. Константин-философ создал “глаголицу”, а в X в. в Болгарии возникла “кириллица”. Обе они происходили из разных вариантов греческого письма и долгое время использовались параллельно, особенно у восточных и южных славян.

Константин перевел на славянский язык литургические тексты, написал предисловие к переводу Евангелия, в котором защищал необходимость письменности на национальных языках. Он работал над переводом всей Библии, законченным Мефодием. Так были заложены основы всей славянской письменности.

Впоследствии Мефодий написал еще “Об обязанностях правителей”, его же авторство признается за памятником “Закон судный людям”. Первые жития обоих просветителей - моравского происхождения, это источники и по истории Великой Моравии. Основой языка древней славянской литературы было македонское наречие, на котором говорили в районе Солуни. Этот первый славянский литературный язык является одним из главных источников познания закономерностей развития отдельных славянских языков. Таково культурное значение Великой Моравии.

После смерти Святополка в 894 г. государство стало распадаться. Святополк разделил державу между сыновьями Моймиром II и Святополком II. Но вскоре отпала Паннония, затем часть Нитранского удела, где правил Святополк младший. В 895 г. вне великоморавской территории оказалась Чехия. В 897 г. отошли от Великой Моравии и сербы. Процесс разложения державы был следствием как внутренних так и внешних причин. В частности кочевники-мадьяры в течение IX в. продвинулись на Запад и в последующие десятилетия стали нападать на славянские области. Это был союз из 8 племен. Славянские области Великой Моравии они захватили в 907 г., а позднее опустошили также и Чехию. Но моравская культура не исчезла. Мадьяры переняли от славян многие сведения и быстро адаптировались в новых местах. Ликвидация Великоморавского государства привела к политическому разъединению чехов и словаков. Чешское государство стало развиваться в западной части бывшей державы, Словакия же вошла в состав возникавшего государства венгерского.

Великоморавская эпоха представляет собой один из прогрессивных этапов в истории славян, когда была создана собственная культура, равная по зрелости тогдашней западноевропейской цивилизации. Великая Моравия сыграла также важную роль в историческом развитии Европы IX в. в целом.

 

Культурная политика Карла 1У

Развитие чешской культуры при Карле IV внесло столь богатый вклад в европейскую цивилизацию, что еще и в наше время созданные в XIV в. духовные ценности служат человечеству.

В предшествующие периоды культурная деятельность ограничивалась украшательством королевского двора, Карл же стал проводить культурную политику. Он был меценатом и организатором культурной деятельности в стране. Внес он вклад в культуру и своим личным творчеством, владел пятью языками. Карл считал культуру составной частью политики, видел в культуре и науке потенциал политического противовеса претензиям шляхты на власть. В знаниях и образованности он видел силу, способную пропагандировать господствующую систему управления, создавать для нее благоприятный социальный климат.

Именно поэтому в 1348 г. в Праге был создан первый в империи университет. Карлу нужны были кадры для государственного управления. Образованные юристы и другие специалисты позволяли королю в меньшей мере, чем прежде, пользоваться услугами представителей шляхты. Университет стал вообще идеологической опорой короля. Образование стало доступно и светским лицам, тогда как раньше оно было монополией духовенства.

Университет был организован по образцу Парижского и Болонского, отличался определенной демократичностью. Относительная свобода академической дискуссии в рамках схоластического метода способствовала развитию идей и вообще мышления и имела огромное значение в период общественного брожения и критики существующих порядков.
Карл пригласил в Пражский университет крупнейших ученых из всей империи. В новом университете были заложены основы исследований в области точных и естественных дисциплин: астрономии, математики, медицины. Были привлечены лучшие силы к преподаванию по этим областям знания.

В 1366 г. Карл подарил в Старом месте Праги дом университету для 12 магистров и их учеников, предоставил для содержания этой коллегии несколько деревень, подарил значительное количество книг. Все это подробно описано в хронике Крабице из Вайтмиле. Поднялось и школьное образование. Только в Праге насчитывалось 25 школ, имелись они и в каждом королевском городе.

Карл заботился также о развитии литературы, искусства, музыки, научного творчества, сосредоточил в Чехии лучшие культурные силы Европы. Литература эпохи Карла IV представлена многими жанрами: светская и духовная лирика, студенческая поэзия, сатирические произведения ремесленников, дидактические и философские сочинения, политические аллегории. Все это существовало на чешском и латинском языках параллельно.

На чешский переводились с ряда языков описания путешествий, нравоучительные и вероучительные трактаты. В 60-х гг. Х1У в. был осуществлен перевод на чешский язык Библии. Бартоломей из Хлума собрал в одном произведении научную терминологию - медицинскую, географическую, астрономическую, грамматическую, теологическую. Магистры Пражского университета писали схоластические, гомилетические, дидактические, апологетические сочинения, возник ряд произведений в области права.

Особенностью развития литературы во второй половине XIV в. была ее чехизация и усиление светского элемента. Многие произведения проникнуты патриотизмом, национальным самосознанием. Для развития чешского языка этой эпохи характерно возникновение новых слов - они составили до трети всего словарного состава. Но продолжался расцвет и латинской письменности, и немецкого литературного творчества.

В особом направлении развивалась историческая проза. Она находилась под сильным влиянием и личным контролем Карла IV. Историография актуализировалась и носила пропагандистский характер. Хроники писались только на латинском языке и предназначались для узкого круга читателей. Выбирая хронистов, Карл давал им материал и сам участвовал в создании хроник. Так, в хроники Бенеша Крабице из Вайтмиле и Пржибика Пулкавы из Раденина Карл внес “Святоовацлавскую легенду” и “Автобиографию”. Возникли также хроники Франтишка Пражского, аббата Опатовицкого монастыря Неплаха, Джованни Мариньолы.

Однако хроники этой эпохи не достигали уровня аналогичных произведений предшествующего периода (Збраславской хроники и др.) и не имели существенного влияния на дальнейшее развитие историографии в Чехии. Это было связано с суровой цензурой Карла.

В XIV в. возникла чешская драма, как правило, религиозного характера, если судить по названиям произведений, но по существу веселая и озорная. Расцвета достигло музыкальное искусство. В нем преобладал грегорианский хорал. О расцвете церковных хоров заботились лично епископ Арношт из Пардубиц, да и сам Карл.

В 1347 г. возник Эмаусский монастырь, где практиковалось славянское литургическое пение. Большого развития достигла народная духовная песня, не связанная правилами римской литургии. Поощрялась игра на органе. При дворе существовали оркестры, давались концерты, устраивались музыкальные праздники. Инструментальная музыка проникла в большие города.

В целом музыка эпохи стала основой позднейшей музыкальной традиции. Выдающиеся произведения были созданы в архитектуре, скульптуре, в настенной и станковой живописи, в книжной иллюминации. Десятки королевских и шляхетских замков, крепости, готические храмы, светские строения сохранились вплоть до нашего времени в Чехии, Моравии и других землях короны.

С 1344 г. началось строительство Святовитского кафедрального собора в стиле классической южнофранцузской готики. Прибывший в Прагу в 1356 г. по приглашению Карла IV Петр Парлерж стал создателем специфического готического стиля, распространившегося по всей Восточной Европе. В Праге до 1399 г. существовала его мастерская, объединявшая архитекторов, скульпторов, художников. Парлерж продолжал строительство Святовитского храма, возвел в 1357 г. мост через Влтаву (Карлов мост), Староместскую мостовую башню и другие постройки. Карл IV строил и города. В Праге насчитывавшей тогда 40 тысяч жителей, Карл IV основал и построил Новый город.

Важнейшей замковой постройкой, уникальной по своему характеру и назначению, был Карлштейн, произведение высокой готики французского стиля. Он возведен в 1348-1365 г. и предназначался для хранения императорских коронационных драгоценностей и святых мощей.
Крупнейшими художниками, расписывавшими интерьеры храмов и Карлштейна, были Микулаш (Никлас) Вурмзер и мистр Освальд. В Праге существовал специальный цех художников, работавших на заказ.

