Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядок проведения государственной экологической экспертизы




Государственная экологическая экспертиза проводится эксперт­ной комиссией, образованной МПР России для объектов феде­рального уровня или территориальными подразделениямиМПРРоссии для объектов уровня субъектов Российской Федерации. Результатом ее проведения является заключение государственной экологической экспертизы. Повторное проведение осуществляется на основании решения суда.

Государственная экологическая экспертиза организуется и про­водится специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы.

В настоящее время ГЭЭ на федеральном уровне проводится Глав­ным управлением природных ресурсов и охраны окружающей сре­ды МПР России, специализированным в этой области. В регионах и субъектах Российской Федерации ГЭЭ организуют и выполняют структурные подразделения указанного Главного управления (в ранге департаментов или отделов), осуществляющие возложенные на них полномочия по объектам ГЭЭ на подведомственной территории.

Основными задачами отделов ГЭЭ являются:

· участие, в пределах своей компетенции, в реализации на подведомственной территории проводимой МПР России государствен­ной политики;

· обеспечение организации и проведения экологической экспер­тизы по объектам экспертизы, указанным в ст. 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе», других правовых актах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, для установления соответствия намечаемой хозяйственной и иной де­ятельности экологическим требованиям, для определения допус­тимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий;

· участие, в пределах своей компетенции, в разработке и реали­зации мер, направленных на обеспечение охраны, оздоровления и Улучшения качества окружающей среды, рационального исполь­зования природных ресурсов;

· участие, в пределах своей компетенции, в осуществлении комплексной оценки и прогнозирования состояния окружающей среды и использования природных ресурсов;

· обеспечение, в пределах своей компетенции, соблюдения физическими и юридическими лицами природоохранного законодательства.

 

В соответствии с этими задачами отделы ГЭЭ осуществляют сле­дующие функции.

1. Организация, научное и методологическое обеспечение и проведение ГЭЭ на подведомственной территории с целью уста­новления соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятель­ности экологическим требованиям, определения допустимости реализации объекта экологической экспертизы и предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономиче­ских и иных последствий реализации объекта экологической экс­пертизы.

2. Организация и непосредственное участие в формировании экспертных комиссий ГЭЭ.

3. Установление срока и условий действия положительного за­ключения ГЭЭ.

4. Обеспечение в установленном порядке привлечения экспер­тов в работе формируемых МПР России экспертных комиссий по рассмотрению объектов экологической экспертизы, намечаемых к реализации на подведомственной территории.

5. Нормативно-техническое, научно-методическое, методоло­гическое обеспечение проведения ГЭЭ, координация научных ис­следований по формированию базы нормативно-технических до­кументов, направленных на реализацию законодательства Россий­ской Федерации об экологической экспертизе.

6. Рассмотрение и представление на утверждение руководству Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды заключений ОЭЭ.

7. Обеспечение направления в банковские организации пред­ставления о приостановлении (прекращении) финансирования, кредитования и других финансовых операций в отношении объек­тов ГЭЭ, не получивших положительного заключения.

8. Обеспечение представления в установленном порядке сведе­ний о результатах проведения ГЭЭ органам государственной влас­ти, органам местного самоуправления, общественным объедине­ниям и организациям, средствам массовой информации по их зап­росам.

9. Обеспечение своевременного информирования органов про­куратуры о нарушении законодательства Российской Федерации об экспертизе на подведомственной территории.

10. Обеспечение направления органам местного самоуправле­ния, общественным организациям (объединениям) и гражданам, представившим аргументированные предложения по экологиче­ским аспектам реализации намечаемой хозяйственной и иной де­ятельности, материалы о рассмотрении этих предложений при про­ведении ГЭЭ.

11. Организация информационного обеспечения ГЭЭ, в том числе формирование и ведение банков данных о намечаемой хо­зяйственной и иной деятельности, о реализации объекта экологической экспертизы и о влиянии намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду.

12. Организация и осуществление на подведомственной терри­тории оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной де­ятельности на окружающую природную среду.

Отдел ГЭЭ может привлекать на договорной основе организа­ции и экспертов для осуществления работ (оказания услуг) в ее проведении. В соответствии с законом он имеет доступ к банкам данных о состоянии окружающей природной среды и банкам зна­ний в области оценки воздействия на человека и окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, а также ему предоставлено право получать бесплатно от органов исполнитель­ной власти субъектов Российской Федерации, некоммерческих организаций информацию, необходимую для выполнения задач в области экологической экспертизы.

Перечень и состав документации, представляемой на ГЭЭ. Государственная экологическая экспертиза проводится при наличии в составе представляемых материалов:

· документации, содержащей материалы оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельнос­ти, которая подлежит государственной экологической экспертизе;

· положительных заключений и/или документов согласований органов федерального надзора с органами местного самоуправле­ния;

· заключений федеральных органов исполнительной властипо объекту ГЭЭ;

· заключений ОЭЭ в случае ее проведения;

· материалов обсуждений объекта экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями, организованных органами местного самоуправления.

Для принятия материалов на ГЭЭ надо обязательно предоста­вить сведения по ОВОС намечаемой хозяйственной и иной де­ятельности и экологическому обоснованию допустимости реали­зации этой деятельности.

Материалы по объектам государственной экологической экс­пертизы федерального уровня направляются заказчиком в МПР России, а по объектам государственной экологической эксперти­зы уровня субъектов Российской Федерации — в территориальные органы МПР России.

МПР России и его территориальные органы имеют право в процессе проведения ГЭЭ запрашивать у заказчика дополнитель­ную информацию, необходимую для оценки допустимости воз­действия намечаемой деятельности на окружающую среду, в том числе данные специальных экологических исследований, результаты расчетов и анализов, иные материалы, необходимые для под­готовки заключения.

Таким образом, в процессе прохождения ГЭЭ происходит дета­лизация и наращивание обосновывающей документации с тем, чтобы все вопросы, существенные для безопасной реализации объекта хозяйственной или иной деятельности, получили доку­ментальное подтверждение. Материалы, предоставленные заказчиком ГЭЭ, поступают в подразделение экологической экспертизы МПР России или его тер­риториального органа (экспертное подразделение).

Руководитель экспертного подразделения из числа штатных со­трудников определяет ответственного исполнителя и передает ему полученные от заказчика материалы. Ответственный исполнитель в недельный срок со дня регистрации материалов проверяет ком­плектность поступившей документации и ее соответствие требова­ниям ст. 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе».

При наличии полного комплекта документации ответственный исполнитель определяет: сложность объекта ГЭЭ; срок проведения экологической экспертизы (для простых объектов — до 30 дней, для сложных — до 120 дней); количество привлекаемых экспертов; стоимость проведения ГЭЭ.

Срок проведения экологической экспертизы может быть про­длен, но не должен превышать шести месяцев для сложных объе­ктов.

Порядок формирования экспертных комиссий. Для проведения ГЭЭ конкретного проекта создается экспертная комиссия, в со­став которой включаются внештатные эксперты; по согласованию с ними и в случаях, определенных нормативными правовыми ак­тами, могут включаться штатные сотрудники органов, организую­щих экологическую экспертизу, и штатные сотрудники террито­риальных природоохранных органов. Назначение руководителя (от­ветственного исполнителя) и формирование экспертной комис­сии ГЭЭ осуществляются соответствующим специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.

Ответственный исполнитель подготавливает: договор на проведение экологической экспертизы с каждым членом экспертной комиссии;

проект приказа на проведение ГЭЭ.

После подписания приказа руководством МПР России или его территориального органа экспертная комиссия приступает к ра­боте.

Экспертная комиссия работает на основе договоров на прове­дение ГЭЭ с каждым членом экспертной комиссии.

Права и обязанности эксперта. Экспертом ГЭЭ является специ­алист, обладающий научными и (или) практическими знаниями по рассматриваемому вопросу. Оплата труда эксперта производит­ся в порядке, определяемом Правительством РФ. Федеральным законом «Об экологической экспертизе» определены права и обя­занности эксперта.

Эксперт ГЭЭ при проведении экологической экспертизы имеет право:

заявлять специально уполномоченному государственному орга­ну в области экологической экспертизы о необходимости пред­ставления заказчиком на ГЭЭ дополнительных материалов для все­сторонней и объективной оценки объектов экологической экспер­тизы;

формулировать особое мнение по объекту экологической экс­пертизы, которое прилагается к заключению ГЭЭ.

Эксперт ГЭЭ обязан:

· осуществлять всесторонний, полный, объективный и комплек­сный анализ представляемых на ГЭЭ материалов с учетом передо­вых достижений отечественной и зарубежной науки и техники, определять их соответствие нормативным правовым актам Россий­ской Федерации в области охраны окружающей природной сре­ды, нормативным правовым актам субъектов Российской Федера­ции в области охраны окружающей природной среды, норматив­но-техническим документам и представлять заключения по таким материалам;

· соблюдать требования законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации об экологической экспертизе;

· соблюдать установленные специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы порядок и сроки осуществления ГЭЭ;

· обеспечивать объективность и обоснованность выводов своего заключения по объекту экологической экспертизы;

· участвовать в подготовке материалов, обосновывающих учет при проведении ГЭЭ заключения ОЭЭ, а также поступившие от орга­нов местного самоуправления, общественных организаций (объе­динений) и граждан аргументированные предложения по эколо­гическим аспектам хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе;

· обеспечивать сохранность материалов и конфиденциальность сведений, представленных на ГЭЭ.

Проведение ГЭЭ простых объектов может быть поручено экс­пертной комиссии из числа штатных сотрудников МПР России и его территориальных органов.

