Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функционирование патронатного воспитания: сущность и специфика

Одной из форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является патронатная семья. Главная цель патронатной семьи – создать благоприятные условия для временного пребывания и воспитания ребенка. Ребенок помещается в семью патронатного воспитателя на основании трудового договора, заключаемого патронатным воспитателем с учреждением, воспитанником которого является ребенок.

Отличительные особенности патронатного воспитания заключаются в следующем:

а) на патронатное воспитание могут быть переданы только дети, оставшиеся без попечения родителей, находя­щиеся на воспитании в детских интернатных учреждениях, т.е. воспитанники этих учреждений;

б) опека, попечительство над несовершеннолетними, пе­реданными на патронатное воспитание, сохраняются до до­стижения ими совершеннолетия за детскими интернатными учреждениями, являющимися опекунами, попечителями де­тей на момент передачи их на патронатное воспитание;

в) патронатный воспитатель в отличие от приемного родителя функций опекуна, попечителя в отношении ре­бенка, принятого на воспитание, не осуществляет. В пери­од проживания ребенка в семье патронатный воспитатель отвечает за его жизнь, здоровье, воспитание и образование;

г) в отличие от приемной семьи, которая образуется на основании двух договоров – договора о передаче ребенка (детей) на воспита­ние в приемную семью и трудового договора, заключаемых между приемными родителями и органами опеки и попечи­тельства, в семью патронатного воспитателя ребенок помещается на основании трудового договора, заключаемо­го между патронатным воспитателем с учреждением, воспитанником которого является ребенок.

На основании результатов исследований, анализа и обобще­ния практического опыта работы на экспериментальных пло­щадках Бобруйского, Гомельского, Стародорожского детских домов, можно выделить два основных вида устройства ребенка в патронатную семью:

1. Устройство с перспективой создания замещающей семьи, при котором осуществляется устройство ребенка на патронатное воспитание в семью, которая хотела бы усыновить ребенка или создать приемную семью. Патронатные воспитатели рас­сматривают форму патронатного воспитания как переходную. В случае успешного устройства могут образовываться замеща­ющие семьи. При переходе к созданию приемной семьи или усы­новлению происходит официальное признание образовавшихся семей.

Созданию патронатной семьи предшествует предваритель­ный отбор и подготовка граждан, желающих взять ребенка на воспитание:

♦проводится предварительное изучение семьи для выявле­ния условий, соответствующих задачам развития и формирова­ния личности ребенка;

♦подбор семьи для ребенка осуществляется по принципу психологической совместимости ребенка и кандидатов в патро­натные воспитатели;

♦проводится предварительная беседа с предполагаемыми кандидатами в патронатные воспитатели, в процессе которой им предоставляется возможность получить информацию о воспи­тании ребенка, оставшегося без попечения родителей, осознать мотивы принятия ребенка на воспитание, оценить свои реаль­ные возможности и готовность к принятию ребенка;

♦осуществляется подготовка кандидатов в патронатные вос­питатели к выполнению своих обязанностей, дающая им воз­можность приобрести необходимые знания, умения и навыки решения психолого-педагогических задач, связанных с воспи­тательной ситуацией в патронатной семье.

При наличии взаимного согласия между органами опеки и попечительства и кандидатами в патронатные воспитатели заключается договор, в соответствии с которым ребенок переда­ется на патронатное воспитание в данную семью.

В процессе функционирования данного вида семьи решают­ся следующие задачи воспитания ребенка:

♦организовывается жизнедеятельность ребенка в семье в соответствии с социально-педагогической и психолого-педаго­гической ситуацией его личностного развития;

♦осуществляется психолого-педагогическое и социально-педагогическое сопровождение семьи в период нахождения в ней ребенка. Сопровождение осуществляется специалистами социально-психологической и педагогической службы (СППС) интернатного учреждения;

♦осуществляется социально-психолого-педагогический мо­ниторинг ситуации развития и формирования личности ребенка в патронатной семье. В ходе мониторинга: а) изучается воспи­тательная ситуация в семье, складывающаяся система взаимо­отношений родителей, кровных детей и ребенка, переданного на патронатное воспитание; б) выявляются и анализируются проблемы и трудности, с которыми встречаются патронатные воспитатели и ребенок; в) осуществляется текущая коррекция воспитательной ситуации в семье; г) анализируется и обобща­ется позитивный опыт воспитания в патронатной семье.

