Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Здоровье и здоровый образ жизни. Характеристика компонентов ЗОЖ

На современном этапе проблема здоровья и здорового образа жизни является актуальной для любого общества, в том числе и белорусского.

Поскольку здоровье человека, по данным ВОЗ, на 70–80% определяется его собственным отношением к здоровью или возможностью влиять на факторы, имеющие к нему отношение, исполнительный комитет ВОЗ отметил (1995 г.), что «осознанная ответственность общества и прежде всего каждого человека за сохранение и поддержание на надлежащем уровне собственного здоровья... – ключевой фактор, без которого усилия служб национального здравоохранения по достижению здоровья для всех будут оставаться недостаточно эффективными».

Перспективность лично-ориентированного подхода к сохранению здоровья определяется преимуществом здорового человека в условиях рыночной экономики перед ослабленным и больным; преимуществом в большей выгоде вкладывания средств в первичную профилактику, в поддержание здоровья, чем в лечебную медицину. Именно этим путем идут все развитые страны, осуществляя свои программы охраны здоровья нации, в которых основная роль отводится не системам здравоохранения, а различным общественным организациям, образовательным программам. В частности, такие программы, как «Спорт для всех», «Уроки здоровья», программы борьбы с курением, сердечно-сосудистыми заболеваниями, раком и т. д., широко проводимые в США, Швеции, Японии и других странах, дают реальные положительные результаты.

По этому пути идет в настоящее время и Республика Беларусь, о чем свидетельствуют следующие результаты. Показатель младенческой смертности (на 1 тыс. живорожденных детей) снизился с 12,4 в 1997 году до 6,4 – в 2005-м и 4,0 – в 2010-м. За 2000–2009 гг. смертность детей от 1 года до 5 лет в нашей стране сократилась на 43%, от 5 до 9 лет – на 21%, от 10 до 14 лет – на 42%. В 2009 году ожидаемая продолжительность жизни белорусских граждан составила 70,5 года, в том числе мужчин — 64,7, женщин – 76,4 года. По сравнению с 2005 годом этот показатель увеличился на 1,7 года (для мужчин – на 1,8, для женщин – на 1,3 года). Что касается общего коэффициента смертности, то за последние годы в Беларуси он несколько увеличился. В 2000 году на 1 тыс. населения приходилось 13,5 случая смертей, в 2009-м – 14,5.

Однако жизненные потери, которые несет население страны вследствие плохого состояния здоровья, связаны не только с естественной смертностью, но и с тем, что часть жизни многим людям приходится проживать в состоянии нездоровья. Несмотря на наличие ряда государственных программ, направленных на улучшение здоровья населения Беларуси, положение со здоровьем в стране пока нельзя назвать благополучным. По данным выборочного обследования домашних хозяйств 2009 года, только 32% населения в возрасте 16 лет и старше оценивают свое здоровье как хорошее, 62% – как удовлетворительное, и 6% обследуемых считают, что у них плохое здоровье.

Если касаться отдельных причин смертности, то ими в Беларуси до настоящего времени являются: 1) болезни сердечно-сосудистой системы (54,1%), 2) новообразования (13,5%); 2) внешние причины (10,3%) 4) респираторные заболевания; 5) болезни органов пищеварения и т.д.

Следует отметить, что показатели смертности от сердечно-сосудистых заболеваний увеличиваются в более старших возрастах, после выхода на пенсию. В трудоспособном возрасте существенных изменений не наблюдается. Благодаря профессиональным осмотрам, на сегодняшний день удается избежать увеличения риска умереть из-за сердечно-сосудистых заболеваний. В то же время, по утверждению медиков, высокий темп жизни, частые стрессы, неправильное питание и вредные привычки не позволяют существенно снизить показатели смертности от данного класса причин у населения в трудоспособном возрасте.

На втором месте по числу обусловленных ими смертей находятся новообразования (онкологические заболевания). В начале 90-х годов ХХ века наблюдалось некоторое увеличение смертности от рака. На сегодняшний день доля умерших от рака, хотя она и ниже уровня 90-х годов, все еще остается высокой и составляет более 15% от общего числа смертей. В 2009 году в Республике Беларусь доля смертей от новообразований составила 15,2% всех мужских смертей и 11,5% – женских. Основными причинами смерти от рака у мужчин являются злокачественные новообразования трахеи, бронхов, легких, желудка, предстательной железы. В 2009 году на их долю приходилось почти 50% смертей от новообразований у мужчин. Для женщин более 20% смертей от рака произошло по причине злокачественной опухоли молочной железы и шейки матки. Новообразования желудка и трахеи, бронхов, легких обусловили более 15% смертей от рака у женщин.

К основным причинам роста онкологических заболеваний можно отнести ухудшение экологической обстановки вследствие аварии на ЧАЭС, широкое распространение курения не только среди мужчин, но и среди женщин, рост потребления алкоголя и наркотических веществ, а также невнимательное отношение к своему здоровью.

Третье место по числу вызванных ими смертей среди основных классов причин смерти в Беларуси занимают внешние причины смерти (травмы, отравления и т.п.). По сравнению с 1990-м годом в 2008 году число умерших от внешних причин увеличилось на 40%. При этом на протяжении всего периода 1980–2009 годов отмечаются устойчивые гендерные различия в смертности от внешних причин (стремительное увеличение числа смертей от внешних причин наблюдалось в основном у мужчин).

Что касается различных видов внешних причин, то, по сравнению с 1980-ми годами, значительно возросли коэффициенты смертности от убийств и нападений, самоубийств, несчастных случаев, вызванных дымом, огнем и пламенем, особенно в возрастной группе 30–60 лет. Одной из основных причин всех несчастных случаев является потребление алкогольных напитков и наркотиков. В свою очередь отравление алкоголем занимает наибольший удельный вес среди всех отравлений.

В целом в 2009 году доля умерших по причинам, напрямую связанным с воздействием алкоголя, составила 3% от всех умерших. К таким причинам отнесены: хронический алкоголизм; алкогольные психозы, энцефалопатия, слабоумие, алкогольная кардиомиопатия, алкогольные болезни печени, случайные отравления алкоголем. Не вызывает сомнения то, что потребление алкоголя в действительности обусловило намного больший процент смертей.

К двум следующим важнейшим классам причин смерти в Беларуси относятся респираторные заболевания и болезни органов пищеварения, на каждый из этих классов приходится около 4% смертей. При этом роль болезней органов дыхания как причины смерти снижается, между 1990 и

2008 годами число умерших от этого класса причин смерти снизилось более чем в 2 раза. В то же время смертность от болезней органов пищеварения имеет противоположную тенденцию, число смертей от этих болезней растет.

Вследствие заболеваемости гепатитом и ВИЧ-инфекцией, наблюдается увеличение коэффициентов смертности от инфекционных болезней. В 2009 году более 20% смертей от инфекционных заболеваний обусловлены ВИЧ, 2% – герпесом, 2% – гепатитом. Пиковые значения приходятся на население в трудоспособном возрасте – 30–55 лет.

Вследствие плохого питания и употребления алкоголя, плохих социально-экономических условий с 1990 года увеличились показатели смертности от туберкулеза, особенно у населения старше 45 лет. Отмечается высокая степень заражения туберкулезом и инфекциями, передаваемыми половым путем.

В последние годы тревожной тенденцией является увеличение числа случаев смерти от разного рода гриппа. В 2009 году по его причине умер 191 человек в трудоспособном возрасте, или 0,5% от всех умерших в возрасте 15–59 лет, что свидетельствует, прежде всего, о слабости иммунной системы пострадавших.

Вследствие увеличения числа людей, имеющих вредные привычки, в последние годы значительно выросло число смертей от цирроза печени в возрастной группе 45–59 лет.

В настоящее время более 50% зарегистрированных случаев заболеваний с впервые установленным диагнозом относятся к болезням органов дыхания. На втором месте (10%) – травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин. Далее следуют болезни кожи и костно-мышечной системы. Увеличивается частота врожденных аномалий, деформаций и хромосомных нарушений, которые являются основной причиной смерти у детей до года.

Все приведенные факты свидетельствуют о том, что на фоне сокращения системы бесплатного медицинского обслуживания населения, ухудшения материально-экономических условий жизни, роста социальной напряженности в обществе к концу 90-х годов ХХ в. произошло резкое ухудшение здоровья населения, в том числе детско-подростковой и молодежной групп. Так, только 10 % выпускников школ могут считаться сегодня практически здоровыми, 50% имеют морфофункциональную патологию, 40% – хронические заболевания. За последние 10 лет увеличилось число социально значимых болезней (органов пищеварения – на 22%, нарушений опорно-двигательного аппарата – в 1,5–2 раза; аллергических болезней – в 3 раза, нарушений зрения – в 5 раз). Каждый четвертый подросток имеет пограничные нервно-психические отклонения. Особенно неблагоприятная ситуация со здоровьем учащихся сложилась в школах нового типа (гимназиях, колледжах и т. д.) в связи с ростом объема и сложности учебной информации, в условиях низкой гигиенической регламентации учебного процесса. Исследования распространенности вредных привычек среди подростков показали, что число курящих достигло в среднем 70%, а употребляющих алкоголь – 30 %.