Станковая живопись черпала свое содержание из Библии, житий святых. Особенно развился Марианский культ. Мастер Теодорих создал 130 изображений святых для часовни Св. Креста на Карлштейне. Его произведения - вершина позднеготического искусства. В Южной Чехии работал анонимный творец Тржебоньского алтаря, также создавший шедевр готического искусства. Еще один крупный центр находился в Моравии.

В Праге развивалось искусство миниатюрной иллюминации, т.е. украшения рукописей. Оно культивировалось в монастырских и капитульных скрипториях. Украшались в основном Библия и некоторые книги для интимного чтения: молитвенники, часовники, духовные сборники назидательного характера. При этом начинается переход к реалистической манере изображения фигур, индивидуализации форм тела, пропорций.
Таким образом, культура развивалась не только интенсивно, но и всесторонне.

Чехия стала центром культурной жизни Европы. Но ценности создавались преимущественно в сфере церковной жизни. Особенностью чешского культурного развития была тесная связь с французской и итальянской культурой. Успехи культуры этой эпохи объясняются не только особенностями личности Карла IV, но и наличием высокообразованных его советников, политических и культурных деятелей и меценатов, объединенных международными контактами с центрами европейской культуры. Вокруг таких людей возникали группы и братства ученых, литераторов, художников.

 

1. Чешская культура в эпоху Средневековья.

Культура в Чехии

Послебелогорский период

Первый из двух слоев чешской культуры был представлен народной песней, устной и письменной чешской словесностью, народным театром. Формы этого слоя примитивны, в нем нет произведений непреходящего значения. Второй слой - наднациональный, создававшийся умственной и художественной элитой всех входивших в государство народов. Такая культура обладает определенной идеологической направленностью, официальным характером и способностью воздействия на культуру народную. Именно наднациональная культура создала в Чехии ценности общечеловеческого значения. Это - храмы и дворцы, мосты и гидротехнические сооружения, планировка городов и методы их застройки, парковая культура, живопись и т.д.

Образовательная функция этой культуры сохраняется до нашего времени, идеологическая же функция отошла на задний план. Развивавшаяся в Чехии официальная культура не может считаться чешской. Чешский язык не использовался ни в литературном творчестве, ни в науке, где преобладал латинский. Люди искусства редко были представлены лицами чешской национальности, это - выходцы из многих стран Европы; чешская же интеллигенция эмигрировала или была истреблена.
Официальная послебелогорская культура отличалась острой идеологической направленностью, однобоко служа интересам контрреформации. Церковь отрицательно относилась к успехам экспериментальных наук, тормозила развитие свободной мысли. Однако в области изобразительного искусства, где господствовал стиль барокко, создаются настоящие шедевры.

В послебелогорский период основным типом средней школы стали в Чехии иезуитские гимназии, хорошо организованные и материально обеспеченные. Были и школы других орденов, например, пиаристов. Иезуиты овладели также Пражским и Оломоуцким университетами. В 1654г. Пражский университет, официально объединенный с Клементинской коллегией иезуитов, стал именоваться Карло-Фердинандовым. Профессорами философского и теологического факультетов были только иезуиты. Духу контрреформационного католицизма были подчинены также юридический и медицинский факультеты. Господствовала схоластика, естественные науки сильно отставали по уровню преподавания от лучших примеров в Европе.

В Европе XVII-XVIII вв. особенно больших успехов достигла физика. Широко использовался экспериментальный метод, прогрессировала механика, влиявшая на другие области физики и вообще на естественные науки. Наступил век великих открытий Галилея, Торичелли, Паскаля, Ньютона. Была полностью опровергнута аристотелевско-птолемеевская геоцентрическая система строения вселенной, утвердился гелиоцентрический принцип. Это стало основой материалистического мировоззрения. В Пражском же университете продолжала господствовать геоцентрическая система, основой физики оставалось учение Аристотеля.
Новые открытия подрывали церковные догматы. Церковь преследовала естествоиспытателей, по ее вине научный прогресс обошел земли Габсбургской монархии.

