Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №10. Становление профессиональной социальной работы в системе социального обслуживания населения




Анализ проблем социального обслуживания как научного знания, учебной дисциплины и вида социально-практической деятельности, свидетельствует о том, что становление профессии «социальная работа» в России происходит в сложных политических, социально-экономических и духовно-культурных условиях. Профессиональная деятельность специалистов социальных служб и органов управления системы социальной защиты населения формируется поэтапно, развертывая свою сущность и обретая качественное разнообразие, на основе как старого знания и опыта практической работы, освоения и адаптации зарубежного опыта социальной работы и подготовки социальных работников, так и в процессе отрицания того старого и консервативного, чьим порождением является эта профессия. Для аналитиков и прогнозистов становится очевидным, что этот процесс будет длительным и неоднозначным.

По-прежнему, как и десять лет тому назад, актуальны три задачи. Во-первых, социальная работа в различных подсистемах социального обслуживания нуждается в профессионализме, в формировании и развитии профессионально-личностных качеств будущих специалистов, бакалавров и магистров социальной работы. Во-вторых, практическая социальная работа должна опираться на системную теорию, собственную науку, теоретические конструкции и модели, тесно связанные с другими социально-гуманитарными науками и востребованные жизнью современной России. Как никогда ранее нужна кооперация усилий исследователей многих научных областей и разделов наук, объектом и предметом которых является социальная работа. В-третьих, в контексте решения этих двух дилемм существовала и существует проблема развития теоретического представления о сущности профессии «социальная работа» в широком и узком смысле ее понимания. Особо остро стоит вопрос о необходимости осмысления такой категории как «становление» относительно новой для России профессиональной деятельности в ее основных формах и проявлениях.

Этот вопрос особенно актуален сегодня, когда в многочисленных периодических изданиях, учебниках и учебных пособиях по теории социальной работы, предназначенных для студентов, аспирантов и специалистов социальной работы, он, как правило, трактуется с позиции традиционных представлений. В одних работах утверждается, что новая «профессия» появилась или конституировалась в апреле 1991 года, что «профессия», «вид профессиональной деятельности» и «специальность» - это тождественные понятия, в других – авторы не видят разницы между такими понятиями как «социальный работник», «специалист социальной работы» и «соционом», в некоторых публикациях к числу специалистов социальной работы относят валеологов, социальных педагогов, геронтологов, гериатров и др. Встречаются отдельные публикации, в которых профессиональный социальный работник видится только в рамках социально-педагогического подхода. Из этих примеров видно, что профессия как абстрагированный, идеализированный образ специфической социальной деятельности и относительно широкий вид практики поддержания жизнеобеспечения людей и социального функционирования личности и семьи, а также для реализации позитивных социальных изменений в обществе нередко представляется в урезанном виде с ограниченным функциональным содержанием или подается в таком расширенном виде, что по существу рамки этой профессии размываются и теряется ее специфика.

В чем суть становления в России профессии «социальная работа» и проблем теоретического существования профессии? В чем суть профессионализма специалистов в социальной работе и прежде всего социальном обслуживании населения? Какова роль социального образования в становлении профессии «социальная работа» и развитии деятельности специалистов социальной работы»? Как происходит становление и развитие подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, бакалавров и магистров социальной работы?

 

3.1. Теоретическое представление о становлении профессии «социальная работа»

Для изучения данной темы в контексте развития социальной работы как специфического вида социальной деятельности большое значение имеет понимание сущности таких вопросов как «становление профессии», «профессионализация социальной работы» и «становление социальной работы как профессии».

С точки зрения социологии, процессы становления и развития профессии имеют глубокое научное наполнение. Профессия, как социальное явление не может появиться в каком-то одном году, ее нельзя ввести федеральным законом или указом Президента Российской Федерации. Можно утвердить квалификационную характеристику специалиста социальной работы и дополнить Квалификационный справочник новой должностью, можно принять государственное решение об организации подготовки и переподготовки специалистов и открыть специальность «социальная работа», организовать подготовку профессиональных социальных работников, что и произошло в России в 1991 году, но ввести новую профессию при помощи нормативно-правого акта невозможно. Вы спросите почему? И на каком основании можно уверенно отвечать на этот вопрос?

Отвечая на этот вопрос следует принять во внимание следующее. Во-первых, профессия, как идеализированный образ и социальное явление, существует в обществе в трех основных формах(абстрактное представление профессии, появление конкретного вида деятельности и относительно большого отряда специалистов, научное и методическое обеспечение профессии) которые появляются не сразу не в один час, а в процессе закономерного развития общества (См.: Становление специалиста. Крокинская О.К. и др. под ред. Е.Э. Смирновой. – Л.: ЛГУ, 1989).

Всем хорошо известна и наиболее очевидна – это форма, связанная с конкретной социальной деятельностью людей, это специализированный род занятий. В «Социологическом энциклопедическом словаре» говорится, что профессия – это устойчивый и относительно широкий вид трудовой деятельности, являющийся источником дохода, предусматривающий определенную совокупность теоретических знаний, практического опыта и трудовых навыков и определяемый разделением труда, а также его функциональным содержанием» (Социологический энциклопедический словарь. Редактор-координатор Г.В. Осипов – М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1998, с. 276). Когда мы говорим о профессии, то, как правило, имеем ввиду большую группу людей, объединенных общим профессиональным родом занятий, определенной трудовой деятельностью и имеющих профессиональное образование.

Профессиональная деятельность социальных работников в России приобрела свою современную форму в процессе длительного исторического развития. Вначале функции социального работника выполняли священнослужители, медицинские и педагогические работники, работники социального обеспечения и пенитенциарных учреждений, социологи и психологи, служащие государственных и общественных благотворительных организаций, научных и других учреждений. Достаточно вспомнить последние годы существования СССР, чтобы отметить, что функции социальных работников выполняли педагоги и врачи, пионерские, комсомольские, партийные и милицейские работники, социологи и психологи на предприятиях и в учреждениях и т.д. В стационарных домах интернатах (общего и специализированного типа) еще в 70-е годы прошлого столетия существовали должности социальных работников (См.: Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых людей. – М., 1995). Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС «О проведении эксперимента по организации отделений социальной помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам» (1986 г.) было утверждено временное положение об отделении социальной помощи на дому и квалификационная характеристика СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА этого отделения (См.: Указ пост. От 3 февраля 1986 г. № 28/3-43 и Приложение к этому пост. № 3).

Разумеется, речь шла не о профессиональных социальных работниках. В квалификационных требованиях 1986 года говорилось: «На должность социального работника принимаются рабочие, служащие, в том числе в порядке совместительства пенсионеры, женщины, занятые в домашнем хозяйстве студенты вузов, учащиеся средних специальных учебных заведений (достигшие 18 лет), прошедшие соответствующий инструктаж». Непрофессиональная социальная работа, концентрирующая как отечественный опыт, так и впитывающая зарубежный, явилась предвестником социально выраженной формы, частично закрепленной в последствии в соответствующих нормативно-правовых актах начала и середины 90-х годов ХХ века.

Во-вторых, в условиях России становление и развитие профессии «социальная работа» происходило через развитие учреждений социального обеспечения и социального обслуживания, территориальных социальных служб и учреждений профессионального социального образования, через накопление и освоение профессионального опыта в области социального обеспечения и социального обслуживания населения, передачу традиций социальных работников (обычаи, порядок, правила) в процессе отработки технологий и методик специализированной социальной деятельности в рамках стационарных, полустационарных и нестационарных учреждений, органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, комитетов по делам семьи, детей, женщин и молодежи.

Объективная потребность в профессиональных социальных работниках четко проявилась в конце 80-х, начале 90-х годов ХХ столетия не только потому, что медицинские, педагогические и другие специалисты в условиях радикальных экономических реформ вынуждены были отказаться от ряда социальных функций и видов социальной работы, которые они ранее выполняли, свернули свою деятельность комсомольские и партийные работники, но прежде всего в силу объективных причин – изменений в области социальных отношений, экономике, политике, культурной сфере, в процесс углубления специализации социальной деятельности человека в обществе, появлением острой потребности в гуманизации российского общества, в профессиональной социальной работе, формированием социально-профессиональных групп в области социального обслуживания населения, что затем в середине 90-х годов было зафиксировано в законодательстве – Федеральном Законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и Федеральном законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

