Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность, специфика, структура и основные понятия валеологии. Педагогическая валеология: общая характеристика

Валеология (la vale – стандартная для Древнего Рима форма приветствия «будь здоров»), наука или концепция о здоровом образе жизни.

Термин «валеология» был предложен для использования в современной образовательной и медицинской практике в начале 80-х гг. ХХ столетия И.И. Брехманом. Валеология изучает уровень, потенциал и резервы физического и психического здоровья, а также методики, средства, технологии сохранения и укрепления здоровья. Валеология есть межнаучное направление познаний о здоровье человека, о путях его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности. Как учебная дисциплина она представляет собой совокупность знаний о здоровье и о здоровом образе жизни человека.

В большинстве исследований отмечается, что валеология – это наука о генетических и физиологических резервах организма, обеспечивающих устойчивость физического, биологического, психологического, социокультурного развития и сохранения здоровья человека в условиях влияния на него меняющихся факторов внешней и внутренней среды.

Предметом валеологии является индивидуальное здоровье человека как категория качества жизни, здоровый образ жизни.

Валеология обучает качествам, необходимым для здоровой и успешной повседневной жизни. В этом состоит специфика валеологии, одно из важнейших отличий валеологии от профилактических медицинских дисциплин, рекомендации которых направлены на предупреждение болезней.

Объект валеологии – практически здоровый, а также находящийся в состоянии предболезни человек во всем безграничном многообразии его психофизиологического, социокультурного и других аспектов существования. Имея дело со здоровым или находящимся в группе риска человеком, валеология использует функциональные резервы человеческого организма для сохранения здоровья преимущественно через приобщение к здоровому образу жизни.

Центральной проблемой валеологии является отношение к индивидуальному здоровью и воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности.

Методом валеологии является качественная и количественная оценка здоровья и резервов здоровья человека, а также исследование путей их повышения, которое включает в себя поиск средств, методов и технологий формирования мотивации на здоровье, приобщение к здоровому образу жизни и т.д. В социально-педагогической практике используется ряд методов валеологии, самым распространенным среди которых является аутогенная тренировка. Адаптационное, социально-коррекционное и реабилитационное направления в социальной педагогике напрямую связаны с валеологическими знаниями и подходом.

Основная цель валеологии – максимальное использование унаследованных механизмов и резервов жизнедеятельности человека и поддержание на высоком уровне адаптации организма к условиям внутренней и внешней среды.

Основные задачи валеологии:

1. Исследование и количественная оценка состояния здоровья и резервов здоровья человека.

2. Формирование установки на здоровый образ жизни.

3. Сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровья человека через приобщение его к здоровому образу жизни.

Основные понятия, определяющие закономерности здорового бытия человека, следующие: жизнь, гомеостаз, адаптация, генотип и фенотип, здоровье и болезнь, здоровый образ жизни.

Жизнь – высшая, по сравнению с физической и химической, форма существования материи, закономерно возникающая при определенных условиях в процессе ее развития. Живые объекты отличаются от неживых обменом веществ – непременным условием жизни, способностью к размножению, росту, активной регуляции своего состава и функций, различными формами движения, раздражимостью, приспособляемостью к среде и т. д.

Гомеостаз – свойство организма поддерживать свои параметры и физиологические функции в определенном диапазоне, основанное на устойчивости внутренней среды.

Адаптация (приспособление, приспособительные реакции) – развитие новых биологических свойств у организма, обеспечивающих жизнедеятельность биосистемы при изменении условий внешней среды или параметров самой биосистемы. В проблеме здоровья понятие адаптации следует считать центральным. Их взаимозависимость можно сформулировать следующим образом: здоровье есть состояние равновесия между адаптационными возможностями организма (потенциалом человека) и постоянно меняющимися условиями среды.

Генотип – наследственная основа организма, совокупность генов, локализованных в хромосомах.

Фенотип – это совокупность всех признаков и свойств организма, сформировавшихся в процессе его индивидуального развития. Фенотип определяется взаимодействием генотипа, то есть наследственной основы организма, с условиями среды, в которых протекает его развитие.

Здоровье индивида – это процесс сохранения и развития психических, физиологических, биологических особенностей человека, его оптимальной трудовой способности, социальной активности при максимальной продолжительности активной жизни.

Болезнь – нарушение нормальной жизнедеятельности организма, обусловленное функциональными или морфологическими изменениями.

Здоровый образ жизни – способ жизнедеятельности человека, направленный на сохранение и укрепление его здоровья.

Валеология – интегральное образование, рожденное на стыке медицины, физиологии, биологии, гигиены, физической культуры, психологии, экологии, диетики и других наук о человеке, его организме, внутреннем мире и жизненной среде. Рассмотрим связь валеологии с другими науками с помощью схемы.

 

 

 

Рис. 1. Взаимодействие валеологии с другими науками.

Находясь на стыке ряда наук, валеология претерпевает дифференциацию, в результате которой в настоящее время в ее структуре выделяют следующие основные направления.

Общая валеология представляет собой основу, методологию валеологии как области знания. Она определяет место валеологии в системе наук о человеке, предмет, методы, цели, задачи, историю ее становления.

Медицинская валеология определяет различия между здоровьем, болезнью и их диагностику, изучает способы внешнего поддержания здоровья и предупреждения заболеваний, разрабатывает методы и критерии оценки состояния здоровья населения и отдельных социально-возрастных групп и методы использования резервных возможностей организма для устранения начавшейся болезни.

Педагогическая валеология изучает вопросы обучения и воспитания человека, имеющего прочную жизненную установку на здоровье и здоровый образ жизни на различных возрастных этапах развития.

Возрастная валеология изучает особенности возрастного становления здоровья человека, его взаимоотношения с факторами внешней и внутренней среды в различные возрастные периоды и адаптацию к условиям жизнедеятельности.

Дифференциальная валеология занимается исследованием индивидуально-типологических особенностей здоровья, построенных на генетической и фенотипической оценке индивида; разрабатывает методологию построения индивидуальных программ изменения количества и качества здоровья.

Профессиональная валеология изучает вопросы, связанные с проблемой профессионального тестирования и профессиональной ориентации, построенных на научно обоснованных методах оценки индивидуальных типологических особенностей личности. Кроме того, она рассматривает особенности влияния профессиональных факторов на здоровье человека, определяет методы и средства профессиональной реабилитации как в процессе трудовой деятельности, так и в течение всей жизнедеятельности.

Специальная валеология исследует влияние различных особых, опасных и экстремальных факторов для здоровья человека и критерии безопасности этих факторов, определяет методы и средства сохранения и восстановления здоровья в течение и в результате воздействия таких факторов. Специальная валеология тесно связана с дисциплиной «Основы безопасности жизнедеятельности».

Семейная валеология изучает роль и место семьи и каждого из ее членов в формировании здоровья, разрабатывает рекомендации путей и средств обеспечения здоровья каждого из поколений и всей семьи в целом.

Экологическая валеология исследует влияние природных факторов и последствий антропогенных изменений в природе на здоровье человека, определяет поведение человека в складывающихся условиях внешней среды с целью сохранения здоровья.

Социальная валеология ставит своей целью изучение здоровья человека в социуме, в его отношениях социального характера с людьми и обществом. В сфере интересов социальной валеологии находится и изучение состояния здоровья в социальных группах (постоянных или временных), как в целом (коллективы, группы), так и каждого из ее элементов.

На современном этапе ряд ученых уделяют особое внимание теории и практике оздоровления подрастающего поколения – педагогической валеологии. Цель педагогической валеологии – сохранение и укрепление физического и духовного здоровья учащихся; формирование у них системы валеологических знаний и умений заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, содействие осознанию школьниками необходимости следовать здоровому образу жизни. Таким образом, педагогическая валеология – это направление валеологии, предусматривающее формирование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся педагогическими средствами.

Сейчас эта отрасль валеологии развивается наиболее динамично, что обусловлено следующими обстоятельствами: 1) потребностью общества в срочных мерах по оздоровлению человека с возможностью наиболее быстрой отдачи; 2) относительной дешевизной введения и реализации валеологических программ в образовательном процессе для находящегося в тяжелых финансовых и экономических условиях государства.

В педагогической валеологии определены два направления:

1. Педагогические аспекты валеологического образования.

2. Валеологические основы общего образования.

Педагогическая валеология опирается на ряд принципов здоровьесозидающего образования. Ведущим из них является принцип природосообразности. На основе этого принципа система воспитания и образования должна строиться в соответствии с природой ребенка, с законами его развития. В этом случае образование и воспитание необходимо строить, исходя из реализации трех базовых потребностей, присущих человеку. Это:

Ø потребность в поиске смысла жизни (эта потребность является основой духовности человека);

Ø потребность человека в другом человеке (это основа бесконфликтного существования общества);

Ø потребность в творческом самоутверждении (смысл человеческого бытия – в стремлении к раскрытию заложенных в каждом из нас внутренних возможностей и в признании их другими людьми).

В основе педагогики здоровья должны также находиться принципы целостности, системности, комплексности, интегративности, междисцип-линарности.

