Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политическая психология и политическое сознание

Лекция 12. Политическое сознание и политическая идеология.

Хозяйственное значение листа.

1) Косвенное значение для развития других органов (плодов, корнеплодов и др.).

2) Пищевое (капуста, салатные растения, крапива, сныть, чай и др.).

3) Пряные (петрушка, укроп, кинза и др.).

4) Лекарственные (крапива, мать-и-мачеха и др.).

5) Красильные (листья берёзы).

6) Волокнистые (из листьев агавы получают волокно- сизаль – верёвки, канаты ит.д.).

7) Кормовые для животных.

Используемая литература:

Андреева И. И., Родман Л.С. Ботаника: учеб. пособие. - М.: КолосС, 2005. - 517 с.

Лотова Л. И. Ботаника: морфология и анатомия высших растений. - М.: КомКнига: УРСС, 2007. - 510 с.

Серебрякова Т.И., Воронин Н.С., Еленевский А.Г. и др.. Ботаника с основами фитоценологии: анатомия и морфология растений: учебник. - М.: Академкнига, 2007. - 543 с.

Яковлев Г.П., Челомбитько В.А., Дорофеев В.И. Ботаника: учебник. - Спб: СпецЛит, 2008 г. – 687 с.

 

 

1. Политическая психология и политическое сознание.

2. Понятие и сущность политической идеологии, её уровни и функции.

3. Основные идеологические течения в современном мире.

 

Политическая психология (психология политики) ­ это теоретико-прикладная область психологических и политических знаний, одна из новейших политических наук. Она возникла на стыке политологии с рядом дисциплин, среди которых особую роль сыграли психология и социология, в связи с потребностью анализа взаимодействия политических и психологических явлений. Политическая психология основана на исследовании ключевых психологических феноменов (личность, установки, убеждения) для объяснения политической деятельности.

В сфере практической политологии наиболее ярко выражены следующие направления применения психологических знаний.

1. Участие в разработке и принятии решений, в том числе анализ общественного мнения до и после решения, прогнозирование общественной реакции и т.д.

2. Систематический анализ динамики общественного мнения, т.е. изучение психологического климата в обществе, формирование целостной картины происходящего в сфере политики.

3. Консультирование политических деятелей перед их публичными выступлениями, в том числе в рамках избирательного цикла (психологические аспекты политического маркетинга).

4. Создание психологических портретов оппонентов (психологическое обеспечение переговорных процессов, предвыборной борьбы и т.д.).

В современной политической психологии исследования проходят по ряду ключевых направлений. Соответственно, в зависимости от основного предмета исследования различают три основных школы психолого-политического знания: политический бихевиоризм, политический когнитивизм, политический психоанализ.

Поведенческое направление (политический бихевиоризм) — течение в западной, по преимуществу американской, политической психологии, связанное с изучением политического поведения (англ. behavior). Во главу угла в рамках данного направления ставится поведение индивида в политике, в отличие от других подходов, ориентированных на политические институты или процессы. Политический бихевиоризм рассматривает политику как часть более широкого социального и культурного контекста.

Поведение – процесс взаимодействия личности со средой, опосредованный внутренней активностью и индивидуальными особенностями, проявляющийся преимущественно во внешних действиях. В данном случае средой для индивида является политическая сфера. Политическое поведение, по мнению политологов этой школы, подчиняется формуле: S – R (стимул – реакция). При этом подходе значение ситуационных факторов явно преобладает над внутренней активностью индивида.

Радикальные разновидности бихевиоризма используют формулу «стимул – реакция» прежде всего для контроля над политическим поведением индивида. Представители школы социального научения смягчили жесткую модель поведения, включив в нее ряд промежуточных переменных (установки, мнения и даже личность в целом), а также его содержательных компонентов, ценностей, которые усваивает индивид в процессе получения жизненного опыта.

Источником мотивации политического действия служит наличие определенной проблемы в жизни политической общности, понимание острой необходимости ее решения. Канадский психолог А.Бандура выделяет три регулирующие мотивационные системы – это системы, базирующиеся на внешних, косвенных и самопродуцированных результатах.

