Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выборка

Сплошное обследование.

Иногда под обследование попадает вся генеральная совокупность (когда объект исследования сравнительно невелик – например, 20-50 человек, есть физические и материальные возможности для его изучения), такое исследование является сплошным. Такой тип совокупности единиц анализа используется, например, в естественном эксперименте, который также называют квази-экспериментом, когда используются группы, существующие независимо от экспериментатора. Например, в педагогических экспериментах используются реально существующие школьные классы или академические группы. В рамках полевого исследования в той или иной степени участвуют все члены социальной группы (хотя их роль и ценность в качестве источников информации может быть совершенно неравнозначной) - семьи, институты, организации, сообщества и т.п. - с целью изучения их структуры, анализа социального взаимодействия членов группы и образуемых ими подгрупп, изучения их взаимного восприятия и отношений людей, играющих в группе взаимозависимые роли.

 

Сплошное обследование встречается редко. Чаще эмпирические исследования проводятся на выборочной совокупности.

· Генеральная совокупность – это совокупность единиц объекта исследования, относительно которой делаются выводы в исследовании;

· Выборочная совокупность – это часть генеральной совокупности, её репрезентативная «модель», позволяющая делать более или менее точные выводы относительно генеральной совокупности. Она много меньше, сформирована определенным образом и выступает непосредственным объектом изучения. Выборка воспроизводит структуру генеральной совокупности по значимым для исследования признакам, поэтому закономерности, полученные при изучении выборки, могут быть распространены на всю генеральную совокупность (объект исследования).

 

Главным результатом процедуры выборки является определение её объёма. Он зависит:

- от объёма генеральной совокупности

- от степени однородности генеральной совокупности (чем однороднее, тем меньше)

- от задач исследования (от числа признаков, по которым выборка будет представлять ген. совокупность и от требуемой степени точности её результатов).

Согласно выводам немецкой ученой Элизабет Ноэль-Нойман, начиная с определенной величины объема опрашиваемых прироста новой информации фактически не происходит. Она опытным путем установила, что для большой социальной группы людей этот объем равен 1000-1200 человек. Реальное количество людей, которых надо опрашивать, может быть в десятки, сотни раз меньше по сравнению с величиной социальной группы, выступающей объектом исследования.

Объём выборки рассчитывается по специальным формулам.

n = (0.25 t2 N)/(A2 N + 0.25 t2);

где n – объём выборочной совокупности, N – объём генеральной совокупности,

t – число, определяемое по специальным таблицам с учетом предельной ошибки

выборки и доверительной вероятности; А - предельная ошибка выборки.

При использовании выборки всегда имеется определённая выборочная ошибка, вопрос лишь только в её величине. Выборочную ошибку определяют как расхождение между оценкой некоторого показателя, получаемой на основании исследования выборки, и истинным значением этого показателя в генеральной совокупности.

 

Тип и способ определения выборки напрямую зависит от вида исследования, его целей и гипотез. Существуют разные типы отбора единиц изучаемой совокупности:

- тип строго вероятностных способов отбора, в котором соблюдается принцип случайности, обеспечивающий равенство шансов попадания в выборку для всех единиц изучаемой совокупности. Этот тип обеспечивает максимальную репрезентативность выборки.

Отбор производится, например, с помощью жеребьевки, таблицы (либо генератора) случайных чисел, либо через равные промежутки - шаг выборки.

Недостатки этого способа:

1. Необходимость наличия списка всех элементов генеральной совокупности.

2. Сложность проведения исследования из-за того, что нужно будет обеспечить измерение всех попавших в выборку элементов, плюс высокие финансовые и временные затраты. Проблема недостижимости элемента выборки и неответивших при опросе.

3. Сравнительно большой объем выборки.

- тип не строго вероятностных способов отбора, в котором вместо принципа случайности используются принципы доступности и целесообразности, но который из-за этого содержит бОльшую ошибку.

Самый популярный - квотный отбор, при котором на основе мнения исследователя отбирают один или несколько признаков (пол, возраст, образование, род занятий), по которым будет контролироваться выборка. Для количественных исследований количество единиц в выборке, обладающих определенными характеристиками, должно быть пропорционально количеству таких единиц в генеральной совокупности, они могут отбираться по принципу доступности (удобства) - в случае необходимости один элемент может быть заменён другим со схожими характеристиками в рамках квоты, тем самым отсутствует необходимость в повторных посещениях.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социологическое исследование, методы исследования | Исследование случая (case study)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 480; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.