Создание и развитие учреждений социального обслуживания нового типа - территориальных центров социальной помощи семье и детям, комплексных центров социального обслуживания населения, различных психологических служб, социально-реабилитационных центров и социальных приютов, кризисных центров для женщин и мужчин, центров социального обслуживания, нетрадиционных домов-интернатов малой вместимости и других учреждений - предъявили новые требования к профессионально-этическим, личностным качествам социальных работников. В решении совместной коллегии Комитета по делам семьи и демографической политике при Совмине РСФСР и Госкомитета РСФСР по делам науки и высшей школы от 13 мая 1991 года «Об организации подготовки кадров специалистов по социальной работе в вузах РСФСР» подчеркивалось, «…что в настоящее время задача кадрового обеспечения создаваемой государственной службы социальной защиты семьи приобретает приоритетное значение». В последующем в приказе Госкомитета СССР по народному образованию от 7 августа 1991 «Об открытии специальности «Социальная работа» приведенная выше формулировка была скорректирована и расширена. В ней говорилось: «В целях подготовки специалистов для социальной службы, способных осуществлять психолого-педагогическую, правовую, экономическую и медицинскую помощь детям младшего возраста, подросткам, молодежи и взрослому населению в социально-культурной, семейно-бытовой и трудовой сфере» в дополнение перечней специальностей открыть новые специальности по дневной, вечерней и заочной формам обучения: 03.12 «Социальная работа» для высших учебных \заведений и 03.12 «Социальная работа» для средних специальных учебных заведений. Безусловно, развитие социального обслуживания в России привело к постепенному признанию всеобщей деятельности работников социальных служб и прежде всего специалистов социальной работы, форсированному развитию специализированной социальной деятельности, характеризующейся особыми чертами и свойствами. В 2000 году Указом Президента Российской Федерации был введен профессиональный праздник - «День социального работника». Процесс институционализации профессии «социальная работа», то есть процесс правового, организационного и интеллектуального закрепления ее в жизни России, на протяжении 90-х годов усиленно развивался, но он и сегодня продолжается.

Вместе с тем, следует отметить, что признание всеобщего труда профессиональных социальных работников имеет незавершенный характер. Противоречивость переходного периода прежде всего отражается в системе подготовки кадров специалистов социальной работы. Теоретики профессии «социальная работа» и подготовки профессиональных социальных работников недооценивают характер и глубину объективных и субъективных источников противоречий, проявляющихся как в жизни всего общества, так и в сфере социального образования. Это нашло отражение как в публикациях, так и в специальных документах, направленных на обеспечение высокого качества подготовки и переподготовки специалистов социальной работы и повышения социального статуса социальных работников. Сам факт разработки и принятия квалификационных характеристик «Специалиста по социальной работе» (23 апреля 1991 г. и 12 октября 1994 г.), открытие специальности «Социальная работа» (7 августа 1991 г.), принятие и коррекция Государственного образовательного стандарта высшего профессиональной образования по направлению – социальная работа(1993 и 1998 гг.) свидетельствует о напряженном поиске оптимальной модели и реального ее воплощения в подготовке отечественного профессионального социального работника. Но представление это появилось не сразу под влиянием зарубежного опыта подготовки социальных работников и социономов (Швеция, Великобритания, Нидерланды, США, Германия, Финляндия и др.), деятельности зарубежных социальных служб, но прежде всего в процессе интенсивного внутрироссийского и международного обмена идеями, опытом, конструктивного диалога представителей разных культур.

В-третьих, в начале 90-х годов прошлого столетия исследователями и организаторами социальной работы в социальном обслуживании, образовании и здравоохранении большое внимание было уделено исследованию профессии «социальная работа» как абстрактной, идеализированной деятельности. По инициативе и поддержке Комитета по делам семьи и демографической политике при Совмине РСФСР, а затем Минсоцзащиты России были сформированы временные научные коллективы из философов, социологов, психологов, медиков, педагогов, которые приложили много усилий для разработки теоретической, научно-методической и информационной основы подготовки и переподготовки социальных работников в высшей школе, создания виртуального, идеализированного образа профессионального социального работника как объекта исследования и педагогического воздействия, государственные образовательные стандарты, профессиограммы, учебные планы и учебные программы, направленные на обеспечение профессионализма в деятельности специалиста социальной работы, которые в той или иной мере отражали и сегодня отражают в абстрактной форме требования к системе функций профессионального социального работника, именуемого специалистом, бакалавром или магистром социальной работы. Одновременно производилась отработка моделей территориальных социальных служб и формирование современной системы социального обслуживания населения, в рамках которой прежде всего осуществлялось становление профессиональной социальной работы. В начале 90-х годов были созданы временные научно-исследовательские коллективы – «Государственная система социальной помощи семье и детству: кадры, психолого-педагогическая и правовая поддержка»(разработка пакета документов, обеспечивающих организацию подготовки и переподготовки специалистов социальной работы), «Научно-методические и правовые основы деятельности специалистов по социальной работе»(адаптация зарубежного опыта социальной работы и разработка первых отечественных программ социальной работы с проблемными категориями населения в России), «Территориальные социальные службы»(отработка моделей социального обслуживания населения в 12 территориях России) и другие коллективы на базе РГСИ, НИЦ социальной защиты детства и демографической политики, ИСР АРСС, Алтайского государственного университета(См.подробно: Высшее профессиональное образование в области социальной работы: опыт и проблемы. М.: МГСУ, 2002), которые разработали концепции подготовки специалистов и научно-методическую документацию, обеспечивающую организацию подготовки специалистов по социальной работы в России.

