Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы формирования профессионализма в социальной работе




Доктрина образования в современной России, включая модель образования ХХ1 века и основные положения Концепции нового качества высшего профессионального образования, предусматривает переход от классической системы образования к неклассической, ведущим принципом которой будет научность. По мнению исследователей проблем высшего образования, наука – основа высшего образования, его качества(см.: Новое качество высшего образования в современной России. Концептуально-программный подход. Под научной ред. Селезневой Н.А., Субетто А.И. М.: ИЦ проблем качества подготовки специалистов, 1995, с.58-66). В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивается: «Решение задачи коренного улучшения системы профессионального образования, качества подготовки работников в тесной взаимосвязи с развитием фундаментальной и прикладной науки имеет определяющее значение»(см.: указан. Концепция. М., 2002, с.16)

Современный этап формирования и развития социальной работы закономерно выдвигает на передний план проблемы становления профессионализма социальных работников, расширения целостной сущности кадрового потенциала социальных служб и путей его усиления, подготовки и переподготовки различных категорий специалистов по социальной работе, бакалавров и магистров социальной работы, социальных педагогов и практических психологов, социально - медицинских работников, реабилитологов и трудотерапевтов, социальных юристов и других специалистов прежде всего за счет формирования нового качества непрерывного образования. роста системности, интегративности, культуры, науки и знаний нового поколения, внедрения модели проблемно-ориентированного профессионализма прежде всего в процессе научно-методического обеспечения (исследования и непрерывное реформирование образования).

 

Профессиональная социальная работа специалистов различного профиля - это адекватная реакция на требования нынешней непростой социально - экономической и духовно - нравственной ситуации, сложившейся в России; это один из принципиально новых подходов к развитию системы социальной защиты, открывающих реальные пути преодоления негативных последствий проведения реформ, более полного удовлетворения социальных потребностей различных категорий населения нашей страны.

Востребованность такого подхода очевидна. В стране за последние годы созданы и функционируют тысячи государственных и муниципальных, а также негосударственных социальных служб. Только в системе социального обслуживания трудятся свыше 300 тысяч человек, в том числе около 100 тысяч специалистов социальной работы.

Проблема формирования профессионализма в социальной работе имеет ряд особенностей, зависящих как от основных тенденций в развитии социальной работы в различных странах мира, так и социально - экономических, социально - политических условий становления профессии в Российской федерации. Материалы Всемирного Конгресса «Мир и социальная справедливость: основные задачи социальной работы» /Иерусалим, 1998/, доклады и сообщения Европейского семинара «Работа, экономика и благосостояние: профессиональная социальная работа во имя создания гуманного общества для всех» /Хельсинки - С.Петербург, 1999/ убедительно показывают, что действенность и эффективность социальной работы во многом определяется профессионализмом социальных работников, развитием её как профессионального вида деятельности, адекватного потребностям современного общества и тем тенденциям социального развития, которые проистекают в мире.6 В связи с рыночным контекстом релевантности, усиления процессов глобализации значение профессионализма в социальной работе значительно возрастает. По мнению ряда исследователей, компетентность специалиста социальной работы должна быть рефлексивной. Творческая компетентность – основа развития социальной работы, ее альтернативных возможностей в процессе поддержания гражданского участия в позитивных социальных изменениях. Путь к такому профессионализму – интерактивное обучение, коллективная работа будущих специалистов и профессионалов.

Неопределенность и нестабильность современного мира создает новые стимулы и возможности для возрастания роли профессиональных социальных работников в разрешении, преодолении или, по крайней мере, смягчении многих социальных конфликтов, социальных эксклюзий, в становлении новой стратификации российского общества, формировании социального государства и, конечно, гражданского общества.

Для будущих магистров профессионализм в социальной работе — не отвлеченное понятие, не отдаленное от реальных потребностей современного российского общества, а сущностная характеристика таких специфических видов социальной деятельности как практическая социальная работа в системе социального обслуживания населения, социальное образование, социальное исследование и др.

В этой связи важно получить ответы на вопросы: что такое профессионализм в социальной работе, какова его сущность и факторы формирования? Что понимается под профессиональным призванием в социальной работе? Что такое профессиональное мастерство? Почему духовно - нравственные, этические качества специалиста по социальной работе являются неотъемлемым компонентом профессиональной деятельности? Каковы критерии и показатели эффективности деятельности профессионального социального работника? Какова специфика становления в России системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации социальных работников и какова роль в этом процессе Московского государственного социального университета? Словом, как формируется профессионализм социальных работников в Российской Федерации, каково его содержание, сущность, из каких элементов он состоит и как можно его достичь, каковы возможности.

