КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социально-педагогическая деятельность с детьми, склонными к алкоголизму
С медицинской точки зрения алкоголизм — это хроническое заболевание, характеризующееся неодолимым влечением к спиртным напиткам. С социально-педагогической- алкоголизм - это форма девиантного (аддиктивного) поведения, характеризующаяся патологическим влечением к спиртному и последующей социальной деградацией личности. Начальная стадия развития алкоголизма, отличающаяся особым болезненным состоянием человека, которое развивается в результате неумеренного и систематического употребления спиртных напитков, называется пьянством. У детей алкоголизм имеет ряд характерных особенностей: • быстрое привыкание к спиртным напиткам. Это объясняется анатомо-физиологическим строением детского организма. Мозговая ткань ребенка в отличие от взрослого богаче водой и беднее белком. В воде алкоголь хорошо растворяется и усваивается организмом, только 7% его выводятся легкими и почками. Остальные 93% действуют как яд, оказывая разрушительное действие на все органы, вызывая быстрое привыкание организма к этому яду; • злокачественное течение болезни. Это объясняется тем, что в подростковом и юношеском возрасте организм находится в стадии формирования и устойчивость центральной нервной системы к действию алкоголя снижена, вследствие чего происходят глубокие и необратимые процессы ее разрушения; • принятие ребенком больших доз алкоголя. Это связано с тем, что принятие алкоголя детьми не одобряется обществом, поэтому подростки, как правило, пьют тайком, обычно без закуски, принимая всю дозу за один раз; • быстрое развитие запойного пьянства. Для подростков становится нормой пить по любому поводу, при этом в состоянии легкого опьянения они начинают чувствовать себя неуверенно. Более того, трезвость становится для них странным состоянием. Поэтому характерно стремление к полному опьянению;
• низкая эффективность лечения. У широкого круга подростков употребление алкоголя включается в структуру потребностей. Пьянство среди несовершеннолетних тесно связано с их отклоняющимся поведением. Причины детского алкоголизма: • отсутствие знаний о последствиях алкоголизма; • уход от жизненных проблем. Подростки употребляют спиртные напитки, для того чтобы отвлечься от неприятных переживаний; • психологические особенности личности. К наиболее предрасположенным к вовлечению в алкоголизацию относятся дети, у которых завышена самооценка, чувство жестокости и агрессивности, а также дети, не приспособленные к жизни в силу повышенной опеки со стороны родителей, и дети, подверженные депрессии; • неблагополучные семьи. Это конфликтные семьи и десоциализированные семьи, ведущие аморальный, а в большинстве случаев - антисоциальный образ жизни, с низким материальным уровнем, санитарной запущенностью, неорганизованным бытом; • усиленные притязания на взрослость. Потребление алкоголя вподростковом и юношеском возрасте считается символом мужественности, состоятельности; • позитивная реклама употребления алкоголя в кино, телевизионных передачах, рекламных роликах и проспектах; • избыток свободного времени. Объединенные в компании, не занятые полезной деятельностью подростки, как правило, употребляют спиртные напитки. Последствия алкоголя с точки зрения, наносимого им вреда - социально-экономические — преждевременное оставление учебы, резкое понижение производительности труда, увеличение производственного и бытового травматизма, затраты на различные противоалкогольные мероприятия и т. д.;
- социально-психологические — разрыв семейных, школьных, трудовых или иных социально-положительных связей; духовное и нравственное крушение личности; ухудшение нравственно-психологического климата микросреды и т. д.; - криминальные — совершение преступлений; вовлечение в преступную деятельность других лиц; создание ситуаций, благоприятных для криминализации и виктимизации, и т. д.; - физические — наносится вред не только здоровью конкретных людей, злоупотребляющих алкоголем, но и здоровью будущих поколений. Целью социально-педагогической деятельности с подростками склонными к алкоголизму, является устранение негативных факторов, способствующих алкоголизации детей. Основные направления в деятельности социального педагога при работе с ребенком, склонным к употреблению спиртных напитков: • деятельность по повышению уровня социальной адаптации • профилактика алкоголизма, включающая противоалкогольное обучение и воспитание детей с целью формирования у них отрицательного отношения к употреблению алкоголя; • просвещение родителей с целью оздоровления семьи, ее быта и культуры взаимоотношений между ее членами; • социальная реабилитация ребенка, имеющего алкогольную психическую или физическую зависимость; • посредническая деятельность между ребенком и окружающим Основными функциями социального педагога в работе с детьми, склонными к употреблению алкоголя, являются: • диагностическая, нацеленная на ликвидацию факторов риска • прогностическая, сущность которой заключается в том, что на основе поставленного диагноза разрабатывается конкретная социально-педагогическая программа деятельности с ребенком, склонным к алкоголизму, которая предусматривает этапные изменения и конечный результат социальной адаптации, коррекции или реабилитации; • образовательно-воспитательная, предусматривающая отбор содержания социально-педагогической деятельности, а также методов ее осуществления;
