Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальный тренинг




Большинство социальных работников и сотрудников общей службы исполнения наказаний специально обучаются методике проведения социального тренинга.

Тренинг предполагает:

– подбор клиентов, которым необходим социальный тренинг;

– подготовку к социальному тренингу и посттренинговые мероприятия;

– подготовительные беседы с участниками социального тренинга;

– кооперацию с внешними организациями, институтами, отдельными гражданами, содействующими проведению социального тренинга;

– проведение социального тренинга.

Под социальным тренингом понимается обучение, тренировка осужденных в группе. Социальный тренинг подразумевает изучение социально приемлемых, некриминальных способов преодоления ситуаций, возникающих в повседневной жизни. Носителем процесса обучения является группа.

В социальном тренинге применяются психологические, педагогические, социально-педагогические методы. Особое значение придается ролевой игре. Осужденные, получающие льготы или отпуска, используют их для апробации изученного в условиях свободы вне стен учреждения, при свободном выходе в нерабочие дни или в период отпуска. Это является существенным дополнением к социальному тренингу.

Примерные темы социального тренинга: «Обращение с деньгами и долгами», «Жилье», «Работа и профессия», «Права и обязанности», «Социальные отношения и партнерство», «Спорт и досуг», «Поведение в случае попадания в зависимость от наркотиков» и т.д.

 

Социальный тренинг проводится, как правило, в свободное время. Он может стать также составной частью трудотерапевтических или школьных мероприятий. Если в особых случаях необходимо занять рабочее время осужденного, то для этого требуется согласование с начальником учреждения.

Ответственный за проведение социального тренинга может проводить занятия и сам, хотя в его компетенцию входят:

– планирование и координация мероприятий социального тренинга;

– установление количества участников;

– определение содержания, методов и условий проведения отдельных мероприятий;

– поиск сотрудников, подходящих для тренерской работы, или их помощников;

– проведение, организация обучения и практическое руководство тренерами и их помощниками;

– ведение документации о проведенных социальных тренингах;

– сотрудничество с внешними организациями и лицами, а также с шефами в той степени, в какой они задействованы в социальном тренинге;

– совершенствование программ социального тренинга.

Ответственный за огранизацию социальных тренингов ежегодно информирует начальника учреждения о проделанной работе, а начальник соответствующего УИН получает копию отчета.

Осужденные в начале срока должны быть проинформированы об их возможности участвовать в социальном тренинге.

При составлении плана исполнения наказаний следует учитывать:

– пригодность осужденного для участия в мероприятиях социального тренинга;

– когда и в какой сфере особенно необходимы эти мероприятия;

– почему осужденный не пригоден к участию в тренинге.

Инструкция по проведению социального тренинга вступила в силу 1.08.99 г.

 

ПРОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТРЕНИНГОВ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

При всей сложности и неоднозначности процессов, происходящих в уголовно-исполнительной системе, нельзя не отметить тенденции к повышению профессионализации исполнения наказаний. Это, в частности, проявляется в создании психологической службы, в стремлении использовать современные научные методы диагностики и психологической коррекции поведения осужденных.

Уже получили широкое распространение программы педагогического аутотренинга, разработанные под руководством доцента Пермского педагогического института А.С. Новоселовой9. На таких же концептуальных принципах создаются программы психологической коррекции поведения осужденных на психологическом факультете Рязанского института права и экономики Минюста России10. Программы аутотренинга эффективны при работе с несовершеннолетними и осужденными-женщинами, так как основываются на механизме внушения. При работе с осужденными-мужчинами в некоторых учреждениях используются другие программы психологического воздействия на бессознательные переживания личности11.

В зарубежных пенитенциарных учреждениях, где период функционирования психологической службы значительно продолжительней, чем в России, накоплен достаточно солидный опыт использования психокоррекционных программ в работе со спецконтингентом. Так, американский психолог Ф. Каслоу, проанализировав соответствующие программы, отмечает, что они направлены на решение следующих задач:

– помочь осужденным лучше понять свои мотивацию, потребности и поведение;

– помочь им действовать более адекватно и эффективно в сложных жизненных ситуациях;

– стимулировать понимание не только самого себя, но и других людей;

– способствовать личностному росту и максимальному использованию своих возможностей в жизни;

– научить преодолевать трудности, несмотря на отрицательное к себе отношение и сложные жизненные ситуации;

– помогать осужденным формировать реалистическую положительную самооценку и готовность нести ответственность за собственный выбор и свое поведение.

Что касается теоретических концепций, на которых основываются психокоррекционные программы для правонарушителей, то они отражают многообразие общепринятых научных школ: психоанализ (в классическом виде); трансактный анализ Э. Берна и его последователей; бихевиоризм и основанные на нем подходы модификации поведения; гештальттерапию; рациональную терапию и т. п. Ни один из принятых подходов не имеет существенного преимущества. Эффективность психотерапии в большей степени зависит от личности преступников и квалификации психологов, психотерапевтов. В 60-е годы и до середины 70-х годов очень популярными были программы модификации поведения осужденных, прежде всего лиц, совершивших насильственные преступления. В последующем они были подвергнуты резкой критике за слишком большую власть над осужденными12. Особо сильное возмущение общественности вызывали приемы стимуляции шока и развития повышенной чувствительности (неприятные переживания, рвотные рефлексы) у гомосексуалистов и насильников.

В настоящее время психотерапия может применяться только на основе добровольного волеизъявления осужденного. Однако нельзя заблуждаться относительно мотивов участия осужденных в группах психологической коррекции. К ним относят:

– желание разнообразить тюремную жизнь;

– стремление получить определенные льготы, прежде всего досрочное освобождение;

– «давление» со стороны администрации;

– готовность получить помощь в связи с личными проблемами и плохим самочувствием;

– стремление лучше подготовиться к жизни на свободе.

