Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ

Назначение и роль Конституции в обществе проявляется в ее функциях, под которыми понимаются основные направления воздействия Конституции на общественные и государственные отношения

Функции Конституции РФ

1. Учредительная. Суть этой функции состоит в том, что конституция закрепляет основные устои общества и государства.

2. Организаторская. Данная функция конституции заключается в том, что ставит новые задачи перед обществом и государством, и таким образом стимулирует их активность в новом направлении.

3. Политическая функция конституции состоит в том, что она призвана обеспечивать баланс интересов в обществе, компромисс разных общественных сил, удерживая людей от агрессивных способов отстаивания собственных интересов.

4. Идеологическая. Конституция всегда содержит идейные основы политической и общественной жизни. Каждая конституция закрепляет свою систему общественных ценностей и нацелена на то, чтобы на ее основе формировались соответствующие воззрения каждого члена общества.

5. Юридическая. Суть этой функции конституции заключается в том, что она:

- становится основой новой правовой системы и правопорядка в стране;

- сама регулирует общественные отношения;

- дает импульс развитию законодательства.

 

 

В ст. 134 дан перечень субъектов, которые обладают правом вносить предложение о поправках и пересмотре Конституции РФ. Это: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

В ст. 135 регламентируется порядок пересмотра Конституции РФ. Положения глав 1, 2 и 9 не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Однако если предложение об изменении этих положений все же будет поддержано 3/5 в ГД и 3/5 в СФ, то в соответствии с ФКЗ созывается Конституционное Собрание (пока такого ФКЗ нет). Конституционное Собрание вправе принять два решения: а) подтвердить неизменность Конституции РФ; б) разработать проект новой Конституции, который принять 2/3 голосов от общего числа его членов либо вынести на всенародный референдум.

Порядок внесения поправок регламентирован ст. 136, а также ФЗ от 4 марта 1998 г. "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ". Субъекты инициативы предложения о принятии поправки к Конституции РФ установлены ст. 134. Поправки к главам 3-8 принимаются в порядке, предусмотренном для принятия ФКЗ (2/3 ГД и 3/4 СФ) и вступают в силу только после их одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ.

Конституционные поправки принимаются в форме Закона РФ о поправке к Конституции РФ. При этом под поправкой к Конституции понимается исключение, дополнение, новая редакция какого - либо положения глав 3-8. Одним законом о поправке охватываются взаимосвязанные изменения конституционного текста. Предложения о поправках к Конституции РФ вносятся в Государственную Думу в виде проекта закона, который в соответствие с регламентом рассматривается в трех чтениях. Проект закона считается одобренным, если за его одобрение проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов (300). В течение пяти дней он направляется в Совет Федерации и подлежит обязательному рассмотрению. Закон считается принятым, если за его одобрение проголосовало не менее ¾ от общего числа членов Совета Федерации.

Председатель Совета Федерации в течение пяти дней направляет закон в законодательные (представительные) органы субъектов РФ для его рассмотрения. Они обязаны рассмотреть закон в течение года со дня его принятия. Соответствующие постановления направляются в течение 14 дней в Совет Федерации. Предложение о поправке к Конституции РФ, не получившей одобрение 2/3 законодательных (представительных) органов субъектов РФ, может быть повторно внесено не ранее чем через год после установления результатов рассмотрения.

Совет Федерации ведет учет данных о рассмотрении закона и на очередном заседании после истечения срока рассмотрения устанавливает его результаты. Президент РФ, законодательный (представительный) орган субъекта РФ в течение семи дней вправе обжаловать постановление Совета Федерации в Верховный Суд РФ. Верховный Суд РФ рассматривает такие дела в порядке гражданского судопроизводства.

В течение семи дней поле установления итогов рассмотрения, а в случае подачи жалобы, то после вступления в силу решения Верховного суда РФ закон направляется Председателем Совета Федерации Президенту РФ для подписания и опубликования. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, если иная дата не установлена самим законом. За все время действия Конституции РФ к главам 3-8 не было принято ни одной поправки.

Особый порядок предусмотрен для изменения ст. 65 Конституции РФ, касающиеся состава субъектов РФ, наименования субъектов, изменения их конституционно-правового статуса. При этом, изменение Конституции РФ по юридической природе отличается от поправки. Они не затрагивают смысла Конституции РФ и регулируются ст. 137.

Во-первых, согласно ч. 1 ст. 137, изменения в ст. 65 могут вноситься на основании федерального конституционного закона о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ.

Во-вторых, статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствие с федеральным конституционным законом.

В-третьих, согласно ч. 2 ст. 137 изменения могут также касаться наименования субъекта РФ. Конституционный Суд РФ в постановлении от 28 ноября 1995 г. по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции определил, что изменения наименования субъекта включаются в текст ст. 65 указом Президента РФ на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном им (т.е. субъектом) порядке.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Юридические свойства Конституции РФ | Российского государства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 484; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.