Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

С о д е р ж а н и е

Лекция

С.Н. Зайцев

 

Организация действий органов внутренних дел и внутренних войск при предотвращении и пресечении массовых беспорядков

 

Москва 2004г.

 

Аннотация - В лекции раскрыты причины возникновения массовых беспорядков, их классификация. Рассмотрены организационно-правовые основы и порядок подготовки сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск, а также порядок их действий по пресечению массовых беспорядков путем проведения специальной операции. Изложена методика расчета численности элементов оперативного построения группировки сил и средств, а также тактика их действий. Показаны роль и задачи оперативного штаба в подготовке и проведении специальной операции по пресечению массовых беспорядков в населенных пунктах.

Лекция предназначена для курсантов (слушателей) МосУ МВД России. Она может быть использована и практическими работниками органов внутренних дел.

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­

 

Рецензенты: ____________________________

Уч. степень, Ф.И.О., организация

 

_____________________________

Уч. степень, Ф.И.О., организация

 

© МосУ МВД России, 2004

 

 

Введение …………………………….……………………………………….4

Учебные вопросы (основная часть)

I. Понятие массовых беспорядков и организационно-правовые

основы их предупреждения и пресечения………...……………..…….5

 

II. Подготовка и организация специальной операции…………………..8

 

III. Ведение специальной операции……………………………………….18

 

Заключение …………………………………………………………………23

 

Литература ………………………………………………………………….24

 

Учебно-материальное обеспечение:

Наглядные пособия: фрагменты учебного видеофильма, схемы, слайды.

Приложения:

№ 1 «Объекты преступления при возникновении массовых беспорядков».

№ 2 «Классификация массовых беспорядков»

№ 3 «Организация структуры оперативного штаба (вариант)

№ 4 «Основные задачи, решаемые оперативным штабом»

№ 5 «Расчет численности группы рассредоточения (блокирование)

№ 6 «Расчет численности группы оцепления»

№ 7 «Бесконтактный способ действий групп оперативного построения»

№ 8 «Контактный способ действия групп оперативного построения»

№ 9 «принципиальная схема построения и действий групп

 

Введение

Трудности социально-экономического и политического развития нашего общества на его переходном этапе, складывающаяся социальная структура, различия экономических, национальных, религиозных, политических и других интересов, неравномерность в распределении общественного богатства среди различных слоев населения закономерно обусловливают появление очагов напряженности и конфликтов. Среди них особое место занимают массовые беспорядки. Это объясняется их повышенной общественной опасностью и тем, что массовые беспорядки влекут разрушение основ общества, дестабилизацию обстановки, падение авторитета органов государственной власти и управления, дезорганизуют работу предприятий, организаций, транспорта. В результате массовых беспорядков причиняется значительный материальный ущерб, в регионе резко ухудшается криминогенная ситуация.

Происходит политизация данного вида преступления, попытки различных экстремистских кругов использовать его в борьбе за власть. События в мае и октябре 1993 года, происшедшие в г. Москве, показали, что возможны ситуации, когда предусмотренные международными правовыми актами публичные (массовые) мероприятия в результате провокационной деятельности экстремистов могут перерасти в массовые беспорядки с трагическими последствиями.

Поэтому возникает насущная потребность для ОВД в изучении проблем организации борьбы с массовыми беспорядками, критического анализа и оценки всего, что накоплено наукой и практикой в этой области за последнее время.

Цель лекции - рассмотреть причины возникновения массовых беспорядков и действия группировки сил и средств ОВД и внутренних войск по их пресечению путем проведения специальной операции.

 

 

1. Понятие массовых беспорядков и организационно-правовые основы их предупреждения и пресечения.

Массовые беспорядки отнесены законодателем к числу преступлений против общественной безопасности, общественного порядка. В соответствии с уголовным законодательством, ответственность за их совершение предусмотрена ст.212 УК РФ. Она наступает, если преступление сопровождается насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а равно, если его участники оказывают вооруженное сопротивление власти.

Основной объект преступления - основы государственного управления в области обеспечения охраны общественного порядка и безопасности, а также основы общественного порядка. Дополнительным объектом может стать здоровье граждан и представителей органов государственной власти и местного самоуправления, собственность. Объекты преступления показаны схемой в приложении №1

Массовые беспорядки представляют собой преступную форму проявления недовольства деятельностью или бездействием органов государственной власти и местного самоуправления, могут быть результатом хулиганских столкновений (например: во время спортивных соревнований и массовых мероприятий), иных конфликтов, сопровождающихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств и других действий.

Под насилием понимается как физическое, так и психическое насилие. При этом пределы насилия ограничиваются причинением вреда здоровью средней тяжести.

Под применением оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств следует понимать не только использование данных предметов для причинения вреда личности, уничтожения и повреждения имущества, но и угрозу использования их, когда имеются реальные основания опасаться ее осуществления. Организаторы массовых беспорядков привлекаются к ответственности по ст.212 ч.1 УК РФ, а участники - по ст.212 ч.2 УК РФ.

Под участием в массовых беспорядках следует понимать совершение лицом в составе толпы насильственных действий, погромов и др. Действий, предусмотренных в ст.212 ч.1 УК РФ.

Также уголовно наказуемым деянием являются призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам, а равно призывы к насилию над гражданами. Уголовная ответственность в этих случаях наступает по ст.212 ч.3.

Проведенные социологические исследования позволили выделить ряд причин возникновения массовых беспорядков. Из 391 опрошенного работника ОВД 138 человек в качестве одной из основных причин указали экономические проблемы, 106 - политические, 57 - идеологические и воспитательные, 10 - экологические. Среди причин названы недостатки в работе милиции в борьбе с массовыми беспорядками - 49, рост преступности - 31.

Массовые беспорядки классифицируются (приложение №2):

1.По основаниям возникновения и направленности – экономические, политические, этнические, религиозные, экологические, субкультурные, антигосударственные, антимилицейские, антипенитенциарные.

2.По масштабу - локальные, региональные, межрегиональные, глобальные.

3.По продолжительности - кратковременные (быстротечные), длительные.

4.По месту протекания - на открытой местности, населенных пунктах, на закрытых объектах (ИТУ, спец поселения), на крупных предприятиях, на стадионах, на объектах с источниками повышенной опасности, в крупных зрелищных учреждениях.

5.По технической оснащенности, вооруженности участников - с применением технических средств, без их применения, с применением огнестрельного и холодного оружия.

6.По составу участников - моноэтнические, полиэтнические, молодежные, с участием несовершеннолетних, подростковые, мужские, женские, смешанные.

7.По степени организованности - с признаками высокой организованности, с признаками слабой организованности, спонтанные (вызванные массовым психозом, случайным обстоятельством).

8.По условиям протекания - без введения правового режима чрезвычайного положения, с введением правового режима чрезвычайного положения, с введением особой формы правления.

Следует обратить внимание на то, что возникновение массовых беспорядков не может быть случайным или внезапным; они, как правило, длительное время вызревают на почве недостатков и просчетов в деятельности органов власти и управления, предприятий и учреждений, в работе должностных лиц. Обстановка в населенном пункте, районе или целом регионе накаляется до критической точки и нужна лишь маленькая «искра» (повод), чтобы возник большой пожар. Поводы массовых беспорядков могут быть самыми различными, начиная от провокационных слухов и кончая грубым обращением работников милиции с задержанными правонарушителями.

К наиболее распространенным поводам относятся: случайная смерть кого-либо из граждан в помещениях милиции (дежурной части или вытрезвителе); гибель или телесные повреждения граждан в результате неосторожного наезда милицейского автотранспорта; грубое отношение с правонарушителями в присутствии большого скопления людей; попыток задержания участников хулиганских действий в толпе, используя силу, неправильное применение оружия, спец. средств, участившиеся случаи совершения тяжких преступлений (особенно против личности, вызвавших большой общественный резонанс и своевременно не раскрытых милицией). Поводами могут служить также производственные аварии, повлекшие жертвы среди работающих, экологические катастрофы, несвоевременная выдача заработной платы рабочим и служащим, сбои в торговле и в общественном питании.

Массовые беспорядки как сложное социальное явление требуют специального и глубокого изучения не только причин, но и поводов их возникновения, форм и методов предупреждения и борьбы с ними.

Массовые беспорядки в различных формах возможны в любом обществе, независимо от его политического устройства и являются одной из форм проявления отношения определенных групп людей к этому обществу. Следовательно, причины массовых беспорядков как социально-политического явления надо искать в основах самого общества, государственного устройства, в экономическом положении, взаимоотношениях различных этнических групп и слоев населения.

Организационно-правовую основу предупреждения и пресечения массовых беспорядков составляют:

Конституция Российской Федерации, федеральные законы «О милиции», «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», «Об оперативно-розыскной деятельности», «О чрезвычайном положении», «О пожарной безопасности», «Об органах федеральной службы безопасности», Уголовный кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы, общепринятые принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, указы и распоряжения Президента России, постановления и распоряжения правительства России., приказы Министерства внутренних дел Российской Федерации «Об утверждении наставления по предупреждению и пресечению массовых беспорядков», «О совершенствовании подготовки органов внутренних дел и внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации к действиям при ЧО», «О мерах по совершенствованию деятельности специальных подразделений органов внутренних дел» и другие нормативные акты.

Таким образом, учитывая выше сказанное, можно сделать вывод о том, что причинами массовых беспорядков является целый комплекс взаимосвязанных, долгое время вызревающих причин экономического, политического, социального, идеологического и воспитательного характера; подход к массовым беспорядкам как к случайным и внезапным эксцессам помимо теоретических просчетов имеет существенные практические недостатки, поскольку может дезориентировать личный состав, притупить его бдительность, привести к оправданию беспечности и бездеятельности. Знание же действительных причин и поводов позволяет прогнозировать эти события, заблаговременно принимать меры к их недопущению.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Типология программных средств по методическому назначению | Подготовка и организация специальной операции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1714; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.