Отвергая методы шоковой терапии, многие специалисты по пенитенциарной системе полагают, что осужденные с большим удовольствием и пользой будут заниматься тренировкой социальных (жизненных) навыков, чем глубоким терапевтическим анализом (Бродски, И. Джекс, 1988). Имеются также данные, что методы групповой психологической коррекции способствуют изменению нравственно-психологической атмосферы в учреждении, уменьшению количества нарушений (Р.Х. Мус, 1984). По данным Национального института уголовной юстиции США, психотерапевтические методы применяются в 80% исправительных учреждений США.

С учетом отечественного и зарубежного опыта в пособии предпринята попытка рассмотреть теоретические и методические основы психокоррекционной работы, и, в частности, такую форму воздействия, как социально-психологический тренинг (СПТ). При этом речь идет о работе не только с осужденными, но и с сотрудниками уголовно-исполнительной системы. Последние особо нуждаются в развитии эмоциональной устойчивости, снятии стрессовых состояний и подготовке к общению с осужденными.

Практика подтверждает, что в основе таких негативных явлений, как нарушения законности, конфликты между администрацией ИТУ и осужденными, групповые эксцессы, нередко лежит профессиональная некомпетентность в общении. От неумения устанавливать психологический контакт с осужденными, аргументированно излагать свою позицию страдают не только правонарушители, не только дело, но и сами сотрудники. Они становятся эмоционально напряженными, нервозными, агрессивными, теряют интерес к работе, стремятся избегать служебных контактов с осужденными.

2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТРЕНИНГОВ

2.1. ПОНЯТИЕ «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ»

Принято считать, что термин «социально-психологический тренинг» введен в научный обиход немецким социальным

психологом М. Форвергом, который отмечал, что соответствующее понятие включает в себя широкую «группу методов активного изучения социального поведения»14. Уточняя это понятие, известный отечественный специалист Л.А. Петровская пишет, что термин «социально-психологический тренинг» обозначает «практику психологического воздействия, основанную на активных методах групповой работы»15.

На основе анализа работ названных авторов и других специалистов можно выделить следующие признаки тех реалий, которые обозначаются как социально-психологический тренинг:

СТП – это специальная тренировка (от англ. training) посредством методов активного воздействия (групповая дискуссия, ролевое обучение, анализ жизненного пути, групповая оценка и самооценка и т. п.);

целью СПТ является изменение или развитие социальных (поведенческих) умений или личностных свойств (например, умений устанавливать психологический контакт, разрешать конфликтные ситуации, вести переговоры, повышать уверенность в себе, развивать эмоциональную устойчивость и т. д.);

СПТ – это обязательно групповая форма работы. Группа для участников тренинга, образно говоря, выполняет ту же роль, что и вода для обучающихся плавать. Детальнее психологический механизм влияния тренинговой группы на личность будет рассмотрен ниже.

Рассматривая понятие СПТ, нельзя не соотнести его с другими, близкими по смыслу терминами: «групповая психотерапия», «психокоррекционная группа», «группа личностного роста» и т.п.

Термин «групповая психотерапия» ввел в 1932 году Я. Морено, основатель социометрического метода и психодрам. Он обозначал им метод объединения людей в обществе в новые группы на основе личных предпочтений и социометрических оценок. Я. Морено, как и многие другие исследователи, в частности Курт Левин, разочаровался в возможности индивидуальной психотерапии (психоанализа) и убедился, что «обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности»16. В настоящее время этот термин используется для широкого круга подходов. В психологическом словаре отмечается, что сущность данного явления состоит «в использовании закономерностей межличностного взаимодействия в группе для лечения и достижения физического и психологического благополучия человека»17.

Условно различают психотерапию клинически ориентированную, направленную на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики (неврозы, фобии, страх и т. п.), и ориентированную на коррекцию и развитие личностных качеств психически здоровых людей. Психотерапией, ориентированной на клинику, занимается психотерапевт с базовым медицинским образованием. Второе направление психотерапии – область работы практического психолога. Вот почему представляется, что во втором случае было бы более адекватным использование термина «социально-психологический тренинг», а не «групповая психотерапия», поскольку последний активно используется в медицинской практике.

Термин «психокоррекционная группа» также рассматривается в довольно широком контексте, вместе с тем значение слова «психокоррекция» указывает на то, что речь должна вестись об изменении поведения, психических состояний или личностных качеств члена психокоррекционной группы. Данный термин наиболее адекватно отражает смысл групповой работы с осужденными, когда ставится цель исправления определенных личностных образований (характера, отношения к преступлению и т. п.).

И наконец, термин «группы личностного роста». Если групповая психотерапия направлена на исправление симптоматичного для невротика или психотика поведения, психокоррекционные группы способствуют устранению акцентуаций, то группы личностного роста рассматриваются как способ ускорения психологического развития и самореализации нормально функционирующей личности18.

Резюмируя изложенное, можно утверждать, что применительно к деятельности практического психолога наиболее приемлемым и наиболее общим (родовым) понятием при характеристике различных методов группового воздействия является термин «социально-психологический тренинг». В зависимости от целей применения такой тренинг может выполнять функции терапии (лечения психосоматических проявлений), коррекции определенных личностных качеств (акцентуаций) и социальных навыков поведения и, наконец, развития нормально функционирующей личности и формирования новых умений. Однако границы между групповой психотерапией, психокоррекцией, группами умений и личностного роста достаточно размыты, не всегда четки, ибо в ходе тренинга реализуется не одна, основная, но и побочные цели, а психологические механизмы могут существенно не отличаться.

2.2. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ СПТ

Анализ литературы, опыт проведения СПТ с различными категориями сотрудников органов, исполняющих наказание, и осужденными убеждают, что хотя с позиций эффективности трудно отдать предпочтение той или иной научной концепции, в русле которой проводится СПТ, с точки зрения эмоциональной привлекательности для участников специфики уголовно-исполнительной системы более приемлемыми являются бихевиористские и гуманистические концепции.

Рассмотрим некоторые положения данных концепций.

Как известно, в основе бихевиористской концепции лежит постулат о непосредственной связи между стимулом и реакцией. Поэтому, манипулируя положительными и отрицательными стимулами, за рубежом неоднократно пытались разработать программы модификации поведения осужденных. Данные программы не всегда оказывались эффективными, поскольку недооценивали особенности личности испытуемых и упрощенно интерпретировали их связь с социальной средой. Однако отдельные приемы и способы коррекции поведения, основанные на поведенческом подходе, должны учитываться в психокоррекционной работе практических психологов пенитенциарной системы.

