Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Человек, как биосоциальное существо




Экономические институты

Экономические системы (формационный и стадиальный подход)

Формационный (марксистский) подход различает экономические системы по изменению способа производства – то есть единства производительных сил и производственных отношений. А источник развития видит в противоречии между развившимися средствами производства и старыми производственными отношениями. В истории человечества Маркс выделял следующие формации – первобытнообщинную, азиатскую (на Востоке), рабовладельческую (преимущественно в античном мире), феодальную, капиталистическую, коммунистическую, которую он рассматривал как целую серию сменяющих друг друга этапов освобождения человека от частной собственности и эпоху положительного гуманизма (после коммунизма).

Экономикс придерживается стадиального подхода. В основе развития лежат технологические изменения в производстве основной продукции. Эта теория выделяет доиндустриальное общество (или традиционное общество, основанное на ручном труде и примитивных технологиях), индустриальное общество (основанное на машинных технологиях производства товаров и использовании энергии пара, электричества, ядерной энергии) постиндустриальное общество, когда наука превращается в непосредственную производительную силу, а преобладающее значение в обществе приобретают т.н. «белые воротнички», т.е. управленцы, менеджеры. В производстве товаров и услуг в развитых обществах начинают доминировать услуги, и прежде всего – бизнес-услуги (банковские, страховые, консалтинговые, логистические и пр.). Сегодня обсуждается формирование на современном этапе информационного общества. В информационном обществе определяющее значение имеют информационные и телекоммуникационные технологии. Само понятие экономики и организации труда претерпевает значительные изменения с развитием интернет-сетей, возможностью работать в удалённом доступе и осуществлять трансакции с помощью Интернета.

С точки зрения управления экономическими процессами экономикс выделяет традиционную экономику, рыночную экономику, плановую централизованную экономику и смешанную экономику.

Институт – это набор формальных правил поведения, неформальных ограничений и механизмов их принудительного осуществления.(Пример: ЕГЭ)

Формальные правила – устанавливаются и меняются государством, очень быстро, это законы, нормы и юридически оформленные правила.

В экономике – набор юридических, законодательных правил, установленных прав собственности и правил заключения контрактов (В России основной документ регулирующий отношения экономических субъектов – это Гражданский кодекс РФ).

Неформальные ограничения – правила поведения, установленные и принятые в каком-либо профессиональном сообществе, юридически не закреплённые, обычно изменяются очень медленно (купеческое слово, нормы морали, кодекс профессионального поведения – за нарушения неформальных ограничений следуют санкции со стороны профессионального сообщества, иногда очень жёсткие).

Экономический институт – это набор правил и неформальных ограничений поведения и действий в экономической сфере.

Институт надо отличать от организации. Организация – это группа индивидов, которых связывает общая целевая функция, или, другими словами, общая цель экономической деятельности и функциональная (операционная) зависимость друг от друга при достижении этой цели. (Пример – государство, акционерное общество, биржа, предприятие, рынок страхования и т.д.)

Неоинституционализм – современное направление экономической мысли, которое считает, что главным условием эффективности рынков являются институциональные ограничения. Неоклассическое направление в западной экономической теории эти ограничения не рассматривает, оно просто принимает их как заданные.

С помощью набора экономических и политических институтов осуществление трансакций становится более дешёвым, возрастает доля возврата кредитов и осуществления обязательств, возрастает эффективность рынков факторов производства и рынка товаров и услуг.

Эффективный рынок – институциональная структура, рынок с нулевыми трансакционными издержками. Идеальная модель. Эффективность любого рынка определяется минимизацией трансакционных издержек, которые несут субъекты при взаимодействии в рамках этого института.

Трансакция – любая передача или переполучение права распопоряжения имуществом или услугой в процессе обмена между двумя или более участниками договора.

Трансакционные издержки – затраты, возникающие в связи с заключением контрактов (Пример: биржевой сбор при осуществлении сделок на бирже).

Поскольку совершенная конкуренция не ставит никаких ограничений для агентов рынка по извлечению прибыли от контрагентов, происходит рост стоимости заключения сделок, в том числе и с усложнением спецификации прав собственности и обязательств.

1.Положение человека в природе

2.Понятие организм человека

3.Структурные уровни организма

4.Взаимодействие человека с внешней средой.

5.Потребности и способы их удовлетворения

6.Человек, как предмет изучения анатомии и физиологии.

Биология (от греч.bios – жизнь, logos – наука) – изучает жизнь во всех ее проявлениях: строение, развитие организмов их функции, взаимоотношения друг с другом и окружающей средой. Она представляет собой комплекс различных биологических наук. Общая биология – рассматривает общие свойства живых организмов и закономерности их развития, зоология – изучает животных, ботаника – растения.

Морфологический раздел биологии представлен цитологией – наукой о клетке; гистологией – наука о тканях; эмбриологией – наука о развитии зародыша; анатомией – наука о строение организма; физиологией – наука о функциях и процессах жизнедеятельности живого организма.

Одним из объектов исследования в биологии является человек. Многие законы справедливы для животных и человека. Анатомическое строение человека имеет много общего со строением млекопитающих, особенно обезьян, например группы крови, резус фактор. Рудименты и атавизмы свидетельствуют о животном происхождении человека, но от животных человек отличается своей социальной сущностью. Жизнь человека невозможна вне общества, в котором каждый выполняет свои функции и зависит от других людей. Социальная среда оказывает на человека огромное влияние. Во взаимодействии человека с социальной средой важнейшая роль принадлежит второй сигнальной системе, которая лежит в основе речи и мышления. Ее сигналом является слово. Каждый медработник должен понимать большое значение слова в обращении с пациентом т. к сознание, психологический настрой могут либо вылечить, либо убить больного.

 

 

Организм как биосистема – единица жизни, с совокупностью жизненных свойств самосовершенствующая, восстанавливающая система. Жизнь на земле существует в виде отдельных организмов, которые взаимодействуют друг с другом и окружающее средой.

Находясь в постоянном взаимодействии часть веществ, они поглощают из среды, а часть выделяют в нее. Поступившие вещества в организм человека претерпевают изменения, в результате которых организм получает энергию и материал для построения собственных тканей.

Свойства живых организмов Характеристика
1. Единство химического состава В живых организмах 98% химического состава приходится на четыре элемента: углерод, кислород, азот и водород, которые образуют крупные органические молекулы - белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты
2. Единый принцип структурной организации   Клеточное строение всех живых организмов
3. Движение Перемещение организма или частей организма в пространстве (у растений движение к свету - фототропизм)
4. Обмен веществ и энергии Все живые организмы способны к обмену веществ с окружающей средой, поглощая из нее вещества, необходимые организму и выделяя продукты жизнедеятельности. Питание - поглощение и усвоение питательных веществ. Дыхание - поглощение кислорода и выделение углекислого газа. Выделение - удаление из организма побочных продуктов обмена веществ  
5. Рост Увеличение размеров и массы тела, сопровождающееся развитием
6. Развитие Необратимое направленное изменение объектов живой природы, сопровождается количественным и качественным изменением объекта (особи). Индивидуальное развитие - онтогенез, историческое развитие - филогенез
7. Размножение Воспроизведение себе подобных. Половое и бесполое размножение
8. Наследственность Способность организмов передавать свои признаки и функции следующим поколениям. Обусловлена наличием единого генетического кода
9. Изменчивость Способность организмов приобретать новые признаки и свойства
10. Раздражимость Способность отдельных клеток, тканей и организмов изменять свое со­стояние, реагируя на воздействие внешних и внутренних раздражителей
11. Саморегуляция Способность организмов поддерживать постоянство своего химическо­го состава и функций (например: постоянство температуры тела), в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды - гомеостаз

 

Живые существа построены из молекул, среди которых наибольшее значение имеют белки и нуклеиновые кислоты. Существует несколько структурных уровней организма.

