Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели исследования и исследовательская стратегия




Объект и предмет исследования

 

Уточнение, конкретизация исследова­тельской проблемы осуществляется посред­ством выделения объекта и предмета иссле­дования.

Объект исследования - это часть объ­ективной социальной реальности, на кото­рую непосредственно направлен процесс по­знания.

Предмет исследования - та сторона объекта, которая рассматривается в данном исследовании. В одном и том же объекте может быть выделено множество предметов исследо­вания, что связано с научно-познавательными и практически­ми целями. Например, объектом исследования являются соци­альные отношения в трудовом коллективе, а предметом иссле­дования может бить «текучесть кадров», «трудовая дисципли­на», «проблемы адаптации рабочих», «социально-профессиональная мобильность» и т.д. Объект исследования представляет собой определенный фрагмент социальной реальности. Выделение в нем предмета исследования связано с реальной проблемной ситуацией (наличием социального противоречия). Именно проблемная ситуация определяет предмет исследования. При проведении социологических исследова­ний, имеющих теоретическую направленность, сначала уточ­няется проблемная ситуация, т.е. определяется предмет иссле­дования, а затем очерчиваются границы объекта исследования, т.е. те конкретные социальные группы, отношения, процессы, в которых лучше всего проявляется социальное противоречие, составляющее предмет исследования.

Иная ситуация складывается при проведении приклад­ного социологического исследования. Здесь, наоборот, реаль­ный объект, которым следует управлять, задан целью исследо­вания, а предмет социологического исследования подлежит применительно именно к данному конкретному объекту. На­пример, городская социологическая служба имеет заданный свой объект (город) и она выделяет в качестве предмета со­циологического исследования те или иные стороны социаль­ной жизни города в зависимости от целей и задач социального управления городом.

 

 

Социологическое исследо­вание может преследовать различ­ные цели. Выделим лишь некото­рые из них, которые оказывают наиболее существенное влияние на выбор исследовательской стра­тегии.

Прикладное исследование. Его целью является решение практических социальных проблем, регулирование, прогнози­рование и управление определенными социальными процес­сами. В данном случае социолог должен в первую очередь по­пытаться найти путем анализа литературных источников ти­повое решение для данного класса задач и применить его в конкретных условиях. Это тип исследования, который носит преимущественно социоинженерный характер, т.к. его резуль­татом должна быть конкретная программа действий, эффек­тивно решающая изучаемую проблему и реализуемая в кон­кретных условиях данной системы управления (например, предприятие, город).

Теоретическое исследование. Для теоретического иссле­дования характерна более детальная проработка и обоснова­ние самой формулировки проблемы, построение концептуаль­ной модели изучаемого явления, большее внимание к корректности определения всех понятий, тщательная проработка гипотез и т.д.

Результатом теоретического социологического исследо­вания является приращение социологического знания, уста­новление новых закономерностей функционирования и разви­тия социальных процессов, разработка специальных теорий.

Однако, следует подчеркнуть, что очень сложно выде­лить социологическое исследование которое бы было в чистом виде прикладным или теоретическим. Одна из специфических особенностей социологии как раз и состоит в том, что в ней теснейшим образом переплетается ориентация на две цели и на теоретический анализ проблемы, и на решение прикладных задач.

Таким образом, когда говорят о теоретических и при­кладных исследованиях, имеется в виду, прежде всего их ос­новная направленность, эта направленность в. конкретной си­туации обычно выражается через формулировку главных и дополнительных задач исследования. Так в теоретическом ис­следовании в качестве дополнительных задач могут быть сформулированы прикладные, а в прикладных - теоретиче­ские задачи.

Поисковое исследование связанно с изучением явлений и процессов социальной жизни, которые относительно новы или не изучены. Таким образом, поисковое исследование направ­лено на решение следующих основных задач: уточнение по­нимания проблемы или предмета исследования, выработки гипотез для более углубленного изучения проблемы, поиск и апробация новых методов изучения проблемы.

