Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развития понятийно-категориального аппарата




 

Пожалуй, нет сегодня учебника или учебного пособия по социальной работе, в котором бы специально не рассматривались основные категории и понятия социальной работы. В последнее время стали появляться специальные статьи, в которых предпринимается попытка разобраться в сущности понятийно-категориального аппарата социальной работы, его особенностях и содержании. Несмотря на то, что автор данной статьи неоднократно публиковал материалы на эту тему, мы снова обращаемся к ней, но уже под иным углом зрения. Причиной тому послужили, во-первых, материалы общего собрания членов Международной федерации социальных работников, состоявшегося в 2000 году в Монреале1, и материалы Информационного бюллетеня Международной федерации социальных работников2, в которых дается новое определение социальной работы и рассматриваются различные проблемы теоретического обеспечения практической социальной работы; во-вторых, новые статьи российских исследователей о категориях и понятиях социальной работы. Пожалуй, особого внимания заслуживает статья П.Д. Павленка, которая называется "Понятийно-категориальный аппарат социальной работы: особенности, содержание"3.

Системный характер социальной работы как теории, учебной дисциплины, специфической социальной деятельности и профессии находит свое выражение в системе общенаучных, родовых, специфических категорий и понятий, отражающих сущность именно теории социальной работы, которыми пользуются специалисты разных отраслей социальных наук и практики.

Сегодня социальная работа рассматривается через систему смысловых знаков, определенные символы и терминологию специфического языка, сформировавшегося на протяжении XX столетия. Язык, как известно, похож на рыболовную сеть. Как рыболовные сети рассчитаны на улов рыбы определенного размера и качества, так и язык научной парадигмы и теорий рассчитан на то, чтобы улавливать и систематизировать знания определенным образом, проникать в сущность явлений все глубже и глубже. Как сети бывают сплетены из бечевы и нитей более толстых или менее толстых, основных и вспомогательных, так и язык теории формируется из символических нитей и ячеек своего масштаба и сущностного содержания, каждая из которых соединяется в модель внутреннего значения, характерную для культурных традиций народа, его менталитета, и отражающую, безусловно, достижения теоретиков социальной работы из различных стран мира.

Система категорий и понятий теории выступает как более или менее организованный экран и, если хотите, "волшебное стекло", через призму которого воспринимается окружающий мир и место в нем человека, анализируются социальные поступки и действия людей, эмпирический опыт социальной работы и результаты экспериментов в области социального обслуживания населения, совершаются логические, абстрактные операции по освоению и преобразованию социальной действительности.

Теория социальной работы начала XXI века, которая в России постепенно формируется в многочисленные парадигмы, типы и разновидности, является прикладной теорией среднего уровня. В процессе становления отечественной теории социальной работы, который насчитывает всего 10-12 лет, наблюдается развитие понятийного аппарата на двух уровнях — на эмпирическом уровне практики социальной работы и теоретическом, формирующем поле категорий и понятий путем интерпретации, историко-логического, социологического анализа и операционной обработки первичных понятий и научных фактов.

В повседневной жизни специалисты социальной работы пользуются более общими понятиями, которые называются категориями, совокупностью основных понятий, отражающих существенные связи и отношения предметов и явлений, а также системой традиционных терминов, взятых из практики социального обеспечения и социального обслуживания населения, несущих в себе аспект как научного значения, так и обыденного представления о специфической социальной деятельности, социальных процессах, объектах и субъектах социальной работы4.

Основу содержания любой социальной дисциплины составляют как фундаментальные, базовые, так и производные, вторичные, сопутствующие категории и понятия. Без понятийно-категориального аппарата по существу нет и в принципе не может быть самостоятельной науки и, конечно, учебной дисциплины. Роль основных категорий и понятий в становлении отечественных теорий социальной работы особенно велика. Исходя из полипарадигмального подхода к практической социальной работе в различных странах мира, мы вправе считать, что профессиональная деятельность специалиста социальной работы должна опираться как на общенаучные категории, категории и понятия родственных научных дисциплин (социальная философия, социология, психология, социальная медицина, социальная педагогика и др.), которые развивались на протяжении нескольких веков, так и на понятийно-категориальный аппарат, разработанный собственно теоретиками социальной работы на протяжении последних 30-40 лет.