Уровень организации Характеристика
1. Молекулярный На этом уровне впервые появляется различие между живой и неживой природой. Живые объекты характеризуются наличием крупных органических молекул - белков, углеводов, жиров, нуклеиновых кислот. На этом уровне начинаются процессы жизнедеятельности организма - обмен веществ и энергии. Изучением молекулярного уровня занимаются биохимия, биофизика, исследуется химический состав живых организмов. Характерен для доклеточных форм жизни – вирусов.
2.Клеточный Органические вещества, образуют клеточные структуры. Клетка является структурной и функциональной единицей живого, элементом многоклеточных организмов или отдельным организмом. Исследованием клетки занимается наука цитология, изучается состав, строение и жиз­недеятельность клетки. Характерен для бактерий, простейших, одноклеточных водорослей
3. Тканевый Клетки, сходные по строению, функциям и происхождению, образуют ткань. На тканевом уровне изучается строение, функции и многообразие тканей.
4.Органный Образуется в результате структурно-функционального объединения нескольких типов тканей, выполняющих вместе ряд жизненно важных функций. На этом уровне изучаются органы, их строение, функции. Характерен для высших растений и животных
5.Организменный Организм представляет собой целостную одноклеточную или многоклеточную живую систему, способную к самостоятельному существованию. В случае многоклеточного организма - это совокупность различных органов, образующих системы органов, выполняющих жизненные функции организма. На организменном уровне изучаются процессы, происходящие в организме, а также морфологические и анатомические особенности строения, приспособленность к среде обитания, особенности поведения
6. Популяционно-видовой Организмы, сходные по определенным критериям, образуют вид. Совокупность организмов одного вида, объединенная общим местом обитания, создает популяцию. На этом уровне действуют законы внутривидовых отношений, осуществляются простейшие эволюционные преобразования. Изучаются факторы, влияющие на численность популяции, закономерности энергетических круговоротов, проблемы сохранения вида, динамика генетического состава популяций и др.
7.Биогеоценотический Совокупность организмов разных видов и различной сложности организации, обитающих на определенной территории во взаимосвязи с факторами окружающей среды (абиотическими факторами). На этом уровне изучаются взаимоотношения организма и среды, взаимоотношения организмов друг с другом, миграции организмов и т. д.
8. Биосферный Совокупность всех биогеоценозов, или совокупность всех живых организмов Земли, составляют биосферу, охватывающую все явления жизни на планете Земля. На биосферном уровне изучаются закономерности круговорота веществ и превращения энергии, изучение экологических проблем, влияние разных факторов среды на живой организм, взаимо­связь всего живого между собой и т. д.

 

Орган имеет определенное строение, функцию и положение в теле. В зависимости от строения органы подразделяют на полые (например, желудок, кишечник, мочевой пузырь) и паренхиматозные. Паренхима – это основная ткань, выполняющая функцию органа, а ткань выполняющая вспомогательную и опорную функцию называется строма. К паренхиматозным органам относя печень, почки, селезенку. Органы, объединенные единой функцией составляют систему органов.

Важная роль в связи систем организма принадлежит нервной и ССС, которые осуществляют гуморальную и нервную регуляции функций организма.

Гуморальная регуляция, осуществляется за счет гормонов, медиаторов, биологически активных веществ, которые поступают в жидкости организма с током крови доставляются ко всем органам и тканям.

Нервная регуляция осуществляется за счет нервной системы путем распространения нервных импульсов по нервным проводникам. Нервная регуляция подчиняет гуморальную, поэтому в целом организме существует единая нейрогуморальная регуляция функций, осуществляемая на основе прямой и обратной связи.

Изучение процессов нормальной жизнедеятельности и их нарушений необходимо живого т.к раскрывает причины и механизмы развития болезней, а также определяет возможности и способы их лечения и профилактики.

У человека различаю внутриутробный и внеутробный период развития.

Внутриутробный период — от момента зачатия до рождения — продолжается 280 дней (9-10 лунных месяцев), начиная счет с первого дня последнего менструального цикла у женщины.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 718; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.