Поведенческий подход достаточно успешно используется, когда проводят тренинги умений, например, при развитии уверенности в себе, закреплении навыков общения в сложных ситуациях. Так, при разработке тренинга по подготовке сотрудников исправительно-трудовых учреждений к профессиональному общению с осужденными нами реализованы следующие процедуры поведенческой концепции:

– обобщение основных ситуаций, вызывающих трудности в общении;

– выделение элементарных (простых) умений, которыми должен владеть сотрудник при общении с осужденными;

– отработка (неоднократное повторение) умений, начиная с простых и заканчивая наиболее сложными;

– стимулирование (словесное, знаковое) участников тренинга за успешно выполненные упражнения.

Важным методическим приемом поведенческого подхода является также проигрывание социальных ролей по четко заданному сценарию с последующим групповым анализом поведения испытуемых.

В прежние годы поведенческий подход подвергался достаточно резкой критике со стороны психологов марксистской ориентации как в нашей стране, так и за рубежом. Однако при сравнении процедур обучения социальным навыкам поведения в этих процедурах обнаруживается достаточно много общего независимо от политической и научной ориентации. Так, концепция ориентировочной основы действий известного советского психолога Гальперина достаточно близка технике обучения социальному поведению американского необихевиориста Бандуры. Немецкий специалист по СПТ Форверг хотя и отрицает сходство своей концепции с бихевиоризмом, но первостепенное внимание уделяет «пошаговому» выполнению новых заданий и последовательному расширению набора имеющихся образцов поведения. Отечественная психологическая школа гораздо отчетливее, чем бихевиоризм, ориентирована на выяснение психологических механизмов, определяющих эффективный образ поведения.

Резкую критику программ тренингов бихевиористической направленности можно объяснить расхождением не столько научных, сколько идеологических концепций. Представляется, что в настоящее время это противоречие будет уменьшаться, а поведенческие программы СПТ будут все шире использоваться в отечественной практике.

Гуманистическая психология. В рамках этого подхода нет единой систематизированной теории. Скорее, это целый ряд родственных, но несколько различающихся схем, представленных такими авторами, как А. Маслоу, К. Роджерс, С. Джурард и др.

Кредо сторонников гуманистической психологии сложилось под заметным влиянием философии экзистенциализма. Поэтому гуманистическая психология рассматривает личность исходя из таких базовых категорий, как ответственность, свобода, смысл жизни, рост личности. Когда речь идет о свободе, то имеется в виду возможность выбирать свои действия в любой жизненной ситуации, т.е. свобода выбора себя, смысла жизни, своей работы, друзей и т.д. Но человек не только свободен в выборе своих действий, он также несет ответственность за свои действия и их последствия.

Один из наиболее ярких представителей экзистенциализма, Виктор Франкл, описывает сущность личности на примере поведения людей в концентрационном лагере, узником которого он являлся.

«В конечном счете получилось, что телесно-душевный упадок зависел от духовной установки, но в этой духовной установке человек был свободен! Заключив человека в лагерь, можно было отнять у него все, вплоть до очков и ремня, но у него оставалась свобода, и она оставалась у него буквально до последнего мгновения, до последнего вздоха. Это была свобода настроиться так или иначе, и это «так или иначе» существовало, и все время были те, которым удавалось подавить в себе возбужденность и превозмочь свою апатию. Это были люди, которые шли сквозь бараки и маршировали в строю, и у них находилось для товарища доброе слово и последний кусок хлеба.

Они являлись свидетельством того, что никогда нельзя сказать, что сделает лагерь с человеком: превратится ли человек в типичного лагерника или все же даже в таком стесненном положении, в этой экстремальной пограничной ситуации останется человеком. Каждый раз он решает сам. Не может быть и речи о том, что в концлагере человек необходимым и принудительным образом подчиняется давлению окружающих условий, формирующих его характер. Благодаря тому, что я в другой связи назвал «упрямством духа», у него сохраняется и принципиальная возможность оградить себя от влияния этой среды». Завершая статью «Психолог в концентрационном лагере», автор ставит риторический вопрос: «Что же такое человек?» – и сам же на него отвечает: «Это существо, постоянно принимающее решения, что оно такое»19.

Мы далеки от мысли сравнивать концлагерь с учреждениями, исполняющими уголовные наказания. Но последние можно рассматривать как специфическую модель экстремальных жизненных условий, в которых отчетливо проявляется человеческая сущность ее обитателей – как сотрудников, так и осужденных.

Осознание свободы в принятии решения и ответственности порождает экзистенциальную тревожность, существенную характеристику человеческого бытия. Вот почему отмечается такой феномен, как «бегство от свободы» (Э. Фромм).

Как отмечает Л.А. Петровская20, категория тревожности в экзистенционально-гуманистической психологии получает достаточно специфическую интерпретацию. Утверждается, что тревожность может происходить из осознания ответственности за выбор, быть результатом чувства вины, которое мы испытываем, когда не полностью актуализируем наши потенциалы. Тревожность сопровождает всякое изменение личности и принятие решения об этом. В возрастание тревожности вносит свой вклад осознание одиночества, столкновение с неизбежной перспективой смерти.

Однако с позиций экзистенциально ориентированной психологии тревожность не рассматривается как нечто нежелательное. Более того, она выступает существенным источником, стимулом «роста личности». Другими словами, экзистенциальная тревожность рассматривается как конструктивная форма тревожности, поскольку выступает принципиальным фактором изменения личности. Готовность пристально посмотреть на самого себя, открыть себя изменениям неизбежно связана с переживанием тревожности перед опытом неизвестного, неопределенного.

В связи с этим при проведении социально-психологического тренинга по подготовке осужденных к освобождению предусматривается ряд заданий, направленных на осознание вины в совершенном преступлении, на осуществление выбора – как жить в данный момент – и принятие ответственности за сделанный выбор.

