Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль налогов в общих экономических теориях XX в




Кейнсианство (кейнсианская концепция государственного регулирования экономики) – полагает, что система рыночных отношений не является совершенной и саморегулируемой. Наибольшую занятость и максимальный экономический рост позволяет обеспечить только активное вмешательство государства в экономику. Одной из основных мер такого вмешательства является манипулирование налогами. В период рецессии необходимо снижать налоги, чтобы увеличить инвестиционную активность, в период подъёма, наоборот, следует повышать налоговую нагрузку, чтобы не допустить перепроизводства. Также, посредством налогов необходимо изымать излишние сбережения населения, с целью превращения их из пассивных частных инвестиций – в активные государственные.

Неолиберализм (неолиберальная концепция государственного регулирования экономики) – выступает категорично против активного вмешательства в экономику.


 

Направление в неолиберализме Основные положения
1) теория спонтанного порядка налоги должны быть минимальными
2) теория социального рыночного хозяйства (послевоенная Западная Германия) повышенная ответственность государства в социальной сфере, в т.ч. через активную налоговую политику (минимальный набор льгот, высокая нагрузка, в первую очередь, на капитал)
3) теория монетаризма возможность государственного регулирования экономики исключительно посредством денежно-кредитной политики. Налоги – один из инструментов воздействия на объем денежной массы.
4) теория экономики предложения всемерное поддержание факторов, стимулирующих рост предложения: 1) в результате снижения налоговых ставок повысится экономическая активность, что приведёт к увеличению общей базы налогообложения, которая компенсирует временные налоговые потери бюджета; 2) считается, что частный бизнес эффективнее государственного, поэтому приватизация должна повысить поступления от налогов.

 

Экономикс (концепция неоклассического синтеза) – основная идея – объединить рациональное в различных теоретических подходах. Возможность обеспечения максимальной занятости, низкого уровня инфляции и экономического роста достигается в т. ч. за счёт активной налоговой политики. Однако утверждается, что налог деформирует структуру и спроса и предложения, но при этом признаются и позитивные аспекты налогообложения:

– обосновывается регулирующее воздействие на распределение ресурсов в экономике;

– устанавливаются следующие зависимости (наличие мультипликаторов):

мультипликатор государственных расходов () показывает приращение валового внутреннего продукта () в результате приращения государственных расходов, потраченных на закупку товаров и услуг ():

, следовательно:.

Последняя формула означает, что если государство повышает на определённую величину объём своих расходов, не увеличивая при этом налогов, то получается пропорциональный прирост национального дохода.

Целесообразность таких государственных расходов для повышения занятости была продемонстрирована ещё в кейнсианстве. Однако заслугой данной концепции следует считать обоснование того, что изменение объёма государственных расходов при неизменном объёме налоговых поступлений приводит в действие эффект мультипликации национального дохода, идентичный тому, который наблюдается при изменении инвестиций. В числовом формате данный мультипликатор может быть существенно больше единицы. Подобный механизм влияния предполагает возможность практического использования в период экономического спада государственных закупок для увеличения валового выпуска продукции. В период экономического объёма правительство может, наоборот, снижать объём государственных закупок, сокращая тем самым объём совокупного спроса и выпуска продукции.

налоговый мультипликатор показывает эффект влияния изменения налогов на изменение ВВП:

.

То, что увеличение налогов приводит к уменьшению ВВП, было известно и ранее, но обоснование неидентичности таких изменений – заслуга именно данной концепции. Причина здесь следующая. Рост налогов вызывает падение располагаемых населением доходов (т. е. доходов после уплаты налогов) относительно ВВП на величину такого роста. Вместе с тем снижение располагаемых доходов в разной пропорции сокращает долю потребления (спроса) и сбережений (отложенного спроса) в соответствии с величинами предельных склонностей к потреблению и сбережению. Соответственно налоговый мультипликатор всегда меньше единицы, а рост налогов приводит к значительно меньшему снижению ВВП.

Крайне необычным был вывод: мультипликативный эффект от снижения налогов слабее, чем эффект от увеличения государственных расходов (алгебраически это выражается в наблюдаемом превышении мультипликатора государственных расходов над налоговым мультипликатором). Данный вывод должен являться определяющим при выборе наиболее приемлемых инструментов фискальной политики. Так, для преодоления экономического спада следует увеличивать государственные расходы, а для сдерживания инфляционного подъёма – лучше увеличивать налоги.

мультипликатор сбалансированного бюджета показывает, что прирост государственных расходов, сопровождаемый равным по величине приростом налоговых поступлений, имеет своим результатом увеличение ВВП:

, при

В этом и состоит методологическая его новизна. Ведь ранее неолибералы утверждали, что выпуск должен остаться неизменным при росте государственных расходов и даже уменьшиться при росте налогов. Экономисты «неоклассического синтеза» показали, что данный мультипликатор арифметически всегда будет равен единице. Ведь прирост государственных расходов приводит к незамедлительному возрастанию совокупного спроса на всю величину этого прироста, в то время как увеличение налогов снижает уровень потребительского спроса на гораздо меньшую величину. Практический вывод был ошеломляющим: увеличение налогового бремени при соответствующем росте государственных расходов может иметь и позитивный характер для роста валового продукта.

– обосновано различие в фискальной политике: дискреционная фискальная политика предполагает сознательное манипулирование налогами и государственными расходами для изменения макроэкономических показателей. Недискреционная – автоматическое изменение налогов и государственных расходов в результате изменения ВВП, что обеспечивается за счет встроенных налоговых стабилизаторов (прогрессивная налоговая система).

Неоинституционализм (новая институциональная концепция) – основная идея – формирование и совершенствование институциональной среды экономики. Под такой средой понимается совокупность норм и правил, определяющих взаимодействие между субъектами экономической деятельности, а также механизм управления наиболее типичными операциями этих субъектов. Даная концепция не делает особого акцента на проблемах налогообложения, характеризуя уплату налогов как один из контрактов, повышающих издержки производителей. При этом налоги необходимы для финансового обеспечения производства институтов, их среды и общественных благ.

Рассмотрение экономической сущности налогов через меру «зла» и «добра»

Негативное восприятие налогов, прежде всего, связано с убеждением, что их уплата для отдельного экономического субъекта не является возмездной и, тем более, эквивалентной сделкой со стороны государства. В связи с этим, в налогах отвергается какая-либо созидательность, однако признаётся их легитимность и необходимость для существования любого государства (фискальная функция).

Мера «добра» в налогах проявляется не в индивидуальном аспекте его уплаты, а лишь с позиций всего общества, что обосновывает эквивалентный и возвратный (возмездный) характер налоговых отношений. Собирая налоги, государство формирует свой бюджет, средства которого идут не только на предоставление государственных услуг. Позитивная роль налогов заключается также в характере распределения средств бюджета (распределительная функция). Пользу обществу неизбежно приносит и эффективная манипуляция налогами (регулирующая функция).


Тема 2.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1265; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.