КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Художественная речь - что она делает?
- воспроизводит внешний и внутренний мир как объект познания литературы; - всегда является образно-экспрессивной, то есть не только что-то изображает, но и что-то выражает - несет в себе определенные идеи и концептуальную нагрузку - не всегда соответствует литературному языку - имеет 4 основных пласта: фонику, лексику, семантику и синтаксис.
Вопрос 2. Художественная фоника – звукопись АССОНАНС (франц. assonance - созвучие или откликаюсь) - повторение в строке, строфе или фразе однородных гласных звуков. О весн а без конц а и без кр а ю - АЛЛИТЕРАЦИЯ (лат. ad - к, при и littera - буква) - повторение однородных согласных, придающее стиху особую интонационную выразительность. Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется Чуждый чарам черный челн… ДИССОНАНС – разнобой гласных и согласных, их негармоничное сочетание Например, стихотворение Алексея Крученых «Зима»
Вопрос 3. Художественная лексика
Все слова этого плата художественного языка употребляются авторами в литературе с целью создания образов и усиления их концептуальной нагрузки, то есть для достижения эффекта «наращения смысла», который будет глубже и интереснее, чем если предмет изображения описать обычным языком. Общеупотребительные слова -слова, которые употребляются как в обычной, так и в художественной речи для описания объектов изображения Архаизмы -устаревшие слова Церковнославянизмы – слова из цервонославянского языка, употребляемые в современной художественной речи Диалектизмы – использование в языке художественной литературы определенных диалектов для передачи колорита жизни и персонажей определенной местности
Жаргонизмы = аргонизмы = использование «блатной лексики» для создания определенной атмосферы и характеров персонажей, в случае необходимости Профессионализмы – использование специфических терминов людей определенных профессий для создания их образов и передачи условий их жизни Барбаризмы = варваризмы – иностранные слова. воспринятые языком Неологизмы – новые слова, появившиеся в языке Макароническая речь – смесь слов иностранного и родного языка Синонимия – использование синонимов Антонимия -использование антонимов Омонимия – использование омонимов и омографов
Вопрос 4. Художественная семантика – тропы ТРОПЫ (греч.— поворот, оборот речи) - слова или обороты речи в переносном, иносказательном значении. Тропы - важный элемент художественного мышления. Виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота и др. ГИПЕРБОЛА (греч.— преувеличение) - разновидность тропа, основанная на преувеличении («реки крови», «море смеха», «редкая птица долетит до середины Днепра»). Противоположность – литота. ЛИТОТА (греч.— простота) - троп, противоположный гиперболе; намеренное преуменьшение («мужичок с ноготок», «мальчик-спальчик»). Второе название литоты – мейосис. Противоположность литоте – гипербола. МЕТАФОРА (греч. — перенесение) - троп, скрытое образное сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков («работа кипит», «лес рук», «тёмная личность», «каменное сердце»…). В метафоре, в отличие от сравнения, слова «как», «словно», «как будто» опущены, но подразумеваются. Бывают метафорические эпитеты и метафорические олицетворения. ЭПИТЕТ (греч. - приложение) - образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему-либо («парус одинокий», «роща золотая»…).
Эпитеты бывают: - изобразительные - лирические - постоянные
Я помню чудное мгновенье! МЕТОНИМИЯ (греч. metonymia - переименование) - троп; замена одного слова или выражения другим на основе близости значений; перенос значения с формы на содержание; употребление выражений в переносном смысле. Например: "пенящийся бокал " - имеется в виду вино в бокале; "лес шумит" - подразумеваются деревья; и т.п., «не то на серебре – на золоте едал» - подразумевается посуда из этих металлов ). Например: «Девушка из харчевни» ПЕРИФРАЗА (греч. periphrasis - окольный оборот, иносказание) - троп; замена одного слова описательным выражением, передающим смысл («царь зверей» - вместо «лев» и т.п). ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (прозопопея, персонификация) - вид метафоры; перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные (душа поёт, река играет…). СИНЕКДОХА (греч. synekdoche - соотнесение) – троп и вид метонимии, название части вместо целого или наоборот, это замена количественных отношений СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ - обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания: анафора, эпифора, эллипс, антитеза, параллелизм, градация, инверсия, хиазм и др. СРАВНЕНИЕ – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации - другой. («Сильный, как лев», «сказал, как отрезал»…). В отличие от метафоры, в сравнении обязательно присутствуют слова «как», «как будто», «словно». Сравнение бывает - прямое - отрицательное - неопределенное - развернутое - в основе всего произведения АЛЛЕГОРИЯ (греч. allegoria - иносказание) - иносказание, образное изображение отвлеченной мысли, идеи или понятия посредством сходного образа (лев - сила, власть; правосудие - женщина с весами).В отличие от метафоры, в аллегории переносное значение выражено фразой, целой мыслью или даже небольшим произведением (басня, притча). В литературе многие аллегорические образы взяты из фольклора и мифологии. ГРОТЕСК (франц. grotesque – причудливый, комичный) - изображение людей и явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде и основанное на резких контрастах и преувеличениях.
ИРОНИЯ (греч. eironeia - притворство) - выражение насмешки или лукавства посредством иносказания. Слово или высказывание обретает в контексте речи смысл, противоположный буквальному значению или отрицающий его, ставящий под сомнение. САРКАЗМ (греч. sarkazo, букв. - рву мясо) - презрительная, язвительная насмешка; высшая степень иронии.
Вопрос 5. Художественный синтаксис – фигуры АЛЛЮЗИЯ (от лат. allusio - шутка, намек) - стилистическая фигура, намёк посредством сходно звучащего слова или упоминания общеизвестного реального факта, исторического события, литературного произведения («слава Герострата»). АНАФОРА (греч. anaphora - вынесение) - повторение начальных слов, строки, строфы или фразы. Ты и убогая, Стихотворение марины Цветаевой «Да с этой львиною…» АНТИТЕЗА (греч. antithesis - противоположение) - стилистическая фигура - повтор; сопоставление или противопоставление контрастных понятий или образов. " Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок... " (С.Есенин). Ты богат, я очень беден; АНТИФРАЗ – употребление слова в противоположном смысле («герой»,«орёл», «мудрец»…). БЕССОЮЗИЕ (асиндетон) – предложение с отсутствием союзов между однородными словами или частями целого. Фигура придающая речи динамичность и насыщенность. Ночь, улица, фонарь, аптека, МНОГОСОЮЗИЕ (полисиндетон) - избыточное повторение союзов, создающее дополнительную интонационную окраску («И скучно и грустно, и некому руку подать…» М.Ю. Лермонтов). Противоположная фигура - бессоюзие. ГРАДАЦИЯ - стилистическая фигура, последовательное нагнетание или, наоборот, ослабление силы однородных выразительных средств художественной речи. Не жалею, не зову, не плачу.
ИНВЕКТИВА (позднелат. invectiva oratio - бранная речь) – резкое обличение, осмеяние реального лица или группы лиц; разновидность сатиры(«А вы, надменные потомки…», М.Ю. Лермонтов) ИНВЕРСИЯ (лат. inversio - перестановка) - изменение обычного порядка слов в предложении для придания им особого смысла. Как правило, в обратном порядке ("Преданья старины глубокой" А.С. Пушкин, «черен, негр как» А. Суворов). КОЛЬЦО - звуковой или лексический повтор в начале и конце какой-либо речевой конструкции («Коня, полцарства за коня!», В. Шекспир). МЕТАТЕЗА (греч. metathesis – перестановка) – перестановка звуков или слогов в слове или фразе. Используется как комический приём (обветрится – обвертится, перепёлка – пеперёлка, в траве кузнел сидечик…) КАТАХРЕЗА (греч.katachresis - злоупотребление) - сочетание несовместимых по значению слов, тем не менее, образующих смысловое целое (когда рак свиснет, поедать глазами...). Катахреза сродни оксиморону. ОКСИМОРОН (греч. oxymoron - остроумно-глупое) - сочетание контрастных, противоположных по значению слов (живой труп, гигантский карлик...). ПАРАЛЛЕЛИЗМ - тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, создающих единый поэтический образ. Например, стихотворение Н. Гумилева «Жираф» ХИАЗМ (греч. chiasmos) - вид параллелизма: расположение двух частей в обратном порядке («Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть»). ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - экспрессивный синтаксический прием интонационного деления предложения на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения («И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь» П. Г. Антокольский). ПЕРЕНОС (франц. enjambement - перешагивание) - несовпадение синтаксического членения речи и членения на стихи. При переносе синтаксическая пауза внутри стиха или полустишия сильнее, чем в его конце. Выходит Пётр. Его глаза СИМПЛОКА (греч. - сплетение) - повторение начальных и конечных слов в смежных стихах или фразах при разной середине или середины при разных начале и конце («И я сижу, печали полный, один сижу на берегу»). СТЫК - звуковой повтор на грани двух смежных слов, стихов, строф или предложений. О весна без конца и без краю - Стихотворение Марины Цветаевой «Чердачный дворец мой» ЭВФЕМИЗМ (греч. Хорошо – говорю) – замена неприличных, грубых, деликатных слов или выражений более неопределёнными и мягкими (вместо «беременная» - «готовится стать матерью», вместо «толстый» - «полный» и т.п.). ЭЛЛИПСИС (греч. - выпадение, опущение) - пропуск в речи подразумеваемого слова, которое можно восстановить из контекста. День в тёмную ночь влюблён, ЭПИФОРА (греч. - повторение) - стилистическая фигура, противоположная анафоре, повтор: повторение последних слов или фраз. Рифма - вид эпифоры (повтор последних звуков). Вот на берег вышли гости, Например, стихотворение Ф. Тютчева «Silеntium» РИТОРИЧЕСКИЕ ОБРАЩЕНИЯ, РИТОРИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ, – вопросительные формы, не требующие ответа, например: ответный монолог Татьяны в «Евгении Онегине» УСИЛЕНИЕ - нагнетание эмоциональной силы и выразительности текста, повтор одной и той же идеи. Но с большим акцентом и ударением. Например, стихотворения Марины Цветаевой «Встреча с Пушкиным», «Вы столько забывчивы, сколь незабвенны…», японские хокку. Противоположение - противопоставление не отдельных слов или образов предметов, а сплошное развернутое противоставление макрообразов, проходящее через весь текст, легшее в основу всего произведения. Например, стихотворение Марины Цветаевой «Петр и Пушкин» УМОЛЧАНИЕ – сознательные пропуски необходимых слов или пояснений ситуации. Например, стихотворение Анны Ахматовой «Это было… как это было?» МНОГОСОЮЗИЕ - употребление слишком большого количесва союзов даже там, где нет грамматической необходимости. Например, стихотворение Николая Гумилева «Колокольные звоны»
NB - Выписать все приемы 4-х пластов художественной речи – все образы-звуки, все типы образных слов, все виды тропов и фигур – из стихотворения А.С. Пушкина «Осень» (отрывок): «Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 798; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |