Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поведение фирмы в разных по характеру конкуренции типах рыночных структур




ЛЕКЦИЯ 8.

Вопросы для размышления.

 

1. Дайте экономическое объяснение графическому изображению постоянных, переменных, общих, средних и предельных издержек.

2. В долгосрочном периоде, в отличие от краткосрочного, фирмы могут осуществлять все желательные изменения в структуре применяемых ресурсов. Чем в таком случае будет определяться минимальный эффективный размер фирм?

 

 

Конкуренция: сущность и виды.

 

План.

1. Конкуренция: сущность, функции, виды.

2. Типы рыночных структур по характеру конкуренции.

3. Поведение фирмы на рынке совершенной конкуренции.

4. Экономическая природа и виды монополий. Поведение фирмы в условиях чистой монополии.

5. Поведение фирмы на рынке олигополии.

6. Поведение фирмы на рынке монополистической конкуренции.

 

Аннотация лекции.

 

1. Конкуренция: сущность, функции, виды.

Теория конкуренции – одна из наиболее изученных в науке. У Адама Смита законы рыночной конкуренции носят название «эффекта невидимой руки». Неоклассики изучают конкуренцию через структуру рынка. Неолиберал Ф. Хайек называет конкуренцию «процедурой открытия» и т.д.

Конкуренция – не просто соперничество за лучшие условия производства и реализации продукции с целью получения прибыли, но и один из элементов механизма рынка и форма поведения участников рынка.

Наиболее важные функции конкуренции:

· Распределение ресурсов и оптимизация их использования.

· Побуждение к инновациям.

· Формирование рыночной цены.

· Отбор (селекция) наиболее сильных участников рынка.

· и другие функции.

Й. Шумпетер особо подчеркнул инновационную функцию конкуренции, назвав возможные нововведения, например, новое благо, новый рынок сбыта, новый источник сырья и др.

Для выявления природы конкуренции и оценки её интенсивности М.Е. Портер ввёл понятие «модель сил конкуренции», назвав среди этих сил:

· Соперничество среди конкурирующих продавцов.

· Конкуренция со стороны товаров-заменителей.

· Экономические возможности и торговые способности поставщиков.

· и др.

Виды конкуренции изучаются исходя из разных подходов к их классификации.

· По структуре параметров рынка

А) Совершенная конкуренция.

Б) Несовершенная конкуренция.

 

Понятие рыночной структуры охватывает такие параметры:

· Количество фирм в отрасли.

· Тип производимой продукции (стандартная или дифференцированная).

· Свобода вхождения в отрасль и выхода из неё.

· Количество покупателей.

· Способность влиять на цены (степень рыночной власти).

· Неценовая конкуренция.

 

Для совершенной конкуренции характерны:

· Неограниченное число участников (покупателей и продавцов), доля которых столь мала, что они не могут влиять на рыночные цены (не имеют рыночной власти).

· Стандартная продукция.

· Свободный вход в отрасль и выход из неё.

· Отсутствие неценовой конкуренции.

 

Для несовершенной конкуренции характерны:

· Наличие рыночной власти, то есть возможности влиять на цены.

· К этому виду конкуренции относятся: чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.

 

Главное отличие этих видов рынка заключается в отсутствии или наличии рыночной власти – способности влиять на цены. Рыночная власть может быть измерена с помощью индекса Лернера.

 

L = Р – МС

Р

 

L – коэффициент Лернера; Р – цена; МС – предельные издержки.

 

· Виды конкуренции по отраслевому признаку.

А) Внутриотраслевая.

Б) Межотраслевая.

 

Внутриотраслевая конкуренция – это соперничество предприятий, выпускающих один тип товара, борьба за долю рынка, объём продаж, прибыль, покупателей.

Внутриотраслевая конкуренция зависит от:

· Количества фирм в отрасли.

· От схожести товара.

Есть показатель для измерения степени концентрации рынка – индекс Герфиндаля-Гиршмана:

 

Н = S²(1) + S²(2) +…S²(n)

 

Н – индекс Герфиндаля-Гиршмана; S – доля фирм в отрасли в порядке убывания в процентном отношении.

 

Межотраслевая конкуренция – это соперничество разных отраслей за деньги покупателей.

 

· По степени соответствия закону.

А) Добросовестная.

Б) Недобросовестная.

 

Методы добросовестной конкуренции.

· Снижение издержек.

· Повышение качества товара или услуг.

· и т.д.

 

Методы недобросовестной конкуренции.

· Самовольное использование чужого товарного знака.

· Введение в заблуждение покупателя, когда дело касается качества и дефектов.

· Прямой обман покупателей.

· Экономический шпионаж

· и т.д.

 

· По возможности влияния на цену.

А) Ценовая конкуренция.

Б) Неценовая конкуренция.

 

Методы ценовой конкуренции.

· Снижение издержек.

· Постоянство ассортимента.

 

Методы неценовой конкуренции.

· Реклама.

· Производство товаров с новыми свойствами.

· Новые упаковки товаров.

· и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.