Использование в отечественных теориях социальной работы общефилософских, социологических, психологических, медицинских и педагогических категорий создает благоприятные условия для выработки специфических категорий и понятий, отражающих междисциплинарный характер теории, и обеспечивает прочную связь науки и практики в области социальной работы и социального обслуживания населения в Российской Федерации и ее отдельных регионах. Особенно велика роль в становлении отечественных теорий основных понятий социологии (система социальных отношений, социум, социальная структура общества, социальная деятельность, 'социализация, личность, семья, социальная группа и др.).

Вместе с тем приходится объективно учитывать, что практика социальной работы опирается на взаимосвязанную систему ценностей, различных теорий и технологий, способствующих реализации социальных изменений в обществе ради всеобщего благополучия, решению проблем человеческих взаимоотношений и укреплению свободы человека в его правах на достойную жизнь. С момента своего зарождения социальная работа была сосредоточена на удовлетворении человеческих нужд и развитии человеческого потенциала, сущностных сил социально ослабленных людей. Отсюда становится понятным, что практика социальной работы, деятельность конкретного социального работника опирается на достижения не одной, а многих теорий, объясняющих функционирование социальных систем, стимулирование индивидуальных, групповых, организационных, социально-экономических и культурных изменений.

Специалисты социальной работы различных специализаций имеют в своем арсенале категории и понятия, которые, во-первых, имеют общенаучное и общепрофессиональное

значение и используются в трудах исследователей многих стран мира независимо от национальных границ; во-вторых, те понятия, которые отражают национальную, отечественную специфику, культурные традиции, менталитет, уровни, формы и методы социальной работы в чрезвычайных и кризисных ситуациях в рамках отдельных стран на различных этапах их развития, в условиях функционирования механизмов национальной психологии и традиций, в поддержке и социальной защите социально ослабленных слоев населения, в условиях различного уровня развития демократии, экономики и культурной жизни, духовности общества.

Серьезную методологическую ошибку допускают те авторы научных трудов и учебников, которые, говоря о профессиональном языке специалистов социальной работы, забывают о национальных особенностях трансформации практики социальной работы в условиях действительности России и отражении этой трансформации в категориях и понятиях, учитывающих специфику русского языка, отразившуюся в отечественной терминологии, формирующейся на протяжении нескольких столетий, и вошедших в практику конструктивного общения в профессиональной или полупрофессиональной деятельности.

, В-третьих, в каждой стране теоретики социальной работы, точнее, те исследователи, которые разрабатывают теоретические основы практики социальной работы, используют понятия из социологии и психологии, экономики и юриспруденции, социальной медицины и социальной педагогики, которые, при всей их значимости, не являются специфическими, собственными категориями теории социальной работы.

Студенты часто встречают в современных учебных пособиях по теории социальной работы такие термины, как "психодинамический подход", "диахроническая логика", "биопсихологический подход", "сексизм", "инте-раксиональная парадигма", "социогенизм теоретической модели" и др., но значит ли это, что данные понятия отражают наиболее существенные связи и отношения, отражающие специфику теории социальной работы? Конечно же, нет, так как они заимствованы из других научных дисциплин. По существу эклектический подход нередко ведет к размыванию границ собственной теории социальной работы, которая только складывается и развивается. Если согласиться с утверждениями ряда авторов учебных пособий по социальной работе для студентов вузов, что теория в ее нынешнем состоянии является междисциплинарным учением, то и тогда исследователям и авторам учебников предстоит доказать и выделить основную группу категорий, которые бы имели общенаучное социальное значение для других дисциплин. Их уровень обобщения должен быть таким, чтобы позволял им выступить в качестве методологических принципов и подходов при исследовании сложнейших проблем профессиональной поддержки и защиты людей в достижении ими достаточного уровня социально-психологического функционирования, в создании благоприятных социально-экономических и правовых условий для достижения этих целей, в развитии социальных наук, "работающих" на социальную работу.

Категории и понятия, используемые в отечественных теориях социальной работы, можно сгруппировать, структурировать, а затем классифицировать на основании следующих критериев.

В первую группу категорий и понятий можно включить те из них, которые основаны на международном опыте разработки различных теорий, оказывающих существенное влияние на практику социальной работы. Эту группу базовых категорий и понятий можно отнести к фундаментальным международным категориям и понятиям.

Во вторую группу можно отнести категории и понятия, используемые в отечественных теориях социальной работы (общенаучные, междисциплинарные собственные категории теории социальной работы). В то же время данную группу можно расчленить на основе таких критериев как уровни социальной работы (первичные и вторичные), по содержанию (организация социальной работы с различными категориями населения; организация социальной работы в различных секторах социальной сферы и производства, социальная защита, образование, здравоохранение, пенитенциарная подсистема и др.); организация социальной работы в специфических особо сложных ситуациях (экологические и техногенные катастрофы, воен ные и этнические конфликты, социально-экономические кризисы и пр.)Целесообразно выделение или точнее структурирование категорий и понятий на основе отражения сущности профессиональной и непрофессиональной социальной работы. Видимо, такой подход позволяет говорить об использовании в отечественных теориях социальной работы таких категорий, которые не являются специфическими категориями теории социальной работы, а обозначаемые ими явления и процессы изучаются другими науками, категорий, которые по существу являются понятиями теории социальной работы, но используются другими науками, наконец, применение категорий и понятий, являющихся собственными категориями социальной работы, и этот факт признается другими науками.

В учебной литературе выделяются и другие группы понятий на основе существующей специфики социальной работы с отдельными клиентами, социальными группами и общинами, а также с учетом теоретических подходов к социальной работе (социологический подход, психологический и комплексный подходы) и различных акцентов, которые делаются в отношении объектов, субъектов, форм и методов социальной работы.

На основе представленных критериев мы может выделить следующие группы основных категорий и понятий теории социальной работы, которая сформировалась в России в последнее десятилетие.

Во-первых, в отечественных учебниках и учебных пособиях используются международные категории социальной работы. Это такие категории и понятия как "социальная работа", "структурная социальная работа", "профессиональная социальная работа", "профессия «социальная работа»", "модели социальной работы", "социальный работник", "клиент", "методы социальной работы", "клиническая социальная работа", "семейная терапия", "консультирование", "индивидуальная социальная работа", "групповая социальная работа", "социальная работа в обществе", "технология вмешательства", "этика социальной работы" и др.

Во-вторых, категории и понятия, используемые в отечественных теориях социальной работы, можно подразделить на три группы. Как правило, в учебниках и учебных пособиях по теории социальной работы используются базовые общенаучные категории, которые имеют междисциплинарный характер. Это -"человек", "личность", "социальная сфера", "социальная группа", "семья", "дети", "молодежь", "пожилые и старые люди", "население", "социальные отношения", "социальное поле", "социальная деятельность", "социальная активность", "социализация личности", "социальные конфликты", "типы социальности", "становление социальности", "самореализация индивидуума" и др.

Во вторую группу можно отнести категории и понятия, находящиеся на стыке с содержанием понятий других научных дисциплин, нередко они являются производными категориями. Это - "социальная реабилитация", "психосоциальная работа", "социально-медицинские услуги", "психо-социальная терапия", "социальные патологии", "социальное здоровье", "семейный патронат", "семейный патронаж", "социальное право" и др.

И, наконец, правомерно выделение группы специфических категорий, которые являются собственными категориями теории социальной рабогы. К собственным категориям и понятиям отечественной теории социальной работы можно отнести такие как "социальная защита", "социальная поддержка", "социальная помощь", "социальное обеспечение", "социальное обслуживание", "социальное страхование", "специалист социальной работы", "социальный работник", "социальные сети", "благотворительность", "общественное призрение", "социальные службы", "социальное обслуживание" и др.

Предложенная классификация основных категорий и понятий теории социальной работы имеет относительный характер и является отражением процесса становления теории социальной работы в условиях российской действительности. По мере развития теории социальной работы и ее различных видов, накопления данных эмпирических исследований и опыта практической социальной работы система категорий будет обогащаться, уточняться и расширяться.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1246; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.