Нередко научно-методические требования и разработанные модели специалиста социальной работы вступали в противоречие с реальными потребностями практической деятельности социальных служб и профессией, формирующейся и развивающейся под влиянием объективных процессов и форм общественного сознания, профессиональной деятельности (методов), накопленных как в Российской Федерации, так и за рубежом, включающие материальные и идеальные компоненты. И дело заключается не только в том, что абстрактная, объективно необходимая деятельность профессионального социального работника существует в виде социальной памяти, опыта, знаний, ценностей, норм и традиций, профессионально-личностных характеристик, образцов и стандартов специфической социальной деятельности, направленной на социальную поддержку отдельного человека и социальных групп, и накопленную на протяжении столетия.

Проведенные исследования показывают, что, с одной стороны, структура профессии социального работника как социального явления всегда была связана с рядом острейших социальных проблем любого общества и отражала ее грани, которые имели прямое отношение к становлению и развитию профессионализма в социальной работе с социально незащищенными слоями населения, с другой стороны, понимание социальной абстрактной сущности деятельности профессионального социального работника складывается под влиянием различных парадигм и теорий, на которые опирается практическая социальная работа, и изменении представлений о роли профессии «социальная работа» в современном мире.

На международном форуме социальных работников, который состоялся в Монреале (Канада, 2000 г.), подчеркивалось: «Профессия «социальная работа» способствует реализации социальных изменений в обществе, решению проблем человеческих взаимоотношений и укреплению свободы человека и его права на достойную жизнь. Используя теории человеческого поведения и социальных систем, социальная работа вмешивается в процесс на этапе, когда люди взаимодействуют с окружающей средой. Причины соблюдения прав человека и социальной справедливости являются фундаментальными для «социальной работы». «Профессиональная социальная работа сосредоточена на решении проблемы и изменении. Как таковые социальные работники являются носителями изменений как в обществе, так и в жизни отдельного человека, семьи, общины. «Социальная работа – это взаимосвязанная система ценностей, теории и практики» (Работник социальной службы. – М.: МОО «Ассоциация работников социальных служб». 2001, № 2, с. 101).

Сравнение системы требований к профессиональной социальной работе и специалистам, сформулированной Международной федерацией социальных работников, в условиях Российской Федерации свидетельствует о том, что идеальные компоненты деятельности возникают в сознании исследователей как результат абстрагирующего мышления, рационально-теоретического освоения социальной действительности, как результат движения от материального к идеальному, что также, по нашему мнению, социально обусловлено и связано с культурно-духовной надстройкой общества, его потребностями и противоречиями. Международная Федерация социальных работников считает, что «Социальная работа базирует свою методологию на систематизированном, основанном на и фактах, знании, полученном в результате научных исследований и анализа практики, рассматриваемом с учетом местной специфики и конкретного контекста»(См.: Информационный Бюллетень Международной Федерации социальных работников. 2000, №2).

Осуществленный анализ свидетельствует, насколько сложна внутренняя и внешняя структура профессии «социальная работа» и соответственно насколько трудны задачи, связанные с становлением профессии как социального и культурного явления. При сравнении структуры профессии со структурой деятельности специалиста социальной работы очевидно, что первое понятие гораздо шире второго. Этот вывод подтверждается и квалификационной характеристикой специалиста социальной работы, принятой в 1994 году. Вот почему вопрос о становлении специалиста социальной работы в Российской Федерации заслуживает особого внимания.

Живая конкретная деятельность специалиста социальной работы, неразрывно связанная с информационно-аналитической, социально-диагностической, консультативной, социально-реабилитационной, коррекционной, координирующей, обучающей, исследовательской и управленческой деятельностью, различными видами социальной помощи и поддержки, формируется и развивается под влиянием объективно существующих потребностей населения, и структуры деятельности социальных служб того или иного профиля, профессии как социального явления, характеристик профессиональной группы социальных работников. Не следует забывать, что в отличии от профессии, которая существует в большей степени теоретически, природа практической деятельности специалиста имеет рациональную и иррациональную стороны. Все эти компоненты единой автономной социальной подсистемы тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Профессия, как абстрагированное и обобщенное представление, имеет особое методологическое значение для понимания сущности деятельности специалиста социальной работы. В определенной мере признаки профессии являются критерием для определения эффективности деятельности специалиста во всех основных сферах социальной практики. Соотнося характеристику профессии во всем ее многообразии и реальную деятельность специалиста, мы можем определить активность и самостоятельность специалиста как субъекта специфической социальной деятельности и, конечно, реальное, а не виртуальное отношение специалиста к профессии как «идеализированному» объекту, и определить насколько деятельность специалиста эффективна.

В то же время реальная практическая деятельность специалиста социальной работы оказывает влияние на социальный престиж и авторитет профессии. Эта обратная связь чрезвычайно важна в период становления новой для России профессии, стабильное функционирование и развитие социальных служб, всей системы социальной защиты населения. Отмечая необходимость фундаментального, системного подхода к формирующейся профессии в России, правильно отмечают ведущие исследователи, что следует объективно оценить процесс переходного периода, определить перспективы социального развития страны, направить усилия социальных работников на максимальное использование потенциала государства и частного капитала, интеллектуальных и материльных ресурсов общества с целью восстановления и усиления социальной активности различных категорий населения, попавших в трудную жизненную ситуацию, на устранение или облегчение таких проблем как бедность, безработица, бездуховность, алкоголизм, наркомания, преступность, межэтнические конфликты и терроризм.

Что же касается магистра социальной работы, то в настоящее время требования, обусловленные специализированной подготовкой и изложенные в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению – 5211000 «Социальная работа»(степень(квалификация) – магистр социальной работы, сводятся к основополагающим задачам по овладению магистрами навыками самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, требующими широкого образования. Из такого подхода вытекает, по крайней мере, два вывода. Во-первых, особую актуальность для исследователей приобретают проблемы теории подготовки магистров в современной высшей школе. Во-вторых, заслуживают внимания проблемы формирования и развития личности магистра широкого профиля с глубокой фундаментальной подготовкой и высокой педагогической культурой. Необходим поиск конкретного содержания фундаментальной подготовки магистров в соответствии с профилем его будущей работы. В структуре фундаментальной подготовки магистров социальной работы должны занять ключевое положение не лекции и семинарские занятия, а прежде всего сложный процесс, непосредственно связанный с решением научно-исследовательских и педагогических задач, востребованных как системой социальной работы, так и высшей школы, с вхождением (и адаптацией) будущих магистров в научный и педагогический коллективы, установлением творческих контактов с профессиональными исследователями и студентами, с организацией научных исследований и педагогической деятельности в научных учреждениях, высшей и средней профессиональной школе. Подготовка к переработке ныне функционирующих образовательных стандартов предполагает прежде всего диалектическое разрешение противоречия между глубиной и широтой профиля профессиональной подготовки, четкое уяснение проблемы синтеза фундаментальных и прикладных знаний, общепрофессиональных и специальных дисциплин, и, конечно, требует разработки научно-методических основ организации профессиональной подготовки и развития личности магистра социальной работы. Преподавателям факультетов и отделений социальной работы предстоит более глубоко вникнуть в сущность дидактического процесс высшего социального образования и искать оптимальные структуры подготовки магистров социальной работы, выделения и использования современных методов управления познавательной деятельностью будущих магистров.

 

3.2. Роль социального образования в становлении профессии «Социальная работа»

 

Сегодня социальное образование как специфическое социальное явление рассматривается через систему определенных понятий и терминов, отражающих три взаимодополняющих класса оснований – социоцентристских, культуроцентристских и человекоцентристских.

Социоцентриские компоненты социального образования: - это механизм воспроизводства социально значимых качеств специалистов, необходимых для реализации профессиональных функций в системе социальной работы, в целом – социальной системе общества, это социальная память и социальный интеллект общества;

-формирование и развитие социальных мотивов деятельности, особенно мотивации к инновационной деятельности в области социального развития общества, гуманистической мотивации социальной защиты населения в условиях переходного общества;

-накопление и развитие социальных знаний на основе общественного института социального наследования и усиления социальности в целом;

-воспроизводство и развитие различных типов социального образования, сформированных в условиях различных общественных укладов;

-способ формирования профессионализма в социальной работе;

-способ социального взаимодействия в процессе становления и развития специальности и в целом – профессии.

-социокультурное определение социального образования:

-культурное, духовное и образовательно-педагогическое воспроизводство специалиста и человека различными гранями и нюансами;

-адекватная характеристика общественно-политической, социальной и экономической систем общества как составная часть социальной культуры;

-способ трансляции социокультурного опыта, социокультурной деятельности и социокультурных систем (гомогенной, гомостатической и гетерогенной), непосредственно связанных с групповыми интересами социальных работников и различных слоев населения;

-общественный институт приумножения высокой духовности и нравственно-этической культуры специалистов социальной сферы.

-человекоцентристские определения социального образования:

-способ социального развития человека (социализация, социальное воспитание, адаптация) через СМИ, деятельность социальных служб и органов управления социальной сферы, микросреду вузов и деятельность профессорско-преподавательского состава учебных заведений и др.;

-целенаправленный процесс подготовки и воспитания специалиста.

