Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория социальной работы




Прошедшее десятилетие введения в России новой специальности «Социальная работа» для высших и средних специальных учебных заведений, опыт преподавания цикла этой специальности, обсуждение комплекса вопросов на конференциях разного уровня позволяет высказать ряд суждений о понимании автором теории социальной работы.

Социальная работа - это один из важнейших феноменов общественной жизни. Она возникла в результате разделения труда. Это - особый вид деятельности, связанный с заботой о близких, детях, больных, старших и т.д.

Существовавшая веками непрофессиональная деятельность по оказанию защиты, помощи и поддержки отдельным индивидам, слоям и группам населения в форме благотворительности, милосердия, призрения и т.д. становится профессиональной в своих основных аспектах, базируясь на научных основах (соответствующем образовании) и характеризуя систематическую, постоянную занятость людей (специалистов) на определенных участках работы.

Институализация (признание) той или иной специальности (профессии) означает, что на определенном этапе развития общества соединяются воедино, органически все три аспекта этой или иной деятельности (профессии): практическая, научная и учебная. Применительно к социальной работе в отдельных странах это произошло в первой половине XX в.. а в большинстве стран — во второй половине прошедшего века.

Отсюда логически вытекает характеристика социальной работы с учетом всех ее трех основ ных компонентов (как науки, учебного процесса и специфического вида практической деятельности), тесно связанных между собой и имеющих в то же время свои особенности.

Социальная работа как наука - это сфера человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности - специфической социальной деятельности, практической социальной работе.

Социальная работа как специфический вид практической деятельности означает профессиональную и общественную деятельность государственных, общественных и частных организаций, специалистов, направленную на решение социальных проблем индивидов, семей, групп и слоев в обществе.

Социальная работа как учебная деятель ность (учебный процесс) - это вид деятельности, цель которой дать студентам (слушателям) целостное представление о содержании социальной работы, ее основных направлениях, инструментарии, технологиях (методиках) и организации, научить их методам этой работы.

Автор этой статьи дал определение социальной работы с учетом всех этих трех компонентов. Оно звучит так: «Социальная работа - научная, учебная и практическая деятельность, направленная на выработку и теоретическую систематизацию знаний и умений, их передачу и усвоение с целью решения проблем удовлетворения социально-гарантированных и личностных потребностей и интересов различных, прежде всего социально уязвимых, групп населения, создания условий, благоприятствующих восстановлению или улучшению способностей групп (и слоев) или отдельных личностей к социальному функционированию».

С учетом темы статьи необходимо сказать более подробно о социальной работе как науке. Несмотря на еще не завершенный процесс ее становления, она характеризуется всеми признаками научной дисциплины: наличием соответствующих кафедр и организаций, научных журналов, учебников и учебных пособий.

Ее неотъемлемыми компонентами являются закономерности, принципы и методы.

Закономерности социальной работы - это существенные, устойчивые и повторяющиеся связи, которые проявляются при взаимодействии объекта и субъекта социальной работы и обуславливают характер и направленность ее влияния на развитие конкретных социальных процессов, явлений, отношений.

Принципы (правила) социальной работы могут быть дифференцированы на: общефилософские (детерминизма, отражения, развития); общие принципы социальных (общественных) наук (историзма, социальной обусловленности, социальной значимости); специфические принципы социальной работы (гуманизма, справедливости. альтруизма, гармонизации общественных, групповых и личных интересов, самообеспечения и др.).

Методы социальной работы - экономические, правовые, политические, социально-психологические, медико-социальные, административно-управленческие и др. Они включаются в более общее понятие «технологии социальной работы».

Понятийно-категориальный аппарат социальной работы вбирает в себя как понятия, выработанные в процессе развития данной науки, так и понятия других (близких) научных дисциплин: социологии, психологии, педагогики, социальной медицины и др.

Понятия преимущественно социальной работы: ее объекты и субъекты, основные направления, технологии.

