Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Аудиторский риск и оценивание системы внутриннего контроля. Аудиторские доказательства

План

1. Аудиторские доказательства, источники их получения и порядок документирования.

2.Методы получения аудиторских доказательств (методы аудиторской проверки

3. Аудиторская выборка

Вопрос 1. Аудиторские доказательства, источники их получения и порядок документирования

Аудиторские доказательства - это информация, полученная ауди­тором в ходе проверки от клиента и третьих лиц, или результат ее анализа, позволяющие сделать выводы и выразить собственное мнение аудитора по предмету проверки. Аудиторские доказательства представляют собой до­кументальные источники данных, документацию бухгалтерского учета, за­ключения экспертов, а также сведения из других источников.

Аудиторские доказательства бывают трех видов:

внутренние, включающие информацию, полученную от клиента в письменном или устном виде;

внешние, содержащие информацию, полученную от третьих лиц в письменном виде (обычно по письменному запросу аудитора);

смешанные, состоящие из информации, полученной от клиента в письменном или устном виде и подтвержденной третьей стороной в пись­менном виде.

Наибольшую ценность для аудитора представляют внешние доказа­тельства, затем следуют смешанные и внутренние. Достоверность доказа­тельств в форме документов и письменных свидетельств выше, чем устных показаний. Источниками получения аудиторских доказательств являются первичные документы клиента и третьих лиц; регистры бухгалтерского учета клиента, результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности клиента; устные показания сотрудников предприятия-клиента и третьих лиц; сопоставление данных различных документов; результаты инвентари­зации имущества и обязательств, проводимых сотрудниками предприятия-клиента; бухгалтерская отчетность.

Качество доказательств зависит от их источника. Наиболее ценными считаются сведения, собранные аудитором в результате изучения хозяйст­венных операций клиента. Полученные в ходе аудита доказательства сле­дует обязательно документировать. Все документы, подготовленные ауди­тором или полученные от клиента и третьих лиц на стадии планирования и в ходе проверки, должны помогать эффективно проводить аудит, опера­тивно контролировать и правильно оценивать результаты проверки.

К рабочей документации аудита относятся планы и программы проведе­ния аудита, копии учредительных и других внутренних документов клиента (протоколов, договоров, контрактов и др.); материалы изучения и оценки сис­тем бухгалтерского учета и внутреннего контроля (описания, вопросники, схе­мы документооборота и др.); результаты анализа хозяйственных операций и по­казателей деятельности предприятия (расчеты, таблицы, графики и др.); записи о характере и объеме проведенных аудиторских процедур и их результатах; ко­пии переписки с клиентами и третьими лицами; записи устных обсуждений возникших в ходе аудита вопросов с сотрудниками администрации предприятия-клиента; заключения экспертов; копии бухгалтерских и иных финансовых документов клиента; информация для руководства предприятия-клиента; выво­ды и рекомендации аудитора и т.д.

Состав, количество и содержание рабочих документов аудитор опре­деляет самостоятельно с учетом характера и сложности проводимой рабо­ты, состояния бухгалтерского учета и внутреннего контроля на проверяе­мом предприятии, уровня руководства деятельностью бригады аудиторов.

Аудиторская документация является собственностью аудитора. Од­нако содержащаяся в ней информация конфиденциальна и не подлежит использованию без согласия клиента.

Вопрос 2. Методы получения аудиторских доказательств (методы аудиторской проверки)

Для сбора аудиторских доказательств применяются различные процедуры.

Аудиторская процедура - это определенный порядок и последова­тельность действий аудитора для получения необходимых аудиторских доказательств на конкретном участке аудита.

К числу основных методов получения аудиторских доказательств относятся следующие:

1. Проверка арифметических расчетов клиента, заключающаяся в проверке арифметической точности данных документов и учетных записей путем независимого выборочного пересчета. Если бухгалтерский учет на предприятии ведется с использованием компьютерных средств, аудитор может проводить проверку расчетов также с использованием компьютера.

2.Инвентаризация - прием, позволяющий получить точную инфор­мацию о состоянии имущества и финансовых обязательств клиента. В ходе проверки аудитор может наблюдать за процессом проведения инвентари­зации, что поможет правильно оцепить надежность системы бухгалтерско­го учета и внутреннего контроля.

Для повышения точности получаемых данных аудитору рекомендуется проводить проверки в двух направлениях: сверить учетные данные с фактиче­ским наличием товарно-материальных ценностей и наоборот. Важно также изучить реальность дебиторской и кредиторской задолженностей.