Внешние мотиваторы – это внешние последствия действий человека, усиливающие или ослабляющие эти действия в последующем. Они включают: физическую неудовлетворенность и боль; материальные стимулы (например, пища); социальные стимулы (одобрение/неодобрение); символические стимулы (деньги, звания); стимулы деятельности (в том числе, творчества); стимулы статуса и власти. Внешними мотиваторами в сфере политики выступают прежде всего ресурсы власти.

Косвенные мотиваторы (мотиваторы опосредования) – знания, полученные в результате наблюдения за последствиями реакций других людей. Наблюдение за тем, как вознаграждается поведение других людей, повышает вероятность того, что наблюдатели станут вести себя подобным образом (различные поощряемые формы политического участия). Наблюдение того, что поведение других людей наказывается, уменьшает вероятность подобного поведения (несанкционированные действия и следующее за ними наказание).

Внутренние мотиваторы (мотиваторы саморегуляции) особенно важны, поскольку человеческое поведение в основном осуществляется без непосредственного вознаграждения. Внутренние стандарты поведения могут действовать как внутренние стимулы. С этих позиций мотивами политического поведения может стать стремление к обладанию властью, лишения власти конкурентов, влиянию на политическую жизнь общества, идеологические воззрения и т.п.

В зависимости от доминирования основного мотива и формируется облик, характер политического поведения: оно может выглядеть чисто эмоциональным откликом на то или иное событие, или быть продуманной, прагматичной системой акций по последовательной реализации принятой программы.

В круг факторов, от которых зависит регуляция политического поведения, включаются также: уровень информированности участников (чем он выше, тем поведение рациональнее, и наоборот); политическое образование; степень групповой идентификации участников политического действия (по мере ее роста возможности регуляции их поведения увеличиваются); политизация деятельности различных общественных организаций; степень риска в ходе развертывания того или иного политического процесса и др.

Когнитивное направление (от лат. сognitio — знание).В европейской политической психологии это направление развивалось под влиянием идей феноменологов, экзистенциалистов и других теоретических школ, представители которых посчитали недостаточным изучение методов воздействие непосредственно на поведение.

Когнитивное направление политической психологии исследует прежде всего процесс политического мышления. Согласно общим воззрениям психологов этой школы, выбор модели политического поведения опосредуется теми взглядами и ценностями, которые составляют содержание сознания человека. Ключевым вопросом когнитивного направления является вопрос о том, чем руководствуется человек, делая свой политический выбор.

Одним из ключевых понятий когнитивного направления и всей политологии в целом является категория «политическое сознание», которая обозначает результаты восприятия субъектом части окружающей его действительности, которая связана с политикой.

Политическое сознание определяется как совокупность политических знаний, идейно-политических убеждений, ценностей, ориентаций и установок, которые определяют отношение людей к политической системе, политическим процессам и явлениям.

Объективную основу политического сознания образуют экономические, политические отношения, политическая организация общества, а также социально-групповые различия и международная жизнь.

В политическом сознании определяют следующие уровни: обыденное, эмпирическое, научно-теоретическое и теоретико-идеологизированное сознание.

Обыденное (повседневное) политическое сознание возникает из непосредственного восприятия индивидом политической практики. Оно может адекватно отражать природу и содержание отдельных политических процессов, однако не может дать индивиду системное и полное представление об окружающей его политической действительности.

На этом уровне сознание имеет ряд специфических свойств: содержательная размытость, спутанность и противоречивость, фрагментарность, несистематизированность, сильное влияние эмоциональной сферы, во многом случайность образующих его компонентов, стихийность становления и развития под влиянием бытовых представлений и суждений о политике в рамках «здравого смысла и стремления к персонификации политической жизни. Одновременно, оно характеризуется устойчивостью и особого рода инерционностью влияния на политическое поведение. Даже вступая в противоречие с параметрами теоретического, идеологизированного политического сознания, обыденное политическое сознание может продолжать определять такое поведение.

В качестве относительно развитой формы обыденного политического сознания можно квалифицировать такой феномен, как общественное мнение ­ возникающее под влиянием СМИ конкретное суждение по тем или иным проблемам жизни, разделяемое многими членами общества.

Эмпирическое политическое сознания ­ это политические знания, оценки и переживания, которые складываются преимущественно на основе активного участия индивида в политической жизни общества. Этот уровень политического сознания отличает большая степень конкретности и прагматичности человеческих представлений о политических процессах и явлениях.

Научно-теоретическое политическое сознание ­ это самая высокая ступень познания политической действительности. На этом уровне происходит глубокое проникновение в сущность политических процессов и явлений, выявление их причин и закономерностей. Результаты научного познания политической действительности закрепляются в логических понятиях, категориях и политических теориях.

Теоретико-идеологизированное политическое сознание исходит из строгих и стройных представлений, складывающихся в целостную рациональную систему взглядов и суждений, определенное мировоззрение, объясняющее окружающую человека политическую действительность на основе той или иной идеологической концепции и сводящееся к расширенному использованию идеологических постулатов в осознании политической сферы.

С точки зрения субъекта политического сознания выделяют индивидуальное, групповое и массовое политическое сознание.

Индивидуальное политическое сознание ­ это свойство и качество личности, способной так или иначе воспринимать политику, более или менее точно ее оценивать и относительно целеустремленно действовать в политическом плане. Здесь наибольший интерес представляют субъективно-психологические особенности, типовые характеристики и структурные компоненты сознания и поведения человека в политике как особой сфере человеческой деятельности. Важное значение для его формирования играют способы политической социализации личности. Данный тип сознания включает два компонента:

- мотивационный (политические потребности, ценности, установки, характеризующиеся тесной связью с эмоциональной сферой);

- познавательный (знания, информированность, интерес к политике, убеждения.

Групповое политическое сознание -- обобщенное сознание тех или иных более определенных и организованных, конкретных больших (социальные классы, национально-этнические образования, группы и слои населения) и малых (например, политическая элита, «правительственная военная хунта», политбюро правящей партии, разнообразные лоббистские образования типа «групп давления» и т. п.) групп. Оно представляет собой совокупность представлений, определяющих содержание, направленность и интенсивность политической активности группы. В структурном отношении особое внимание уделяется политическим позициям и идеологическим предпочтениям, доминирующим в групповом политическом сознании.

Массовое политическое сознание. Политическое сознание выступает в качестве особого, политизированного сегмента массового сознания. Структурно такое политическое сознание включает статичные (ценности и «общие ориентации») и динамичные (массовые настроения) компоненты.

В конкретном выражении это, во-первых, уровень ожиданий людей и оценка ими своих возможностей влиять на политическую систему в целях реализации имеющихся ожиданий. Во-вторых, это социально-политические ценности, лежащие в основе идеологического выбора (например, справедливость, демократия, равенство, стабильность, порядок и т.д.). В-третьих, это быстро меняющиеся мнения и настроения, связанные с оценками текущего положения, правительства, лидеров, конкретных политических акций и т. д.

В зависимости от характера идейно-политических убеждений и ориентаций людей их политическое сознание может быть:

• социалистическим, ориентирующим на приоритет в политике принципов коллективизма, социального равенства и справедливости;

• либеральным, выдвигающим в качестве приоритетов в политике принципы свободы индивида;

• консервативным, направленным на сохранение традиционных общественных устоев и ценностей.

В зависимости от характера отношения субъекта социального действия к государству как политическому институту:

• этатистский тип политического сознания, основанный на признании ведущей роли государства в жизни общества;

• анархистский тип политического сознания.

В зависимости от типа политического режима:

• демократический;

• авторитарный;

• тоталитарный типы политического сознания.

Тот или иной тип политического сознания в чистом виде встречается редко, в действительности в сознании и поведении одного и того же субъекта может одновременно проявляться несколько типичных черт.

Политическое сознание выполняет следующие функции:

а) регулятивную (дает ориентиры с помощью идей, представлений, убеждений и т.п. относительно политического участия);

б) целеполагающую;

в) аксиологическую (ценностную);

г) оценочную (способствует выработке отношений к политической жизни, к конкретным политическим событиям);

д) интегрирующую (содействует объединению социальных групп общества на основе общих ценностей, идей, установок).

Политическое сознание тесно связано с политическим поведением, оно является его подготовительным этапом, наполняет политическое поведение смыслом. Политическое сознание способно опережать практику, прогнозировать развитие политических процессов, определять природу деятельности в сфере власти, как отдельных людей, так и социальных групп.

Политический психоанализ. За учет эмоционально-чувственной сферы личности при анализе политики активно выступают представители гуманистической психологии и классической глубинной психологии (психоанализа). С точки зрения представителей данных течений движущей силой личностного развития выступают потребности. В качестве важнейшего мотива политического участия выступает не простая выгода или политическая сделка, а глубинные потребности личности, образующие основу ее убеждений. Эти базовые потребности служат, в свою очередь, фундаментом собственно политических установок. Одной из таких потребностей с точки зрения американского психолога Реншона является, например, потребность человека в участии, которая на психологическом уровне выражается в установлении личного контроля над ситуацией.

Политический психоанализ основной акцент делает на бессознательных структурах психики. Свою задачу он видит в изучении политических структур личности, в классификации типов личности и в создании психобиографий политических деятелей.

Основой представлений о политическом поведении в этом направлении является учение о бессознательном. Личность в целом и особенно ее стремление к власти трактуются психоанализом как иррациональные, инстинктивные феномены. В политическую психологию эта школа внесла идею о том, что человек является не полностью сознательным существом, и в своем поведении в немалой степени руководствуется инстинктивными импульсами, вследствие чего подлинные мотивы поступков обычно скрыты даже от самого человека, их совершающего. Один из первых политических психоаналитиков, Г. Лассвел, исследуя различные стили политического поведения, высказал гипотезу, что стиль речи, стиль межличностных отношений и другие особенности лидеров связаны с общими личностными характеристиками. Так, он выделил три типа политиков: агитатора, администратора и теоретика и описал конкретных носителей этих типических черт. Политический психоанализ внес вклад и в исследование такой важнейшей проблемы, как проблема авторитарной личности, политическое лидерство, стили политической деятельности.

В любом случае, с позиций психоаналитического направления, доминирующим является не само знание о политике, а отношение к нему, корни которого лежат, как правило, вне политической сферы.

Своей спецификой обладают групповые политические процессы, изучаемые психологией. Специальному исследованию в рамках социальной психологии подвергаются такое явление как групповое давление на индивида, в результате которого происходит выработка конформных установок и поведения индивида и принятие доминирующих в группе политических воззрений.

Интегральным понятием, позволяющим учитывать все сферы персонального и межличностного проявлений политики, является набирающая популярность категория «политический менталитет». Политический менталитет можно определить как единую форму осознания социально-политической системы, которая формируется в результате осмысления политического опыта индивидуальным и коллективным политическим сознанием и выражает актуальные для данного политического коллектива ценности. Изучение менталитета позволяет понять, как влияют на политику исторически сложившиеся социально-политические характеристики людей и их традиционные взаимоотношения с политической властью.

Менталитет складывается посредством социализации больших человеческих сообществ, объединенных общностью социального положения, национального единства, фактом территориальной концентрации.

Менталитет включает в себя когнитивную сферу личности (прежде всего характерные способы понимания политических событий). Кроме того, он отчетливо проявляется в типичном поведении представителей данной культуры, выражается в специфике выбора ее представителями одной из поведенческих альтернатив и находится под серьезным влиянием эмоциональной сферы личности. Также он тесно связан с традициями и обычаями определенного сообщества и является средством и результатом процесса передачи социального опыта от поколения к поколению, т.е. выступает механизмом преемственности. Учет особенностей менталитета того или иного сообщества позволяет лучше понять механизмы и динамику политической жизни общества.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Метаморфозы листа | Понятие и сущность политической идеологии, её уровни и функции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2175; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.