 


Богуслав Бальбин
Важнейшую идеологическую функцию выполняла в послевоенной Чехии историография, главной фигурой которой был иезуит Богуслав Бальбин (1621-1688), глубоко изучивший сокровищницу документов по истории Чехии. Католик и иезуит, он считал рекатолизацию Чехии благотворной, но осуждал политику монархии в отношении Чехии. В сочинении “Извлечения из чешской истории” он выступает прежде всего как патриот. Особенно четко эта ориентированность Бальбина прослеживается в труде “Защита языка славянского, преимущественно чешского”, изданном лишь в 1775г. Бальбин скорбит о переживающем упадок Чешском королевстве, о чешском языке. Изучив библиотеки и архивы, этот автор разработал план создания энциклопедии Чехии в 30-ти томах под названием “Различные исторические сведения о Чешском королевстве”. При жизни Бальбина вышло 10 книг “Энциклопедии”, в конце XVIII в. - еще две. Эрудиция Бальбина и его собирательская деятельность, знакомство с новейшими методами обработки источников ставят этого ученого XVII в. в ряд предшественников критической историографии периода просвещения и национального возрождения.

Томаш Пешина из Чехорода
Еще одним историком XVII в., оставившим значительный след в науке, является Томаш Пешина из Чехорода (1629-1680). Бюргер по происхождению, он быстро стал пражским каноником и деканом капитулы св. Вита в Праге. Сочинение о чешской истории он решил составить по-чешски, чтобы с ним могли ознакомиться все соотечественники. На чешском языке он написал краткую историю Моравии (1663), а также издал на латинском языке сочинение о военной и политической истории Моравии (1677). Наиболее известен труд Пешины с призывом к христианам объединиться против турецкой опасности.
Следует иметь в виду, что представители чешской барокковой историографии были тесно связаны с контрреформационным католицизмом и отличались социальной консервативностью. Но их патриотизм, стремление собрать как можно больше свидетельств по отечественной истории повлиял на последующие поколения.


Изобразительное искусство. Архитектура.
Архитектура также выражала устремления контрреформации. Как и во всем искусстве, в ней тоже господствовал стиль барокко: монументальность храмов, сложный план сооружений, богатое украшение алтарей, множество скульптур и золота, настенная роспись. Строительство осуществлялось мастерами из разных стран. Некоторые иностранные архитекторы использовали местные чешские традиции, переосмысливая иноземные образцы. Криштоф Динценгофер (ум. 1722), архитектор баварского происхождения, создал “чешское барокко”, построив несколько костелов, в том числе и ныне существующий храм св. Микулаша в Праге. Вершиной барокковой архитектуры в Чехии является творчество Килиана Игнаца Динценгофера, сына Криштофа (1689-1751), строителя костелов в Праге, Карловых Варах и др. местах. Выдающимся скульптором того же периода был Матиаш Бернард Браун (1684-1738), по происхождению тиролец. Его экзальтированные фигуры, демонстрирующие игру света и тени, и ныне оказывают сильнейшее влияние на эмоции зрителей. До настоящего времени в Праге можно видеть скульптуру св. Луитгарды, установленную Брауном в 1705г. Не менее, чем Браун, известен Фердинанд Максимилиан Брокофф (1688-17311), украсивший в 1714г. своей скульптурой Франца Ксаверского Карлов мост в Праге, автор и ряда других выдающихся произведений.

Живопись

В области живописи выдающимся мастером был Карел Шкрета-Шотновский (1610-1674), творчество которого делится на духовное и светское. Он создал многочисленные алтарные композиции и картины на библейские сюжеты, выполненные по заказам иезуитов, протекцией которых художник пользовался до конца жизни. Светская живопись Шкреты - почти исключительно портреты, отличающиеся большой реалистичностью.
Своего расцвета барокковая живопись достигла в творчестве Петра Яна Брандла (1668-1735), писавшего жанровые сцены и композиции на мифологические темы. Наиболее известны его портреты и алтарные образы (например, “Апостол Павел”).
Крупнейшим портретистом Центральной Европы в начале XVIII в. был Ян Купецкий (1667-1740), сумевший переосмыслить элементы зарубежной живописи и создать портреты художественной значимости международного уровня, хранящиеся в галереях Праги.

Музыкальная культура
Музыкальная культура Чехии также развивалась как неотъемлемая часть религиозных обрядов. В храмовой музыке укрепились новые формы - кантаты, оратории. Органист Адам Михна из Отрадовиц создал канционал, отдельные песни которого живут до нашего времени. Организатором музыкальной жизни была и шляхта, учреждавшая капеллы из народных музыкантов под руководством обученных канторов. Храмовая музыка меняла и мелодии народных песен. Чешская музыка периода барокко достигла высокого уровня, но в Европе практически не была известна и на ее музыкальное развитие не влияла.

 

Наука в Чехии в период Просвещения
В 60-е годы XVIII в. в Габсбургской монархии и в Чехии протекал также интенсивный процесс создания науки нового времени, расширявшей свои познавательные возможности и иногда приобретавшей новую идеологическую функцию. Отдельные ученые, ранее изолированные в своей деятельности, стали объединяться в ученые общества. Так, в 1746 г. в Оломоуце возникло “Общество неизвестных ученых”. С 1753 по 1761 г. оно собиралось в Праге под председательством И.Штеплинга, обсуждая различные научные проблемы. В 1771-1772 г. в Праге выходил еженедельник “Пражские ученые известия” на немецком языке, издававшийся Игнацием Антонином Борном (1742-1791). Наука вступала в борьбу в отжившим феодальным обществом.
После запрета иезуитского ордена в умственном развитии чешских земель образовалось несколько направлений. По инициативе И.А.Борна возникло "Частное общество в Чехии для развития математики, естественных наук и отечественной истории”. В 1775 г. оно стало издавать “Рассуждения” на немецком языке. С 1784 года “Частное общество” превратилось в “Чешское общество наук”, которое с 1790 г. получило название “Королевское чешское общество наук” и просуществовало вплоть до 1952 г., когда слилось с Чешской академией наук и искусств, основанной в 1890 г. Ученые общества создавались в Чехии в тяжелой борьбе с защитниками феодальной идеологии, что способствовало возникновению союза между представителями естественных и общественных наук, понимавшими, что силы, тормозящие развитие одной группы научных дисциплин, наносят вред и другой группе.
Чешское общество наук - прогрессивный элемент в общественной структуре Чехии конца XVIII в. В него принимались лица только по научным заслугам, между ними существовало равенство независимо от классового происхождения. Общество придерживалось принципа свободного познания и использования объективных законов природы и социального развития в интересах прогресса.
Новым подходом к национальному прошлому, представлявшемуся контрреформацией в искаженном виде, стремлением создать основы чешского литературного языка, наука повышала национальное и политическое сознание чехов, включая народ в борьбу за новый общественный порядок.
Основной задачей в области общественных наук было достижение уровня, который наблюдался в западноевропейских странах. В гуманитарных науках интерес к светской истории чешской государственности перерастал в интерес к образованности, к развитию чешского языка и исследованию прошлого чешской письменности

Гелазий Добнер
В гуманитарных науках Чехии выделялось несколько ярких личностей. Одним из наиболее ранних ученых такого рода был Гелазий Добнер (1719-1790), немец, член ордена пиаристов, историк-самоучка. Сын ремесленника, Добнер закончил латинскую иезуитскую школу и вступил в католический монашеский орден пиаристов, основанный в 1607 г. Среди обетов, принимавшихся членами ордена, было и безвозмездное обучение юношества. С 1752 г. Добнер работал в Пражской пиаристской гимназии и изучал историю. Он обратил внимание на расхождения в изложении фактов чешской истории в сочинениях католических и некатолических авторов. Это наводило на мысль о необходимости изучения источников в сравнительном плане. Первым трудом Добнера по истории был разбор “Святовацлавской легенды т.н. Христиана”, но главным стал шеститомный перевод “Хроники Чешской” Вацлава Гайка из Либочан с чешского на латинский. На основании многих изысканий Добнер снабдил хронику Гайка критическими комментариями. Сочинение Гайка, вышедшее в свет в 1541 г., в течение двух столетий влияло на чешскую историографию, а критика хроники могла способствовать опровержению контрреформационной концепции чешской истории. Первый том добнеровского перевода вышел в 1761 г. Добнер доказал историческую несостоятельность сведений по древнейшей истории чехов, чему был посвящен этот том, и по существу вычеркнул сочинение Гайка из числа надежных источников. Добнер стал в Чехии зачинателем нового подхода к историческому исследованию, представителем новой методики, зародившейся в эпоху Просвещения. От Добнера берет свое начало концепция чешской древней истории как общества демократичного, без панов и подданных. В развитии чешской историографии творчество Добнера означало решительный поворот от контрреформационной концепции к новому этапу изучения чешской истории.

Франтишек Мартин Пелцл в период Просвещения
Значительный вклад в выработку критического отношения к феодальной идеологии был внесен Франтишком Мартином Пелцлом (1734-1801). Сын ремесленника, он закончил пиаристскую гимназию в г. Рыхнов и стал учеником высшего философского класса пиаристской гимназии в Праге. В научную жизнь Пелцл самостоятельно вступил в 1774 г. сочинением “Краткая история чехов”. В 80-х годах появились его биографии: “Император Карл IV, король чехов” и “История жизни римского и чешского короля Вацлава”. В этих сочинениях выдвигалась новая концепция чешской истории, в частности гуситского движения. При этом оценка гусизма постепенно развивалась. Если в 1774 г. Пелцл упоминает о Гусе лишь как об одном из чешских “ученых мужей”, то в 1779 г. Гус уже характеризуется как реформатор и бесстрашный герой, не отступающий от своих убеждений даже под страхом смерти. Пелцл также критикует позиции церкви гуситской эпохи. Впрочем гуситская революция им решительно осуждается как проявление фанатизма и бунтарство, приведшие в упадок благосостояние страны и общественный порядок.
Подобная точка зрения разделялась и другими историками эпохи Просвещения, которые отрицательно относились к Французской революции, крестьянскому восстанию 1775 г. и другим неординарным событиям такого рода.