3. Проверка соблюдения правит учета отдельных хозяйственных опера­ций, дающая возможность аудитору проконтролировать учетные работы, вы­полняемые бухгалтерией клиента. В процессе проверки аудитор устанавливает действительный порядок учета хозяйственных операций на предприятии, по­следовательность совершаемых формальных действии (процедур), выявляет пропуски и отклонения, которые ведут к ослаблению внутреннего контроля. Объектами внимания со стороны аудитора могут быть различные участки уче­та: порядок учета кассовых операций, отпуска материалов со склада в произ­водство и на сторону, учета готовой продукции, реализации продукции и др.

4. Подтверждение (сверка расчетов) - прием, используемый для полу­чения в письменном виде информации от третьих лиц о реальности остатков на

счетах учета денежных средств, счетах расчетов, дебиторской и кредиторской задолженности. Запросы на подтверждение готовят в виде документа от имени руководства предприятия-клиента в адрес третьей стороны. В них должно со­держаться требование предоставить определенную информацию непосредст­венно аудитору. При необходимости запрос третьей стороне может быть на­правлен непосредственно от имени аудитора. Если сведения, полученные от третьей стороны, расходятся с учетными данными предприятия-клиента, ауди­тору следует выяснить причины расхождений.


5. Устный опрос персонала, руководства предприятия и третьих
лиц,
проводимый на всех стадиях проверки и имеющий цель познакомить­
ся с особенностями работы отдельных сотрудников, подразделений, выяс­-
нить уровень их квалификации, состав выполняемых работ, порядок доку­-
ментооборота и т.д. Чтобы беседа оказалась полезной, как и все прочие ау­-
диторские процедуры, она должна планироваться. План и состав вопросов,
задаваемых сотрудникам, должны учитывать круг выполняемых ими обя­-
занностей. Для типовых опросов могут использоваться бланки с перечнями
вопросов. Результаты беседы следует записывать в виде протокола или
конспекта с указанием фамилии, имени и отчества аудитора и опрошенно­-
го лица и приобщать к другим рабочим аудиторским документам.

6. Проверка документов, заключающаяся в установлении реальности оп­-ределенных документов и правильности их оформления. Для этого аудиторурекомендуется выбрать нужные записи в учетных регистрах и проследить ихдвижение вплоть до того первичного документа, который должен подтвердитьреальность и целесообразность этой операции. Проверяемые документы могутбыть внутренними (подготовленными на предприятии), внешними (получен­ными от третьих лиц) или внутренними и внешними одновременно.

7. Прослеживание (сканирование) - это процедура, в ходе которой аудитор проверяет отдельные первичные документы, полноту их отраже­ния в учете, правильность указанной корреспонденции счетов. Это позво­ляет определить нетипичные статьи и операции, отраженные в учете. Что­бы установить состав операций, которые следует проследить, аудитору не­обходимо изучить обороты по аналитическим и синтетическим счетам, об­ращая внимание на нетиповые корреспонденции счетов.

8. Аналитические процедуры - это анализ и оценка полученной ауди­тором информации, изучение важнейших финансовых и экономических показателей предприятия-клиента с целью выявления необычных и невер­но отраженных в учете хозяйственных операций, а также установления причин таких ошибок и искажений. Аналитические процедуры являются наиболее эффективными с точки зрения трудозатрат. Наиболее распро­страненными являются следующие из них:

- сопоставление остатков по счетам за различные периоды;

сопоставление показателей бухгалтерской отчетности с плановы­ми (сметными) показателями;

оценка соотношений между различными статьями отчетности и сопоставление их с данными предыдущих периодов;

сопоставление финансовых показателей (в том числе финансовых коэффициентов) деятельности предприятия с базисными значениями (среднеотраслевыми, рассчитанными для предприятия-лидера и др.);

сопоставление финансовой и нефинансовой информации (например, сведений об объеме выпуска продукции в денежном и натуральном выражении).

В программе проверки целесообразно указать, какие аналитические процедуры предполагается провести и в каком объеме следует собрать для этого необходимую информацию.

9. Подготовка альтернативного баланса, используемая для оценки реальности и полноты отражения в учете готовой продукции (выполнен­ных работ, оказанных услуг) путем составления баланса израсходованного сырья и материалов по нормам на единицу продукции и фактического вы­пуска продукции (выполнения работ, оказания услуг). Баланс сырья, мате­риалов и выхода готовой продукции позволяет выявить отклонения от нормативного расхода сырья, материалов и выхода продукции и тем са­мым убедиться в достоверности финансовых результатов.

Конкретные методы сбора аудиторских доказательств аудитор уста­навливает самостоятельно, исходя из условий проведения проверки и осо­бенностей изучаемых объектов контроля.

Вопрос 3. Аудиторская выборка

Выборочный контроль исключительно широко применяется при осуществлении аудиторских проверок. Это вызвано, прежде всего, стрем­лением аудиторов сэкономить время и уменьшить стоимость работ по сравнению с проведением сплошной проверки. Выборочные проверки применяются также в тех случаях, когда нет необходимости в абсолютно полной проверке ввиду очевидной незначительности возможных неточно­стей и ошибок. При этом применение метода выборочного контроля не должно снижать эффективности аудита в целом.

Таким образом, цель выборочной проверки - сокращение времени и стоимости аудита при обеспечении должного его качества.

Метод выборочной проверки основан на законах теории вероятно­стей, согласно которым можно получить довольно точные данные о целом по его относительно малой части. В выборку включается только часть объ­ектов проверяемой (генеральной) совокупности. Под ними понимаются элементы, составляющие сальдо счетов, или операции, составляющие обо­роты по счетам. В ходе дальнейшей проверки этих объектов собираются аудиторские доказательства и составляется мнение о всей совокупности.

Порядок формирования выборки и оценки ее результатов определяется Правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Аудиторская выборка».

Важнейшее требование, которое должно быть выполнено при фор­мировании выборки - обеспечение ее репрезентативности, то есть равной вероятности отбора элементов изучаемой совокупности. Для этого аудитор должен использовать один из следующих методов.

1. Случайный отбор. Может проводиться по таблицам случайных чисел.

2. Систематический отбор. Предполагает отбор элементов через постоянный интервал, начиная со случайно выбранного числа. Интервал строится или на определенном числе элементов (например, отбирается ка­ждый десятый документ из всех документов данной категории) или на стоимостной их оценке (например, отбирается элемент, составляющий сальдо или оборот, на который приходится каждая следующая тысяча руб­лей в совокупной стоимости элементов).

3. Комбинированный отбор. Представляет комбинацию различных методов случайного и систематического отбора. Например, для повыше­ния эффективности выборки совокупность сначала разбивается на группы (сегменты, страты) с однородными по стоимости элементами, а затем из каждой группы производится отдельная выборка. Возможен и другой под­ход, когда предварительно проверяются все индивидуально значимые эле­менты (крупные суммы, нетипичные операции и т. п.), а оставшаяся часть совокупности разбивается по сумме на три сегмента - большие, меньшие и приблизительно равные среднему значению элемента в совокупности. Это позволяет снизить риск невыявления крупных ошибок и одновременно со­кратить объем выборки.

В том случае, если проверяемая совокупность объектов настолько мала, что применение статистических методов выборки не является пра­вомерным или применение аудиторской выборки будет неэффективным, аудитору следует проводить сплошную проверку.

На практике аудиторы нередко используют нестатистические ме­тоды отбора. Объем выборки определяется ими в соответствии с интуи­цией и опытом. В частности, в зависимости от размера генеральной сово­купности задается определенный шаг в последовательности выбираемых элементов (№ 50, 100, 150 и т.д.) или выбираются наиболее значительные по величине суммы счета, исходя из некоторой контрольной суммы для од­ного счета. Применительно к документам может быть выбран произвольно любой документ из папки, сшива, реестра, изучаемых аудитором.

При изучении элементов, попавших в выборку (документов, опера­ций, сальдо и др.), фиксируются все ошибки независимо от их стоимости, так как результаты выборки будут распространены на всю совокупность. При использовании выборки, основанной на денежной единице, важен не столько абсолютный размер ошибки, сколько соотношение ошибки и ве­личины элемента совокупности. В ходе анализа документов устанавлива­ется удельный вес неправильно оформленных или отсутствующих доку­ментов. Необнаружение документа по операции, включенной в выборку, должно рассматриваться как серьезное нарушение.

При выработке порядка проведения проверки конкретного раздела бух­галтерской отчетности клиента аудитор должен определить цели проверки и аудиторские процедуры, позволяющие достичь этих целей. Затем он должен определить возможные ошибки, оценить доказательства, которые требуется со­брать, и на основе этого установить совокупность изучаемых данных.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Отсутствие ведения учета. Ошибки в ведении учета | Этапы аудиторской проверки кассовых операций
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.