Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-педагогическая деятельность с дезадаптированными детьми




Термин « адаптация » обозначает приспособление к изменяющимся условиям.

Дезадаптацию можно определить как затрудненное, осложненное какими-либо факторами приспособление к меняющимся условиям, выражающееся в неадекватном реагировании и поведении личности.

Социальная дезадаптация выражается в нарушении норм морали и права, асоциальных формах поведения, деформации личностных и социальных установок.

Социальная дезадаптация— более глубокая степень дезадаптации, которой свойственны асоциальные проявления (сквернословие, куре­ние, дерзкие выходки) и отчуждение от семьи и школы, что приводит к снижению или утере мотивации к учению, познавательной деятель­ности; трудностям в профессиональном самоопределении; снижает уровень усвоения нравственных и ценностных представлений, норм морали, права и, как следствие, способность адекватной самооценки. Таким подросткам необходима более серьезная социально-педагоги­ческая и социально-психологическая помощь, которую лучше всего могут оказать специалисты центров социально-педагогической реа­билитации или других специализированных учреждений.

Социальному педагогу чаще всего приходится иметь дело с так называемой школьной дезадаптацией, которая может предшествовать социальной.

Школьная дезадаптация - это несоответствие психофизического и социопсихологического состояния ребенка требованиям школьного обучения, при котором овладение знаниями, умениями и навыками становится затруднительным, в крайних случаях - невозможным, Как следствие - появление педагогически запущенных, неуспевающих детей, подростков, склонных к конфликтам, неспособных тормозить свои негативные эмоции.

Отклоняющееся поведение является одним из проявлений социальной дезадаптации.

Девиации включают в себя девиантное, делинквентное и криминальное поведение.

Приведем неко­торые причины таких девиаций (отклонений):

- отклонения от нормы в состоянии здоровья (нарушения в физи­ческом и (или) психическом здоровье, несоответствие физичес­кому развитию, отставание в росте, акцентуация характера);

- нарушения в сфере межличностных взаимоотношений (не­популярен, не принят, пренебрегаем, изолирован в классном коллективе, примыкающий ценой жертв, потерь; помыкаемый, отвергаемый в группе свободного общения (тусовка); конфлик­тен, отчужден, бесконтролен, исключаемый из семьи);

- ошибки педагогов (превышение педагогической власти; ли­шение ребенка индивидуальных стимулов; наказания как уни­жения личности ученика; противоречивость предъявляемых требований; поверхностное знание особенностей учащегося, конфликтные отношения между родителями ученика и учите­лями или между учеником и учителями и др.);

- ошибки семейного воспитания («заласканное детство», «задав­ленное детство», «загубленное детство», «одинокое детство», «равнодушное детство»); отсутствие у родителей элементар­ных психолого-педагогических знаний, перекладывание забот о воспитании на школу; отстранение подростка от физического домашнего труда; конфликты в семье и др.;

- социальные причины (противоречия в обществе, в микросоци­уме);

- психотравмирующие ситуации (развод родителей, смерть близ­ких, перемена места жительства и т. д.).

Основными направлениями профилактики дезадаптивного поведения являются следующие.

1. Ранняя диагностика детей «группы риска».

2. Консультативно-разъяснительная работа с родителями, педагогами.

3. Активизация воспитательных усилий среды, работа с контакт­ами группами подростка, в том числе с семьей.

4. Организация коррекционно-реабилитационной работы в зави­симости от уровня дезадаптации, привлечение необходимых специа­листов, специализированных учреждений, центров, служб.

5. Разработка и реализация целевых программ и технологий, на­правленных на профилактику и коррекцию нарушений поведения.

Основные виды работы социального педагога с девиантными подростками:

- перевод социальной ситуации в педагогическую (организация нравственной, воспитывающей среды в микросоциуме; объеди­нение усилий всех субъектов социального воспитания с целью создания условий для личностного развития ребенка, при ко­торых он сможет осознать взаимосвязь и взаимозависимость своих потребностей, стремлений, конкретной работы над собой и ожидаемых достижений, а также поставленных перед собой целей);

- воспитание нравственно-правовой убежденности;

- формирование адекватной самооценки, способности критичес­ки относиться к самому себе;

- развитие эмоциональной сферы личности: формирование воли, умения управлять собой, адекватно реагировать на педагогичес­кие воздействия;

- включение в социально значимые виды деятельности, создание ситуации успеха в избранном ребенком виде деятельности;

- организация педагогического влияния на мнения окружающих (семья, сверстники, педагоги, другие взрослые);

- предупреждение невротических расстройств и патологических влечений (акцентуации характера, неврозы, суицид, клептома­ния и т. д.);

- обеспечение благоприятного социально-психологического кли­мата;

- способствование заполнению пробелов в знаниях.

Работа социального педагога с девиантными детьми и подростками должна основываться как на работе с конкретными симптомами отклонений, так и на профилактическом подходе (снятие причин, факторов и условий, их провоцирующих).

Особое значение в силу негативной возрастной динамики девиантного поведения приобретает ранняя профилактика отклонений в поведении детей и подростков.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1632; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.