Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образовательные технологии в работе с одаренными учащимися

В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Вот почему технологии обучения одаренных детей, соответствующие им методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи.

Сегодня используются разные технологии обучения и развития одаренных детей, воплощенные в специальные образовательные программы. Это и образовательно-развивающие, которые ставят задачи усвоения знаний и развития продуктивного мышления и личности ребенка (технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова), технология проблемного подхода к обучению (концепция А.М. Матюшкина), технологии, которые направлены на развитие высших мыслительных процессов – творческого, критического, логического, эвристического мышления (например, программа Э. де Боно) и т.д. Все они разработаны, исходя из общих особенностей одаренных детей.

Особое внимание в работе с одаренными детьми уделяется технологии развития критического мышления (ТРКМ). Эта технология помогает во многом понять учителю точку зрения учащегося и смотреть на вещи с его позиции. Применение элементов ТРКМ создает условия для творческой самореализации личности, развития познавательных способностей и коммуникативных умений учащихся, их нравственного потенциала.

Помимо названных технологий в работе с одаренными детьми сегодня в школе также используются:

· технология педагогических мастерских;

· технология проектного обучения;

· технология модульного обучения;

· личностно ориентированные технологии и др.

На этой основе педагогами разработаны различные методы обучения школьников, применяемые в рамках использования названных выше технологий.

Творческим подходом обладают методы проблемного обучения (М.И. Махмутов и др.). Их цель — усвоение учениками нового предметного материала путем решения специальных познава­тельных задач — проблем и моделирования проблемных ситуаций. К таким методам относятся: метод проблемного изложения нового материала, метод частично-поисковый или эвристический, метод поисковый или исследовательский.

Метод проектов представляет собой систему обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе самостоятельного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. Метод проектов может выполняться индивидуально, в парах, в группах в течение определенного промежутка времени (месяц, учебная четверть и т.д.). Он всегда ориентирован на решение учебной проблемы, что сближает его по смыслу с методами проблемного обучения. Метод проектов предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей.

Методы развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л.В. Занков) акцентированы на учебной деятельности, развивающей теоретическое мышление и личность ученика (операции анализа, синтеза, корнкретизации, обобщения, сравнения, абстрагирования и т.д.).

Методы эвристического обучения (А.В. Хуторской) в отличие от пре­дыдущих методов исключают из процесса обучения репродуктивные элементы деятельности. Они преследуют цель не только развивать ученика, но и сделать его субъектом и конструктором своего образования, организатором своих знаний, выдаваемых в виде сочинений, исследований, изделий, художественных произведений и т.д. К таким методам относятся: метод «вживания», метод смыслового видения, метод символического видения, метод образного видения, метод придумывания, метод «если бы…», метод эвристических вопросов, метод гиперболизации, метод агглютинации, метод «мозгового штурма», метод синектики, метод морфологического ящика (или метод многомерных матриц Ф. Цвикки), метод инверсии (или метод обращений) (см. приложение 1).

Активно используются в работе с одаренными детьми методы развития критического мышления. С их помощью совершенствуется логика мышления, аналитические способности, умения аргументировано рассуждать, обосновывать факты и делать выводы и т.д. К самым популярным методам критического мышления относятся: составление синквейна, построение древа предсказаний, фишбоун и др. (см. приложение 1).

Методы кре­ативной педагогики в наибольшей степени соответствует природе творчества. Их задачей является развитие комплекса креативных свойств личности, приобретение опыта творческой деятельности на основе самопознания и саморазвития. С целью развития воображения у детей используются различные методы креативной педагогики: игры, чтение сказок, рассматривание картин (Хорошун М. Э., 2001), прослушивание и интерпретация музыкальных произве­дений (Логинова М. В., 2001). Т. Н. Тихомирова (2008) предложила для развития креативности «обогащение образовательного пространства», или, что то же самое, — ис­пользование инновационных технологий по экологии и музейной педагогике, а еще проще — культурно-досуговую деятельность школьников, которая воздей­ствует на эмоциональную сферу и опыт социального взаимодействия. А.Н. Мукина (2008) отмечает роль свободного общения детей в процессе внеурочной дея­тельности.

Названные методы позволяют развивать интеллектуальный и творческий потенциал одаренных школьников, способствуя проявлению ими следующих качеств:

· способность открытия нового знания и владение новыми (для личности) способами деятельности;

· динамика мотивов и целей познавательной деятельности;

· критичность ума и потребность в нестандартном решении проблем;

· импровизационность как способность внезапно принимать решение;

· продуктивное самосознание, расширение поля интеллектуальной активности;

Учителю, работающему с данной категорией учащихся и применяющему названные методы в учебном процессе, необходимо не только хорошо разбираться в особенностях психики одаренных детей, но и самому иметь творческое, возможно нетрадиционное мировоззрение, а также владеть на высоком уровне следующими профессиональными умениями и навыками:

· умениями проблемного изложения учебного материала;

· навыками ведения эвристической беседы и создания дискуссионных ситуаций;

· умениями создавать на уроке интеллектуально-творческую атмосферу с применением методов мозгового штурма и мозговой атаки;

· навыками организации учебно-исследовательской деятельности учащихся и др.

Следует заметить, что специфического подхода требует и выбор форм обучения в процессе реализации названных технологий. Так, для учащихся, проявляющих выдающиеся способности к математике или предметам гуманитарного, естественнонаучного цикла будет особенно ценным общение с деятелями, представляющими интересующие их области науки. Подобное общение можно организовать как в рамках урока, так и рамках внеклассной формы работы. В этом отношении педагогам стоит ориентироваться на поддержание творческих и профессиональных связей с преподавателями вузов и колледжей, учителями лицеев, гимназий. Характер занятий с такими учениками должен быть максимально разнообразен и иметь проблемно-развивающую основу (научные диспуты и дискуссии; творческие конкурсы; задания, ориентирующие школьников на работу в библиотеках и музеях; организация и участие учеников в школьных и городских конференциях и семинарах, проведение собственных научных исследований и др.).

Сложные педагогические проблемы могут возникнуть при работе с детьми, у которых ярко выражены специальные способности (к живописи, театру, спорту и т.д.), так как ведение в школах факультативных занятий и участие во внеурочной деятельности часто не удовлетворяет в полной мере творческие потребности таких учащихся. Развитию их способностей может помочь участие в спортивных играх и состязаниях, театральных постановках, конкурсах технического творчества, разработке оригинальных творческих проектов («Дизайн современной школы», «Общение языком танца», «100 настроений в одной мелодии» и др.), которые можно проводить в рамках нестандартного урока «мастер-класс».

Необходимо отметить, что важнейшее условие эффективности взаимодействия учителя с творчески одаренными учащимися – это создание педагогом собственной творческой лаборатории на основе разработки комплекса специального дидактического материала и активного использования в обучении аудио-, видео-, компьютерных и др. технических средств. Ибо ни одна из современных технологий обучения – ни личностно-ориентированного, ни развивающего, ни блочно-модульного и др. не будет давать желаемого результата, если учитель не будет интегрировать их системой дидактических и технических средств обучения и воспитания, говоря другими словами, применять информационные технологии в обучении.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методика организации взаимодействия с одаренными учащимися в учебно-воспитательном процессе | Психолого-педагогическое сопровождение семьи одаренного ребенка
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2563; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.