Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способность к рассуждению

Типичные тесты, используемые для оценки рассуждения, включают математические задачи, задачи на проведение аналогий, задачи на экстраполяцию последовательностей, дедуктивные силлогизмы и задания на решение проблем. Такие способности можно называть способностями к решению проблем. Большинство исследований с применением психометрических тестов фокусируется только на том, дает ли человек правильный ил неправильный ответ. В противоположность этому, анализ обработки информации пытается изучить шаги, при помощи которых человек находит ответ на вопрос, фиксируя время, необходимое для осуществления каждого шага.

Исследование Стернберга (Sternberg, 1977; Sternberg & Gardner, 1983) представляет собой попытку соединить традицию психометрических исследований и традицию обработки информации. Он анализировал, как люди решают самые разнообразные проблемы, требующие рассуждения.

Задача на проведение аналогий. Испытуемых просили разрешить аналогию; «A относится к В как С относится к D, или к D2?». Стернберг разделил процесс проведения таких аналогий на несколько стадий. Две важнейшие стадии в его анализе назывались рассуждением и сравнением. Рассуждение подразумевало нахождение всех свойств, отличающих А от В и применение их к С. Так, А и В отличаются изменением одежды с пятнистой на полосатую. Поэтому человек прогнозирует, что пятнистый С изменится на полосатый D. Сравнение предполагает сопоставление прогнозируемого D c D1 и D2. Сравнивается каждое свойство, пока не будет найдено то, которое позволяет сделать выбор. Так, испытуемый может сначала проверить, есть ли зонтики у D1 и у D2 (да, есть), затем — есть ли у обоих из них полосатая одежда (да, есть) и, наконец, у обоих ли темная шляпа (нет только у d1). Свойство «темной шляпы» позволит испытуемым отбросить D2 и при­нять D1.

Стернберга интересовало время, требующееся испытуемым для таких оценок. Он предполагал, что на каждое свойство, отличающее А от В, потребуется допол­нительное количество времени, потому что это свойство должно изменяться, что­бы из С получить D. Стернберг и Гарднер (Sternberg & Gardner, 1983) оценивали его как равное примерно 0,28 с для каждого такого свойства. Это параметр рас­суждения. Они также установили, что время на сравнение предсказанного свой­ства D со свойствами D1 и D2 равняется 0,60 с. Это параметр сравнения. Значения 0,28 и 0,60 являются средними значениями; реальное время рассуждения и оцен­ки различно у каждого испытуемого. Стернберг и Гарднер исследовали корреля­ции между значениями этих параметров у конкретных испытуемых и психомет­рическими измерениями способностей испытуемых к рассуждению. Они обнару­жили корреляцию 0,79 между параметром рассуждения и психометрической оценкой рассуждения и корреляцию 0,75 между параметром сравнения и его психо­метрической оценкой. Это значит, что испытуемые, слабые в рассуждении или сравнении, плохо справляются с аналогичными психометрическими тестами. Та­ким образом, эти ученые смогли показать, что показатели скорости, полученные в результате анализа обработки информации, критичны для психометрических из­мерений интеллекта.

Испытуемые, имеющие высокие результаты по тестам на способность к рассуждению, могут проходить отдельные этапы рассуждения более быстро.

Рассуждение и решение задач. Почти все согласны, что и рассуж­дение, и решение задач являются равно важными проявлениями челове­ческого интеллекта; понятно поэтому, что разделение этих понятий про­водится только для аналитических целей.

Среди нового поколения когнитивных психологов, которому предстоит разрешить проблему человеческого интеллекта, рассуждения и решения задач, наиболее выдающимся является Р.Стернберг (R.Sternberg, 1977, 1980а, 1980Ь, 1982, 1986). Согласно его схеме, рассуждение можно опи­сать как попытку соединить элементы старой информации с целью полу­чения новой. Старая информация может быть внешней (из книг, фильмов или газет), внутренней (хранящейся в памяти) или их сочетанием. При индуктивном рассуждении информации, содержащейся в посылках, недостаточно для получения вывода; человек должен сотворить правильное решение. Один из приемов, использованных Стернбергом,— это задача равенства отношений, которую можно представить так, что А относится к В как С относится к D или в символической форме — A:B::C:D. В одних случаях последний член D опускается и должен быть генерирован человеком, а в других случаях человек должен сделать выбор из ряда различных ответов, как в следующем примере: Филология:Языки::Микология: (а- Цветущие растения, б- Папоротники, в- Сорняки, г- Грибы). Для решения этой ана­логии способность рассуждать нужна в минимальной степени, тем не ме­нее, многим людям она представляется трудной, поскольку они не знают, что микология изучает грибы, а филология изучает происхождение языка. Аналогии подобного типа служат мерой для той формы интеллекта, кото­рая связана с запасом слов.

В приведенном примере решение аналогии зависело от знания слов и способности рассуждать. Однако, решение задач на равенство отноше­ний — это не просто воспроизведение из памяти, оно включает несколько этапов. Стернберг предполагает, что, встречаясь с задачей такого типа, мы разбиваем аналогию на подзадачи и решаем каждую из них, а уже затем решаем всю задачу. Эта стратегия сходна с упоминавшимся ранее анализом "средство-результат", использованным Ньюэллом и Саймоном, но отличается от него тем, что все этапы последовательности обработки информации играют в нем важную роль. Следующая задача приводится в качестве иллюстрации для некоторых этапов, прорабатываемых челове­ком при решении аналогий.

Юрист:Клиент::Доктор: (а- Пациент, б- Медицина)

В этом случае кодирование слов менее сложно, чем в предыдущем, по­скольку большинству людей знакомы все эти термины. В решении этой задачи есть такие этапы:

а. Рассуждающий кодирует термины аналогии.

б. Рассуждающий делает вывод о связи, существующей между юристом и клиентом (например, юрист предоставляет услугу клиенту, юрист оплачивается клиентом, юрист может помочь клиенту).

в. Рассуждающий составляет карту отношения высокого порядка, су­ществующего между первой и второй частями аналогии (обе каса­ются специалистов, предоставляющих услуги клиентам).

г. Рассуждающий применяет отношение, сходное с выведенным им, ко второй части аналогии, т.е. между доктором и каждым из вари­антов (доктор предоставляет услугу человеку, а не медицине).

д. Рассуждающий дает свой ответ.

Сначала члены аналогии нужно закодировать или транслировать во внутренние репрезентации, над которыми будут выполняться последую­щие операции. Стернберг использует модель репрезентации (Sternberg, 1977, 1982, 1985), основанную на признаках информации; она сходна с теориями семантической па­мяти. Эту модель можно проиллюстрировать на следующем примере:

Вашингтон: 1:: Линкольн (а- 10, б- 5)

Вашингтон может быть закодирован (1)как Президент (1-й), (2)как личность, запечатленная на деньгах (банкнота в 1 доллар), и (З)как герой (Американской революции).

"1" можно закодировать (1)как число (единица), (2)как порядковый номер (первый) и (3) как количество (1 штука).

Линкольн может быть закодирован (1)как Президент (16-й), (2)как
личность, запечатленная на деньгах (5-долларовая банкнота) и (З)как ге­рой (Гражданской войны).

"10" можно закодировать (1)как число (десять), (2) как порядковый номер (десятый) и (З)как количество (10 штук).

"5" можно закодировать (1)как число (пять), (2) как порядковый но­мер (пятый) и (З)как количество (5 штук).

Кроме семантических репрезентаций, показанных выше, информацию в задачах можно представлять картинно; так, задачу равенства отноше­ний, по условиям которой черный квадрат находится внутри белого круга, можно представить на языке формы, положения или цвета.

На материале подобных задач Стернберг (1985) разработал теорию интеллекта, согласно которой интеллект можно разделить на 5 типов ком­понент: метакомпоненты, компоненты деятельности, компоненты приоб­ретения, компоненты удержания и компоненты передачи. Компоненты — это этапы, через которые надо пройти человеку, чтобы решить задачу. Метакомпоненты — это знания человека о том, как решать задачу. По­скольку метакомпоненты составляют основу решения многих концепту­альных задач, Стернберг считает, что они связаны с общим интеллектом. Он продолжает изучение тех ролей, которые различные компоненты игра­ют в задачах на рассуждение, таких как аналогии, а также то, как с разви­тием человека возрастает сложность этих компонентов и метакомпонентов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Корреляции между результатами тестов | Сложные когнитивные компоненты
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 809; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.