Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные черты бюрократической (административно-государственной) модели управления

Выгоды от принятия закона будут реализованы внутри группы (приватизированы), а издержки распределяться на общество в целом (социализированы).

Жестко регламентированные структуры.
Присвоение государственных функций и подчинение их обеспечению собственного сохранения и защите ведомственных интересов.
Воздействие на управляемых исключительно властно-распорядительными методами, игнорирование их инициативы и самоорганизации.
Абсолютизация формы в ущерб содержанию.
Подчинение цели организации задачам ее сохранения, боязнь инноваций и связанного с ними риска.

 

С ростом бюрократии развиваются и негативные стороны управления. Чем больше становится бюрократический аппарат, тем ниже качество принимаемых решений, тем медленнее осуществляется их претворение в жизнь. Укрепление бюрократии усиливает неэффективность работы государства. Таким образом, теория общественного выбора попыталась более последовательно провести принципы индивидуализма, распространив их не только на всю коммерческую деятельность, но и на деятельность государства в экономике.

Значительные издержки контроля за деятельностью государственных служащих дают возможность им использовать выделенные ресурсы в личных целях, то есть вести себя оппортунистически.

 

Одна из форм оппортунистического поведения - создание излишних регуляций, которые ограничивают свободу хозяйствующих субъектов, регуляций с завышенными издержками, которые превышают выгоды от их использования, а также поиск политической (административной) ренты.

Поиск политической ренты – это стремление получить экономическую ренту с помощью политического процесса.

Дж. Бьюкенен выделяет три типа расходов, связанных с поиском ренты:

1) расходы потенциальных получа­телей монополии;

2) усилия бюрократов, стремящихся превратить в свои доходы расходы потенциальных монополистов;

3) искажения, возникшие в результате образовавшейся монополии или
деятельности государства, направленной на поиск политической ренты.

 

 
 

Классическая модель поиска ренты довольно проста. Она опирается на модель чистой монополии. В условиях чистой монополии происходит сокращение выпуска продукции с Qc до Qm и повышение цен с Рс до Рт. Прямоугольник R составляет политическую ренту, полученную за счет потребительского излишка, а треугольник L означает общественные издержки монополии в связи с поиском ренты.

Однако при институциональном подходе к государству закрытая монополия рассматривается как результат рентоориентированного поведения, которое в случае успеха обеспечивает ренту в виде монопольной прибыли.

В отличие от других разновидностей доходов, таких как заработная плата или прибыль, рента является результатом перераспределения дохода или богатства, т. е. ее получение не сопровождается увеличением благосостояния общества. Поскольку же деятельность, направленная на получение ренты, предполагает затрату ресурсов, конечным результатом поиска ренты будет уменьшение общего благосостояния.

Любые ограничения предложения, создаваемые государством (таможенные пошлины, лицензии, квоты), создавая условия для получения ренты, порождают конкуренцию хозяйствующих субъектов за обладание ею. То есть поощряют возникновение общественных потерь и рост коррупции.

Бюрократы, участвуя в политическом процессе, стремятся провести такиерешения, чтобы гарантировать себе получение экономической ренты за счетобщества. Поэтому представители теории общественного выбора последовательновыступают за всемерное ограничение экономических функций государства.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Поэтому государство своей деятельностью может не только уменьшить, но и способствовать росту трансакционных издержек | Контрактное и эксплуататорское государство (государство как максимизатор монопольной ренты) : сравнительный анализ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.