Угрожающее состояние здоровья населения приводит к угрозе национальной безопасности страны, ее будущего. Это обусловлено следующими фактами. От 20% до 50% подростков имеют ограничения в выборе профессии по здоровью, годность к военной службе за последние 5 лет не превышает 50–70%, до 20 % девушек имеют различные формы нарушения репродуктивного здоровья.

Как показывают исследования, именно отсутствие личных мотивов человека в сохранении собственного здоровья является ключевым фактором его ухудшения. На этой основе можно четко проследить взаимосвязь между образом жизни человека и его здоровьем, что выражается понятием «здоровый образ жизни».

Рассматривая понятие «здоровый образ жизни» следует изначально обратиться к категории «здоровье». Для понимания смысла этой категории можно выделить следующие основания: понятие «здоровье», как область человеческой культуры, включает в себя в единстве три составляющие: тело, душу и разум, следовательно здоровье – это совокупность культуры физической (способности управлять своими движениями, своим телом); культуры физиологической (способности управлять физиологическими процессами в организме и наращивать их резервную мощность); культуры психической (способности управлять своими ощущениями, чувствами, эмоциями); культуры интеллектуальной (способности управлять своими мыслями).

Из приведенных оснований видно, что здоровье обеспечивается, прежде всего, культурным уровнем человека, что в свою очередь определяет и образ его жизни. Культурный человек, как отмечал И.И. Брехман, «не должен допускать болезни, особенно хронические, так как в подавляющем числе случаев они являются следствием образа жизни в течение довольно длительного времени».

Ю.П. Лисицын, исследуя взаимосвязь образа жизни и здоровья человека, говорил следующее: «Образ жизни определяется от четырех составляющих: от экономической – «уровня жизни», социальной – «качества жизни», социально-психологической – «стиля жизни» и социально-экономической – «уклада жизни». При этом:

Ø уровень жизни – экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей человека;

Ø качество жизни – социальная категория, представляющая степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей (индикатором качества жизни является образование, свобода мысли и свобода слова);

Ø стиль жизни – социально-психологическая категория, характери-зующая поведенческие особенности жизни человека (организацию рабочего и свободного времени; занятия вне сферы труда; устройство быта; манеры поведения; ценностные предпочтения, вкусы);

Ø уклад жизни – социально-экономическая категория, отражающая отношение людей к средствам производства, социальная активность человека, его семейное положение, т.е. те стороны жизни человека, в которых он определяет основные жизненные ориентиры и достигает поставленной цели;

Следовательно, образ жизни человека – это обобщенная характеристика индивидуальных особенностей его поведения и жизнедеятельности. Первые две категории (уровень и качество жизни) носят общественный характер. Отсюда следует, что человек может в первую очередь влиять на здоровье с помощью стиля и уклада жизни.

По данным экспертов ВОЗ здоровье человека обусловлено на 50% условиями и образом жизни, на 20% – экологическими факторами, на 20% – генетическими особенностями организма, на 10 % – состоянием и уровнем развития здравоохранения. Это доказывает, что здоровье человека помимо его образа жизни определяется взаимодействием наследственных особенностей организма с условиями окружающей действительности. В зависимости от этих условий выделяют несколько групп факторов, влияющих на состояние здоровья, имеющих неравноценную связь с сознанием и активной деятельностью человека.

1. Факторы, не зависящие от сознания и активной деятельности человека:

§ генотип;

§ наследственно детерминированные особенности организма и психики.

2. Факторы, косвенно зависящие от сознания и активной деятельности человека (общественно-экономические):

§ социально-экономические условия жизни;

§ экология мест проживания;

§ уровень развития здравоохранения.

3. Факторы, прямо зависящие от сознания и активной деятельности человека (образ жизни):

§ физическая активность;

§ питание;

§ режим труда и отдыха;

§ отсутствие вредных привычек;

§ соблюдение профилактических и санитарно-гигиенических норм;

§ сексуальное здоровье;

§ психологический климат в семье, на месте учебы, работы или службы;

§ удовлетворенность социально-экономическими условиями жизни.

Таким образом, формирование здорового образа жизни имеет целью совершенствование условий жизнедеятельности человека на основе его валеологической грамотности, обучения гигиеническим навыкам, а также знания основных факторов, ухудшающих его здоровье.

Сохранение здоровья во многом зависит и от среды обитания человека, формирование которой напрямую связано с его валеологической культурой, умением противостоять воздействию физического (загрязнение воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов, шум, электромагнитные поля, радиация и др.), психологического (трудовые, семейные, личностные, культурные отношения, психоэмоциональные воздействия и др.) и социального (социальные и политические перемены, безработица, дефицит времени, энергии и др.) прессинга.

На основании сказанного можно заключить, что здоровый образ жизниэто совокупность духовных ценностей и фактических форм жизнедеятельности человека по сохранению здоровья и обеспечению оптимального удовлетворения разнообразных потребностей. Формирование здорового образа жизни – сложный системный процесс, охватывающий мно­жество компонентов образа жизни современного общества и вклю­чающий основные сферы и направления жизнедеятельности лю­дей, развитие физической культуры личности.

По определению Ю.И. Смирнова (1995), понятие «здоро­вый образ жизни» содержит пять смысловых значений:

1) как конкретный вариант образа жизни, результат теорети­ческого осмысления многовековой реальной жизнедеятельности человека;

2) как целостное образование, зависящее от индивидуальных особенностей человека объективного и субъективного характера;

3) как медико-педагогическая система рациональной жизне­деятельности человека в сфере труда, быта и отдыха. Физическая и экологическая культура обеспечивает гармоничное развитие че­ловека, максимальную реализацию его индивидуальных и обще­ственно значимых возможностей;

4) как реальное и эффективное средство стабилизации здоро­вья и выживания населения;

5) как результат физической активности, охраны и улучше­ния здоровья населения. (П.А.Виноградов)

Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению челове­ком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность личности в направлении фор­мирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.

При формировании индивидуального здоровья стиль жизни имеет большое значение. По­этому при более или менее одинаковом уровне потребностей каждая личность ха­рактеризуется индивидуальным способом их удовлетворения. Это проявляется в разном поведении людей, что, в первую очередь, определяется воспитанием, и в разнообразии индивидуальных образов жизни. При этом необходимо учитывать как типологические особенности каждого человека (тип высшей нервной деятель­ности, морфофункциональный тип, преобладающий механизм вегетативной регу­ляции), так и половозрастную принадлежность и социальную обстановку, в ко­торой он живет (семейное положение, профессия, традиции, условия труда, мате­риальное обеспечение, быт и т.д.). Важное место в исходных посылках должны занимать личностно-мотивационные качества данного человека, его жизненные ориентиры. Таким образом, в основе формирования здорового образа жизни лежит личностно-мотивационная установка человека на воплощение своих социальных, физических, интеллектуальных и психических способностей и воз­можностей.

Исходя из указанных предпосылок, структура здорового образа жизни по Э.Н. Вайнеру (1998) должна включать сле­дующие факторы: оптимальный двигательный режим и занятие физкультурой, рациональное питание, ра­циональный режим жизни, психофизиологическую регуляцию, психосексуаль­ную и половую культуру, тренировку иммунитета и закаливание, валеологическое образование (обучение человека гигиеническим правилам восстановления, укрепления, совершенствования здоровья) и привитие таких навыков, как активный труд, рациональный отдых, личная гигиена и гигиена половых отношений, своевременное обращение к врачу, исключение вредных привычек и негативных влияний на организм со стороны внешних факторов.

Это подтверждает новая парадигма здоровья, четко и конструктивно определенная академиком Н.М. Амосовым: «Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоян­ные и значительные. Заменить их ничем нельзя».

Можно заключить, что здоровый образ жизни как система складывается из трех основных взаимо­связанных и взаимозаменяемых элементов, пяти культур: культуры питания, культуры движения, культуры эмоций, культура поведения, культура безопасной жизнедеятельности. Рассмотрим суть выделенных компонентов.

Культура питания. В здоровом образе жизни питание является определяющим, системообразующим, т.к. оказывает положительное влияние и на двигательную ак­тивность, и на эмоциональную устойчивость. При правильном питании пища наи­лучшим образом соответствует естественным технологиям усвоения пищевых ве­ществ, выработавшимся в ходе эволюции.

Культура движения. Оздоровительным эффектом обладают только аэроб­ные физические упражнения (ходьба, бег трусцой, плавание, катание на лыжах, работа на садово-огородном участке и т.д.) в природных условиях. Они включа­ют в себя солнечные и воздушные ванны, очищающие и закаливающие водные процедуры.

Культура эмоций. Отрицательные эмоции (стресс, зависть, страх и др.) обладают ог­ромной разрушительной силой, положительные эмоции (смех, радость, любовь, чувство благодарности) сохраняют здоровье, способствуют успеху.

Культура поведения. Самооценка индивидом своего здоровья и ценностные установки в отношении здоровья обусловливают соответствующее поведение. Поведение человека, направленное на сохранение и укрепление своего здоровья, определяется как самосохранительное поведение (И.В. Журавлева, 2002). В широком смысле поведение человека, направленное на сохранение своего здоровья, отражается в образе, а, точнее, стиле жизни. В узком смысле самосохранительное поведение человека характеризуется совокупностью действий и отношений, непосредственно связанных со здоровьем, а это, в свою очередь, отражается в таких формах заботы о здоровье, как соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил, отказ от вредных привычек (табакокурение, употребление алкогольных напитков и др. ПАВ), физическая и спортивная активность, ориентация на регулирование и нормирование половой жизни и сексуального поведения.

Культура безопасной жизнедеятельности характеризует степень усвоения правил безопасного поведения в обществе, включает формирование норм и правил поведения в социальной и природной среде, неприятие несоблюдения правил безопасности. Содержание воспитательной работы по формированию культуры безопасной жизнедеятельности предполагает приобщение обучающихся к соблюдению правил безопасности, приобретений знаний и навыков действий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

В основе здорового образа жизни лежат биологические (возрастной, энерге­тический, укрепляющий, ритмичный, аскетичный) и социальные (эстетичный, нравственный, волевой и самоограничительный) принципы. Реализация этих принципов сложна, противоречива и не всегда приводит к желаемому результа­ту. Одна из основных причин этого – отсутствие прочной, сформированной с раннего детства мотивации на сохранение и укрепление своего здоровья.

Исходя из этого, для перехода к здоровому образу жизни необходимо перепрограммирование пси­хики учащихся с болезней на здоровье и формирование опосредующего позитивного образа «Я», ориентированного на следующие результаты:

– изменяется мировоззрение, приоритетными становятся духовные ценности, исчезает экзистенциальный вакуум, обретается смысл жизни;

– исчезает физиологическая и психическая зависимость от алкоголя, табака, наркотиков; хорошее настроение формируется «гормонами радости» – эндорфинами, которые образуются в организме человека;

– сердце работает более экономно, поэтому оно более долговечно;

– половая зрелость подростков наступает позже, что способствует сближению во времени половой и социальной зрелости.

На сегодняшний день сложившаяся система образования не способствует формированию здоро­вого образа жизни, поэтому знания взрослых людей о здоровом образе жизни не стали их убеждениями. В школе рекомендации по здоровому образу жизни де­тям часто насаждаются в назидательной и категоричной форме, что не вызывает у них положительных реакций. А взрослые, и в том числе учителя, сами редко при­держиваются указанных правил. Старшеклассники и студенты не занимаются формированием своего здоровья, т.к. это требует волевых усилий, а в основном занимаются предупреждением нарушений здоровья и реабилитацией утраченного.

Здоровый образ жизни должен целенаправленно и постоянно формироваться в течение жизни человека, а не зависеть от обстоятельств и жиз­ненных ситуаций. В этом случае он будет являться рычагом первичной профи­лактики, укрепления и формирования здоровья, будет совершенствовать резерв­ные возможности организма, обеспечивать успешное выполнение социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и со­циально-психологических ситуаций.

Путь каждого человека к здоровому образу жизни отмечается своими особенностями, как во времени, так и по траектории. Принципиального значения это обстоятельство не имеет, так как важен конечный результат. Эффектив­ность здорового образа жизни для данного человека можно определить по ряду биосоциальных критериев, включающих:

– оценку морфофункциональных показателей здоровья: уровень физического развития, уровень физической подготовленности, уровень адаптивных возмож­ностей человека;

– оценку состояния иммунитета: количество простудных и инфекционных за­болеваний в течение определенного периода;

– оценку адаптации к социально-экономическим условиям жизни (с учетом эффективности профессиональной деятельности, успешности жизнедеятельности в целом); актив­ности исполнения семейно-бытовых обязанностей; широты и проявления соци­альных и личностных интересов;

– оценку уровня валеологической грамотности, в том числе: степень сформи­рованности установки на здоровый образ жизни (психологический аспект); уро­вень валеологических знаний (педагогический аспект); уровень усвоения прак­тических знаний и навыков, связанных с поддержанием и укреплением здоровья (медико-физиологический и психолого-педагогический аспекты); умение само­стоятельно построить индивидуальную траекторию здоровья и программу здоро­вого образа жизни.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сущность, специфика, структура и основные понятия валеологии. Педагогическая валеология: общая характеристика | Профориентация как социальная проблема. Сущность и функции профессиональной ориентации учащихся
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2736; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.