Наряду с проблемой переживаний одной из стержневых в гуманистической психологии является проблема самоактуализации, т.е. реализации человеческого потенциала. Если А. Маслоу рассмотрел эту проблему в теоретическом плане, то К. Роджерс реализовал ее в психотерапевтическом аспекте.

Начальным этапом самоактуализации является осознание собственного «Я» (своей самости). Принятие себя таким человеком, каким ты действительно являешься, а не таким, каким ты хотел бы быть, пишет Роджерс, и есть признак душевного здоровья21. Идеальное «Я» может быть конечной целью развития личности. Чаще всего оно проявляется повышенной амбициозностью, обостренным самолюбием. Стремление к самореализации своего «Я» может быть и движущей силой в процессе развития личности, и причиной невротического срыва.

К. Роджерс предложил новый подход к психотерапии, получивший обозначение «терапия, центрированная на клиенте». Ее суть состоит в том, что клиент сам определяет и осуществляет те изменения в своем поведении и состоянии, которые ему представляются необходимыми. Роджерс убежден, что клиент сам в состоянии осознать свои проблемы и решить их.

От индивидуальной психотерапии К. Роджерс перешел к групповой. «В группе психотерапии человек познает себя и других глубже, чем в обычных жизненных обстоятельствах. Он постигает сущность окружающих и свое внутреннее «Я», которое, как правило, скрыто за внешней оболочкой. Наконец, он лучше контактирует с людьми как в группе, так затем и в повседневной жизни»22.

Технология работы в роджеровских группах существенно отличается от таковой в традиционных психотерапевтических группах. Главное отличие заключается в том, что при гуманистическом подходе содержание обсуждаемых в группе проблем является результатом активности и инициативы клиентов, а не определяется психотерапевтом. Внешне их работа напоминает работу дискуссионного клуба, и не случайно они получили название групп встреч («энкаунтер-группы»).

Динамика развития роджеровских групп встреч весьма специфична: настороженность (замешательство, закрытость) на начальном этапе; описание ранее пережитых ситуаций; лишь впоследствии – самораскрытие, изложение личностно значимого материала, выражение спонтанных чувств между участниками группы; столкновение; наконец, взаимопомощь, выражение положительных чувств и близости23.

Встречи в таких группах начали активно проводиться не только с законопослушными гражданами, но и с правонарушителями как за рубежом, так и в нашей стране. Однако личный опыт автора убеждает, что на начальном этапе тренинга целесообразно структурировать тренинг, ввести специальные упражнения, которые снимали бы чрезмерную настороженность членов группы и ускоряли процесс взаимного доверия. Наши клиенты, как осужденные, так и сотрудники, не привыкли к отстраненному, либеральному стилю ведущего (практического психолога). Они не всегда понимают, что происходит. Это вызывает у них недовольство, неудовлетворенность и стремление уйти из группы. Оказав помощь группе в создании рабочей атмосферы, ведущий может уменьшить свою активность, «передав» инициативу самораскрытия членам группы

. Роль ведущего в тренинге

Психолог тренинга, его личные особенности, знания, умения являются, в определенном смысле, средством развития как отдельной личности участника, так и группы в целом. Позиция психолога, его стиль и методы работы могут быть в течение всего тренинга однообразными. Они зависят от потребностей участников, групповой ситуации, уровня развития группы.

Основные функции ведущего в социально-психологическом тренинге:

1. Руководящая функция. В тренинге, который является достаточно структурированной моделью работы, психолог задает программу обучения, правила, цели работы. Он также осуществляет методическое обеспечение занятий. Но нельзя допустить, чтобы эта руководящая позиция вела к снижению активности участников группы, перекладыванию всей ответственности на психолога.

2. Экспертная функция – заключается в том, что психолог помогает участникам объективно оценивать свое поведение, наглядно увидеть, как оно действует на других. Экспертиза может осуществляться через представление информации по проблеме и анализ происходящего.

3. Аналитическая функция – заключается в том, что психолог обобщает и комментирует происходящее в группе.

4. Посредническая функция – заключается в организации групповых процессов. В тех случаях, когда группа испытывает затруднения в развитии, психолог может вмешаться, используя методы психологического воздействия. Психолог также использует свое умение действовать в межличностном общении в доверительной манере, создавать в группе эффективные коммуникации, быстро реагировать на возникающие ситуации.

Психолог – образец поведения для участников, подражание психологу, особенно на начальном этапе, неизбежно, именно поэтому психолог должен предоставлять участникам такую возможность. Он искренен, участвует в процессах вместе с группой. Но искренность ведущего не должна приводить к его интимному самораскрытию, так как в группе могут начать обсуждать его проблемы. В то же время ему часто приходится раскрывать мотивы своего вмешательства и делиться своими чувствами с группой.

С нашей точки зрения, психологу желательно иметь психологическое образование, самому пройти тренинг и постоянно участвовать в работе таких групп в качестве участника, так как высока вероятность профессиональной и личностной деформации в результате длительного общения с группами. Возраст психолога – не менее 25 лет. Хорошо, если с группой работают два консультанта – мужчина и женщина. Это позволяет обогатить опыт участников и способствует продуктивности работы. Кроме того, психологи как бы задают своими отношениями модель взаимодействия в группе.

Методические средства, используемые в тренинге

2.3. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ СПТ

Методика проведения СПТ зависит от целей тренинга, состава его участников, теоретической концепции, в русле которой проводится групповая работа. Однако можно сформулировать наиболее общие методические рекомендации проведения СПТ.

2.3.1. Основные методы групповой работы

В ходе социально-психологического тренинга используется ряд методов.

Групповая дискуссия – способ организации общения участников группы, который позволяет сопоставить противоположные позиции, увидеть проблему с разных сторон. Выделяют три типа ориентации дискуссий:

биографическую – группа анализирует трудности личной или профессиональной жизни отдельного сотрудника;

тематическую – освобождаются проблемы, значимые для деятельности ИУ;

межличностную – анализируется процесс взаимодействия между членами группы непосредственно на тренинге.

