Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Творчество и личность

Если следовать популярным стереотипам, то очень творческие люди эксцентричны, интровертны, невротичны, не умеют вести себя в обществе. Их интересы несбалансированы, и они постоянно находятся на грани сумасшествия. Несмотря на то, что некоторые худож­ники и артисты культивируют именно такое представ­ление о себе, в целом оно далеко от действительности.

Непосредственное изучение творческих личностей приоткрывает совсем другую картину.

В проекте, начавшемся в 1921 году, Л.Терман изучил более 1500 калифорнийских школьников с ко­эффициентом умственных способностей свыше 135. В отличие от популярного мифа, согласно которому интеллектуаль­но одаренным детям зачастую трудно при­спосабливаться, потому что они находят­ся „в ином мире", нежели их неодарен­ные сверстники, дети Термана с высоким IQ были необычайно здоровы, приспособ­ляемы и добивались превосходных успе­хов в учебе. В результате повторных ис­следований в ходе следующих шести десятилетий выяснилось, что большинстве из этих людей достигло высокого уровня образования (Goleman, 1980). Умные дети Термана чем-то напоминают Жана Пиаже, который в семилетнем возрасте посвящал свободное время изучению птиц, ископаемых и к 15 годам он начал публиковать научные статьи по моллюскам, а позже стал одним из самых известных психологов своего времени в области психологии развития (Hunt, 1993).

Можно сказать, что:

1. Творческим людям свойственны знания и интересы выше среднего, и они более свободно комбинируют идеи из различных источников.

2. Творческие люди проявляют готовность к новому жизненному опыту. Они допускают иррациональные идеи и не замкнуты на своих переживаниях.

3. Творческим людям нравится мыслить символичес­ки, они получают удовольствие от новых идей, по­нятий и возможностей. Как правило, они интересу­ются истиной, формой и красотой, а не признанием и успехом. Их творчество — награда само по себе (Sternberg & Lubart, 1995).

4. Очень творческие люди ценят независимость и предпочитают сложность. Тем не менее, они не следуют традициям и по большей части нонкон­формисты; в противном случае они не будут не­обычными, оригинальными и эксцентричными людьми.

Широко распространено мнение, что люди прояв­ляют творческие способности только в отдельной об­ласти и обладают лишь определенными навыками или знанием. Например, писатель может быть совер­шенно бездарным художником или бизнесменом. По­жалуй, это происходит потому, что творчество предпо­читает подготовленное сознание. Люди, проявляющие творчество в отдельной сфере, основывают его на больших запасах существующего знания (Sternberg & Lubart, 1995).

Вектор творческого развития определяется в теории А.Маслоу. Он выделил 5 основных «уровней» потребностей: физиологические потребности; потребность в безопасности; потребность в любви, привязанности и принадлежности к определенной социальной группе; потребность в уважении и признании; потребность в самоактуализации, которая представляет собой высший уровень иерархии мотивов. При этом было введено предположение о том, что потребности более высокого уровня не могут быть удовлетворены, если предварительно не удовлетворены потребностей нижележащих уровней. В силу этого высшего уровня могут достичь не больше 1% всех людей.

Давая описание ступени самоактуализации личности и выделяя 18 характерных ее признаков, указывал и на такие признаки, которые напрямую обусловлены ранним эмоциональным опытом индивида. Это прежде всего:

- чувство общности, глубокое чувство идентификации себя с другими, симпатия, притяжение к другим, неприятие злобы, упрямства, нетерпимости;

- глубокие и осмысленные межчеловеческие отношения, чувство единения, любви, способность выходить за рамки Я-границ, но это проявляется в отношении немногих избранных людей (друзей, любимых);

- демократическая структура характера, возможность взаимодействовать с людьми разного характера, воспитания, классовой принадлежности, политической приверженности, готовность учиться у каждого человека.

По А.Маслоу, для самоактуализирующейся личности является характерным реализация таких частных потребностей, как потребности в:

- целостности (единство, интеграция с акцентом на уникальности, порядок, предметность, структура);

- совершенстве;

- завершении;

- справедливости;

- спонтанности (оживленность);

- продуктивности (изобилие, дифференциация, замысловатость);

- простоте (абстракция, ясность);

- красоте;

- благе (правильность);

- уникальности (индивидуальность, новизна);

- легкости (неутомимость, ненапряженность);

- игре (удовольствие, радость, радушие, юмор);

- правде (реализм, верность);

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тесты креативности | Решительности (автономия, независимость).
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.