Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические основы формирования команд

Существование и функционирование самообучающихся и самоуправляемых адаптивных структур (в том числе команд) психологически связано не с силой (иерархией власти), а с доверием. Поэтому, по мнению автора, психологические основы формирования команд таковы:

1. Для формирования доверия членов команды друг к другу необходимо равенство:

• профессионализма (проверяется с помощью специальных испытаний);

• темперамента (точнее, силы характера).

2. Чтобы исключить возникновение психологической усталости членов команды друг от друга и обеспечить наиболее широкий диапазон решений в каждой конкретной ситуации, необходимы различия, прежде всего в следующих областях:

• тип мышления (пять чистых типов и несколько сопутствующих);

• жизненный опыт;

• методы в решении задач;

• подходы к проблемам и ситуациям;

• психоэмоциональные реакции.

3. Для поддержания равенства прав и ответственности в команде следует наблюдать за состоянием типов власти и влияния в команде, не допуская развития никаких других типов власти, кроме экспертной и, возможно, харизматической.

4. Необходимо соблюдать принцип равенства в распределении результата (материального и нематериального вознаграждения), в отношении руководства к членам команды и в смысловых заданиях в рамках командной работы.

5. Для быстрого формирования команд эффективен метод "зон смерти" как инструмент психологического давления, который помогает людям преодолеть смысловые и коммуникационные личностные барьеры.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

1. Команда должна иметь целевую направленность.

2. Она представляет собой органическое образование.

3. Она предназначена для творческой работы в условиях неопределенности.

4. В команде не происходит отчуждения работников от процесса и результата труда, а значит, для нее характерна самая сильная трудовая мотивация.

5. Команда имеет определенные достоинства и недостатки. Она не может быть универсальным средством для решения любых задач.

6. Необходимы специальные усилия по формированию команды и управлению ею. Она не складывается сама собой.

7. Эта структура опирается на равенство профессионализма и силы характера. Ее главный инструмент — доверие.

8. Любые проявления неравноправия и власти внутри команды разрушают ее.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. В чем состоят различия между механистическими и органическимиорганизациями?

2. Какова роль команд в каждой из них?

3. В чем заключаются основные причины отчуждения работников от процесса и результата труда? Какие действия менеджмента позволяют снизить степень отчуждения?

4. Как вы представляете себе механизм функционирования матричной организации? В чем состоят ее преимущества и недостатки? В каких ситуациях матричная структура является наиболее эффективной?

5. Вспомните время, когда вы были членом рабочей команды. Проходила ли она все стадии формирования команд?

6. Представьте себе, что вам поручили осуществление мониторинга за вашей учебной группой. Какие признаки будут свидетельствовать о том, что она превращается в реальную команду?

1. Что такое самоуправляемая и самообучающаяся команда?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Андреева Г. М. Социальная психология. - М., 1988.
  2. Кравченко А. И. Социология труда в XX веке: историко-критический очерк. - М., 1987.
  3. Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. - М, 1996.
  4. Величко А., Подмарков В. Социолог на предприятии.- М., 1976.
  5. Психология менеджмента / Под ред. Никифорова Г. С. - СПб., 1997.
  6. СвенцицкийА. Л. Психология управления организациями. - СПб., 1999.
  7. Социология труда/Под ред. Н. И. Дряхлова, А. И. Кравченко, В. В. Щербины - М., 1993.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Самоуправляемые команды. Речь идет о рабочих группах, которым предоставлена существенная автономия | Математическая статистика
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1183; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.