Социальное образование как подсистема высшего и среднего профессионального образования представляет собой формирующуюся совокупность элементов, состоящих из подготовки, переподготовки и повышения квалификации, профессионального обучения, воспитания и самовоспитания специалистов, социального просвещения и воспитания различных категорий населения, воспроизводства социальной культуры, определенного национального менталитета, образа жизни той или иной общности, народа, нации. Это социальная деятельность, направленная на познание человеком знаний и способов социального мышления, формирование и развитие личностных качеств, культуры социальной ориентации и социальных чувств, которые позволяют специалисту полноценно жить и эффективно функционировать в обществе.

Введение различных нетрадиционных для советского периода социальных специальностей и специализаций (социология, социальная работа, социальная педагогика, социальная психология, социальная реабилитация, конфликтология, этнопсихология, социальная история, социальная антропология, социальная экология и др.), интенсивное освоение национального и зарубежного опыта преодоления социальных проблем, использование в процессе обучения специалистов различных парадигм социального мышления, сложность и многообразие функционирования социальных культур в условиях переходного периода Российской Федерации привело к обогащению, усложнению содержания и увеличению объема понятия «социальное образование»[1].

Социальное образование, являясь системным, многомерным явлением, не может сводиться «к системе подготовки специалистов»[2]. В таком подходе просматривается узкое понимание «социального образования», которое обедняет прежде всего содержание этого понятия, а на практике ведет к ущербности в развитии системы подготовки и переподготовки специалистов социальной работы. Кроме того, мешает объективному уяснению процесса становления специальности и профессии. Перспектив у такого подхода нет.

Как же осуществляется воздействие социального образования на процесс становления профессии «социальная работа»?

Влияние социального образования на становление и развитие профессии «социальная работа» осуществляется прежде всего в процессе преодоления внутренних противоречий (групп), имеющихся в самой системе высшего профессионального образования, а также в системе социального обслуживания, социального обеспечения и социального страхования, нуждающихся в специалистах социальной работы, других специалистах социальной деятельности, в приближении моделей образования к реальным потребностям развивающегося общества. Правы те исследователи, которые считают, что школа, образование в целом всегда были, есть и будут своеобразным зеркалом, отражающим характер того или иного общества, уровень его культуры, цивилизованности или дикости. Всегда с ростом динамичности социальных преобразований положение в социальном образовании усложнялось. Но в любой ситуации и на любом этапе своего развития социальное образование, как система воспроизводства обществом своей социальной сущности, всегда выражалась в интеллектуальном потенциале, в развитии структуры образовательного пространства.

Противоречия представляют определяющий внутренний источник и движущую силу развития профессионального социального образования. Они касаются глубинного механизма самодвижения и саморазвития социального образования.

Развитие социального образования не может совершаться без уяснения сущности противоречий и их преодоления, разрешения. Противоречия в социальном образовании имеют как объектно-субъектный, так и субъектно-объектный характер. Но и те и другие складываются на основе более глубинных объективных противоречий, характерных для конкретного этапа (периода) в развитии общества, государства. Социальное образование переходного общества несет на себе печать общества, частью которого оно является, и от уровня развития которого оно зависит (уровень развития экономики, социальной сферы и ее инфраструктуры). Противоречивость социально-экономической сферы переходного общества, которое имеет объектно-субъективный характер, неразрывно связана с процессом становления рыночных отношений, конкретной объективной реальности, сложившейся в российском обществе.

Выделяя две группы противоречий, мы хотим подчеркнуть мысль о существовании иерархии противоречий и масштабе их действия.

Первая группа противоречий.

Во-первых, это противоречие между возможностью системы высшего профессионального социального образования, включающей более 120 вузов, которые занимаются подготовкой специалистов социальной работы, магистров и бакалавров социальной работы, и реальными (не виртуальными) потребностями социальной сферы в специалистах данного профиля на всех ее уровнях и в различных секторах (социальное обеспечение, социальное обслуживание и т.п.).

Во-вторых, противоречие между расширением возможности получить высшее профессиональное социальное образование и эффективностью использования профессионального труда специалистов социальной деятельности, изменением профессионально-квалификационной структуры кадров социальных служб и системой специализаций, осуществляемых в вузах на факультетах социальной работы.

В-третьих, противоречие между интенсивным ростом численности студентов и состоянием материально-технической базы факультетов (отделений) социальной работы, затратами на учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса, наличием определенной численности профессорско-преподавательского состава и их квалификацией.

Недостаточное количество рабочих мест (замедление темпов развития социальных служб и сокращение численности работников органов управления соцзащиты и п. (дефицит вакантных мест для специалистов с высшим образованием; отсутствие глубокой мотивации к труду профессионального социального работника у выпускников вузов; низкий престиж труда специалиста социальной работы; отсутствие системы показателей, отражающих престижности вуза, оценки эффективности и качества обучения и научных исследований – все это признаки кризисной ситуации в сфере высшего профессионального социального образования, которая проявляется уже на современном этапе, в начале ХХI века.