При необходимости осуществляется привлечение к органи­зации данного вида патроната соответствующих специалистов (врачей, юристов, работников социальных служб и др.) для оказания необходимой помощи патронатной семье.

2. Краткосрочное устройство на патронатное воспитание, при котором патронатные воспитатели изъявляют желание по­мочь ребенку пережить кризисный период жизни, содейст­вовать удовлетворению его жизненно важных потребностей. Данный вид патронатного воспитания предполагает периоди­ческое проживание ребенка в семье патронатных воспитателей.

При осуществлении данного вида патронатного воспитания ответственность за жизнь и воспитание ребенка разделяют:

а) детское учреждение, передающее ребенка, оставшегося без
попечения родителей, на патронатное воспитание в семью;

б) патронатные воспитатели.

Специалисты интернатного учреждения совместно с патронатными воспитателями составляют план организации жизнедеятельности ребенка в патронатной семье, в котором опреде­ляется программа воспитания ребенка в семье, перечень меро­приятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка, сроки исполнения структурных компонентов содержания плана. Для эффективной работы разрабатываются специальные формы контроля и оценки характеристик состояния ребенка в семье специалистами интернатного учреждения, передавшего его на воспитание в патронатную семью.

В основе организации контроля над пребыванием ребенка в патронатной семье лежит идея комплексного сопровождения семьи, в которой находится ребенок на патронатном воспита­нии. Комплексное сопровождение включает в себя диагностику состояния и развития ребенка, поиск путей преодоления проб­лем и трудностей, эффективных путей развития и социализации, организация постоянной поддержки и помощи ребенку в решении его проблем, а также помощи семье. Комплексное co­провождение ребенка и семьи предусматривает определенную самостоятельность патронатных воспитателей в воспитании и развитии ребенка при условии, что это развитие осуществляется эффективно.

Данный вид патронатного воспитания ребенка способствует:

♦формированию адекватных представлений и понятий о семье, ее структуре, семейных социальных ролях;

♦семейной социализации, приобретению умений и навыков взаимодействия в семье, формированию опыта семейных отношений;

♦формированию доверия к взрослым

♦ формированию чувства принадлежности к семье, в частности, защищенности, уверенности в безопасности, которую обеспечивает семья;

♦ формированию умений и навыков осознанного социального поведения, социальной активности, гибкости и открытости к новому социальному опыту, ответственности за себя и свои действия;

♦ развитию способности устанавливать и поддерживать межличностные отношения;

♦ расширению сферы компетентности, развитию его самосто-ятельности; формированию бытовых умений и навыков, навыков самообслуживания.

Пребывание в патронатной семье обеспечивает у ребенка:

♦ реализацию права жить и воспитываться в семье;

♦ предоставление и реализацию индивидуального компле­ксного медико-психолого-педагогического сопровождения, в процессе которого осуществляется защита прав ребенка на до­стойные условия развития, формирования, медицинское обслу­живание, организацию образовательно-воспитательного процес­са в соответствии с его индивидуальными потребностями.

При осуществлении обоих видов патронатного воспитания процессы социализации и социальной адаптации ребенка, оставшегося без попечения родителей и переданного на воспи­тание в патронатную семью, проходят по типу семейных, что способствует последующей постинтернатной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Вид патронатного воспитания в каждом конкретном случае определяется администрацией интернатного учреждения, пере­дающего ребенка на патронатное воспитание, обсуждается с кандидатами в патронатные воспитатели и оговаривается в со­держании договора, заключаемого между интернатным учреж­дением и патронатными воспитателями.

Оба вида патронатного воспитания предусматривают соблю­дение прав ребенка, переданного на патронатное воспитание в семью, а также прав и обязанностей патронатных воспитателей на основании действующего законодательства и в соответствии с договором.

Ребенок, переданный на патронатное воспитание в семью, обладает правами и льготами, установленными для воспитан­ников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без по­печения родителей. План по защите прав ребенка при достижении ребенком десятилетнего возраста в обязательном порядке должен согла­совываться с самим ребенком.

Договор о патронатном воспитании обязательно содержит по­ложения, предусматривающие ответственность, права и обязан­ности сторон в отношении организации жизни патронатной семьи, условий содержания, воспитания и образования ребенка, помо­щи и поддержки семьи со стороны интернатного учреждения.

