Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Место науки в структуре общественного бытия




Традиционно выделяют 4 сферы:

Способ производства
А) материальная сфера. Наука и материальное производство. Способ производства включает в себя производительные силы (то, что нам нужно, чтобы что-то произвести) и производственные отношения (типы взаимодействия между людьми). В производительные силы входит человек и средства производства (орудия труда, наука и технология в виде знаний, инфраструктура). Производственные отношения - собственность, распределение, потребление.

 

 


Место науки в научно-техническом прогрессе.

Основные функции, которые выполняет человек в процессе:

1) энергетическая

2) передачи энергии

3) функции орудия труда

4) функция управления процессом труда

5) функция обработки и передачи информации

Стадии научно-технического прогресса:

1) стадия традиционного (агарного), когда человек выполняет все пять функций.

2) Техногенная цивилизация. Машине передается первые три функции.

3) Этап индустриального общества (XX век). Для этого подхода соответствует передача машине функций управления.

4) Современный этап (конец XX века) технике передается пятая функция.

Особенности: проникновение информационных технологий во всем сферы производства, создание глобальных сетей, становление сетевого общества (автор этой концепции М. Кастельс. В основе этой концепции лежит понятие «сети». Сеть – это способ организации связи между объектами по принципу многие на многим. Сетевой способ организации повышает уровень сложности системы, делает возможным самоорганизацию.)

На данном этапе ключевым ресурсом является знание, в том числе представленном в виде технологии. Наступает этап конвергентных технологий. В чем его особенность? К XXI веку выделились несколько направлений: N - нанотехнологии, B - биотехнологии, I - информационные технологии, C - когнитивные технологии. NBIC – конвенция (сближение). Точки роста научного знания находятся в области схождения данных технологий. Сейчас ещё добавляют S - Социальные технологии. Кондратьев «Концепция циклов».

Б) Социальная сфера.

Наука и социальная сфера. Главной концепцией постиндустриального общества являлась необходимость изменения образования. Если в индустриальную эпоху необходимы были инженеры, то в постидустриальную эпоху прослеживается идея, что знание является ключевым ресурсом. Университет уже не только место получения знаний, университет должен производить знания.

В) политическая сфера (самостоятельное изучение)

Наука и политическая сфера. Наука и техника становятся инструментом реализации власти.

Г) духовная сфера (право, религия, мораль, философия, искусство, наука).

Наука в духовной сфере общественного бытия. Наука выступает как особая рациональная форма познания мира, как производительная сила, как рациональный институт. При этом она естественно взаимодействует с другими формами бытия:

Наука и философия:

Наука возникает в рамках философии и на определенном этапе отделяется от неё. Значит философия была первым подходом постижения бытия. Методология научного исследования была разработана философией. Противоречие между философией и наукой нарастало и достигло пика к концу XIX – началу XX века. Философии отводится роль прояснения и уточнения научного знаний. Вторая половина XX века – это разочарование в науке и активное развитие вненаучных форм знаний.

Наука и религия:

Используют разный метод и имеют разный объект. Конфликт между ними происходит в решении глобальных вопросов (строение мира, происхождения мира и человека и прочее).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.