Одним из типичных поисковых исследований является опрос 40-50 респондентов с применением метода неструкту­рированного интервью. Задаваемые вопросы позволяют вы­явить множество оттенков различных ориентации, понимание темы исследования на разных уровнях включенности в про­блемную ситуацию, что дает возможность уточнить гипотезы исследования, проверить восприятие вопросника, его пригод­ность для массового опроса Поисковые исследования облада­ют особой ценностью на этапе исследовательской программы и решения методических вопросов.

Недостатком этого вида исследования является тот факт, что в этом случае редко удается получить удовлетворительное решение имеющейся проблемы. Поисковые исследования дают возможность лишь выработать веер вариантов для возможных направлений исследования и дают некоторые представления о методах, которые позволят изучить проблему.

Описательное исследование. Часто целью социологиче­ского исследования является описание некоторых событий или ситуаций. Конечно, эта цель не может решаться без опоры на некоторые теоретические и методологические предпосыл­ки, однако они призваны, прежде всего, лишь аккуратно и точ­но представить характеристики и свойства социального объек­та или процесса. Переписи, осуществленные статистическими органами, представляют один из примеров такого типа иссле­дования. Опросы общественного мнения в предвыборных кампаниях представляют собой попытку описать отношение предпочтения избирателей к тому или иному кандидату в раз­ных социальных и социально-демографических группах насе­ления.

Объяснительное исследование имеет целью ответить, к примеру, на вопрос, почему разные слои населения изменили свое отношение к определенному кандидату, почему возникла доминирующая ориентация у школьников старших классов на поступление в гуманитарные ВУЗЫ и т.д.

Объяснение явления обычно требует комплексного под­хода к изучаемому явлению, учету многих факторов и причин, его детерминирующих.

Сравнительные исследования. Сравнение и сопоставле­ние социальных явлений и процессов представляет одну из важнейших целей практически любого социологического ис­следования. Сравнение может осуществляться самыми раз­личными способами. Однако выделим лишь два основных.

Первый из них - это сравнение во времени Легко понять, что дает для изучения социального явления эта стратегия Ис­следование явления через определенные интервалы времени представляется единственным надежным приемом, который позволяет раскрыть причинные детерминанты этого явления, создает предпосылки для прогнозирования тенденций его раз­вития. Социологи выработали ряд приемов косвенного изуче­ния изменений во времени. Примером могут служить ретро­спективные вопросы в анкетах («Когда Вы окончили школу?», «Кем работали Ваши родители?»). Однако большей ценностью обладают данные, полученные непосредственно в различных временных точках. Остановимся на них несколько подробнее.

Выделяют обычно три типа различных стратегий иссле­дования социальных процессов и явлений во времени.

Трендовые исследования - это те, которые изучают изме­нения внутри некоторой генеральной совокупности с течением времени. Примером такого исследования может служить уже упоминавшаяся нами перепись населения, которая проводится раз в 10-15 лет.

Когортные исследования позволяют изучить более спе­цифические совокупности (когорты) в течение времени. Ти­пичной когортой является группа людей, родившихся в один и тот же год. Тогда задачей изучения может быть периодиче­ский опрос этой когорты при достижении ее членами 18, 20, 30 и т.д. лет. В таком исследовании в выборку каждый раз мо­гут попадать различные индивиды, однако, все они принадле­жат одной и той же когорте.

Панельные исследования. В отличие от трендового и когортного исследований в панельном исследовании изучают одних и тех же индивидов в каждый новый период времени.

Одним из примеров этого типа исследования является изучение жизненных планов молодежи и их реализации, про­веденного под руководством М.Х. Титмы. В этом исследова­нии трижды был повторен опрос тех же школьников, которые попали в исходную выборку.

Второй способ сравнительных исследований - это со­поставление одних и тех же социальных процессов и явлений, протекающих в различных странах (международные исследо­вания) и в различных социокультурных средах (межкультур­ные исследования). Их организация и проведение обладают рядом специфических особенностей, рассмотрение которых не входит в задачи настоящего пособия.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 661; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.