Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Забывание

Воспроизведение

Сохранение

Припоминание – произвольное (от приемов, мотивации, уверенности, возможность припомнить) и непроизвольное (ассоциации, происходит автоматически)

- Опосредованное (посредник; промежуточные ассоциации + слова; образы, чувства, действия)

- Непосредственное (без ассоциаций)

Формы по степени легкости протекания:

1. Узнавание (повторное восприятие)

2. Собственное воспроизведение (без повторного восприятия)

3. Воспоминание (образы прошлого)

- Реминесценция – смутное припоминание (забытое сразу после восприятия может восстановиться через некоторое время)

- Забывание быстрее, если материал неинтересен, не связан с потребностями

- Ретроактивное торможение (отрицательное влияние деятельности, следующей за заучиванием; заметнее, если деятельность без перерыва, следующая деятельность похожа, следующая деятельность труднее)

- Быстрее при утомление

- Вследствие сильного желания вспомнить

- Эффект края (середина выпадает)

- Не бывает 100% (двигательные навыки почти не забываются)

Лекция 7.

Мышление.

Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

Мышление – высшая форма познавательной деятельности.

Обобщенность – способность постигать общие свойства для «n» количества объектов. Выражается в слове.

Слово делает мышление опосредованным (познание через посредников).

Основа человеческого мышления – речь.

Науки, изучающие мышление:

1. Психология – процессы мышления

2. Философия

3. Логика – результат мышления

4. Физиология

Формы мышления:

1. Понятие – отражение существенного свойства, связи и отношения предметов и явлений

2. Суждение – связи между понятиями

3. Умозаключение – на основании нескольких суждений – вывод

Мыслим, когда:

1. Новая цель

2. Проблема

3. Новые обстоятельства и условия деятельности

Мыслительные операции:

1. Анализ – расчленение сложного объекта на составляющие

2. Сравнение – установление сходства и различия между объектами

3. Синтез – переход от частей к целому

4. Абстракция – выделение существенных свойств и связей и отвлечение от несущественных

5. Обобщение – объединение по общим и существенным признакам

6. Конкретизация – переход от общего к частному

Виды мышления:

1. По форме:

a. Предметно-действенное – реальное физическое преобразование ситуации, апробирование свойств предметов (до 3х лет)

b. Наглядно-образное – представление/образы (4-7 лет), уже важно воспринимать и представлять объект (опыт Ж. Пиаже)

c. Абстрактно-логическое – отвлечение в виде абстрактных понятий; на основе 1 и 2 (к окончанию младшего школьного возраста)

2. По степени новизны и оригинальности:

a. Творческое (продуктивное) – создание новых идей, результат – открытие нового/усовершенствование решения

b. Воспроизводящее (репродуктивное) – применение готовых знаний и умений

3. По характеру решения задач:

a. Теоретическое – открытие законов и свойств

b. Практическое – организаторские, административные, производственные задачи

Способы организации мышления:

1. Мозговой штурм

Групповая работа. 1 человек записывает. Выбирается тема, и каждый (кроме записывающего) говорит все, что первым приходит в голову по этой теме.

2. Метод фокальных объектов

1. Выбор объекта, которое будем преобразовывать, усовершенствовать. Он в фокусе нашего внимания (фокальный)

2. Описание 2-3 свойств 2-3 случайных объектов

3. Не заботясь о возможности реального преобразования фокального объекта, переносим свойства случайных объектов на фокальный

Тамберг «Как развить мышление у ребенка»

ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач)

Таблицы Шульте – уровень переключаемости внимания. Числа черного и красного цвета на одном листе. Задания на время: назвать черные цифры в порядке возрастания; назвать красные цифры в порядке убывания; первое и второе задания – одновременно, начиная с черных.

Методика избирательности внимания Мюнстенберга – тест на время, несколько строк из букв, среди которых нужно найти слова.

Воображение.

Воображение – психический процесс создания новых образов, представлений путем переработки материала/предшествующего опыта.

Воображение присуще только человеку.

Воображение – отражение действительности в виде ярких представлений, мышление – путем оперирования понятиями.

Воображение – велика неопределенность ситуации, мышление – основные законы выяснены.

Виды воображения:

1. Пассивное (замена действительности): преднамеренное (грёзы), непреднамеренное (сны, галлюцинации)

2. Активное (готовность к действию): воссоздающие (при чтении литературы), творческие (создание новых образов; мечта)

По соотношению образов с действительностью:

- Реалистическое (отражает действительность)

- Фантастическое

Формы синтеза представлений воображения:

1. Агглютинация – «склеивание» различных несоединимых качеств, частей

2. Гиперболизация – увеличение/уменьшение предмета, изменение отдельных частей и их смещение

3. Схематизация – отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, сходства выступают четко

4. Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных образах и воплощение в конкретном образе

5. Заострение – подчеркивание отдельных признаков

6. Аналогия – новые образы сходны с известными

7. Придача – приписывание несвойственных качеств и функций (чаще мистика)

Влияние воображения на физиологический процесс:

- Управление организационными процессами

- Доступность для тренировки и развития

Идеомоторные акты – движения возникают тогда, когда человек их только представляет – сказывается реактивность сосудистой системы (когда человек собирается согнуть руку, объем предплечья увеличится, даже если движение не совершено).