 

2. Критерии и система подбора патронатных воспитателей.

При организации патронатного воспитания необходимо должным образом вести профессиональный отбор патронатных воспитателей, их предварительную подготовку, а также конт­роль и наблюдение за условиями содержания и воспитания де­тей в патронатной семье с оказанием необходимой помощи патронатным воспитателям и ребенку. Данную работу организует и осуществляет социально-педагогическая и психологическая служба интернатного учреждения.

В процессе организации передачи ребенка на патронатное воспитание в семью осуществляется подбор кандидатов в пат­ронатные воспитатели. Для целенаправленного решения данной задачи в процессе работы необходимо руководствоваться четки­ми критериями отбора, которые позволят выявить и отобрать предполагаемых кандидатов в патронатные воспитатели из чис­ла лиц, наиболее подходящих для выполнения родительских функций в патронатной семье.

Социально-правовой статус кандидатов в патронатные воспитатели как критерий подбора патронатной семьи вытекает из содержания статьи 173 «Приемные родители» Кодекса Республики Бела-русь о браке и семье. Статья устанавливает, что приемными родителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

ü лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

ü лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных в родительских правах;

ü отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

ü бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

ü лиц, имеющих следующие заболевания, при наличии которых нельзя взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью:

♦шизофрения, эпилепсия, психозы, деменции, олигофре­ния, расстройства личности различного генеза;

♦наркомания, токсикомания, алкоголизм и злоупотребле­ние алкоголем;

♦ злокачественные онкологические заболевания;

♦ хронические заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, кожи;

♦туберкулез активный и хронический;

♦инвалидность 1-й и 2-й групп.

Важным правовым критерием является отсутствие у кандидатов в приемные родители на момент создания приемной семьи судимости за умышленное преступление.

Предпочтение отдается семьям или одиноким лицам, имеющим опыт воспитания детей. В первую очередь дети передаются в полные семьи, имеющие постоянный источник доходов.

2. Социально-бытовые характеристики семьи предполагаемых кандидатов в патронатные воспитатели.

а) наличие постоянного места жительства и жилого помещения, отвечающего санитарно-гигиеническим нормам и техническим требова-ниям (не менее 7 кв. метров жилой площади на каждого члена семьи, возможность обеспечения ребенку собственной кровати, места для приготовления уроков и хранения личных вещей). Основанием для установления данного соответствия является акт обследования условий жизни предполагаемых кандидатов в патронатные воспитатели, составленный специалистом органов опеки и попечительства или социальным педагогом социально-педагогического центра, интернатного учреждения, детского социального приюта;

б) характеристики семьи (состав, возраст и социальный статус ее членов, доходы);

в) социальные перспективы семьи, возможность обеспечения
прав и свобод ребенка в процессе организации его жизнедеятельности в данной семье.

3. Психолого-педагогические возможности предполагаемых канди-
датов в патронатные воспитатели:

а) социально-педагогические возможности семьи, наличие у
нее воспитательного потенциала;

б) уровень психолого-педагогической культуры семьи;

в) личностные характеристики предполагаемых кандидатов
в патронатные воспитатели (альтруизм, общительность, способность к сопереживанию, уравновешенность, адекватность самооценки, воспитательные установки, динамичность, оптимистичность, способность к развитию);

г) особенности межличностных внутрисемейных отношений,
психоэмоциональная ситуация в семье;

д) мотивы выбора (преобладающие мотивы: желание помочь ребенку, самореализация; стремление компенсировать отсутствие собственных де­тей, нереализованное материнство; желание воспитывать детей после того, как собственные дети уже выросли; потребность заботиться о ком-либо; привязанность к конкретному ребенку);

е) способ­ность к рефлексии;

ж) отсутствие агрессивности;

з) отсутствие выраженных семейных проблем: явных неудач в воспитании собственных детей, серьезных проблем в супру­жеских отношениях или в отношениях с другими совместно проживающими родственниками;

и) готовность к сотрудничеству со службами детского дома, интернатного учреждения.

Юридическим основанием для помещения ребенка в семью является заключение о возможности предполагаемых кандида­тов в патронатные воспитатели быть воспитателями. Оно го­товится соответствующими специалистами на основании сле­дующих документов:

♦ заключения о психологической готовности предполагае­мых кандидатов в патронатные воспитатели к принятию ребен­ка в семью на патронатное воспитание;

♦ справки о результатах медицинского обследования пред­полагаемых кандидатов в патронатные воспитатели;

♦ акта обследования жилищно-бытовых условий.

В ходе подбора семьи для ребенка можно выделить несколь­ко последовательных и взаимосвязанных этапов.

I этап. На первом этапе проводится работа с контактной сетью ребенка с целью выявления значимых для него людей. Предпочтение отдается родственникам и близким ребенка, поскольку контакты ребенка с ними позволяют успешнее пре­одолеть состояние депривации. Общение с такими людьми помо­гает ребенку сохранить ощущения социогене-алогической свя­зи. Поэтому, если оказывается невозможным помещение ребенка в семью родственников, поиск осуществляется в среде друзей и знакомых родителей ребенка, их сослуживцев.

II этап. Если поиск предполагаемых кандидатов в контакт­ной сети ребенка не дал результатов, социальный педагог совместно с другими специалистами социально-педагогической и психологической службы интернатного учреждения перехо­дит ко второму этапу, на котором осуществляет поиск кандида­тов в других социальных структурах. На данном этапе осущест­вляется:

♦ информирование населения о возможности принятия ребенка в семью;

♦ предварительная работа с гражданами, обратившимися в интернатное учреждение: разъяснение требований к патронатным воспитателям, их прав и обязанностей, порядок оформле­ния документов;

♦ прием и рассмотрение предоставленных гражданами документов.

III этап. На третьем этапе подбора осуществляется знакомство специалистов СППС интернатного учреждения с обратившимися гражданами, изъявившими желание стать патронатными воспитателями. Оно предполагает:

♦оформление документов, необходимых для внесения по­ступившей от обратившихся граждан информации в банк дан­ных;

♦первичное собеседование с предполагаемыми кандидатами в патронатные воспитатели;

♦проведение обследования жилищно-бытовых условий за­явителей и подготовка акта.

Кандидаты в патронатные воспитатели должны знать норма­тивно-правовую основу патронатного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иметь четкое представление о своих правах и обязанностях. Так, кандидат в патронатные воспитатели должен осознавать, что он:

♦несет ответственность за жизнь и здоровье ребенка;

♦отвечает за питание и обеспечение ребенка в соответствии с выплачиваемым пособием;

♦обучает ребенка навыкам самообслуживания;

♦оказывает содействие школьному обучению и воспитанию ребенка, контролирует выполнение домашнего задания, осуще­ствляет необходимый контакт со школой.

А также обеспечивает:

♦здоровый образ жизни ребенка, следит за его здоровьем, осуществляет контакт с поликлиникой по месту жительства;

♦процесс развития ребенка в соответствии с планом, состав­ленным совместно с представителями интернатного учрежде­ния, передающего ребенка на патронатное воспитание;

♦контакт с биологической семьей ребенка в соответствии с планом, составленным совместно с представителями интернат­ного учреждения, передающего ребенка на патронатное воспи­тание;

♦обеспечивает ребенку благоприятную психоэмоциональ­ную ситуацию в семье и предоставляет ему домашний уход.

Предполагаемые кандидаты в патронатные воспитатели долж­ны знать перечень документов, которые необходимо предста­вить в процессе создания патронатной семьи и уметь их оформить.

Для создания патронатной семьи будущие кандидаты долж­ны представить заявление лица, желающего принять ребенка на патронатное воспитание. К заявлению прилагаются:

♦копия паспорта (пенсионного удостоверения);

♦справка с места работы с указанием занимаемой должнос­ти, размера заработной платы;

♦документ, подтверждающий наличие жилья у кандидатов в патронатные воспитатели (копия лицевого счета с места жи­тельства либо документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение);

♦копия свидетельства о заключении брака;

♦медицинские документы, подтверждающие отсутствие у кандидатов в патронатные воспитатели заболеваний, препятст­вующих выполнению ими функций патронатных воспитателей с заключениями психиатра, нарколога, венеролога и терапевта;

♦письменное согласие совершеннолетних членов семьи кан­дидатов в патронатные воспитатели.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 12. развитие патронатного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | Тема 13. Защита имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ро­дителей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 634; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.