Анализ конкретных ситуаций. В общепринятом понимании ситуация представляет собой совокупность факторов, характеризующих то или иное событие, явление. Аналты, как осужденные, так и сотрудники, не привыкли к отстраненному, либеральному стилю ведущего (практического психолога). Они не всегда понимают, что происходит. Это вызывает у них недовольство, неудовлетворенность и стремление уйти из группы. Оказав помощь группе в создании рабочей атмосферы, ведущий может уменьшить свою активность, «передав» инициативу самораскрытия членам группы.

2.3. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ СПТ

Методика проведения СПТ зависит от целей тренинга, состава его участников, теоретической концепции, в русле которой проводится групповая работа. Однако можно сформулировать наиболее общие методические рекомендации проведения СПТ.

2.3.1. Основные методы групповой работы

В ходе социально-психологического тренинга используется ряд методов.

Групповая дискуссия – способ организации общения участников группы, который позволяет сопоставить противоположные позиции, увидеть проблему с разных сторон. Выделяют три типа ориентации дискуссий:

биографическую – группа анализирует трудности личной или профессиональной жизни отдельного сотрудника;

тематическую – освобождаются проблемы, значимые для деятельности ИУ;

межличностную – анализируется процесс взаимодействия между членами группы непосредственно на тренинге.

Анализ конкретных ситуаций. В общепринятом понимании ситуация представляет собой совокупность факторов, характеризующих то или иное событие, явление. Анализ конкретных ситуаций способствует развитию творческого потенциала личности (умению выявить проблему) и планирования своих действий, в том числе коммуникативных. Слушателям могут сообщаться и ситуации с четко заданным количеством информации, и ситуации, когда дополнительные сведения для анализа и принятия решения они получают от преподавателя, задавая ему вопросы. По характеру вопросов ведущий занятия оценивает эффективность поиска слушателей и в своих ответах может варьировать содержание ситуации.

Ролевая игра – это метод, при котором реальное поведение имитируется участниками в соответствии с заданными ролями и ситуацией. Проигрывание ролей проводится по заранее согласованному сценарию. Лица, не задействованные в игре, выступают в качестве экспертов. Данный метод дает возможность совершенствовать ролевое общение (роль начальника, подчиненного, отца и т. п.), а также лучше понимать мотивы поведения того, с кем приходится сталкиваться в процессе служебной деятельности. По образному высказыванию английских специалистов, ролевая игра позволяет «походить в чужих ботинках»; люди – прирожденные актеры, а ролевая игра – это обучение в «игровом театре».

Психодрама (социодрама) – активный метод обучения и групповой психологической коррекции, при использовании которого участники исполняют социальные роли, моделирующие жизненные ситуации, имеющие личностный смысл. В отличие от обычной ролевой игры в ходе психодрамы устраняются неадекватные эмоциональные реакции и внутренний конфликт участников (протагонистов).

Если в ходе классической ролевой игры ее участники действуют по жестко заданному сценарию (как артисты на сцене), то в процессе психодрамы задаются лишь общие требования к роли, при этом поощряются спонтанность, творчество и способность выразить свои действительные чувства и мысли относительно происходящих действий.

Существует целый ряд методических приемов, имеющих целью придать психодраматическому представлению спонтанный и творческий характер. Например, прием «обмен ролями» (ролевой обмен) призван помочь человеку взглянуть на себя со стороны. Прием «двойник» состоит в том, что один из участников психодрамы во всем имитирует протагониста, а также может развивать намечающуюся у протагониста линию поведения, которую он недостаточно осознает или скрывает. Прием «монолог» также выступает как средство раскрытия мыслей и чувств действующего лица. Он выражается в том, что от протагониста требуется изложить свои чувства и мысли так, как будто он вслух советуется сам с собой. Внешне это может выглядеть как комментирование своих действий в ролевых играх в середине сцены, перед ее началом или в конце.

Психотехнические упражнения – задания, выполнение которых в игровой, непринужденной форме способствует решению таких психологических задач, как «разминка» («разогрев») членов группы, снятие эмоциональной напряженности, ускорение процесса сплоченности группы и т.п. Названные упражнения не связаны с профессиональной деятельностью, чаще всего бывают абстрактно игровыми и, на первый взгляд, «несерьезными» для деловых людей (например, изобразить какую-то пантомиму, предложить план выживания, оказавшись на необитаемом острове, и т.п.). Однако психотехнические упражнения, особенно на начальных этапах, – это мощное средство уравнять жизненный и профессиональный опыт участников тренинга и дать возможность проявить индивидуально-психологические различия, нуждающиеся в развитии и коррекции.

2.3.2. Основные принципы проведения СПТ

Принципы проведения социально-психологических тренингов – это ведущие теоретические и методические положения, которые лежат в основе подготовки сотрудников ИТУ к профессиональному общению с осужденными. Принципы СПТ раскрывают психологические механизмы, способствующие развитию и коррекции личности, а также правила поведения участников тренинга и ведущего (психолога, психотерапевта).

Принцип персональной ответственности. Каждый участник тренинга должен осознавать, что результаты обучения и личностного роста зависят прежде всего от него самого. Каждый несет ответственность за свое поведение в группе и реальной жизни. Во время тренинга не должно быть выражений: «Мы считаем...», «Мы думаем...» и т.п. «Я считаю...», «Я думаю...» – таково выражение персональной ответственности за свою позицию. Руководитель группы (психолог) должен принять на себя ответственность за результаты обучения персонала.

Принцип самораскрытия. Раскрытие своего «Я» (внутреннего мира) перед другими членами группы есть признак сильной и здоровой личности. Попытка скрыть самого себя от других людей означает активные усилия для построения ложного внешнего «Я». Как подчеркивает К. Рудестам, «возможность открыть свою душу симпатизирующему слушателю оказывает психотерапевтическое воздействие». Поэтому в ходе СПТ необходимо поощрять участников к раскрытию себя другим и таким образом устанавливать близкие, доверительные отношения с членами группы. В условиях социально-психологического тренинга группа выполняет те же функции, что и священник, врач-психотерапевт, психолог-консультант, когда к ним обращаются за помощью пациенты.

Принцип «здесь и теперь». Исследования показывают, что оптимальные результаты при обучении дает актуальный опыт (что происходит сейчас). Поэтому в ходе социально-психологического тренинга участникам постоянно ставят вопросы: «Что здесь происходит?» (имея в виду складывающиеся взаимоотношения между членами группы), «Что ты чувствуешь в связи с тем, что остановили твой монолог?» и т. п. Принцип «здесь и теперь» заставляет анализировать не то, что было раньше, а те события, которые личностно значимы для человека «сейчас». Это один из центральных принципов групповой психотерапии, который способствует освобождению от «мучающих» человека переживаний, развивает психологическую чувствительность, повышает осознание самого себя.

Принцип «обратной связи». Обратная связь является важным элементом коммуникативной системы и осуществляется, когда одни участники группы сообщают о своих реакциях на поведение (обращение) других, чтобы помочь им откорректировать «курс» для достижения целей. Такая связь в атмосфере взаимной заботы и доверия позволяет индивидуумам контролировать и направлять неадекватное поведение, дает возможность глубже познать самих себя. Например, активность некоторых участников в решении групповых проблем может восприниматься ими самими как желание помочь другим, а остальной группой – как попытка доминировать в группе или желание порисоваться. Эффективная обратная связь требует от участников информировать друг друга о влиянии их поведения, помогает им точнее принимать и понимать получаемую информацию.

Обратная связь более эффективна, если она не носит прямых оценочных суждений, а описывает поведение человека. Например, оценочным будет суждение: «Ты несдержанный человек...», а безоценочным: «Ты трижды меня прервал...»

Полезная обратная связь должна являться, скорее, выражением эмоциональных реакций на поведение участника, чем критикой и оценкой его поведения. Другими словами, представляемая участниками обратная связь должна обнаруживать в большей степени их собственные эмоциональные переживания (например, гнев), чем желание обвинить другого в злонамеренности или агрессивности.

Принцип гуманистического отношения к личности выражается в уважительном отношении друг к другу, в принятии людей такими, какие они есть. Психолог (и член группы) не должен стремиться «переделать» человека. Каждый вправе говорить о том, как он воспринимает другого, какие чувства у него возникают в связи с поведением и высказыванием партнеров. Решение о необходимости коррекции и развития своих качеств каждый должен принимать самостоятельно. Группа и ведущий лишь помогают в осознании уровня своего психологического развития.

Участие в тренинге и выполнении отдельных процедур является добровольным. Нельзя заставлять других делать то, на что они не могут решиться. Тот член группы, который не хочет отвечать на какой-либо вопрос, участвовать в какой-то игре, всегда может отказаться (правило «стоп»). Суть заключается в другом: если участник тренинга часто пользуется этим правилом, он обедняет самого себя. Общий принцип гуманности предполагает психологическую защищенность личности, уверенность в том, что доверительная информация не станет предметом обсуждения вне группы, не будет использована против личности (правило конфиденциальности).

2.3.3. Стадии развития группы (групповая динамика)

Начальную стадию становления группы можно обозначить как этап тревожности. Чаще всего члены группы не имеют четких представлений о целях СПТ, его возможностях, не уверены в себе, опасаются, что будут вскрыты: их проблемы, недостатки и т.п. Если группа неоднородна и в нее входят представители различных учреждений, то отсутствует психологическая структура, четкое распределение ролей, а это усиливает состояние неопределенности и тревожности. После ознакомительной процедуры тревожность снижается, но большинство членов группы отмалчиваются, сопротивляются раскрытию и выражению своих эмоций.

Следующий этап можно определить как преимущественное описание прошлых, следовательно, более безопасных жизненных событий и чувств. Наблюдается эмоциональная сплоченность группы преимущественно на основе положительных взаимных подкреплений.

Качественно новым этапом групповой динамики являются открытое выражение негативных чувств и первые попытки обсуждения личностно значимых тем.

Если психологу удается сплотить группу, создать атмосферу взаимного доверия, то в дальнейшем идет активная работа по анализу конфликтов (этап конфронтации) и обсуждению ошибок в действиях отдельных членов группы.

На заключительном этапе подводятся итоги личностного и профессионального роста членов группы. Большинство участников СПТ с сожалением ожидают занятий и естественного прекращения функционирования группы. Многие участники тренинга и в дальнейшем продолжают поддерживать психологический контакт и деловое сотрудничество.

Время, отводимое на тренинг, зависит от его содержания и поставленных задач, обычно это 16–40 часов. Режим работы может быть разным, например 2–4 часа в неделю при максимальном перерыве между занятиями в 7 дней. На начальном этапе (2–4 занятия) социально-психологический тренинг необходимо проводить чаще.

Тренинг дает наибольший эффект, если он проводится концентрированно, например 5–6 дней по 6–8 часов ежедневно. Возможен вариант, получивший на Западе название «уик-энд», т.е. проведение тренинга в выходные дни.

При дефиците времени и необходимости интенсивного психологического воздействия на личность рекомендуется проведение так называемых тренингов-марафонов – 16 часов в сутки или два дня по 12 часов. Однако такая форма проведения предъявляет высокие требования к мотивации участников и квалификации ведущего.

2.3.4. Комплектование групп и продолжительность тренинга

Оптимальная численность тренинговой группы 10–12 человек. При меньшей численности уменьшается возможность взаимного обмена опытом, а при численности более 15 человек уменьшается время на взаимный обмен мнениями, на аргументацию своей позиции, а следовательно, и на эффективность решаемых задач.

Что касается качественных характеристик членов группы, то исследования показывают, что социально-психологический тренинг более эффективен, если группы неоднородны по своему составу. Другими словами, целесообразно комплектовать тренинговую группу из представителей различных учреждений, а если в рамках одного учреждения, то из представителей различных служб. Первый вариант более предпочтителен.

Не рекомендуется, чтобы члены группы существенно различались по возрасту (более 15–20 лет), но бывают и удачные исключения. Лучше, чтобы по должностному и социальному статусу ее членов группа была однородной (если не ставится специальная задача, например, совершенствовать взаимоотношения между руководителями и подчиненными, сотрудниками и осужденными).