Основными понятиями педагогической валеологии являются «валеологическое образование», «валеологическое обучение», «валеологическое воспитание», «валеологическая культура».

Валеологическое образование — это часть общекультурного образования, основанного на медико-психолого-педагогических знаниях о различных аспектах здоровья, способах индивидуальной стратегии и тактики сохранения и развития здоровья путем выработки личностных установок на самореализацию и здоровьесозидающее поведение. Можно определить следующие задачи валеологического образования:

• обеспечить реализацию базисных потребностей личности на каждом этапе индивидуального развития;

• научить методикам самодиагностики, самооценки, самокоррекции, самоконтроля и саморазвития индивидуальных резервных возможностей («познай и сотвори себя»);

• сформировать ценностные установки и жизненные приоритеты на здоровье, культурный образ жизни и самореализацию личности;

• сформировать осознание единства личности и Вселенной — антропо-экологический подход.

Валеологическое образование должно базироваться на следующих принципах: индивидуальность; комплексность (системность, многоуровневость); непрерывность; последовательность; научность; прагматичность; креативность; междисциплинарность; активность; сознательность; востребованность; открытость; историчность; гуманистичность.

Основная цель валеологического образования — сохранение и укрепление индивидуального здоровья путем развития личностных, духовных, психических и физических возможностей, необходимых для успешной самореализации и адаптации к изменяющимся социальным и экологическим условиям.

Валеологическое обучение есть процесс формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека, овладение умениями сохранения и совершенствования личного здоровья, оценки формирующих его факторов; усвоения знаний о здоровом образе жизни и умений его построения, освоения методов и средств ведения пропагандистской работы по здоровью и здоровому образу жизни.

Валеологическое воспитание есть процесс формирования ценностно-ориентированных установок на здоровье и здоровый образ жизни, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и общекультурного мировоззрения.

Валеологические знания есть совокупность научно обоснованных понятий, идей, фактов, накопленных человечеством в области здоровья и представляющих собой исходную базу для дальнейшего развития науки и самого валеологического знания.

Результатом валеологического образования должна стать валеологическая культура человека, предполагающая знание им своих генетических, физиологических и психологических возможностей, методов и средств контроля, сохранения и развития своего здоровья, умения распространять валеологические знания на окружающих (Э. Н. Вайнер, 1998).

Задачи педагогической валеологии достаточно обширны. К основным из них следует отнести:

• организацию личностно-ориентированного обучения с учетом индивидуальных психофизиологических и социальных возможностей индивидуума;

• организацию системы рекреационных, коррекционных и реабилитационных мероприятий для учащихся и педагогического коллектива;

• диагностику индивидуальных психосоматических, конституцио-нальных и социально-духовных показателей личности – мониторинг здоровья и адаптации;

• выбор оптимальных педагогических технологий, учебных программ с учетом возраста, пола, психотипа, среды (здоровьесберегающие технологии);

• формирование индивидуальных потребностей личности и профессиональной ориентации на основе знаний индивидуальных особенностей и возможностей;

• оптимизацию социально-гигиенических условий жизнедеятель-ности учащихся и учителей;

• формирование духовно-нравственных и социальных ориентиров, определяющих здоровье и благополучие личности на каждом этапе онтогенеза;

• повышение валеологической грамотности учителей и родителей.

Педагогическая валеология утверждает, что негативные результаты воспитания и образования можно преодолеть путем формирования у ребенка ответственного отношения к самому себе: к своему телу, душе и разуму на уровне готовности быть здоровым. Эта готовность должна складываться из потребности (хочу) быть здоровым; из способности (могу) строить отношения с самим собой и окружающим миром; и решимостью (буду) жить по природосообразным законам.

Педагогическая валеология может помочь переосмыслить весь учебно-воспитательный процесс с позиции здоровьесозидания. Для этого все педагоги должны владеть технологиями управления процессами сохранения, пополнения и укрепления здоровья, должны стать «учителями здоровья».

Педагогическая валеология учит ребенка строить отношения с самим собой (своим телом, душой и разумом), отношения с людьми, отношения со всем своим окружением. Она подходит к здоровью индивида с позиции «само» (самоосознание, самопознание, самооздоровление, самосовершен-ствование). Следовательно, предметом педагогической валеологии является процесс здоровьесозидания, который строится на знании, как педагогами, так и учащимися законов человеческого здоровья, на знании педагогами и учащимися особенностей и возможностей своего организма, на владении умениями и технологиями сохранения, поддержания и улучшения собственного здоровья.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Стратегия здравосозидания как приоритетное направление государственной образовательной политики | Здоровье и здоровый образ жизни. Характеристика компонентов ЗОЖ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 6893; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.