Проведение государственной экологической экспертизы. Государственная экологическая экспертиза объекта начинается со дня подписания приказа МПР России или его территориально­го органа о проведении экспертизы. В приказе утверждаются состав экспертной комиссии, включая ее председателя и секретаря, ка­лендарный план работы комиссии и технические задания членам комиссии.

Руководитель экспертной комиссии ГЭЭ:

участвует в формировании экспертной комиссии и согласовы­вает ее состав;

участвует в подготовке технического заданияна проведение ГЭЭ и согласовывает его;

обеспечивает качественное проведение экологической экспер­тизы по ее конкретному объекту;

организует подготовку сводного заключения экспертной комис­сии.

Для организации работы экспертной комиссии назначается от­ветственный секретарь. Обычно это ранее назначенный ответствен­ный исполнитель. Число членов экспертной комиссии должно быть нечетным и не менее трех человек.

В состав экспертной комиссии ГЭЭ включаются внештатные эксперты по согласованию с ними.

Экспертом ГЭЭ является специалист, обладающий научными и/или практическими знаниями по рассматриваемому предмету. Это не может быть представитель заказчика документации, подле­жащей экологической экспертизе, или разработчика объекта ГЭЭ. Эксперт участвует в проведении экологической экспертизы в со­ответствии с техническим заданием.

После подписания приказа о проведении ГЭЭ секретарь комис­сии в течение 10 дней подготавливает уведомление органам госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации, органам ме­стного самоуправления, заинтересованным общественным орга­низациям о проведении заседаний экспертной комиссии по объекту экспертизы.

Работа экспертной комиссии ГЭЭ начинается с проведения организационного заседания, на котором присутствуют члены эксперт­ной комиссии, заказчик документации, подлежащей экологической экспертизе, или его представители, а также, при необходимости, представители других заинтересованных организаций.

На организационном заседании:

представитель экспертного подразделения или ответственный секретарь экспертной комиссии сообщают о приказе на проведе­ние ГЭЭ;

руководитель экспертной комиссии информирует о порядке проведения экологической экспертизы представленной заказчи­ком документации;

представитель заказчика или разработчика документации, пред­ставленной на экспертизу, докладывает о характере намечаемой деятельности;

уточняется календарный план работы экспертной комиссии, экспертных групп и экспертов;

определяются сроки подготовки групповых и индивидуальных экспертных заключений;

определяется срок подготовки проекта заключения экспертной комиссии.

На основании полученных технических заданий чле­ны экспертной комиссии изучают материалы, представленные на экологическую экспертизу. В случае поступления они анализируют заключения ОЭЭ, аргументированные предложения органов мес­тного самоуправления по экологическим аспектам планируемой, деятельности, а также мнения общественных организаций, объе­динений и граждан; подготавливают индивидуальные экспертные

заключения.

Общая структура экспертногозаключения включает пять разде­лов.

1. Перечень материалов, представленных на рассмотрение экспер­та (в соответствии со статусом объекта экспертизы это могут быть обоснование инвестиций, Декларация о намечаемой дея­тельности, экологическое обоснование или ТЭО, материалы ОВОС, материалы согласования экологического обоснования, зе­мельного и горного отвода предприятия ведомственными и над­зорными природоохранными службами, Устав предприятия, Акты проверки природоохранной деятельности действующего предприя­тия (при реконструкции) комиссией Департамента природных ресурсов, учтенные дополнительные источники информации - отчеты по научно-исследовательской работе, аналитические обзоры и государственные доклады о состоянии окружающей среды, диссертации на соискание ученых степеней и автореферат] к ним и т.п.).

2. Основные положения рассмотренных материалов. Эксперт формулирует информационную базу заключения.

3. Анализ объекта экспертизы и оценка допустимости уровня предполагаемых воздействий на окружающую среду. Руководствуясь законодательными и нормативными актами федерального и регионального значения, эксперт устанавливает:

· соответствие предполагаемого размещения предприятия и спе­цифики территории;

· достаточность планируемых природоохранных мероприятий для поддержания нормативного уровня техногенной нагрузки за счет появления новых источников и интенсификации уже имеющихся воздействий на окружающую среду;

· наличие (отсутствие) действующих в районемониторинговыхпрограмм;

· наличие запланированных организационных мероприятий, фи­нансовых и технических средств для ликвидации последствий воз­можных аварий;

· достаточность предусмотренных в проекте мер по обеспечению экологической безопасности населения и сохранению природного потенциала;

· правильность и полноту оценки экологического ущерба;

· достаточность включенных в рассматриваемые материалы рас­четов и анализов технико-экономической и эколого-экономической эффективности планируемых природоохранных мероприятий;

· допустимость (недопустимость из-за отмеченных недочетов материалов проекта) воздействияна окружающую среду планируемого производства;

· экологическую обоснованность и пригодность проекта к реали­зации;

· удовлетворительное (или иное) качество представленной документации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.