На основе идеомоторных актов – приборы, управляемые биотоками (протез руки).

 

 

Лекция 8.

Индивид – личность.

Человек называется человеком, после оплодотворения яйцеклетки.

Младенец уже человек по сумме своих возможностей – факт принадлежности к «индивиду» (в понятии – родовая принадлежность человека).

Индивид – отдельное живое существо, представитель рода Homo Sapiens.

Личность – качество индивида, которое формируется в сознательной деятельности и общении.

Критерии формирования личности (Л.И. Божович)

1. Способность преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого социально значимого

2. Способность к сознательному руководству собственным поведением

Хелен Келлер – до 6ти лет развитие личности не происходило.

Этапы формирования личности (А.Н. Леонтьев)

1. Первое рождение – в дошкольном возрасте (первые подчинения непосредственных побуждений социальным нормам – эффект горькой конфеты, конфликт мотивов)

2. Второе рождение – подростковый возраст (стремление и способность осознавать свои мотивы и проводить активную работу по их подчинению)

Индивид: принцип «хочу», отношения регулируются принципом силы; поведение ситуативно, импульсивно.

Личность: принцип «надо», отношения регулируются социальными нормами и правилами; поведение надситуативно, произвольно, сознательно.

Индивидуальность – неповторимое сочетание в человеке подструктур психики (индивид, личность, субъект деятельности).

 
 

 

 


Способности – индивидуально-психологические особенности человека, выражающие готовность к овладению определенными видами деятельности и их успешному осуществлению.

Аргументы сторонников наследственного происхождения:

- Ранние проявления способностей у человека

- Способности повторяются у потомков выдающихся людей

- Результаты экспериментов по скрещиванию «умных» и «глупых» крыс

Аргументы сторонников приобретенного характера возникновения способностей:

- Результаты деятельности выдающихся педагогов

- Эксперименты с применением методов искусственной селекции

Выводы:

- Существуют природные предпосылки способностей (задатки)

То, насколько проявится и оформится задаток, зависит от условий индивидуального развития (развивающая/обеденная среда; гармоничная/негармоничная семья).

Сензитивные периоды – период повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям, к освоению той или иной деятельности:

2-3 года – устная речь

5-7 лет – чтение, ролевые игры

Неотъемлемый компонент способностей – повышенная мотивация (интенсивная и естественно организующая деятельность).

Ни один из полярных ответов на вопрос о происхождении способностей неверен. Истина – посередине.

Темперамент – характеристика индивида со стороны динамических особенностей его ЦНС.

Темперамент – динамические характеристики психической деятельности.

Сангвиник – кровь

Флегматик – слизь

Холерик – желчь

Меланхолик – черная желчь

Сферы проявления темперамента:

1. Общая активность

2. Свойства эмоциональности

3. Особенности моторики

Нет хороших/плохих темпераментов.

Различие не по уровню возможностей, а по своеобразию ее проявлений.

+ -
Сангвиник
Общительность Легкомыслие
Активность Безответственность
Эмоциональность Поверхностность
Доброжелательность Тяготы однообразия
Мимика Нет усидчивости
Холерик
Энергичность Вспыльчивость
Решительность Импульсивность
Инициативность Резкость
Активность Неуравновешенность
Убедительная речь Цикличность
Общительность  
Флегматик
Спокойствие Медленность
Уравновешенность Малоэмоциональность
Ответственность Инертность
Рациональность  
Пунктуальность  
Необидчивость  
Высокая работоспособность  
Меланхолик
Сопереживание Эмоциональность
Искренность Ранимость
Высокая чувствительность Стеснительность
Отзывчивость Самобичевание
Исполнительность Неуверенность
  Мнительность
  Пониженная активность

Типы личности (Юнг):

Экстраверт – направленность во внешний мир (общение, активность)

Интроверт – направленность во внутренний мир (самоанализ, замкнутость)

Круг Айзенка

Нестабильность

Меланхолик Холерик

Интроверсия Экстраверсия

Флегматик Сангвиник

Стабильность

Классификация темпераментов условная. Темперамент – врожденный.

Лекция 9.

Характер.

Характер (чеканка, примета) – совокупность индивидуальных устойчивых свойств личностей, в которых выражаются типичные способы ее проведения.

Может меняться. Его фундамент (примерно 80%) закладывается в детстве (5-7 лет).

Посеешь поступок, пожнешь привычку. Посеешь привычку, пожнешь характер. Посеешь характер, пожнешь судьбу.

Не дан человеку от природы.

Характер Темперамент
Личность раскрывается со стороны содержания Личность раскрывается со стороны динамических проявлений
Приобретенный Врожденный

Характер можно скорректировать.

Темперамент откладывает свой отпечаток на проявление характера (уравновешенность, общительность, речь, внешняя выраженность движения), но не предопределяет содержательной стороны личности в целом (честность – вежливость, принципиальность – на базе любого темперамента).

Черты характера по группам:

1. По деятельности: трудолюбивый, ленивый, работоспособный

2. По отношению к другим: вежливый, тактичный, равнодушный

3. По отношению к себе: гордый, самолюбивый

4. По отношению к вещам: аккуратный, щедрый, расточительный

И т.д.

Выразительные признаки характера:

1. Поступки

2. Речь

3. Мимика

4. Внешний вид

5. Пантомимика

6. Профессия

Степень выраженности характера:

Психология Психиатрия

Норма | Акцентуация | Психопатия

| Крайний вариант нормы | Патология

Критерии психопатий Ганнушкина-Кербикова:

1. Характер относительно стабилен во времени (мало меняется в течение жизни) – какой в колыбельке, такой и в могилке

2. Тотальность проявления характера (в любой обстановке)

3. Социальная дезадаптация (трудности в общении самого человека или его окружающих)

Акцентуация – крайний вариант нормального характера как результат усиления его отдельных черт.

Отличия от психопатии:

1. Не присутствуют все 3 признака психопатии одновременно.

2. Не проходит через всю жизнь. Обостряется в подростковом возрасте.

3. Проявляется в особых определенных условиях.

4. Или не наступает социальная дезадаптация, или непродолжительна.

Повод – не любое трудное условие, а «слабое звено» (место наименьшего сопротивления; вранье, демонстрация на публику).

Характерологический тест К. Леонгарда – Н. Шмишека.

Виды акцентуаций:

1. Гипертимный тип

2. Дистимитический тип

3. Циклотимитический тип

4. Тревожно-боязливый тип

5. Аффективно-экзальтированный тип

6. Эмотивный тип

7. Демонстративный тип

8. Педантичный тип

9. «Застревающий» тип

10. Возбудимый тип

Эмоции и чувства.

3. Чувства

2. Эмоции

1. Эмоциональный тон

1. Самая простая форма эмоционального реагирования (удовольствие, неудовольствие)

2 уровня проявления:

- Низший – эмоциональный тон ощущений (непосредственное воздействие раздражителя)

- Высший – эмоциональный тон впечатлений (как эмоциональная память)

2. Реакция организма и личности на значимую ситуацию, направленная на адаптацию к ней.

3. Устойчивое пристрастное отношение человека к какому-либо объекту. Эмоциональная установка, готовность человека реагировать на те ситуации, в которые попадает объект чувства.

Чувства Эмоция
Длительные Краткие
Отношения Реакция
Объект Ситуация

Функция эмоций:

1. Оценочная

Оценка значимости окружающих предметов, явлений

Эмоциональные оценки важнее рассудочных (когнитивных)

2. Сигнальная

Сигнал о состоянии потребностей

3. Коммуникативная

Можно понять друг друга

4. Побудительная (регулирующая)

Мощный источник активности

«+» - деятельность на контакт

«-» - наоборот

5. Мобилизационная интегративно-защитная (адаптация)

Приспособление к окружающим условиям

6. Воздействие на физиологическое состояние

Сила внушения

7. Воздействие на сознание и познавательные процессы

Эмоционально окрашенные события

8. Манипулирование другими людьми

Виды манипуляций

I. Настроение – устойчивое эмоциональное состояние, влияющее на деятельность. Эмоциональный фон

II. Страсть – сильное глубокое длительное эмоциональное состояние. Волевая направленность

III. Аффект – кратковременная, предельно яркая вспышка эмоций.

Основные эмоции по К. Изарду (фундаментальные)

1. Интерес

2. Радость, веселье, удовольствие

3. Удивление

4. Дистресс (печаль, страдание, горе)

5. Отвращение

6. Гнев

7. Презрение

8. Страх

9. Стыд (не только за себя, при свидетелях)

10. Чувство вины (только за себя)

Чувство вины Стыд
Осуждение себя Из-за любых ошибок
Длительно и постоянно Недолго
Внешне менее заметно При другом человеке

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Запоминание | Первый семестр
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.079 сек.