Не только теоретическое, но и сугубо практическое значение имеет выяснение содержания, общего и особенного в социальной работе, социальном обслуживании и сервисе, в основе которых лежит рядовое понятие «услуги».

Следует отметить, что в справочных изданиях по социальной работе приводится разное количество понятий-терминов, статей. Это объясняется рядом причин. Во-первых, публикацией статей с внутренним подразделением, что уменьшает их число. Во-вторых, соотношением интерпретации и операционализации понятий. В-третьих, сложившейся или складывающейся терминологией (с учетом истории и национальных особенностей страны). В-четвертых, употреблением не только устоявшихся понятий, но и терминов, обычных слов. В-пятых, разным соотношением понятий собственно социальной работы и понятий, употребляемых в других науках. В научном подходе нуждается решение вопроса о соотношении русских (отечественных) и иностранных понятий в понятийно-категориальном аппарате социальной работы. Он «засорен» подчас неаргументированной зарубежной, ныне преимущественно англо-саксонской фразеологией.

Теория социальной работы определяет перечень и содержание ее основных компонентов: объекта, субъекта, содержания, функций, средств, целей и управления. Ее основными функциями являются: информационная, диагностическая, прогностическая, организационная, психолого-педагогическая, управленческая (перечень этих функций может быть разным у разных авторов).

Теория помогает определить сущность и группы объектов социальной работы. В первую группу входят отдельные личности, семьи, слои, общности людей Особо выделяются группы людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Их можно классифицировать по ряду оснований. Это:

- состояние здоровья;

- служба и труд в экстремальных социальных условиях;

-пожилой возраст людей;

-девиантное поведение в его различных формах и видах;

-трудное, неблагополучное положение различных категорий семей;

-особое положение детей (сиротство, бродяжничество и т.д.);

- бродяжничество, бездомность; предродовое и послеродовое состояние;

- правовое (и в связи с этим социальное) положение лиц, подвергшихся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированных.

В качестве объектов социальной работы можно также рассматривать сферы жизнедеятельности. Среди них важнейшими являются: сфера производства, производственной и социальной инфраструктуры; городские и сельские, а также промежуточные формы расселения: сфера здравоохранения; сфера образования; сфера культуры; культурно-досуговая сфера; силовые структуры общества;.пенитенциарная система; социально-этническая среда; сфера бытового обслуживания.

В каждой из этих сфер с учетом их специфики решаются вопросы создания нормальных условий труда и отдыха, оказания помощи, поддержки, социальной защиты работающих в этих сферах людей, а также всех групп и слоев населения, связанных прямо или косвенно с этими сферами.

С учетом связи компонентов социальной работы (науки, учебной, практической деятельности) определяются субъекты социальной работы. Ими являются:

- организации, учреждения, социальные институты: государство со своими структурами, различные социальные службы; администрации государственных предприятий, организаций, учреждений, вузов и т.д. и их подразделения;

- общественные, благотворительные и другие организации и учреждения;

- люди, занимающиеся практической социальной работой профессионально или на общественных началах;

- преподаватели социальных учебных заведений и их подразделений;

- научные работники (исследователи).

Разделение на объекты и субъекты социальной работы нужно рассматривать диалектически, поскольку они в определенных условиях могут выступать в той или иной роли, особенно объекты.

Одной из важных задач истории социальной работы является определение ее места в системе научных дисциплин. Важнейшими аспектами этой проблемы являются:

а) выявление универсального, междисциплинарного характера социальной работы;

б) определение социальной работы как преимущественно общественной научной дисциплины;

в) определение ее как социальной науки, занимающей важнейшее место в социальном образовании;

г) выявление тесной связи социальной работы с философией и социологией, выступающими ее методологической основой;

д) уяснение общего и особенного между социальной работой, с одной стороны, и социологией, педагогикой, антропологией, правоведением, медициной, с другой стороны, их тесной связи и взаимообусловленности.

Теория социальной работы включает в себя и знание ее как системы. При характеристике социальной работы как системы важен учет всех видов систем. Вместе с тем следует иметь ввиду особую важность понятия «социальная система» как особого класса систем, элементный состав которых представлен людьми, а также возникающими между ними отношениями.

Как открытая система социальная работа «впитывает» в себя свойства других систем (экономической, политической, экологической и т.д.), определяется ими (с точки зрения сущности, содержания, характера и т.п.) и воздействия на них (под ее влиянием меняться может, в частности, социальная, экономическая политика, в интересах людей изменяться подходы к экономическим проблемам и т.д.).

Важнейшей составной частью теории социальной работы является вопрос об изучении и использовании зарубежного опыта социальной работы. Здесь следует отметить три момента:

1. Необходимость преодоления крайностей - бездумное копирование зарубежного опыта или его игнорирование;

2. Необходимость учета опыта не только западных, но и стран всех континентов;

3. Необходимость использования всей совокупности методов при изучении зарубежного опыта, особое внимание обратив из общих методов на исторический, системного анализа и сравнения, из частных - наблюдение, опрос, изучение документов, проведение конференций, «круглых столов», подготовку совместных книг, учебников и т.д.

Одним из важнейших вопросов теории является определение содержания и классификация технологий социальной работы. С учетом «Примерной программы по курсу «Технология социальной работы», в разработке которой принимала участие и наша кафедра, укажу на три аспекта:

1. Необходимость выделения общих технологий как направлений социальной работы (социальный контроль и социальная профилактика, социальная терапия и социальная реабилитация, социальное страхование и т.д.);

2. Необходимость выделения и определения содержания технологий социальной работы с различными группами населения;

3. Необходимость (что практически игнорировалось до последнего времени, в частности в России) выделения технологии социальной работы в разных сферах жизнедеятельности.

Теоретическая систематизация и осмысление очень важны также в понимании процесса управления социальной работой, подготовки социальных работников, в определении их профессиональных и духовно-нравственных качеств, что, в конечном счете, сказывается на эффективности социальной работы.

Остановимся в заключение на этом компоненте социальной работы.

Эффективность является сложным феноменом и складывается из цели, результата, затрат, общепринятых норм (или идеалов). Два первых компонента являются главными, определяющими. Поэтому эффективность в целом можно определить как степень реализации цели, что выражается формулой: ЭФ=Р/Ц.

Учитывая, что результат зависит от условий, затрат деятельности, означенную выше формулу эффективности следует уточнить. В этом случае она будет выглядеть так:

ЭФ=Р/Ц + З(затраты)+ У(условия).

Эффективность социальной работы как науки может быть выражена в уровне знаний, степени приобретенных умений, создании новых технологий, овладении инновационными подходами; в степени усвоения достижений отечественной и зарубежной науки; в освоении закономерностей, принципов, методов социальной работы.

Эффективность социальной работы как учебного процесса может быть выражена как целостное представление выпускников (слушателей) о социальной работе, ее основных направлениях, инструментарии, технологиях (методах) и организации ее, научения этим методам. В целом эта эффективность может быть представлена как степень выполнения совокупности тех требований, которые представлены в Государственном Стандарте по образованию в области социальной работы.

Эффективность же социальной работы как практической деятельности может быть выражена степенью изученности (диагностики) и удовлетворенности социальных потребностей категорий людей, нуждающихся в помощи, социальной поддержке, их социальной защищенности.1

В количественном и качественном определении (измерении) эффективности социальной работы важнейшим компонентом выступают социальные потребности как особый вид потребностей человека.

Эффективность социальной работы зависит также от реализации разнообразных технологий, применяемых различными службами, отдельными профессиональными и непрофессиональными работниками, лицами, участвующими в благотворительных и других акциях.

Для практического определения эффективности социальной работы необходимо нахождение надежных критериев, показателей, индикаторов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.