Йозеф Добровский (1753-1829)
Наиболее значительной личностью в чешской науке периода правления Иосифа II являлся, бесспорно, молодой тогда Йозеф Добровский. Он действовал в течение двух важнейших периодов истории чешской культуры и идеологии - Просвещения и романтизма.
Родился Добровский в Венгрии, но еще в младенчестве был увезен в Чехию. Отец его - чех, мать, вероятно, немка. Родным языком будущего ученого был немецкий, а чешскому он научился в гимназии города Немецкий Брод, куда поступил в 1762 г. Окончив гимназию высшей ступени в Индржиховом Градце (ею руководили иезуиты), он изучал в Пражском университете философию и теологию, а после его окончания стал домашним учителем в доме графа Ф.Ностица. В 1786 г. Добровский принял сан священника и стал вице-ректором, а позднее и ректором Генеральной семинарии в Оломоуце. В 1790 г., после смерти Иосифа II и упразднения генеральных семинарий, Добровский переехал в Прагу к Ностицам, где занимался научной работой, был активным членом Королевского чешского общества наук, его секретарем и позднее председателем. В 1778 г. он издал на латинском языке сочинение “Пражский фрагмент Святого Евангелия от Марка - ложный автограф”, вступив тем самым на путь критического изучения библейских текстов. Вскоре он перешел к изучению истории древней чешской национальной культуры. Многочисленные мелкие работы Добровского этих лет выделяются скрупулезной филологической критикой текста источников и тщательностью историографического микроанализа. Добровский исследовал те периоды развития чешской культуры, когда наиболее ярко проявляла себя литература на чешском языке. Он доказал, что своего наивысшего развития чешская культура достигла в период гуситского движения. Это свидетельствовало об отходе от контрреформационных оценок и пролагало путь к новой концепции чешской истории, сформулированной позднее в творчестве Палацкого. Добровский подверг сомнению полезность и целесообразность установления о безбрачии католического клира, подорвал веру в святость Яна Непомуцкого, составлявшую один из важнейших тезисов католической историографии. Уже в период Просвещения заметно чешское национальное самосознание Добровского. Вершиной его патриотических выступлений была речь на торжественном заседании Чешского общества наук “О преданности славянских народов австрийскому правящему дому”, произнесенная 25 сентября 1791 г. при посещении Общества императором Леопольдом II. Добровский подчеркивал, что из 21 миллиона человек населения империи 11 миллионов составляют славяне, и это следовало бы учитывать во всей политике государства.
В 1792 г. Добровский посетил Россию. В Петербург он прибыл 17 августа, Работая в Академии наук, он уделил много внимания рукописным сводам, затем переехал в Москву, где пробыл до 7 января 1793 г., исследуя в библиотеках памятники древней славянской письменности. Выработанный Добровским критический метод подхода к историческим источникам позволил ему стать основателем научного исследования славянских языков и литератур, т.е. славянской филологии как науки.
Ян Амос Коменский
Эта выдающаяся личность внесла огромный вклад не только в чешскую, но и в мировую культуру. Коменский родился 28 марта 1592 г. в Нивнице у Угерского Брода, получил образование в братских школах, а затем в кальвинистских университетах в Герборне и Гейдельберге, после чего преподавал в братских школах в Пржерове и Фульнеке. После белогорского поражения Коменский, как священник Общины чешских братьев, в 1628 г. эмигрировал в польский город Лешно. В соответствии с философией гуманизма и Ренессанса Коменский мечтал о совершенствовании общества через нравственное воспитание. В этом он видел задачу педагогики и еще в добелогорский период выработал программу реформы школы. Свои соображения по этому поводу он изложил в нескольких сочинениях, прежде всего - в знаменитой “Великой Дидактике” (издана в 1657 г.), подчеркивая и развивая положительный опыт современных школ. Многие принципы Коменского, особенно требование наглядности в обучении, учета умственного развития детей в зависимости от возраста, необходимости нравственного воспитания молодежи обогатили современную педагогику и не утратили своей ценности до наших дней. Коменский создал новую педагогическую систему и своими прогрессивными взглядами на воспитание достиг европейской известности. Его приглашали для устройства школ в Англию, Швецию, Венгрию. После пожара в Лешно в 1656 г., когда сгорела значительная часть его рукописей и уже разработанных сочинений, Коменский поселился в Амстердаме. Европейской известности он достиг прежде всего своими учебниками по языкам - “Открытая дверь языков” (1631) и “Чувственный мир в картинках” (1658). Разрабатывал Коменский и проблемы перевоспитания общества и исправления общественных порядков. Он никогда не забывал о своей родине, стремился с помощью европейских политиков, особенно шведских, повлиять в 40-е годы XVII в. на решение чешского вопроса, не понимая впрочем, что возрождение добелогорских порядков в создавшейся ситуации нереально. Свое разочарование результатами Вестфальского мира он выразил в сочинении “Завещание умирающей матери Братской общины” (1650). Одним из важнейших сочинений чешской литературы той эпохи является произведение Коменского “Лабиринт света и рай сердца” (1623). Здесь в аллегорической форме изображена картина современного мира в общества и предложен путь к исправлению, который Коменский видел в “соединении человека с Богом”. Как и другие философские сочинения Коменского, “Лабиринт” проникнут глубокой религиозностью. Именно религиозные убеждения Коменского помешали ему последовательно защищать сенсуализм и эмпиризм, так что его взгляды во многих отношениях отставали от прогрессивных течений современной ему европейской философии. Но его педагогическое творчество обогнало эпоху.
Умер мыслитель 15 ноября в Амстердаме, похоронен в Наардене.


 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Предупреждение неосторожных преступлений | Особенности работы с детским коллективом
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.