Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 13. Защита имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ро­дителей

Работа специалистов интернатного учреждения по организации патронатного воспитания.

Положение о патронатном воспитании утверждается Министерством образования Республики Беларусь. Поиск, отбор, обучение патронатных воспитателей, информирование и консультирование граждан о формах и условиях устройства детей, оставшихся без попечения родителей на воспитание в семью организуют учреждения системы образования, здравоохранения, социальной защиты, негосударственные учреждения, где на воспитании и обеспечении находятся дети, оставшиеся без попечения родителей. Эти же учреждения организуют подготовку детей к передаче их в семьи патронатных воспитателей.

Задачи специалистов (психологов, социальных педагогов, медиков, юристов) состоят в том, чтобы:

ü подобрать патронатную семью на основании собеседования, сбора информации, тестирования, анкетирования, опроса;

ü подготовить семью к патронату посредством психолого-педагогичес­кого обучения;

ü провести диагностику детей (психологическую, педагогическую, медицинскую), определяющихся в патронатную семью;

ü создать условия для реабилитации и адаптации детей в патронатной семье;

ü обеспечить социальную защиту детей при их устройстве после ухода из патронатной семьи.

На этапе поиска предполагаемых кандидатов в различных социальных структурах рекомендуется осуществить:

♦ рекламную и информационную кампанию (информация в газетах, по радио, почтовое распространение рекламной продукции, выезд информационных групп в трудовые коллек­тивы, посещение родительских собраний в учебно-воспитатель­ных учреждениях и т. д.);

составление банка данных выходящих на контакт лиц, желающих стать патронатными воспитателями;

первичное собеседование с кандидатами. Вне зависимости от порядка обсуждения вопросов, в ходе первых встреч с кандидатами в приемные семьи, специалисту необходимо решить следующие задачи:

1. Установить с семьей доверительные отношения.

2. Выяснить, нет ли у кандидатов в приемные родители правовых противопоказаний, препятствующих созданию приемной семьи.

3. Выявить у кандидатов в приемные родители мотивы, побуждающие их к созданию приемной семьи.

4. Определить психологическую готовность кандидатов в приемные родители к воспитанию детей. Психологическая пригодность семейной пары к воспитанию приемного ребенка определяется по результатам тестирования, бесед и наблюдения. В качестве диагностических методик целесообразно использовать тест PARI – Родительско-детские отношения и 16-РF опросник Кеттела.

5. Ознакомить кандидатов в приемные родители с психофизиологическими особенностями детей, которые могут быть переданы на воспитание в семью.

6. Проинформировать о правовых вопросах создания приемной семьи;

посещение семьи. В процессе организации посещения семьи и подготовки к беседе с ее членами социальный педагог совместно с другим специалистом интернатного учреждения (участвуют не более 2 человек) должен оговорить с кандидатами в патронатные воспитатели сроки посещения и не нарушать их. Визит должен быть осуществлен в удобное для семьи время. Социальному педагогу необходимо знать показате­ ли соответствия обстановки в семье цели и задачам патронатноговоспитания, по которым он будет анализировать и оцени­вать результат встречи. Кроме того, следует заранее продумать ход предстоящей беседы и содержание вопросов, с которыми специалисты будут обращаться к предполагаемым кандидатам в патронатные воспитатели. По результатам посещения семьи кандидатов в патронатные воспитатели составляется акт обследования условий жизни семьи. В акте обязательно должны быть отражены:

1) жилищно-коммунальные условия проживания:

— количество, качество и состояние помещений, которыми располагает семья;

— общее санитарно-гигиеническое состояние жилого поме­щения (порядок, чистота, освещенность);

— уровень коммунального и технического обеспечения жилья;

— наличие в жилом помещении и состояние комнаты или места, предназначенной для отдыха, учебных занятий, игр и занятий по интересам ребенка.

2) социально-бытовые условия:

— состав семьи, социальный статус и профессиональная за­нятость членов семьи, режим труда и отдыха членов семьи;

— внутрисемейные отношения и социальные связи семьи, включающие отношения с родственниками, проживающими в квартире, друзьями, соседями;

3) выводы и обоснованное заключение о состоянии жилищно-бытовых условий.

опрос ближайшего социального окружения;

отбор предполагаемых кандидатов в группу тренинга и проведение психологического тренинга.

Тренинговые занятия направлены на:

а) наблюдение и оценку потенциальных воспитательных
возможностей кандидатов в патронатные воспитатели;

б) ознакомление кандидатов в патронатные воспитатели с за-
дачами воспитания ребенка в патронатной семье, типичными
проблемами патронатного воспитания и возможными способами
их решения;

в) стимулирование самоопределения кандидатов в патронатные воспитатели в процессе принятия ими решения стать патронатными воспитателями.

Эффективность процесса подготовки профессиональных воспитателей к работе с ребёнком за­висит от его систематичности и логической по­следовательности организации. Для реализа­ции этих условий необходимо провести специ­альную подготовку родителей- воспитателей, которая предполагает формирование у них си­стемы знаний, умений и навыков работы со специфическими проблемами ребёнка. В данную систему входят необходимые психолого-педагогические знания из области развития, формирования и социального становления лич­ности ребёнка в семье, а также умения, позво­ляющие осуществлять:

ü учёт последствий перенесённых ребёнком психологических травм и тяжёлых пере­живаний и содействие их минимизации;

ü коррекцию возможных деформаций нрав­ственного сознания и поведенческих сте­реотипов ребёнка (в частности, представ­лений о нормах семейного взаимодей­ствия, семейных схем и механизмов вну­трисемейного взаимодействия);

ü взаимодействие с ребёнком с девиантными поведенческими проявлениями, об­условленными неадекватными условиями его пренатального развития и последую­щей жизнедеятельностью в кровнород­ственной семье;

ü решение воспитательных задач в патронатной семье, направленных на успеш­ную социализацию и социальную адапта­цию ребёнка;

ü сотрудничество с интернатным учреждени­ем, передающим ребёнка на воспитание в патронатную семью, и другими заинте­ресованными социальными институтами в оказании ребёнку комплексной медико-психолого-педагогической и правовой по­мощи.

Процесс обучения кандидатов в профессиональные воспитатели предусматривает проведение си­стемного комплекса психолого-педагогических и социально-педагогических обучающих занятий (практикумов) с использованием интерактивных форм и методов обучения, направленных на практическое усво­ение получаемых знаний. Он осуществляется в следующих направлениях:

1. Социально-правовая подготовка буду­щих профессиональных воспитателей. Содержание обучения предусматривает ознакомление кандидатов с перечнем и содержанием документов о социальном положении и состоянии здо­ровья ребёнка, принимаемого в замещающую семью; с порядком изучения, сбора и оформле­ния документов, необходимых для созда­ния патронатной семьи; с информацией о должностных ли­цах, с которыми осуществляется их сотрудничество, и о способах сотрудниче­ства с органами опеки и попечительства.

2. Психолого-педагогическая подготовка.

Заключается в формировании у будущих профессиональных воспитателей знаний и умений в области психолого-педагогических за­кономерностей и организации процесса раз­вития и становления личности ребёнка в се­мье. Данная подготовка предполагает получе­ние знаний:

v о влиянии воспитания на развитие и фор­мирование личности ребёнка, функциях семейного воспитания в процессе его со­циализации и социальной адаптации, под­готовке его к самостоятельной жизни в обществе;

v о правах и обязанностях родителей и де­тей, сущности и значении родительской позиции в семье, распределении ролей и функций между её членами, создании бла­гоприятного психоэмоционального клима­та в патронатной семье;

v об особенностях развития и формирова­ния личности ребёнка, оставшегося без попечения родителей (причины сиротства и его последствия для развития ребёнка и формирования личности, влияние соци­ального опыта ребёнка из асоциальной се­мьи на его последующую социализацию и социальную адаптацию);

v о возрастных особенностях ребёнка и про­блемах воспитания, связанных с возрас­том;

v об общении с ребёнком и установлении доверительных отноше-ний с ним, процес­се приспособления ребёнка к нормам се­мьи в системе семейных взаимоотноше­ний, продолжительности и этапах его адап­тации в патронатной семье, признаках и показателях уровня его адаптированности в системе внутрисемейных отношений патронатной семьи;

v об условиях успешной адаптации ребён­ка в патронатной семье, правилах обще­ния и поведения родителей-воспитателей на разных этапах процесса его адаптации в семье;

v о способах организации межличностного взаимодействия с ребёнком в сложных пе­дагогических ситуациях, путях преодоле­ния трудностей в установлении эмоцио­нального контакта с ним, причинах возможных отклонений в поведении и про­филактике;

v об организации помощи ребёнку в процес­се его развития, создании условий в семье для его подготовки к школе и помощи ему в процессе обучения, профилактике труд­ностей в обучении ребёнка, воспитываю­щегося в патронатной семье.

Не менее важной является работа по подготовке ребенка к прожива-нию в патронатной семье. Она включает следующие направления работы:

выявление отношения ребенка к перспективе проживания в семье патронатных воспитателей, учет его пожеланий;

комплексная диагностика личностных особенностей ре­бенка для организации оптимальных условий для развития и формирования его личности в патронатной семье. В детском доме и интернатном учреждении в процессе подготовки ребенка к воспитанию в патронатной семье проводятся мониторинг и диагностика развития воспитанников по следу­ющим показателям:

– физическое и психологическое здоровье ребенка;

–социальное благополучие и характер межличностных от­ношений в коллективе;

–результаты образовательного процесса;

–уровень воспитанности ребенка;

–развитие навыков самообслуживания.

разработка и осуществление целенаправленной индивиду­альной подготовки ребенка к жизни в условиях семьи реализовывается в системе личностно ориентированного подхода к ребенку, включающего психологическую подготовку, обучение коммуникативным и бытовым умениям и навыкам.

Детей, находящихся в состоянии депривации и оставшихся без попечения родителей, необходимо научить:

а) принятию заботы и помощи со стороны взрослых. Для того необходимо установить с ребенком отношения дружбы и взаимного доверия; убедить ребенка в доброжелательности членов патронат­ной семьи по отношению к нему;

б) опираться на свои позитивные личностные качества и на поддержку со стороны близких людей — членов патронатной семьи, взрослых и детей. Для этого необходимо содействовать выработке ребенком положительного отно­шения к себе; обучать ребенка заботиться о себе; способствовать формированию позитивных ожиданий у ребенка.

Необходимой частью данной подготовки является формиро­вание у ребенка адекватного образа семьи. Для этого организу­ются специальные занятия, мероприятия, посещения детьми семей в праздничные, выходные и каникулярные дни, выезды для оздоровления за рубеж с проживанием в семьях.

Значимой является работа, направлен­ная на психоэмоциональную реабилитацию ребенка. Под пси­хоэмоциональной реабилитацией понимается комплекс мер, направленных на компенсацию последствий жизненной травмы ребенка, формирование у него чувства безопасности, доверия, развитие его личностного потенциала. Отвечает за организацию этой работы психологическая служба интернатного учреждения.

СППС интернатного учреждения должна ежегодно проводить мониторинг воспитания ребенка в патронатной семье. Для изучения качества воспитания, развития детей в замещающих семьях белорусскими учеными В.В. Мартыновой и В.А. Маглыш была разработана методика мониторинга положения детей в замещающих семьях. Данная методика мониторинга позволяет оценить положение воспитанников в замещающих семьях одновременно по пяти стандартам: 1) удовлетворение потребностей; 2) здоровье; 3) обучение; 4) воспитание; 5) идентичность.

Контроль осуществляется в виде регулярных проверок. Анализируется процесс развития и формирования личности ребенка, находящегося на патронатном воспитании, состояние его здоровья и развития оценивается в соответствии с показа­телями нормы для детей его возраста. Определяются причины замеченных нарушений благосостояния, здоровья и развития, разрабатываются предложения об изменении плана защиты интересов ребенка.

Сроки проверки:

♦первая проверка осуществляется в пределах 4 недель с мо­мента передачи ребенка на патронатное воспитание;

♦вторая проверка осуществляется не позднее 3 месяцев с момента осуществления первой проверки;

♦впоследствии проверки осуществляются не реже чем один раз в полгода;

♦внеочередные проверки осуществляются в интересах ре­бенка.

Изучение положения детей в патронатных семьях целесооб­разно проводить в следующей последовательности:

1) проведение психодиагностики ребенка;

2) оценка положения ребенка в патронатной семье классным руководителем (воспитателем);

3) анализ данных медицинского обследования;

4) опрос патронатных воспитателей;

5) опрос ребенка, воспитывающегося в патронатной семье, и изучение условий его жизни.

За выполнением программы воспитания, развития и социа­лизации ребенка осуществляется текущий контроль.Он может проходить в разных формах:

♦посещение патронатной семьи социальным педагогом, спе­циалистами (психологом, педагогом, логопедом, педиатром). На каждое посещение оформляется протокол, в котором отражает­ся ситуация жизни ребенка в момент посещения, выявленные проблемы и способы их решения в семье;

♦встречи специалистов интернатного учреждения с детьми и патронатными воспитателями во время отдыха, праздников (в семье, в интернатном учреждении), в процессе участия детей в коррекционных и реабилитационных программах, организо­ванных специалистами интернатного учреждения, в различных видах формального и неформального общения с членами патро­натной семьи;

♦специальное обследование семьи и ребенка с помощью специальных методик оценки состояния развития ребенка и эффективности выполнения программы организации повседнев­ной жизни. Методики разработаны с учетом возраста ребенка: от рождения до года; от года до 3 лет; от 3 лет до 7 лет; от 7 лет до 10 лет; от 10 лет до 14 лет; от 14 лет и старше.

Таким образом, источниками информации в процессе проведения монито­ринга являются:

♦данные, полученные в ходе качественного и количествен­ного анализа опроса детей и патронатных воспитателей;

♦акты обследования условий жизнедеятельности и процес­са воспитания ребенка в патронатной семье;

♦данные специальных (психологического, медицинского) обследований ребенка, находящегося на патронатном воспитании.

При анализе ответов ребенка следует учитывать субъектив­ный характер полученной от него информации, обусловленный особенностями его социального опыта. Для этого нужно соот­нести результаты диагностической беседы с ребенком с данны­ми, полученными с помощью других методов. Основным критерием оценки эффективности процесса патронатного воспитания по результатам анализа данных монито­ринга является соответствие его характеристик требованиям надлежащего воспитания ребенка в семье.

 

1. Понятие «имущество подопечного». Право на материальное обеспечение и жильё.

2. Управление делами несовер­шеннолетнего ребёнка. Контроль за сохранностью имущества подопечного.

3. Гражданские права несовершеннолетних. Право наследования несовершеннолетними.

4. Защита жилищных прав детей сиротской категории.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Защита прав ребенка в Республике Беларусь: сб. нормат. правовых актов: текст по сост. на 15 декабря 2009 г. – Минск: Дикта, 2010. – С. 92–96.

2. Кеник, А.А. Защита прав ребенка и несовершеннолетних в Республике Беларусь / А.А. Кеник. –2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Дикта, 2008. – С. 125–184.

3. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье: 9 июля 1999 г. № 278-3. – Минск: Амалфея, 2010. – С. 54–56.

4. Организация социально-педагогической работы в учреждениях образования: учеб.-метод. пособие /авт.-сост. Т.С. Капелевич. –Минск: Новое знание, 2007. – С.85–91.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Функционирование патронатного воспитания: сущность и специфика | Понятие «имущество подопечного». Право на материальное обеспечение и жильё
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1126; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.