КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сложные когнитивные компоненты
Другие исследователи изучали такие высокоуровневые процессы, которые, возможно, составляют интеллект. Один из таких процессов — работа с аналогиями, анализ которого разработал Роберт Стернберг (Sternberg). Проблема аналогий является общим моментом для множества интеллектуальных тестов, а так как субтесты на аналогии высоко коррелируют с другими субтестами, они могут иметь важное значение для измерения общего фактора g. Пример: Ладонь относится к стопе, как руки к (руке, ноге, пальцу руки, ноги?). Или более сложный пример: Вашингтон относится к одному, Линкольн к (пяти, десяти, двадцати) Какие психические процессы, когнитивные компоненты, необходимы для решения таких задач? Стернберг полагал, что задача решается последовательно, то есть решение проходит в несколько стадий. Сначала человек идентифицирует признаки каждого слова, которые могут оказаться пригодными (например, Вашингтон и Линкольн оба были президентами; Вашингтон был первым президентом, а Линкольн — двадцатым). После этого следует попробовать найти связь между первым и вторым словом в данной аналогии (например Вашингтон был первым президентом, итак, Вашингтон — президент номер один), а затем между первым и третьим словом (Вашингтон— президент и Линкольн — президент). Затем человек берет дару связей, найденных для президента Вашингтона, и пытается использовать их для создания соответствующего сочетания для Линкольна. Например, приложение к Линкольну связи «Вашингтон— президент номер один» породило бы связь «Линкольн — президент номер шестнадцать». Но эта аналогия не подходит, так как «шестнадцать» — непригодный вариант ответа. Другая связь объединяет портрет Вашингтона с купюрой достоинством в один доллар, и это срабатывает, потому что портрет Линкольна именно находится на пятидолларовой купюре, следовательно, «пять» — это как раз подходящий вариант (Sternberg, 1977).
Возможно, именно умение проходить эти этапы характеризует интеллект, так что кто-то более успешный в поиске таких связей или в переносе этих связей на другие пары слов будет более эффективно решать тесты на интеллект (или любые другие задачи, требующие его применения). Результаты, подтверждающие это предположение, мы находим в исследованиях, где испытуемым были предложены различные мыслительные тесты (Sternberg and Gardner, 1983). Некоторые из них включали задания на аналогии, другие — на классификацию (например, к какой паре слов присоединить Италию: Германия/Франция или Вьетнам/Корея?). Обнаружилось удивительное соответствие между временем решения этих заданий и баллами испытуемых по нескольким психометрическим тестам на абстрактное мышление. Средняя корреляция составила -0,65.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |