Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социологическое исследование, методы исследования

 

В социологическом исследовании важно различать:

Методологию, которая даёт нам ответ на вопрос, как мы будем интерпретировать полученные в результате исследования данные. Методология подразумевает выбор той или иной парадигмы, а в её рамках – теории, через призму которой мы будем трактовать события и ситуацию;

Метод или методы, которые предполагают то, каким образом мы будем доставать информацию о тех или иных интересующих нас аспектах социального мира. К этим методам относятся методы отбора совокупности единиц анализа (выборочный метод, сплошное обследование, исследование случая), методы сбора информации (опросы, наблюдение, анализ документов, эксперимент), методы анализа информации (регрессионный анализ, корреляционный анализ, факторный анализ, контент-анализ, герменевтический анализ текстов, интерпретация официальных статистических данных).

Методология и методы определяются в период планирования исследования в целом при составлении исследовательской стратегии.

Стратегия проведения социологического исследования:

1. Постановка проблемы исследования

Всякое исследование начинается с постановки исследовательской проблемы. Либо речь будет идти об отсутствии какой-либо информации – незнании, нехватке фактов, либо – о пробеле в нашем понимании.

2. Обзор материалов по данной проблеме

Первым шагом является обзор информации, имеющейся в этой области. Это помогает яснее представить те вопросы, которые могут войти в исследовательский проект, и методы, которые можно было бы использовать в данной работе.

3. Уточнение проблемы исследования. Формулировка предмета и объекта исследования, определение цели и постановка исследовательских задач

4. Определение методологии, уточнение и интерпретация основных понятий (когда необходимо - операционализация их, т.е. нахождение эмпирических индикаторов) и, когда возможно (в количественных иссл. в основном) - формулировка рабочих гипотез

На данной стадии определяется методология исследования – на основании каких представлений об обществе и месте человека в нём мы будем изучать эту проблему и интерпретировать результаты, которые предполагаем получить. Догадки относительно природы проблемы могут быть преобразованы в определенные гипотезы – предположение по поводу того, какие отношения существуют между интересующими исследователя явлениями. Гипотеза должна строиться (формулироваться) так, что полученный фактический материал даст возможность ее проверить.

5. Обоснование выборки и выбор методов (основных способов сбора, обработки и анализа данных)

Теперь нужно решить, как именно мы собираемся получить нужную информацию: как будем отбирать единицы анализа (например, респондентов или документы) – то есть, формировать выборку, как будем собирать информацию, как будем её обрабатывать и анализировать. Выбор тех или иных методов непосредственно связан с определённой нами ранее методологической основой исследования.

6. Определение методики (совокупность технических приёмов, связанных с методом) и техники (совокупность приёмов для эффективного использования метода) процедур сбора и анализа данных

Это этап конкретизация исследовательского метода. Например, исследовательский метод – анкетный опрос. По определённым соображениям исследователь может ряд вопросов сделать закрытыми (то есть, предложить варианты ответов), а ряд – открытыми: эти два способа образуют технику данного анкетного опроса. Анкетный лист для сбора данных и инструкция интервьюеру – методика.

7. Проведение исследования

8. Интерпретация результатов

Выбор методологии и на её основе – методов исследования диктуется многими обстоятельствами. Среди них необходимо выделить специфику видения исследователем цели исследования, которая в большинстве случаев может быть кратко сформулирована как описание, объяснение или понимание, а также общетеоретическими установками исследователя.

 

Применение количественной методологии к исследованию позволяет решать задачи объяснения явлений и процессов, происходящих в генеральной совокупности и подразумевает:

- что мы имеем дело с массовым явлением, более-менее известным и понятным нам

- нам не хватает репрезентативных данных об этом явлении (репрезентативных – представительных, которые можно обобщить на всю социальную группу, город, страну)

В процессе представления знания в рамках данного подхода используется математика:с её помощью происходятизмерение важных для исследователя социальных признаков, анализ полученной социологической информации.

Стратегия исследования с использование количественных методов сбора и анализа данных предполагает путь от абстрактного к конкретному за счёт операционализации понятий, т.е. разложения понятия в систему индикаторов.

Считается, что абсолютно все социальные признаки, даже такие как любовь, преданность, патриотизм – принципиально измеряемы. Измерение социальных признаков в значительной степени опосредовано, в то время как в естественных науках используется только непосредственное измерение.

· Непосредственно измерить тот или иной признак означает соотнести его с определенной шкалой

· Опосредованно измерить тот или иной признак означает использовать в процедуре измерения промежуточные звенья – другие, внешне хорошо различимые социальные признаки – индикаторы. Опосредованное измерение означает сведение сложной латентной характеристики к одному или совокупности простых социальных признаков, которые могут непосредственно измеряться.

Количественные данные указывают на объем, масштаб, интенсивность характеристик изучаемого явления. Они показывают, насколько часто оно случается или насколько интенсивно представлено в социальной реальности.

 

Применение качественной методологии решает задачи понимания явлений и процессов, происходящих в генеральной совокупности и подразумевает:

- что мы имеем дело с уникальной (новой, не имеющей массового распространения) ситуацией, явлением или процессом, о которых существует пробел в нашем понимании

 

В социологической практике под качественными данными понимают данные, которые выражаются нечисловым способом. Их носителями могут быть разного рода тексты (речь), рисунки, фотографии, видеоматериалы, различного рода символы и знаки.

Специфика подхода в том, что индуктивное «восхождение» от эмпирических данных к обобщениям означает, прежде всего, отсутствие уже готовых гипотез, которые надо только подтвердить эмпирическими данными. Это означает открытый характер качественного исследования, его принципиальную ориентированность на новое знание.

Выводы, сделанные качественным исследователем, хотя и отражают реальность, тем не менее не претендуют на всеобщность.

Описательные цели могут быть достигнуты в рамках обеих методологий, поэтому здесь решающая роль в выборе общетеоретической установки производится по усмотрению исследователя. Если мы, в традициях позитивизма, ориентируемся на получение «объективной» информации, следует применить «количественные» методы описательной статистики; если исходим из традиций понимающей социологии, следует предпочесть «плотное» описание фрагмента социальной реальности в социокультурном контексте на основе «качественных» данных.

1). Методы отбора респондентов для участия в исследовании определяются выбором методологии, а далее - характеристиками генеральной совокупности, наличием финансовых, временных, организационных и др. ресурсов, целями исследования.

 

При количественной методологии проводятся

- сплошное обследование части генеральной совокупности (например, методом естественного эксперимента).

- выборочное обследование генеральной совокупности

 

При качественной методологии проводятся

- сплошное обследование части генеральной совокупности (например, методом полевого исследования - например, коллектива фирмы с помощью социометрических процедур)

- выборочное обследование генеральной совокупности (например, методом фокус-группового интервью)

- исследование случая (case study) (например, методом биографического интервью)

 

Не важно, каков у нас объект исследования – будь то большие социальные группы людей или небольшие рабочие коллективы, некая совокупность текстов или фотографий – перед исследователем всегда возникает проблема определения тех конкретных единиц, которые будут непосредственно участвовать в исследовании.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Изучение стратегических альтернатив | Выборка
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 291; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.