Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фирма как субъект рынка. Цели и функции фирмы




Основной единицей предпринимательской деятельности выступает фирма.

Фирма - это:

- производственно - технологический и имущественный комплекс, ориентированный на производство конкретного товара или услуги,

- коллектив людей с особыми экономическими интересами в получении прибыли и личного дохода.

На уровне фирмы совершаются основные микроэкономические процессы; они производят абсолютное большинство товаров и услуг, которые распределяются, обмениваются и доводятся фирмами и предпринимателями до потребителя.

В собственности фирм находится основная часть национального богатства - средства производства, информационные и другие интеллектуальные ресурсы общества.

На принадлежащих фирмам предприятиях, научных центрах, лабораториях, конторах и агентствах работает подавляющая часть кадров ученых, инженеров, квалифицированных рабочих и служащих.

Необходимо различать фирму и предприятие, их место в рыночных отношениях, правомочность участия в имущественном обороте.

Предприятие - это производственная единица, территориально и технологически обособленная. Предприятие не является собственником имущества, последним предприятие может владеть лишь на основе договора аренды, лизинга или др. с фирмой. Предприятие входит в состав какой-либо фирмы (иногда фирма включает лишь одно предприятие). Не являясь собственником, предприятие не является и самостоятельным участником рыночного оборота, рыночных отношений, не может выступать субъектом имущественного права. На рынке предприятие действует как представитель фирмы или иного собственника.

Фирма – экономически и юридически самостоятельная предпринимательская единица (это - юридическое лицо). Фирма является субъектом рыночных отношений, бизнес - деятельности.

Фирма самостоятельно:

- выбирает партнеров по хозяйственным связям,

- несет ответственность за результаты хозяйственной деятельности;

- определяет ассортимент и объемы производства;

- осуществляет ценовую политику,

- ведет конкурентную борьбу, выбирая конкретные формы;

- осуществляет распределение прибылей и доходов.

В отличие от внутрифирменных связей между предприятиями, то есть взаимоотношений в рамках общего капитала, рыночные отношения - это связи между различными, “автономными” капиталами, то есть связи между фирмами.

Существование фирм как организационных форм предпринимательства обусловлено рациональным экономическим поведением.

Если бы издержки по рыночному обмену (трансакционные издержки, transactio – сделка (лат.) были равны нулю, то не было бы необходимости создавать фирмы, объединяющие ряд предприятий.

Однако, рыночные издержки – ненулевые:

- необходимо найти поставщиков ресурсов, провести переговоры,

- заключить с ними договор на поставку,

- потратить средства на перевозку и реализацию товаров потребителям промежуточной продукции, созданной предприятием...

Хотя на некоторых рынках, например, на товарных биржах, разработана техника сведения до минимума этих издержек, но они не устранены.

Фирмы различаются между собой:

- по ассортименту выпускаемой продукции,

- по количеству входящих в них предприятий,

- по сферам приложения капитала (производство, посредничество, торговля),

- по масштабам (мелкий, средний и крупный бизнес),

- по организационно-правовым формам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 653; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.