Понятие «профессионализм в социальной работе» не сразу было введено в оборот и нашло применение в цивилизованных странах Европы и Америки. Еще в начале XX века утверждалось, что «социальная работа - это не профессия» и делался вывод, что социальные работники относятся к «второстепенным» профессиям. С того времени прошло около 100 лет и за этот период изменился статус как социальной работы, так и социальных работников. Авторитет этой профессии значительно вырос, что нашло отражение как в научных исследованиях, социальной практике, так и законодательстве многих стран, располагающих государственным, муниципальным и частным секторами социального обслуживания населения.

Профессионализм в социальной работе до сих пор определен недостаточно полно в силу объективных и субъективных причин. Одни исследователи считают, что профессионализм - это степень овладения работником социальных служб профессиональными знаниями и навыками. Другие - включают в профессионализм такие компоненты как «профессиональная подготовка» и «профессиональная квалификация». Третьи к этим компонентам добавляют «этические знания» как неотъемлемую часть профессиональной деятельности социального работника. Четвертые «профессионализм в социальной работе» не представляют без таких компонентов, как «предрасположенность» и глубокая мотивация к выполнению функций социальной работы, определенных способностей в работе с людьми.

В отечественной литературе известны определения профессионализма в социальной работе, которые в начале 90-х годов давались Н.С. Данакиным, И.А. Зимней, А.М.Пановым, Н.Б. Шмелевой, Е.И. Холостовой Е.А. Яблоковой и другими авторами.

Каждая формулировка профессионализма в социальной работе имеет свои достоинства. Социологи акцентируют внимание на связующих элементах профессионализма, исторически сформировавшихся элементах, четко проявляемых и имплицидных, скрытых аспектах профессионализма в социальной работе, в которые входят: профессиональные ценности, способы социального действия, профессиональное призвание, глубокая мотивация к профессиональной деятельности социального работника, профессиональная подготовка, профессиональное мастерство, профессиональная культура, профессиональная специализация (профилизация), трудовые навыки, квалификация..

Психологи, акмеологи (социальная акмеология) уделяют внимание таким аспектам становления профессионализма социальных работников, как престижность профессии социального работника; профессиональное мастерство; социальная престижность, успешность профессиональной деятельности; динамика, этапы, уровни развития профессионализма; знания, умения, навыки профессиональной деятельности; определенные индивидуально-психологические свойства и состояния личности социального работника; направленность личности, иерархия мотивов, ценностных ориентации. И на этой основе выделяют три компонента профессионализма: профессионализм собственно деятельностный, профессионализм собственно личностный, профессионализм в отношении к другому, другим.

Педагоги, рассматривая профессионально - личностные характеристики социальных работников, акцентируют внимание на приоритетные, по их мнению, такие качества, как мотивационно-ценностное отношение к профессии, профессиональное сознание и самосознание, профессионально обусловленные качества и свойства личности, готовность к профессиональной деятельности. Большое внимание педагоги уделяют исследованию таких компонентов профессионально-личностного развития специалистов социальной работы, как «готовность к развитию и саморазвитию», «самопознание и самопроектирование», «самоуправление», «самокоррекция». Высказываются и другие точки зрения.

Интересны мнения зарубежных коллег. В разных странах имеются различные определения профессионализма в социальной работе, разные представления о профессиональной компетентности социальных работников. Например, в США считается, что профессиональная компетентность является результатом интеграции различных типов компетентности, в том числе: 1) концептуальной/научной/ компетентности; 2) инструментальной компетентности/ владение базовыми профессиональными навыками/; 3) практику/. На основании такого подхода в образовательных программах ставятся и соответствующие задачи: формирование аналитической, коррекционной и оценочной компетентности.

На Всемирном конгрессе социальных работников и преподавателей школ социальной работы в Иерусалиме (5-9 июля 1998 г.), где большое внимание уделялось специализации социальных работников, их общей и специальной подготовке, этические качества социального работника рассматривались как неотъемлемая часть профессионализма. Интересно мнение на этот счет нидерландских специалистов в области социальной работы. В пособии «Профессиональный профиль в социальной работе» большое внимание уделяется таким качествам, как ценностные ориентации, практические умения и этические качества. Ядром системы ценностей социального работника являются профессиональные ценности которые реализуются в процессе практического действия в системе «человек» — «человек» и выражаются в уважении клиента как человека и индивида, признание самоценности каждого клиента, адекватности реакции на эксклюзии, происходящие в обществе, общине.

Интересные мысли по поводу формирования профессионализма в социальной работе прозвучали на Европейском семинаре МФСР (13-15.06.99). Так, проф. Джордан, говоря о рыночном контексте релевантности, процессах глобализации и возрастании влияния рыночной экономики на благосостояние населения, структуру семьи, всю социальную структуру, обратил внимание и на значение профессионализма в социальной сфере, роль качества профессионального обучения специалистов. По его мнению, профессиональная социальная работа должна выражаться в эффективной помощи людям по достижению экономической независимости, созданию самообеспечения и повышения своей квалификации.6/

Сущность и традиции развития профессионализма в социальной работе определяется множеством факторов как экономического, социологического, так и психологического, этического, культурологического и иного характера. Профессионализм отражает радикальные изменения роли социальной работы в обществе, это реакции на преобразования в обществе. На Всемирном конгрессе социальных работников(Канада, Монреаль, 2000 г.) подчеркивалось, что профессия «социальная работа» способствует реализации социальных изменений в обществе, решению проблем человеческих взаимоотношений и укреплению свободы человека и его права на достойную жизнь и далее отмечалось, что профессиональная социальная работа сосредоточена на решении проблемы и изменении(см.: Протокол общего собрания членов Федерации, 25-27 июля 2000 г. Информационный бюллетень Международной Федерации социальных работников. 2000, №2).

Известно, что профессионализм - это готовность к выполнению социально -целесообразной деятельности, изменяющей социальный мир человека и максимально мобилизующей потенциал каждого человека для решения сложнейших проблем, адекватной реакции на изменения в обществе и личной жизни.

Содержание, профессиональной деятельности социального работника раскрывается в её функциях, выполняемых в соответствии с законами, подзаконными актами, и, конечно, в соответствии с разделением труда в сфере социальной защиты населения, в целом социальной сферы общества в широком ее понимании. Профессиональный труд социального работника состоит из взаимосвязанных и взаимодополняющих личностных, функциональных и материализованных, вещных компонентов.

С точки зрения специализации социального работника (сегодня специализация проявляется более чем по 20 направлениям) можно выделить группы социальных работников, занятых преимущественно управленческим трудом (менеджеры социальных служб и органов соцзащиты), контактной социальной работой в рамках основных видов социального обслуживания (социально - экономические, социально -медицинские, социально - педагогические, социально - психологические, социально - правовые и социально - бытовые услуги), профилактической и превентивной профилактической работой и т.д.

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что профессионализм в социальной работе - это постоянно поддерживаемые на высоком уровне знания, умения и навыки специалиста, обеспечивающие квалифицированное содействие людям в разрешении их жизненных проблем, достижение высокого качества труда и эффективности социальной работы.

Профессионализм характеризуется:

-наличием профессионального призвания;

-глубокой мотивацией к выполнению труда социального работника в различных его модификациях;

-сформированности духовно - нравственных качеств социального работника, склонности к работе с людьми, социально - генетическая предрасположенность к работе с человеком;

-равитым уровнем профессионального мастерства;

-наличием объективно - критического отношения к своей деятельности;

-профессиональными знаниями и профессиональными умениями;

-способность всю жизнь учиться и добиваться самореализации;

-профессиональной гордостью, как социально - психологическим состоянием личности.

Социальная работа как призвание и как профессия неразрывно связаны, а потому профессионализм может измеряться степенью гармонизации этих составляющих, их целостностью и системностью.

С точки зрения профессиональной подготовки работников учреждения социального обслуживания можно подразделить на специалистов и неспециалистов. В свою очередь следует учитывать, что специалисты социальных служб имеют высшее и среднее профессиональное образование, профильное и непрофильное. Вспомогательный обслуживающий персонал также следует подразделить на три группы - квалифицированные, полуквалифицированные и неквалифицированные. Все они, как показывает изучение, имеют различный уровень профессиональной квалификации, профессиональной подготовки и профессионального мастерства. Сегодня необходимо честно сказать, что далеко не все работники социальных служб, занимающие должности специалистов по социальной работе, готовы к успешному выполнению должностных обязанностей, разумеется, не обладают профессиональным мастерством, достаточным для успешного решения проблем клиентов социальных служб. О профессионализме в социальной работе в широком смысле этого понятия сегодня трудно говорить.

Однако следует полагать, что становление профессионализма всегда начинается с профессиональной подготовки и воспитания специалистов, поэтапного формирования системы практических навыков системы социальной работы и профессионального мастерства. Без профессионального мастерства невозможна организация индивидуальных социальных услуг с целью выведения клиента из трудной жизненной ситуации и обеспечения социально - психологической гармонии его функционирования.

Профессионально - личностное становление и развитие специалиста по социальной работе может рассматриваться в контексте формирования профессионального призвания, получения профильного образования, формирования профессионального мастерства и развития духовно -нравственных качеств.

В тоже время можно говорить о значении формирования профессиональной культуры специалистов по социальной работе, т. е. формировании и развитии профессионально значимых качеств, навыков саморегуляции и самосовершенствования.

Профессионализм в социальной работе предполагает наличие профессионального призвания специалиста.

Сегодня, когда социальные службы формируются спонтанно, а штаты их укомплектовываются в основном на субъективной основе, целесообразно говорить о сущности призвания и механизме его формирования.

В профессиональном призвании всегда заложена социальная обусловленность. С этой точки зрения профессиональное призвание является объективным фактором, но с точки зрения носителя конкретной личностью работника социальной службы профессиональное призвание выступает субъективным фактором. Оно является компонентом внутреннего мира человека, внутреннего мира личности. В процессе формирования у личности будущего социального работника формируется особое отношение к социальной работе, особое отношение к профессиональной деятельности. Естественно, такой компонент не может появиться сразу. Он вырабатывается: во-первых - на основе восприятия и понимания сущности профессии «социальная работа»; во-вторых, складывается поэтапно как характер поведения личности не только в процессе выполнения должностных обязанностей в социальных службах, но и как проявление определенного образа жизни, как стиля поведения и деятельности в социуме, на работе, в семье, в личной жизни. Целесообразность деятельности социального работника определяется не только стратегическими задачами социальной защиты населения. Это рефлексия на боль и страдания различных категорий населения. В то же время профессиональное призвание тесно связано с генетической предрасположенностью личности социального работника к работе с людьми, находящихся в трудной жизненной ситуации. Таким образом, профессиональное призвание представляет собой объективно-субъективное явление.

Профессиональное призвание социального работника - это сложнейшая модификация комплекса развитых качеств личности специалиста. Это внутренняя социально - психологическая готовность к реализации функций социальной работы, необратимое устремление к определенному виду социальной помощи населению и оказанию различных услуг, социально - бытовых, социально - медицинских, социально - психологических, социально - педагогических, социально -правовых, социально - экономических. Понятно, что такая рефлексия на социальные эксклюзии, социальные девиации и нужды различных категорий клиентов социальных служб не может быть врожденной. Она формируется на протяжении все сознательной жизни личности, при достаточно хорошей престижности в обществе профессии социального работника, при наличии развитой системы подготовки и воспитания поколений (дошкольное, школьное, вузовское, послевузовское воспитание), при достаточной развитости индивидуальных качеств личности.

В социальной работе особое значение имеют необходимые качества личности социального работника, которые позволяют устанавливать оптимальные контакты с клиентами социальных служб и поддерживать эмпатийные отношения с потребителями социальных услуг до полного решения их проблем, получать большую радость и наслаждение от выполнения своих профессиональных функций. Место и роль склонности к работе с людьми занимает особое место в профессиональном призвании. Но не меньшую роль в системе компонентов профессионального призвания занимает возможность для конкретной личности социального работника реализовать объективно заложенные способности и склонности.

В профессиональном призвании значимо осознание стратегических и тактических задач. В соответствии с социально — экономической и социально - психологической ситуацией, учитывая развитость у различных групп населения социальных потребностей, перед социальными работниками, другими специалистами социальных служб, встают перспективные и оперативные задачи в области социальной защиты. В этом процессе, с одной стороны, определяются первоочередность и приоритетная направленность их работы, с другой, - инициируются на достижение определенных поставленных целей по защите прав и интересов клиентов.

Здесь важен еще один момент. Общественное призвание, как назначение, определяет основные функции социальных служб и их работников, в первую очередь специалистов по социальной работе. На основе осознания перспективных задач в области социальной защиты населения проявляется общественная необходимость в реализации этих задач. Работники социальных служб являются носителями качеств общественного призвания. Таким образом, может сформироваться оптимальное сочетание социального и профессионального призвания.

Разумеется, кто-то должен помочь молодому человеку выбрать именно эту профессию исходя из реальных возможностей самого человека. Реальная возможность выбора профессии социального работника, когда престиж социальных служб не велик, а заработная плата просто низка, находится в пределах от нуля до поверхностного желания включиться в социальную работу или просто получения диплома специалиста по социальной работе, как это происходит нередко с получением диплома в педагогических университетах и педагогических колледжах. В этих условиях очень важно помочь выпускникам средних общеобразовательных школ совершить правильный выбор профессии, т.е. создать реальную возможность для воплощения в жизнь устойчивой склонности к социальной работе, к определенной деятельности в сфере социальной защиты населения. Такая деятельность может быть успешной только в том случае, когда молодые люди в процессе волонтерской деятельности, еще обучаясь в школе, получают возможность выявить и раскрыть свои способности в работе с социально ослабленными слоями общества, когда они почувствуют, что их социально - психологические и психофизиологические характеристики оптимально вписываются в требования профессии социального работника. Это нужно пережить реально, в конкретной производственной среде, чтобы почувствовать и радость от выполняемого труда, и испытать глубокое удовлетворение от возможности оказывать помощь людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Совершенно очевидно, что проблема выбора профессии социального работника связана с хорошо налаженной системой профессиональной ориентации, а ее, как известно, в стране нет. Предстоит проделать большую работу по созданию научной системы профориентации. Думается, значительную роль в этом деле могут сыграть дипломированные социальные работники, выпускники высшей школы.

Профессиональное мастерство, как составная часть профессионализма в социальной работе, представляет собой совокупность черт специалиста, отражающих степень его квалификации, уровень знаний и навыки в осуществлении комплекса мер по социальной защите населения:

это высокая квалификация работника, прошедшего специализированную подготовку и обучение и обладающего устойчивыми навыками по работе с разными категориями населения, умело и эффективно применяющего на практике современные технологии в области социальной работы;

- это действия специалиста, принимаемые в интересах клиента социальных служб, характеризующееся высокой компетентностью и соответствием требованиям государственных стандартов в области социального обслуживания;

- это максимальное использование знаний и умений специалиста в социальной работе в сочетании с индивидуальными способностями его личности;

- это явно выраженный уровень надежности и ответственности, адекватная реакция специалиста на социально - экономические изменения в обществе;

- это умелое использование достижений социальных наук и социальных технологий для гармонизации отношений человека в социуме, в целом в обществе;

- это, наконец, умение завоевывать доверие клиентов и коллег по работе, высокая степень влияния на людей, рефлексивный подход к клиенту и его проблемам.

В условиях, когда в России 70 процентов населения находится в состоянии затянувшегося стресса, немаловажное значение имеет способность профессиональных социальных работников к конструктивному взаимодействию с клиентами социальных служб и органов управления социальной защиты населения, умение психологически поддержать различные категории населения, находящихся в трудной жизненной ситуации.

 

Вопросы для самоконтроля

1. В чем суть теоретического представления о становлении профессии «социальная работа»?

2. Какова роль социального образования в становлении профессии «социальная работа»

3. Какое содержание вкладывается в современное понятие «Профессионализм в социальной работе»? Проанализируйте проблему становления профессионализма в социальной работе, используя нормативно-правовые документы, научную и учебно-методическую литературу.

4. Раскройте структуру профессионализма в социальной работе.

Что Вы понимаете под профессиональным призванием?

Что такое профессиональное мастерство, какой смысл вкладывается в это понятие?

5. Почему духовно-нравственные, этические качества специалиста оп социальной работе являются неотъемлемым компонентом профессиональной деятельности?

6. В чем состоит суть взаимодействия специалиста по социальной работе и клиента социальных служб?

7. Почему специалист по социальной работе должен работать в тесном контакте с другими специалистами социальных служб, образовательных, лечебных и других учреждений?

8. Назовите основные требования к знаниям, умениям и навыкам специалиста по социальной работе, опираясь на федеральные законы, подзаконные нормативно-правовые акты, ведомственные документы и литературные источники.

9. Какова роль международных документов – «Международная декларация этических принципов социальной работы» и «Международных этических стандартов социальных работников» в процессе становления профессиональной социальной работы в России?

10. Какими качествами (личностными) должен обладать специалист по социальной работе? Дайте характеристику личностных качеств специалиста социальной службы.

11. Раскройте смысл основных принципов «Профессионально-этического кодекса работников социальных служб».

12. Каковы, по Вашему мнению, основные пути и методы улучшения профессиональной подготовки и социального воспитания специалистов социальной работы, других работников социальных служб?

13. Каковы основные пути, формы и методы развития социального образования в России?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.