Для углубленного анализа состояния социального образования и в частности состояния подготовки и переподготовки специалистов социальной работы сегодня недостаточно говорить о том, что подготовка специалистов по социальной работе ведется в 120 высших учебных заведениях, в том числе 84 университетах, 9 государственных академиях и 27 институтах. Мало о чем говорят и данные о количестве выпущенных специалистов из этих вузов. Важно проанализировать: сколько выпущенных специалистов работает в социальной сфере? Сколько специалистов-выпускников факультетов социальной работы пополнили армию безработных, а сколько работает не по специальности. Известно, что за последние семь лет выпущено 14 тыс. специалистов, а, по предварительным данным, трудятся в системе секторов социальной сферы всего 7 тыс. чел., т.е. 50%. В 2010-2012 учебном году на факультетах (отделениях) социальной работы обучалось по всем формам – 4640 человек. Где будут работать эти выпускники никто не знает, а между тем востребованность социальной сферы в профессиональных социальных работниках невелика.

Нуждается в анализе противоречие, связанное с расширением платного образования социальных работников. Сегодня никто не ответит на вопросы: Какова доля платного обучения на факультетах социальной работы? Как распределяются финансовые средства, полученные от поступающих и обучающихся на факультетах социальной работы? Какая часть средств идет на оплату труда профессорско-преподавательского труда? Какая доля средств уходит на учебную литературу и информационное обеспечение учебного процесса? Сколько средств уходит на содержание администрации и учебно-вспомогательного персонала вуза? Сколько средств выделяется на развитие и поддержание материально-технической базы вузов? Адекватны ли эти расходы по отношению к росту численности студентов и качеству их подготовки? И вообще какова рентабельность социального образования в современных условиях?

В эту группу, видимо, следует отнести противоречия процесса развития структуры образовательного пространства России. Непрерывное многоуровневое пространство социального образования постоянно находится в противоречии с многомерной и многофункциональной реальностью социальной сферы общества. Гуманистическая доминанта социального образования постоянно корректируется суровыми факторами реальной действительности. А без комфортной гумманистической среды общества, как известно, весьма трудно существенно гуманизировать социальное образование и его составные части. Но социальное образование есть результат глобальных социокультурных флуктуаций, как результат включения отечественного пространства социального образования в социокультурное пространство мировой цивилизации. Это объективный процесс не исключает сохранение и развитие национальных достоинств социального образования, накопленного и приумноженного на протяжении последних двух столетий. Интернациональное обогащение социального образования не должно «вымывать» из национального самосознания глубокого уважения к национальной системе образования с учетом этнокультурных факторов и отечественного менталитета.

Вторая группа противоречий.

Во-первых, это противоречие внутреннего развития каждого вуза (факультета) независимо от объективных процессов развития социального образования в стране. Они не являются строго необходимыми и неизбежными, но они есть и с ними необходимо считаться.Это реалии начала ХХ1 века. Конечно, их можно было бы избежать или ослабить, если бы подготовка и переподготовка специалистов социальной работы происходила в условиях стабильного общества. При желании эти противоречия могут разрешаться сразу после их обнаружения, идентификации и классификации.

Например, противоречие между определенными объемом и характером обучения студентов, объемом аудиторных и практических занятий, теоретической и практической подготовкой, применением в подавляющей части вузов традиционных методов обучения и организацией инновационной научно-исследовательской работы студентов, информационным обеспечением учебного процесса и овладением методологией познания. Перевес теоретической подготовки по-прежнему преобладает над практической, хотя это две стороны существенных отношений в организации учебного процесса, но в то же время определившийся перевес не отражает объективные потребности практики социальной работы. Углубление начавшегося различия в подготовке специалистов, бакалавров и магистров социальной работы предполагает конструктивное преодоления этого вида противоречия, характерного для первоначального этапа в подготовке в России профессиональных социальных работников.

Во-вторых, противоречие между расширением функций социального образования и тем местом и ролью, которые высшие учебные заведения играют в реализации этих функций. Из многочисленных публикаций видно, что, как правило, организаторы высшего образования отмечают проблемы, недостатки и трудности в развитии своего вуза. Реже говорят об ошибках и совершенно ничего не говорят о проявившихся противоречиях в условиях переходного общества. Но не уяснив сущность противоречий трудно преодолевать ошибки и недостатки в организации учебного процесса в конкретном вузе. Например, несоответствие имеющегося у студентов факультетов социальной работы уровня социокультурной подготовки (общеобразовательного уровня подготовки в средней школе) высоким требованиям временных образовательных технологий, применяемых в вузе, являются серьезным недостатком развития системы социального обслуживания населения и развития управленческой деятельности в социальной сфере.

Прежде всего возникает необходимость познания особенностей влияния функций социального образования на становление профессии «социальная работа».

Из предыдущего анализа проблемы вытекает, что социальное образование имеет открытый характер социальных функций. Основные функции социального образования, которые могут быть сведены к совокупности гуманистических, социально-экономических, социально-дифференцирующих, социально-политических, ноосферно-экологических, интеллектуальных и духовно-нравственных, обеспечивающих не только высокий уровень профессиональной подготовки специалистов социальной деятельности, но и позволяет каждому выпускнику стать личностью, активным субъектом социальных изменений, защитником прав граждан и социальной справедливости.

В то же время современное социальное образование, как компонент общего и профессионального образования, выполняет функции теоретического осмысления действительности и создает необходимые теоретико-технологические основания для конструктивного изменения всего общества, поступательного продвижения в сторону социального, правового государства.

В этом смысле функции социального образования объективно имеют специфику их реализации на разных ступенях формирования профессии «социальная работа», допрофессионального и послевузовского образования в России. Эта специфика связана с особенностями различных категорий населения Российской Федерации, особенностями социально-гуманитарного образования и социального переустройства российского общества. Это элементы социального просвещения детей, социальное обучение в учебных заведениях всех типов (от начального, среднего и высшего профессионального образования до социально-ориентированной подготовки и переподготовки специалистов социальной деятельности.

Становление новой для России профессии «социальная работа», безусловно, связано с преодолением целого ряда противоречий, связанных как со спецификой социально-экономического и духовного развития регионов, так и особенностями кадрового потенциала отдельных вузов. Нередко периферийные вузы, не обладая профессорско-преподавательским составом высокой квалификации с базовым профильным образованием, не могут реализовать государственные образовательные стандарты в приближенном варианте, которые являются исходной предпосылкой конструктивно-рациональной и эффективной организации учебного процесса и обеспечения высокого качества противоречие между декларируемым уровнем качества подготовки и воспитания специалистов социальной работы. Особенно очевидно дидактической работы и реальным состоянием педагогической и дидактической квалификацией преподавателей. Как правило, молодые преподаватели и преподаватели, которые пришли в вуз из системы органов соцзащиты и социальных служб, а также из различных административных органов, никогда методику преподавания и педагогику высшей школы не изучали, а потому занятия со студентами проводят интуитивно, на уровне обыденного представления о методике преподавания и организации педагогического процесса в вузе.

Исходя из целей высшего профессионального социального образования, можно определить задачи в области совершенствования подготовки и воспитания специалистов социальной работы:

-обучение специальным социальным знаниям и умениям, дающим возможность каждому выпускнику факультета социальной работы участвовать в социальном развитии общества, в реальных социальных изменениях, в решении проблем различных категорий населения и укреплении прав каждого человека на достойную жизнь. Успехи в карьере специалистов социальной работы стали в большей мере зависеть от качества социального образования, чем это было раньше в начале 90-х годов прошлого века;

-подготовка не только социально мобильного и конструктивно мыслящего специалиста, а скорее всего социально-культурного человека с широким научным и культурным кругозором;

-обеспечение оптимального баланса между теоретическим обучением, учебной научно-исследовательской работой и практикой социальной работы с различными категориями населения с применением инновационных технологий. Все научные исследования студентов, выполняемые в процессе подготовки курсовых работ и выпускных квалификационных дипломных работ, являются существенной функцией современной высшей школы;

-распространение культуры, принципов и стандартов этики социальной работы, принятых Международной федерацией социальных работников и национальными ассоциациями социальных работников и социальных педагогов;

-соблюдение принципов непрерывности подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов социальной работы, учет перспектив развития направлений социальных наук и соответственно целесообразность отражения их в учебных планах и программах факультетов социальной работы;

-индивидуальный подход к развитию профессионализма специалиста на всех этапах его послевузовской практики;

-использование критериев оценки эффективности подготовки и воспитания специалистов в вузе, отражающих, с одной стороны, уровень педагогического мастерства преподавателей вуза, их отношение к работе, результаты научных исследований, уровень профессионализма в подготовке студентов, прошлые заслуги в преподавательской деятельности, уровень применения новых технологий подготовки специалистов, с другой стороны, уровень профессионализма выпускников вуза, степень проявления профессионального призвания и профессионального мастерства выпускников вуза, нравственно-этических качеств и культуры, характер социального взаимодействия специалиста социальной работы и клиентов.

Социальное образование и его пространство, как социальное явление, не может развиваться без демократизации высшего образования, без диалогизации транснациональной и национальных культур Российской Федерации, без перехода от моноэндуктивно-эвристической модели образования к плюралистической, основанной и проводимой на базе хорошо продуманных теорий и концепций социального образования с учетом этнокультурного фактора.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.