Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тот карьеры не сделает




Актуальность и предмет курса

ТЕКСТ лекции прилагается.

Время 90 мин

Примерное распределение учебного времени лекции:

Вводная часть

Рассматриваемые вопросы:

1. Актуальность и предмет курса «Культура речи»

2.Цели и задачи дисциплины.

3. Культура речи среди других лингвистических дисциплин.

4. Современная теоретическая концепция культуры речи

5. Основные подходы к изучению современных проблем русского языка и культуры речи.

6. Роль культуры речи в выработке навыков использования языковых средств в процессе речевого общения, в формировании сознательного отношения к их применению в речевой практике.

 

Литература для подготовки лекции:

1. Введенская Л.А., Русский язык и культура речи. Уч. Пособие д/ВУЗов, Феникс, 2011.

2. Ипполитова Н.А., Русский язык и культура речи, Изд-во: Проспект, М., 2006.

3. Русский язык и культура речи.2-е изд.,Гойхман О.Я., Гончарова Л.М., Лапшина О.Н., Изд-во: ИНФРА-М., 2009.

4. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. М., 2003.

 

5. Голуб И. Б., Русский язык и культура речи: Учебное пособие. – М., Логос, 2003.

 

Литература для студентов:

1. Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева, Русский язык и культура речи, Изд. 30-е – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 539с – (Высшее образование); 25 экз.

2. Штрекер Н.Ю., Русский язык и культура речи: учеб. Пособие для студентов вузов, М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 351с. – (Серия «Cognitoergosum»); 20 экз.

3. И.Б. Голуб, Русский язык и культура речи: учеб. Пособие. – М.: Логос, 2012. – 432с.; 30 экз.

 

Методические приемы и рекомендации лектору по изложению лекции, использованию информационных технологий, наглядных пособий, элементов учебно-лабораторной базы и др. Способы взаимосвязи с аудиторией, активизирующие вопросы, проблемные ситуации и др.:

Данная лекция первая в предлагаемом курсе, поэтому отношение к дисциплине будет во многом зависеть от того, насколько убедительно преподаватель будет говорить о необходимости внимательного и вдумчивого отношения к языку. Лекция носит теоретический характер. Основные положения лекции желательно представить в виде презентации. Для того чтобы лекция привлекла внимание студентов, следует привести примеры использования тех или иных речевых элементов. Основную часть лекции следует построить в виде беседы, проблемных вопросов и ответов

 

 

 

Лекция 1. Тема 1.Введение. Структура и содержание дисциплины «Культура речи». Культура речи как особая теоретическая дисциплина.

План лекции:

1. Актуальность и предмет курса «Культура речи»

2.Цели и задачи дисциплины.

3. Современная теоретическая концепция культуры речи

«Культура речи»

Кто не умеет говорить,

Наполеон

Русский язык является государственным языком Российской Федерации, что закреплено в основном законе нашей страны – в Конституции. На нем говорят около 98% жителей, его изучают как отдельную дисциплину в школах, на нем ведется преподавание в большинстве государственных образовательных учреждений.

Но в последнее время специалисты констатируют, что уровень речевой культуры (владения языком) падает практически у всех социальных слоев российского общества. Почему это должно тревожить?

Во-первых, потому, что язык является составной частью культуры народа в целом. Посредством языка усваиваются и передаются последующим поколениям знания о достижениях общества в производственной, общественной и духовной деятельности.

Во-вторых, язык наряду с экономическими, политическими и другими факторами создает единство нации и государства. Французский исследователь Э. Бенвенист отмечал: «Язык – это то, что соединяет людей в единое целое, это основа тех отношений, которые, в свою очередь, лежат в основе общества».

В-третьих, общество состоит из индивидуумов, и, соответственно, культурный уровень общества зависит от уровня культуры его членов. «…Общественный характер культуры обязательно предполагает, что индивидуальная культура возможна только тогда, когда она воспринимается как элемент, часть общей культуры (коллектива и общества в целом), как личный вклад в неё кого-то, но не проявление антагонизма ей, поскольку культуре изначально характерны традиции и преемственность» ( Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи в вопросах и ответах. М., 2006, с.18). Деградация культуры (в том числе и речевой) каждой личности неизбежно влечет за собой деградацию общества в целом.

Существует такое понятие – базовая культура личности, основным компонентом которой является комплекс знаний, умений, качеств, привычек, ценностных ориентаций. Но никакое образование не обеспечит знаниями на всю жизнь. Учиться приходится постоянно. Как сказал Плутарх: «Неважно, кто ты, неважно, какими качествами ты обладаешь. Если ты не учишься, ты никто». Поэтому человек культурный – это всегда человек образованный, отличающийся от обученного тем, что не просто получил знания, но еще и научился их самостоятельно добывать, применять и передавать.

Уровень образования – одно из условий социализации личности. Другим её показателем, неразрывно связанным с уровнем образования, является языковая компетентность, потому что степень владения языком влияет на усвоение знаний, впоследствии – на возможность получить престижную работу и, в конечном счете, определяет самооценку человека.

Таким образом, культура общества и культура личности – понятия не только взаимосвязанные, но и взаимодополняющие, взаимообогащающие.

В-четвертых, язык формирует своего носителя, его ментальность (ментальность – модель поведения и стереотипы реакции, присущие эпохе и социальным группам). «Границы моего языка означают границы моего мира», писал философ Л. Витгенштейн. «Какова у людей жизнь, такова и речь», - гласит античная пословица. Чем скуднее жизнь, тем скуднее язык, и наоборот. Другими словами, речевая практика определяет границы мира нашего современника.

Следовательно, мы можем сделать вывод, что падение речевой культуры носителей языка не является сугубо лингвистической проблемой, она более масштабна и серьезна.

Какие же факторы привели к такому положению?

Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо проанализировать жизнь общества в широком смысле этого слова в последние десятилетия.

К концу ХХ столетия в нашей стране произошли серьезные изменения в социальной, политической и экономической сферах, сменились психологические установки. С одной стороны, это позитивно отразилось на характере общения, которое стало более раскованным, натуральным и живым. С другой стороны, некоторые носители языка демократизацию общения подменили понятием вседозволенности. «Свобода слова, понятая буквально и по отношению к манере выражаться, сломала все социально-этические запреты и каноны» (Валгина Н. С. Активные процессы в современном русском языке. – М., 2001,с.9). Стала разрушаться не только традиционная нормативность, которая утрачивает прежнюю жесткость и однозначность, но и начинает проявляться явная «стилевая неразборчивость как протест против патетики и показухи прошлых времен» А что хуже всего – изменилась мера допустимости, если не сказать, совсем исчезла. Просторечия, ругательства, «непечатные слова» стали широко использоваться не только в обиходной речи, но и на страницах книг, в средствах массовой информации.

Кроме того, специалисты с тревогой отмечают засоренность языка словами-паразитами, «какбизмами», элементами тюремной субкультуры, жаргонизмами.

И не менее важной чертой нашего сегодняшнего языкового развития считается чрезмерное количество в языке заимствованных слов, особенно англицизмов. Да, заимствование обогащает язык, но не безмерное. Кроме того, нет единого орфографического и, следовательно, орфоэпического облика заимствованных слов, что размывает норму как основу речевого поведения для носителей языка.

И еще один не менее тревожный фактор: словарный запас литературных слов носителей языка резко сокращается, особенно у представителей молодого поколения, которые не имеют мотивации к получению знаний, не связанных непосредственно с будущим карьерным ростом. В результате молодые люди не могут выразить свои мысли и, более того, не способны воспринять и осознать более или менее сложную информацию.

Да, безусловно, жизнь со временем изменяет систему ценностей, и язык, чтобы быть понятным, доступным, тоже изменяется. Конечно, трудно требовать, да и незачем, чтобы в повседневном общении все говорили на «чистом» академическом языке. По мнению специалистов, достаточно того, чтобы люди имели представление о русском с большой буквы, чтобы наш язык стал средством контакта, общения, расширения связей между людьми, а не сужения. Чего греха таить, многие носители намеренно отступают от общелитературных норм, подстраиваются под речь «крутых», но по сути своей безграмотных людей, бравируя такой манерой поведения. И не задумываются о том, что это в конечном итоге приводит к деградации их личности, т.к. знания, которыми они обладают, оказываются невостребованными и, следовательно, утрачиваются. Как итог, они рискуют опуститься до уровня некомпетентных людей.

Сам язык не может быть хорошим или плохим. Он таков, каковы мы есть.

Значит, по мнению профессора В. Г. Костомарова, «спасать надо не язык, а нас самих». Поэтому важным является факт установления социальной нормы, которая зависит от того, какие социальные слои общества оказываются наиболее активными в исторический период формирования литературной нормы. Если носители языка стремятся сохранить и преумножить культурное наследие нации, придают огромное значение самообразованию и моральному совершенствованию, то и развитие языка достигает высокого уровня. В противном же случае культура и язык как её составляющая придут в упадок. Поэтому одной из основных задач культуры речи является охрана литературного языка.

И ещё. В течение многих десятилетий проблеме культуры речи в школе не уделялось достойного внимания. Программы сводились лишь к формированию навыков и умений в орфографии и пунктуации. Выводы специалистов, проводивших ЕГЭ в российских школах, сводятся к следующим удручающим результатам: 45% выпускников

а) не могут ясно и убедительно доказать свою позицию в случае, если она не совпадает с позицией автора текста, или найти контраргументы;

б) не умеют вежливо оформить свое несогласие с доводами автора, защитить свое понимание проблемы; сочинения этих учащихся характеризуются бедностью словаря и грамматического строя речи.

Таким образом, причиной введения курса «Русский язык и культура речи» в образовательные стандарты высшей школы стала общественная потребность в повышении речевой культуры.

Эту задачу нужно незамедлительно решать ещё и потому, что государство нуждается в высокообразованных квалифицированных кадрах, т.е. хорошее владение языком сегодня имеет и чисто прагматическое значение. В наши дни востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентноспособность во многом зависят от уровня его речевой культуры.

По данным социологов, 85% респондентов отметили, что качество речи собеседника – грамотность, доступность изложения, яркость и убедительность – для них является основным критерием формирования отношения к говорящему.

Кроме того, в современном мире человек сталкивается с огромным количеством информации. «Кто владеет информацией, тот владеет миром.» Но эту информацию нужно не только получить, но и оперативно обработать, быстро принять решение в соответствии с ситуацией общения. Поэтому вторым после мыслительных способностей критерием отбора кандидатов – молодых специалистов – становятся коммуникативные качества человека. Например, в журнале «Гид молодого специалиста» №2 2002 г. Находим следующие требования к соискателям:

- «хорошее владение устной и письменной речью, т.е. умение ясно, точно и логично излагать собеседнику свои мысли, отсутствие слов-паразитов, владение несколькими стилями речи, а также умение писать отчеты, письма, доклады;

- навыки презентации, т.е. умение преподать себя, уверенность в публичных выступлениях, навыки взаимодействия, умение достигать результата в процессе общения, умение слушать собеседника, неконфликтность в общении».

Требования строгие, но вполне достижимые. Только эти навыки необходимо формировать и совершенствовать еще задолго до начала трудовой деятельности.

Принятая Правительством РФ в декабре 2005 года Федеральная целевая программа «Русский язык» на период с 2006 до 2010 года, где определен ряд безотлагательных мер, способствовала преодолению кризиса в этой области. Но достаточно ли этого? Очевидно, что путем государственного регулирования можно исправить ситуацию в очень ограниченных масштабах.

Обязать людей пользоваться словарями нельзя.

Язык развивается по объективным законам, и успешно воздействовать на его развитие могут только сами носители. Мы уже отмечали, что культура речи является неотъемлемой частью культуры личности. А.П. Чехов в своей заметке о красноречии «Хорошая новость» писал: «В сущности, ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считать таким же неприличным, как не уметь читать и писать… Все лучшие государственные люди в эпоху процветания государств, лучшие философы, поэты, реформаторы были в то же время и лучшими ораторами. «Цветами красноречия» был усыпан путь ко всякой карьере»

Поэтому можно сказать, что сегодня интерес к родному языку становится осознанной необходимостью для миллионов людей, стремящихся достичь успеха в жизни.

Задача курса:

1) помочь овладеть основополагающими знаниями о русском языке и специфике культуры речи, познакомиться с основами теории красноречия, проявлениями вербального и невербального делового общения; научить использовать язык в различных сферах общения;

2) дать возможность осмыслить свое отношение к русскому языку, к этой духовной сокровищнице, осваивать которую предстоит всю жизнь;

3) взращивая в себе уважительное отношение к родному языку, внести свою лепту в сохранение нации, обрести чувство рачительного хозяина несметных духовных богатств.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 644; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.