Сходство по психологическим параметрам предполагает высокую степень взаимной привлекательности и поддержки. Различия открывают более широкие возможности для конфронтации и изменения. Поэтому в индивидуально-психологическом плане группа не должна быть абсолютно однородной. Людям с эмоционально-экспрессивным стилем общения могут быть полезны взаимоотношения с людьми более рационального (сдержанного) склада, и наоборот.

Социально-психологический тренинг – это форма подготовки психически здоровых людей, даже если речь идет о коррекции эмоциональной устойчивости и акцентуаций характера (чрезмерной выраженности, доминировании одной из черт). Поэтому в состав тренинговых групп не следует включать психопатических личностей, остродепрессивных больных, а также лиц, которые под давлением критики становятся либо слишком тревожными, либо слишком агрессивными.

 

Логика построения программы

В основе программы лежит принцип поэтапности развития группы и постепенности в более глубоком понимании каждым участником своей роли. Каждая встреча логически вытекает из предыдущей и является в содержательном плане основой для следующей.

Проектируемые этапы тренинга

1-й этап (организационный):

ориентация в специфике тренинга как метода обучения

первичная диагностика ожиданий участников и затруднений в общении

выявление и коррекция мотивации участников

2-й этап (1–2-я встреча):

создание группы и определение группой своей работы

самосоздание в группе такой атмосферы, которая бы способствовала самопознанию и самопроявлению

дестабилизация стереотипных представлений о себе и мотивах своего поведения

3-й этап (3–4-я встреча):

переосмысление представлений о себе на основе обратной связи, анализа происходящего в группе

расширение сферы осознаваемого в понимании поступков другого

формирование чувствительности к невербальным средствам общения

отработка эффективных средств общения

4-й этап (5–7-я встреча):

проектирование и конструирование каждым участником эффективных средств общения (эмпатическое понимание, умение давать обратную связь и т.п.)

5-й этап (8-я встреча):

рефлексия изменений, происшедших в участниках, и прогнозирование будущих жизненных планов участниками группы.

Каждая встреча обеспечена некоторым набором психотехнических процедур.

Обязательные процедуры, которые используются на каждой встрече в тренинге:

индивидуальная и групповая рефлексия в начале и конце занятия. Смысл этой работы в осмыслении процессов, способов и результатов индивидуальной и совместной деятельности;

психодиагностические процедуры с релаксационным эффектом;

аналитическая работа психолога по осмыслению групповых процессов, изменений в позиции участников и психофизиологических показателей (утомление, интерес и т.д.).

Комплектованию группы предшествует рассказ психолога о том, что такое тренинг, каковы его цели и возможности, какие результаты могут быть получены. В своем выступлении психологу желательно апеллировать к тем проблемам, которые значимы именно для этих людей, для этого профессионального сообщества. Также оговариваются организационные вопросы:

продолжительность работы (программа рассчитана на 8 встреч);

время одной встречи (3–4 часа);

количество участников (10–12 человек);

периодичность встреч (интенсивная работа – 4–5 дней (так называемое погружение) по 8 часов работы в день или два раза в неделю по 3–4 часа; менее интенсивный режим – один раз в неделю по 3–4 часа).

Следующий этап комплектования группы – индивидуальная беседа с каждым участником (выясняется желание принимать участие в тренинговой группе).

В индивидуальной беседе для выявления индивидуально-психологических особенностей участников возможно использование психологических методик типа: методики Тимоти Лири, опросника Кэттелла, теста Люшера, проективных методик. В некоторых случаях (у психолога возникает ощущение, что участник имеет серьезные отклонения в психике и поведении) используется карточный вариант MMPI.

Итак, при подборе участников в группу следует руководствоваться следующими критериями:

желание участника и добровольность прихода в группу;

противопоказано участие в тренинге людей с ярко выраженными физическими дефектами и нарушениями психики;

приблизительно одинаковый возраст участников – после 45 лет участие в тренинге не дает существенных результатов;

количество участников – не более 12;

желательно участие в тренинге незнакомых между собой людей.

Необходимо изолированное помещение, чтобы работе группы ничто не мешало. Желательно, чтобы была возможность затемнить помещение (приглушить свет, закрыть шторы). Должны быть кресла (по количеству участников + психолог). Для создания доброжелательной, дружеской обстановки можно оборудовать уголок (столик, лампа, самовар и т.д.).

Основное назначение данной программы тренинга – развитие личности осужденного, включая формирование адекватных представлений о себе, повышение коммуникативных умений и эмоциональной устойчивости.

 

3. ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ОСУЖДЕННЫХ К ОСВОБОЖДЕНИЮИЗ ИСПРАВИТЕЛЬНОЙ КОЛОНИИ (СПТ «ЖИЗНЕННЫЕ ПЛАНЫ ОСУЖДЕННЫХ»)24

3.1. Общие положениЯ

Цель тренинга «Жизненные планы осужденных» – психологическая подготовка лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, к освобождению. Время — 40 часов.

В качестве задач данного СПТ рассматриваются:

развитие и коррекция представлений осужденных о себе («Я-концепции»);

познание других людей, формирование гуманистической установки по отношению к ним;

дестабилизация стереотипных представлений о сотрудниках ИУ;

расширение сферы осознаваемого в понимании мотивов противоправного поведения, коррекция психологических защитных механизмов (рационализации своих действий);

– развитие адекватной самооценки и уверенности в себе;

– коррекция ценностных ориентаций осужденных;

– прояснение и формирование жизненных планов осужденных;

– развитие эмоциональной устойчивости в сложных жизненных ситуациях;

– развитие следующих жизненных умений: устанавливать психологический контакт с нужными людьми, решать вопросы о трудоустройстве и регистрации, разрешать конфликтные ситуации в семье и т.п.

Комплектование групп и методические особенности проведения социально-психологического тренинга с осужденными

Эффективность психокоррекционной работы во многом определяется правильностью комплектования тренинговых групп.