• правозащитная, предусматривающая, что социально-педагогическая деятельность строится на правовой основе, включающей как соблюдение, так и защиту прав ребенка; • организаторская, обусловленная тем, что социально-педагогическая деятельность с ребенком, склонным к алкоголизму, требует участия и скоординированности действий различных специалистов в зависимости от глубины проблемы; коммуникативная, сущность которой заключается в том, что в процессе социально-педагогической деятельности устанавливаются многочисленные контакты между ее участниками с целью обмена информацией; • предупредительно-профилактическая, обеспечивающая закрепление полученных положительных результатов и предотвращающая рецидивы пьянства и алкоголизма, что достигается социальным патронажем подопечных и оперативным реагированием в экстремальных ситуациях.
18. Социально-педагогическая деятельность с семьей «группы риска» Не всегда семья выполняет жизненно важные для развития и социального становления ребенка функции. Такие семьи объединяются понятием «неблагополучная семья» или семья группы риска. К данной категории семей обычно относят: семьи с низким материальным достатком; семьи, ведущие асоциальный образ жизни; семьи, в которых нарушены детско-родительские отношения (т.е. имеют место конфликты, насилие, отчуждение, безразличие и т.п.). многодетные семьи, неполные семьи Подавляющая часть проблем, возникающих у детей в процессе социализации, имеет корни именно в неблагополучии семьи. Поэтому одной из обязательных составляющих работы социального педагога с детьми, имеющими какие-либо социальные, психологические или педагогические проблемы, является работа с их семьями. Конкретное содержание социально-педагогической работы с семьей в каждом отдельном случае обусловлено типом ее неблагополучия, а также индивидуальными особенностями данной семейной ситуации. Работа СП с семьей группы риска включают три уровня: профилактический; диагностический; реабилитационный.
Профилактический уровень. На данном уровне деятельность социального педагога строится на принципе предоставления достоверной информации (разработка специальных программ педагогического образования и просвещения родителей, которые способствовали бы полноценному функционированию семьи и предотвращению проблем во взаимоотношениях детей и родителей, создание групп поддержки и организацию взаимодействия родителей). Эффективность профилактической деятельности социального педагога напрямую зависит от правильного выбора способа общения с семьей. Диагностический уровень. Здесь возможны два варианта деятельности социального педагога: - при добровольном обращении клиентов — оценка ситуации и в случае необходимости организация консультации психолога; - при недобровольном обращении — сбор достоверной информации о семье, организация встречи с ней, обеспечение обратной связи. Обязательными этапами диагностики являются: • сбор информации; • анализ информации; • постановка социального диагноза. Диагностика — длительный этап, требующий неоднократных встреч с семьей, а также с другими людьми. Диагностика служит отправной точкой дальнейшего взаимодействия с семьей. В ситуациях, когда различные недостатки в семье тщательно скрываются, может помочь опрос соседей, школьных учителей, разговор с самим ребенком. Реабилитационный уровень. Этот уровень является важнейшим в системе работы с семьей группы риска, так как проводится на всех этапах общения. Цикл социально-педагогической помощи семьям включает в себя все компоненты помощи: знакомство, оценка проблемы; планирование работы; выполнение намеченных действий; подведение результатов. Фазы цикла помощи имеют перекрывающий, кольцевой характер, так как взаимодействие с клиентом будет продолжаться до тех пор, пока не будут достигнуты цели. Важно планировать стратегию помощи для семьи в целом, поскольку, если помощь будет оказываться только ребенку, это может навлечь на него дополнительную опасность. Технологии работы с неблагополучной семьей социальные педагоги могут использовать как в общеобразовательных учреждениях, так и в центрах помощи семье и детям, социальных службах реабилитации семьи и др.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2851; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |