Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2 Современные количественные методы социологических исследований

Материалы к курсу лекций

Эссе

 

«Различия в формах и способах осуществления профессионального политического анализа в условиях различных политических систем: демократических, авторитарных, тоталитарных»

Количественные методы: сущность, виды. Характеристика опросных методов. Возможности и ограничения опросных методов сбора данных.

Социологический опрос — это метод сбора первичной социологической информации об изучаемом объекте посредством обращения с вопросами к определенной группе людей, именуемых респондентами. Основу социологического опроса составляет опосредованное (анкетирование) или не опосредованное (интервью) социально-психологическое общение социолога и респондента путем регистрации ответов на систему вопросов, вытекающих из цели и задач исследования.

Социологический опрос занимает важнейшее место в социологических исследованиях. Его основное назначение состоит в получении социологической информации о состоянии общественного, группового, коллективного и индивидуального мнения, а также о фактах, событиях и оценках, связанных с жизнедеятельностью респондентов. По подсчетам некоторых ученых, с его помощью собирается практически 90 % всей эмпирической информации. Опрос является ведущим методом при изучении сферы сознания людей.

Многие исследователи считают опрос наиболее простым и доступным методом сбора первичной социологической информации. В самом деле, оперативность, простота, экономичность этого метода делают его весьма популярным и приоритетным по сравнению с дру­гими методами социологических исследований. Однако эта простота

и доступность нередко являются кажущимися. Проблема состоит не в проведении опроса как такового, а в получении качественных его данных. А для этого необходимы соответствующие условия, соблюдение определенных требований.

В социологии принято различать опросы письменные (анкетирование) и устные (интервьюирование), очные и заочные (почтовые, телефонные, прес­совые), экспертные и массовые, выборочные и сплошные (например, референдум), общенациональные, региональные, локальные, местные и другие.

Таблица 1 - классификация видов социологического опроса

 

Основание классификации Виды опросов
Степень охвата генеральной совокупности Индивидуальные Выборочные Сплошные
Способ коммуникации между респондентом и социологом Анкетные Интервью Почтовые Телефонные Прессовые
Степень формализации Свободные Формализованные
Содержание социологической информации О фактах, событиях О поведении людей О внутреннем мире людей Опросы индивидуумов
Тип респондентов Групповые (социометрические) Экспертные

 

В практике социологических исследований наиболее распространенным видом опроса является анкетирование, или анкетный опрос. Это объясняется как разнообразием, так и качеством той социологической информации, которую можно получить с его помощью. Анкетирование - письменный опрос, при котором общение между социологом - исследователем и респондентом опосредуется анкетой. Опрос по анкете предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируются опрашиваемым либо наедине с самим собой (заочный опрос), либо в присутствии анкетера (прямой опрос).

Принципиальной особенностью анкетирования является самостоятельность респондента при заполнении анкеты. Поэтому результаты опроса во многом зависят от того как складывается процесс восприятия и понимания респондентом письменного текста в анкете. Прежде чем распространять анкету среди отобранных респондентов исследователь должен убедиться, что все вопросы прошли методическую проверку.

Виды анкетирования многообразны и группируются попарно в соответствии с несколькими признаками. В зависимости от количества опрашиваемых различают два вида анкетирования: сплошное и выборочное.

Сплошное анкетирование предусматривает опрос всей генеральной совокупности изучаемых лиц, а при выборочном анкетировании опрашивается лишь часть генеральной совокупности — выборка. Именно этот вид анкетирования является наиболее распространенным. Сплошной анкетный опрос охватывает всю совокупность респондентов, принадлежащих к какой-либо социальной общности или социальной группе. Население страны — самая крупная из таких общностей. Однако есть и более мелкие, на­пример персонал фирмы, участники афганской войны, ветераны ВОВ, жители небольшого города. Если опрос проводится на таких объектах, он также называется сплошным.

Выборочный опрос (в отличие от сплошного) является более экономичным и не менее надежным методом сбора информации, хотя требует изощренной методики и техники проведения. Его основа — выборочная совокупность, которая представляет собой уменьшенную копию генеральной.

Генеральной совокупностью считают все население страны или ту его часть, которую социолог намеревается изучить, а выборочной — множество людей, опрашиваемых социологом непосредственно. В сплошном опросе генеральная и выборочная совокупности совпадают, а в выборочном — расходятся.

Для того чтобы выборка точно отражала генеральную совокупность, социолог придерживается такого правила: любой независимо от места жительства места работы, состояния здоровья, пола, возраста и других обстоятельств, затрудняющих доступ к нему, должен иметь одинаковую возможность попасть в выборочную совокупность. Социолог не имеет права опрашивать специально подобранных людей, первых встречных или наиболее доступных респондентов.

Необходимо отметить, что искусство анкетного опроса состоит в правильной формулировке и расположении задаваемых вопросов.

В частности, каждый вопрос проверяется по следующим критериям.

1. Не забыты ли (если они нужны) такие варианты ответов, как: «не знаю», «затрудняюсь ответить», «не помню», «не думал об этом» и т.п. Допускается, что респондент вправе

уклониться от ответа, когда он сочтет нужным.

2. Не следует ли добавить к некоторым закрытым вопросам позицию «другие ответы» со свободными строчками для дополнительных высказываний респондентов (то есть превратить закрытый вопрос в полузакрытый).

3. Относится ли вопрос ко всей совокупности опрашиваемых или только к некоторой части этой совокупности? В последнем случае добавляется вопрос фильтр.

4. Достаточна ли объяснена респонденту техника ответов на вопросы? Есть ли указания на то, сколько вариантов ответов можно отметить, как отвечать на вопросы в табличной форме?

5. Содержатся ли в формулировке вопроса слова, термины, которые могут быть непонятны опрашиваемым? Как их заменить, не нарушая смысла вопроса?

6. Не превышает ли вопрос компетентности опрашиваемого?

7. Не превышает ли вопрос возможностей памяти опрашиваемых?

8. Не слишком ли многочисленны варианты ответов на вопрос?

9. Не задевает ли вопрос самолюбия респондента, его достоинства, престижных представлений?

10. Не вызовет ли вопрос отрицательных эмоций у опрашиваемого (опасения за последствия опроса, неприятные ассоциации, печальные воспоминания и другие негативные эмоциональные состояния)?

Оценить качество вопросов анкеты, апробировать ее по обозначенным критериям помогает пробное исследование (пилотаж).

Опрос как определенный вид процесса общения имеет свою определенную специфику. Прежде всего, отмечаются следующие специфические черты опроса:

Целенаправленность.

Ассиметричность

Опосредованность опроса

заполнялись респондентом самостоятельно. Эффективность анкетирования во многом зависит от грамотного построения и содержания анкеты.

В социологии, как показывает анализ, чаще других используются два основных вида анкетного опроса: сплошной и выборочный.

 

Среди недостатков данного метода чаще всего называют трудности оценки объективности содержания информации, ее достоверности, надежности.

Анкетирование в социологическом исследовании. Методика и техника проведения анкетирования в современных условиях. Internet как один из возможных способов заполнения анкеты.

Анкетирование — это метод получения первичной социологической информации путем письменных ответов респондентов на систему стандартизированных ответов анкеты. Анкетирование является наиболее распространенным в практике прикладной социологии видом опроса.

В зависимости от способа общения исследователя с респондентом различают личное и заочное анкетирование.

Личное анкетирование предусматривает непосредственный контакт исследователя с респондентом, когда анкета заполняется в его присутствии. Этот способ анкетирования имеет два преимущества: во-первых, гарантирует полный возврат анкет и, во-вторых, позволяет контролировать правильность их заполнения. Личный опрос может носить групповой и индивидуальный характер.

Заочное анкетирование характеризуется тем, что респондент отвечает на вопросы анкеты в отсутствии исследователя. По способу вручения анкет респондентам различают почтовое, прессовое и раздаточное анкетирование.

Почтовое анкетирование сводится к тому, что анкеты рассылаются респондентам и возвращаются исследователю по почте. Преимущества его заключаются в простоте распространения анкет, возможности получения значительной выборки, возможности привлечь к опросу одновременно большое количество людей, проживающих в различных регионах и труднодоступных районах. Недостатком почтового анкетирования является низкий процент возврата анкет, искажение намеченной выборки и отсутствие уверенности в том, что анкеты заполнялись самостоятельно. Существует методика повышения процента возврата анкет, заключающаяся в психологически грамотном обращении к респондентам, вложении конверта с написанием обратного адреса, рассылкой напоминаний о необходимости возврата заполненной анкеты и др.

Раздаточное анкетирование предусматривает личное вручение анкеты респонденту. Преимущества его состоят в личном контакте исследователя с респондентом, который повышает заинтересованность последнего в исследовании, дает возможность проконсультировать респондента о правилах заполнения анкеты, оценить соответствие респондента намеченной выборке. Недостатки раздаточного анкетирования заключаются в сравнительно низком проценте возврата анкет (хотя и более высоком, чем при почтовом опросе), в отсутствии уверенности в том, что анкеты

В последние время особое распространение получило онлайн анкетирование.

Его появление стало возможно вследствие развития технологий, которые дают возможность автоматизировать сбор, хранение, анализ и использование результатов опросов.

Во-вторых, появилась возможность передачи данных через Интернет.

Во-первых, он максимально «сближает» анкетируемого и интервьюера.

В-третьих, снижается время, затрачиваемое на прохождение анкеты по цепочке: интервьюер-анкетируемый-заполненная анкета-введение анкеты в базу данных-анализ анкеты-представление результатов в графическом виде.

Современные программы позволяют уменьшить время прохождения данных по этой цепи буквально до нескольких минут. Для сравнения: выполнение всех этих этапов вручную требует по меньшей мере нескольких дней. Итак, быстродействие и дешевизна онлайн-анкетирования очевидны.

Рассмотрим вопрос: где может быть эффективным онлайн-анкетирование. Здесь сразу же возникает несколько проблем. Наиболее важная, на мой взгляд, - целевая аудитория.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Политический анализ в России | Целевая аудитория
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.