Целевая направленность тренинга — подготовка осужденных к освобождению. Поэтому его участниками должны быть лица, претендующие на условно-досрочное освобождение или которым до конца срока лишения свободы осталось не более полугода.

При комплектовании тренинговых групп важно соблюдать принцип добровольности. Нельзя вовлекать осужденных в такие группы под угрозой дисциплинарных взысканий. Однако психологу, начальникам отрядов нужно проводить с осужденными индивидуальную разъяснительную работу, убеждая в необходимости пройти специальную психологическую подготовку.

Важным требованием к участникам психокоррекционных групп является психическое здоровье осужденных. В состав групп не следует включать психопатических личностей, остро- депрессивных больных, а также осужденных, которые под воздействием критики могут становиться слишком тревожными или агрессивными. Естественно, вербальная агрессия, беспокойство всегда имеют место в психокоррекционной работе. Это может быть стимулом развития группы. Однако в состав группы нельзя включать «взрывных» осужденных, которые в острой ситуации могут оказать физическое воздействие на других участников тренинга. С такими лицами следует проводить индивидуальную психокоррекционную работу.

По неофициальному статусу в группу можно включать представителей всех стратов (уровней), за исключением пренебрегаемых («обиженных»). Для последних требуются специальные программы, направленные на развитие их эмоционально-волевой сферы, уверенности в себе, снижение конформности и т.п.

Нежелательно и включение в группу «воровских авторитетов». Их высокий социальный статус будет сдерживать активность других осужденных. Принятая ими социальная роль сильной, справедливой, «крутой» личности не позволит им самораскрыться, признать свои слабости и проблемы. Участие такого человека в группе может привести к тому, что реальным руководителем группового взаимодействия окажется не психолог, а авторитетный осужденный. При наличии в группе двух лидеров «воровской элиты» между ними могут начаться соперничество, конфронтация, переходящие в конфликт вне тренинга.

Не рекомендуется, чтобы члены группы существенно различались по возрасту (более 15 лет), ибо это создает дополнительные барьеры во взаимоотношениях. Следует учесть, что лица старше 40 лет весьма ригидны и с трудом поддаются психологической коррекции.

Исследование Э. Маджарова, а также опыт автора убеждают, что социально-психологический тренинг эффективен, если состав группы разнороден по совершенным преступлениям. Между осужденными за корыстные и насильственные преступления существует определенный антагонизм на коммуникативном уровне. Они взаимно не принимают и склонны изобличать и дискредитировать друг друга, когда обсуждают важные жизненные проблемы и принципы поведения в обществе. Это имеет важное значение при формировании процессов самораскрытия и обратной связи в психокоррекционной работе.

Осуществляя подбор осужденных в тренинговые группы, следует обращать внимание на такой личностный фактор, как криминальная зараженность (или педагогическая запущенность) осужденных. Можно выделить несколько показателей, по которым определяется криминальная зараженность: количество совершенных преступлений и интервал времени между ними; характер преступлений (тяжесть, цинизм, жестокость по отношению к жертве); раннее криминальное развитие (спецшколы, воспитательные колонии); отношение к преступлению (именно в этом проявляются психологические защитные механизмы)25, отношение к администрации ИУ, в том числе к психологу (при явной неприязни сложно преодолеть психологический барьер и осуществлять психокоррекционную работу); степень усвоения криминальных («воровских») норм и солидарности с ними; социальные связи (наличие или отсутствие, позитивный или негативный характер); представления о своих жизненных планах и перспективах (реальность, направленность, готовность к реализации). В тренинговую группу не должно входить много осужденных (не более 2–3 человек) с явно выраженной криминальной направленностью. В противном случае это может оказаться не психокоррекционной работой, а, образно говоря, семинаром по обмену опытом преступной деятельности.

Что касается индивидуально-психологических особенностей, то группа не должна быть однородной. Сходство осужденных по психологическим параметрам способствует взаимной привлекательности, поддержке, созданию доверительных отношений в группе, но различия открывают более широкие возможности для конфронтации и изменений.

Оптимальная численность тренинговой группы для осужденных — 7–9 человек. При меньшей численности сокращается возможность взаимного обмена опытом, а при численности более 10 человек уменьшается время на взаимный обмен мнениями, на аргументацию своей позиции, усложняется процесс контроля за поведением «трудных» осужденных.

Предлагаемые рекомендации основаны на гуманистическом, а не на директивном и жестко структурированном подходе в психотерапии. Однако программа предложенного тренинга достаточно четко структурирована. Это объясняется несколькими обстоятельствами: во-первых, она рассчитана на начинающих психологов; во-вторых, она апробирована и в ней предусмотрено решение актуальных психокоррекционных задач; в-третьих, структурированность программы способствует преодолению состояния тревожности и неопределенности на начальном этапе тренинга. Опытный психолог с учетом обстановки в группе может исключать отдельные упражнения и увеличить круг задач дискуссионного плана, направленных на коррекцию ценностных ориентаций осужденных и их отношения к совершенному преступлению.

Среди членов группы могут встретиться осужденные с большим криминальным опытом и авторитетом, которые будут пытаться манипулировать ходом тренинга и оказывать отрицательное воздействие на других участников. Ведущий должен уметь принимать директивные формы влияния и нейтрализовывать этих осужденных.

Тренинговая группа может работать в разных вариантах.

Первый вариант: занятия с осужденными проводятся ежедневно по 2–3 часа (кроме выходных). Продолжительность курса около месяца.

Второй вариант: занятия проводятся два раза в неделю по 2–3 часа. Продолжительность курса составляет 2–2,5 месяца.

Третий вариант: занятия с осужденными проводятся в выходные дни по 4–6 часов, однако первые занятия рекомендуется провести с интервалом в 2–3 дня.

Занятия следует проводить в одном и том же месте. Лучше, если это специально оборудованный психологический кабинет (кабинет релаксации), но местом занятий может быть обычный класс в школе, читальный зал в библиотеке и т.п. Главное требование — наличие кресел или стульев и возможность поставить их в круг. Уже на первом занятии все участники тренинга должны усвоить, что на тренинге все сидят в кругу, а не где-нибудь в стороне и все равны.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 4611; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.