Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Торговая и цеховая эмблематика

Купеческие гильдии, по мнению медиевистов, были первыми профессиональными объединениями в средневековой Европе, выработавшие свой внутренний устав и создавшими свои отличительные знаки. В Англии они заявляют о себе в XI веке. На первых порах ведущей эмблемой становится иконный лик святого – покровителя данной местности или конкретного купеческого семейства. Для венецианских купцов, например, таковым был образ Святого Марка. Святой Базиль считался патроном торговцев шерстью, а Святой Криспин покровительствовал сапожникам и книгоиздателям. Постепенно эмблематика обогащалась, вбирая в себя рыцарскую и политическую символику.

 

Самая ранняя запись о знаке в Англии относится к 1266 году, когда королевским распоряжением хлебопеков обязывали ставить клеймо на свои изделия. С 1373 года изготовители бутылок ставят свое клеймо на товар.

 

XIII век – расцвет ремесленнических цехов в Западной Европе и цеховой эмблематики, игравшей рекламную роль. Наряду с геральдикой изображались животные или предметы данной профессии (хлебопеки – крендели, парикмахеры – ножницы, кузнецы – наковальня). Бумагоделы помечали свою продукцию с помощью водных знаков. Как отмечал исследователь: «Водяные знаки чрезвычайно разнообразны. В Италии XIV века любили изображать ангела с крестом, венок, шлем, знамя; в Германии – свинью». Некоторые мастера ставили свою фамилию. Например, итальянский производитель бумаги Фабриано, чья продукция ценилась в Константинополе. Фамилиями или прозвищами помечали клинки мечей оружейных дел мастера. Именно это клеймение помогает коллекционерам оружия определять датировку изготовления и подлинность оружия. На таких изделиях была в ходу гравировка заклятий, девизов и пожеланий. Это первые рекламные слоганы.

 

Традиция эта заимствовалась цеховиками у рыцарей, но именно они превратили девизы в элементы рекламы.

Пример: Правление короля Филиппа IV, Франция, цех золотых дел мастеров получил от правителя герб, где изображались королевские лилии в соединении с золотым крестом и сосудами. Девиз читался так: «Священные сосуды и короны – наши изделия».

Пример: Знак гильдии столяров.

Информационная справка: Первый символ торговой марки компании "PEUGEOT FRERES" был разработан Жюстином Белезером, ювелиром и гравером из Монбельяра. В письме от 1847 г. "хорошему вкусу" художника предложили создать наилучший проект букв с тем, чтобы торговая марка могла продержаться много лет. В 1850 г., когда было предложено изображение льва, под его лапами была добавлена стрела. Компания приняла на рассмотрение три проекта эмблем, при помощи которых можно было бы различать три наименования продукции:

- Лев со стрелой или без стрелы - для лучших продуктов.
- Полумесяц - для продуктов второй категории.
- Рука - продукты третьей категории.
В 1932 г. изображение льва было видоизменено для соответствия рекламным и выставочным целям того времени.

Вариации: Первоначально новые компании по производству автомобилей и мотоциклов продолжали использовать изображение льва, стоящего на стреле, как эмблему своей продукции. Однако для выделения своей продукции разные компании приняли его разное графическое изображение.
- Мотоциклетная компания приняла изображения льва в битве.
- Автомобильная компания использовала знаменитый знак в форме щита, на котором была изображена голова льва, за которой последовал лев с герба Franche-Comte, который также присутствует на гербе Монбельяра.
Самое последнее изображение геральдического льва было разработано в 1998 г.

Проблемой для развития эмблематики стал плагиат. Менее удачливые конкуренты заимствовали элементы знаков, и даже сами знаки и маркировали так свою продукцию, нанося этим ущерб более добросовестным производителям. Встала проблема регистрации знаковых изображений и цветов. К этому времени была уже устоявшаяся иерархия самых популярных цветов и эмблематических фигур.

«Золотой цвет благороднее прочих и им изображается солнце. Нет ничего благороднее света. Алый цвет благороден; он обозначает огонь. Третий цвет голубой; он обозначает воздух. Белый цвет – благороднее черного; черный цвет – низший» – трактат Бартоло де Сассоферрато.

 

Современность внесла некоторые сдвиги в эту шкалу, однако, не слишком существенные. Вот еще одно высказывание о эмблематике той эпохи:

«Когда изображаются животные, они должны быть представлены в их наиболее благородных позах, чтобы они лучше всего выказывали свою силу. Лев. Медведь и им подобные должны быть изображены стоящими прямо, с оскаленной пастью и когтистыми лапами. Конь должен изображаться поднятым, как бы скачущим. Агнец должен изображаться покойно идущим по земле. Когда изображается животное, его правая нога всегда должна быть впереди» – там же.

Итак, юридическая мысль стремится упорядочить стихию. Знаки регистрируются. Нарушения авторского права на знак наказывается штрафом.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Изобразительная реклама | Религиозная реклама
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1177; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.